Что такое аспект? Происхождение, значение, синонимы, предложения и словосочетание
Что такое аспект? Это вопрос чрезвычайно актуальный. Потому что слово можно слышать в речи политиков и телеведущих, а люди, не имеющие отношения к публичной сфере, могут употреблять существительное в шутку, дабы придать веса своим словам или создать юмористический эффект. Но мы постараемся не шутить, конечно, когда будем говорить об объекте исследования.
Словарь иностранных слов
Этимологический словарь нам здесь помочь не сможет, но мы воспользуемся услугами «приглашенной звезды» – словаря иностранных слов. Он дает нам три значения слова «аспект»:
- Астрономические знаки, обозначающие положение планет относительно друг друга, как они представляются для наблюдателя с Земли.
- Точка зрения, с которой предмет или понятие воспринимаются в данное время.
- Перспектива историческая или социальная, в которой выступает данное явление.
Также в словаре указано, что слово происходит от латинского aspectus – «вид».
Нам остается добавить, что обычно, если переводить это слово на повседневный язык, смысл его сводится к определенной точке зрения на проблему. Нередко к существительному прибавляют и прилагательное. Например:
- финансовый аспект;
- моральный аспект;
- психологический аспект.
Аспектов может быть столько, сколько сторон у предмета обсуждения.
Значение и предложения
Кажется, о том, что такое аспект, сказано уже достаточно. Но нам важно рассмотреть проблему с разных сторон. Поэтому толковый словарь тоже должен поучаствовать в беседе. Он, скорее всего, будет краток: «Точка зрения, взгляд на что-нибудь (книжное)». Как видим, этот источник немногословен. Пометка его справедлива, потому что существительное очень любят использовать в своей речи ученые мужи. Ну а мы попробуем сочинить с ним обычные предложения:
- Меня больше всего интересует учебный аспект в твоей жизни. Конкретнее? Ты домашнюю работу делать будешь сегодня?
- Финансовый аспект основной, когда мы думаем о приобретении машины или квартиры.
- В работе главное – это содержательный аспект: что именно надо делать за эту зарплату?
Предложения недаром получились слегка странноватые, потому что смешение бытовой речи и научной встретишь нечасто, а еще подобное, хотим мы того или нет, но порождает юмористический оттенок. Кажется, что ