- 5 основных черт людей с высоким социальным интеллектом, по мнению эксперта
- Социальный человек – определение и типы характеров
- Технические детали
- Выделим основные типы характеров социального человека:
- «С» = «Ясность» (Clarity)
- Социальная жизнь человека – механизмы влияния
- Зарубежный опыт
- Важность развития человека как социальной единицы
- Причины негативного сценария
- Вывод
- Виды асоциального поведения
- Профилактика асоциальности
- Признаки у взрослых
5 основных черт людей с высоким социальным интеллектом, по мнению эксперта
Социальный человек – определение и типы характеров
В основе социального поведения лежит обращённость к жизни других людей. Это уникальный комплекс действий, так называемая форма жизни, которая возникает при самопожертвовании ради общего блага или ради себя. Если рассматривать высший аспект социальной направленности, то это любовь. Это фундаментальное чувство, которое составляет основу жизни социального человека. Любовь может быть направлена на конкретный предмет или группу людей без потери основной цели развития, определяющей основы жизни индивидуума. Также люди склонны быть привязанными к другим людям и любовь к другому человеку активирует высшие ценности.
Социальный человек – это индивидуум, который выбрал для себя уникальную линию поведения, названную социальной. Эта форма поведения возникает тогда, когда потребность служить другим становится выше других потребностей. Высшее проявление социального человека – это любовь. Если отдельный человек является предметом любви, то это называется средоточием ценностей. Суть любви не исследована полноценно, но мы понимаем, что она открывает смысл существования, который заставляет нас быть лучше и развиваться в правильном направлении.
Среди других людей у социального человека вырабатывается определённый набор качеств характера. Психологи определили метод приспособления человека к социуму – он выражен в его характере. Если разбить поведенческие модели на несколько видов, то их можно классифицировать. Это позволяет определить общую картину действий человека в разных ситуациях.
Технические детали
Разработка программы «Социальный мониторинг» проводилась при участии большого числа специалистов по компьютерным технологиям. Данные горожан, использовавшиеся ими при регистрации, полностью конфиденциальны и не будут использованы нигде и никогда, помимо этой программы. Более того, после того, как человек выздоровеет, информация о нем будет удалена.
До этого момента, как подчеркнул министр правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко, все данные хранятся на территории России. Если у человека остались какие-то вопросы по поводу использования программы или ему требуется помощь, то столичные власти всегда готовы оказать свою помощь. Для этого необходимо обратиться на специальную горячую линию по телефону.
Выделим основные типы характеров социального человека:
- Целостный. Социальный человек создаёт устойчивые отношения. Он характеризуется хорошей приспосабливаемостью к условиям. У целостной личности нет внутренних конфликтов, и его желания совпадают с тем, чем он занимается в данный момент. Он легко общается с людьми и быстро заводит отношения. У такого типа характера есть воля, а его действия основываются на принципах и идеалах. Он не приспосабливается к принципам других людей, но меняет свою реальность согласно своим идеалам – это его основополагающий тип адаптации к социальной среде.
- Внутренне конфликтный. Данный тип характера отличается противоречивостью внутренних желаний и действий. Внешне такой человек может создавать впечатление гармоничной личности, однако на самом деле он с трудом согласует свои действия с требованиями среды. Данный тип личности склонен к импульсивным действиям, которые такой человек постоянно удерживает силой воли. Структура развития отношений у индивидуума данного типа устойчива, однако ему сложно общаться с другими людьми. Внутренне конфликтные люди плохо соотносят свою систему ценностей с реальностью. Наблюдается разрозненность с тенденциями внешнего мира. Этот разлад преодолевается методом психологической защиты или тактических перестроек. Если рассматривать данный тип характера в позитивном ключе, то это образ мудрого наблюдателя.
- Конфликтный. Характеризуется пониженной адаптацией к социальной среде. У человека наблюдается постоянный конфликт между желаниями и обязанностями. Его действия импульсивны и он часто испытывает отрицательные эмоции. Коммуникативные навыки неразвиты, а у самосознания отсутствует структура. Связи с внешним миром случайные и часто не запланированы. Жизнь такого человека строится на удовлетворении своих потребностей здесь и сейчас без прикладывания особых усилий. Последний тип характера обладает психикой с малым количеством опыта. Они строят планы на будущее и стараются не вспоминать прошлое. Такой человек не закалён в борьбе за существование. Причиной такого поведения может быть гипер опека в детстве со стороны родителей или окружающих людей. Они инфантильны и не могут преодолевать трудности жизни. Любая трудная ситуация воспринимается как опасность для здоровья и если возникает сложная ситуация, он погружается в мир фантазий, начинает упрямиться или капризничает.
- Вариативный. Такой человек хорошо приспособлен к среде, однако жизненная позиция неустойчива. Отсутствуют принципы, а уровень развития личности низкий. Поведение может быть разным – от капризного до умиротворённого. У таких людей нет характера, и они постоянно приспосабливаются. Поведение очень пластично и часто меняется. Внутренний мир чрезвычайно упрощён, а борьба за место под солнцем осуществляется по простой стратегии. Они видят только внешние препятствия и добиваются поставленной цели любыми способами. Их основная жизненная цель – добиться как можно большего количество сиюминутных благ. Внутренний мир подгоняется под внешние обстоятельства.
Вышеописанные типы характеров людей описаны философом и психологом Э. Шпрангером.
«С» = «Ясность» (Clarity)
Когда речь заходит об общении, ключевым моментом является ясность. Социально интеллигентные люди постоянно работают над тем, чтобы выразить свои мысли и чувства легко усваиваемой манерой.
Одно из упражнений, которое рекомендует Альбрехт, — это «тренировка в лифте». Начните с того, что вообразите, что у вас есть одна минута, чтобы представить свою компанию или себя кому-то, кто способен изменить вашу жизнь.
Что бы вы сказали?
Как тот, кто вырос с серьезным дефектом речи, по моему опыту, несколько упражнений улучшат ваши коммуникативные навыки. Можете попробовать записать себя, послушать, сделать выводы, повторить. Пока не добьетесь удовлетворительного результата.
Однако, как и в случае с другими аспектами социального интеллекта, существует множество способов практиковаться в общении с большей ясностью.
Пишите, пишите, а затем пишите ещё (в конце концов, письмо — это мышление).
Изучайте сильных коммуникаторов вокруг себя (Как они представляются? Как они ориентируются в сложных ситуациях?).
Смотрите великолепные речи и обращайте особое внимание не только на то, что они говорят, но и на то, как они это говорят.
Запишите себя, отвечая на обычные вопросы интервью или просто потренируйтесь рассказывать свои любимые истории.
Способность упрощать сложные идеи вплоть до легкого, но в то же время убедительного языка — это навык, который приобретает все большее значение в нашем быстро меняющемся мире.
Социальная жизнь человека – механизмы влияния
Социальная жизнь – это процессы жизнедеятельности людей, которые живут среди себе подобных. Также такой процесс можно описать как функционирование всего общества и взаимодействие его между собой. Если рассматривать это определение с социологической точки зрения, то социальная жизнь представляет собой чётко отработанную систему сотрудничества людей и социальных групп. Взаимодействие членов сообщества и индивидуумов производится как случайно, так и через компании, учреждения, организации и так далее.
Социальная жизнь имеет разнообразные формы, которые определяются средой. Самое большое влияние на жизнедеятельность групп и индивидуумов оказывает природа. Человек не может игнорировать природные процессы, и вынужден жить в соответствии с «графиком» планеты. Мы предлагаем рассмотреть основные механизмы влияния окружающей среды на человека:
- Принудительное влияние географического положения. Расположение относительно ландшафта и местности сильно влияет на особенности развития социума. Для общества важно наличие благоприятных условий, которое требуется для развития каждого его члена. Если возле населённого пункта нет источника воды или температура слишком низкая, то существование невозможно. Исключение составляют народы севера, которые живут вне общего течения развития цивилизации. Также важную роль играет экологический фактор, который заставляет общество обращать внимание на уровень загрязнения окружающей среды. И последним географическим критерием является угроза природного катаклизма, который способен разрушить город или нанести серьёзный ущерб плодородной почве. К этому нельзя приспособиться и лучше держаться от этого места подальше.
- Приспособление к географической среде. Прямое приспособление к условиям природы приводит к формированию рода занятий и вида хозяйственной активности. В зависимости от ландшафта мы строим дома или занимаемся сбором урожая определённого вида. Также место влияет на особенности архитектурных сооружений, этнической культуры, видов верхней одежды и так далее.
- Препятствие и способствование географической среды развитию общества. Для процветания общества требуется плодородная почва, источник воды и ресурсы для строительства. Человек может жить в горах, но торговля будет затруднена. Равнина способствует сбору многочисленных этнических групп.
Все вышеописанные факторы сильно влияют на особенности социальной жизни человека. Природа окружает нас, и часто мы не можем противостоять её воздействию. Чем лучше человек приспосабливается к условиям жизни, тем быстрее он развивается.
Исследователи данной области знаний отмечают, что особенности формирования ландшафта влияют на этнические группы по-разному. Не все переносят климат одинаково. Каждая группа имеет свою социокультурную систему, которая состоит из ценностей, поведенческих моделей, особенностей хозяйственной деятельности и политической сферы. Чем лучше члены группы организовывают социальную жизнь, тем меньшее влияние оказывает географическое положение на социальную жизнь населения.
Нельзя рассматривать связь географического положения и социума однобоко. Здесь играет роль восприятие людьми их ситуации. Так называемое социальное мировоззрение может быть сформировано под воздействие разных взглядов. В обществе важен баланс отношений, соблюдение равенства, иерархии и отношения между суб группами. Социальные отношения состоят из социальных связей, которые могут одинаково разделять и объединять людей. Если вести социальную жизнь правильно, то общество составляет единое целое.
Глава или лидеры общества должны следить за соотношением равенства и неравенства, так как этот аспект влияет на социальную структуру общества и развития отношений между каждым членом группы. Абсолютное равенство невозможно и поэтому этот аспект нужно исследовать и правильно подавать.
Зарубежный опыт
Программы, аналогичные «Социальному мониторингу», широко применяются и в других странах. Например, в Китае существует специальное приложение, с помощью которого пользователь может проверить, не контактировал ли он с зараженным человеком, а также увидеть на карте каждый дом, в котором живет пациент с подтвержденным диагнозом.
Похожая система действует и в Израиле, где маршрут больных коронавирусом и попавших в группу риска людей отслеживали буквально пошагово, с вычислением всех, с кем они контактировали. Программисты из Южной Кореи могли еще дальше и сделали данные из аналогичной программы открытыми – каждый гражданин может проследить, соблюдает ли его сосед режим самоизоляции или на его поведение следует обратить внимание врачам и правоохранительным органам.
В Польше людям из группы риска предлагается выбор – они могут или установить программу для дистанционного контроля за соблюдением режима самоизоляции, либо быть готовыми к внезапным визитам полиции. Все это показывает, что в России действует куда более гуманный и удобный для каждого конкретного человека подход.
Важность развития человека как социальной единицы
Без развития и целостности человек не может стать полноценным членом общества. Если его направленность не совпадает с общей направленностью общество, то он будет находиться в постоянном конфликте с собой и другими членами группы. Чтобы добиться баланса, важно уделять внимание развитию духовного аспекта общества. Каждый из нас стремиться сформировать целостную личность, так как данный тип характера позволяет лучше справляться с трудностями и расти.
Если общество будет сбалансированно развиваться, что никакие географические особенности территории не смогут повлиять на развитие общества в худшую сторону. Жизнь будет возможна даже в условиях крайнего севера или пустыни. Правильная направленность социума приводит к правильному технологическому прогрессу.
Причины негативного сценария
Практика показала, что большинство жителей Москвы ответственно подходят к соблюдению режима самоизоляции. В среднем, тех, кто готов поставить под удар безопасность окружающих, насчитывается всего 10-20%. Примерно столько москвичей, которым нельзя выходить из дома, чтобы не заразить других, все равно пытаются нарушить правила и посещать магазины, ездить в общественном транспорте и контактировать с другими людьми.
Даже такая небольшая доля безответственных людей станет причиной настоящего снежного кома заражений. Если их оставить безо всякого контроля и позволить разгуливать по улицам, то в первую же неделю они успеют заразить около полумиллиона человек. Среди новых больных обязательно найдутся столь же безответственные любители прогулок, и тогда счет новых случаев коронавируса в Москве пойдет на миллионы.
Вывод
Вначале статьи мы говорили о любви, как основе поведения социального человека. Сострадание, милосердие и взаимовыручка будут способствовать развитию каждого индивидуума. Баланс духовного и материального может привести социум к процветанию. Важно продолжать развиваться, чтобы от потребителя вырасти в социального человека, который ведёт разумную социальную жизнь. Сущность члена сообщества должна совпадать с целью всей группы, если эта цель благородная. Важно продолжать повышать уровень образованности общества и добиваться целостности как личности, так и всего социума.
Виды асоциального поведения
Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:
- Аддиктивное — погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
- Аморальное — уклонение от соблюдения моральных норм.
- Противоправное — нарушение правовых норм.
- Преступное — совершение преступлений.
Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:
- булимию и анорексию;
- наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
- религиозные секты;
- зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.
Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.
Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.
Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.
Профилактика асоциальности
Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления. Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями. Главный метод коррекции — профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.
В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:
- Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
- Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем — проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
- Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
- Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
- Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.
Признаки у взрослых
Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий — они оказываются на улице.
Асоциальность — это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.
Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.
Источник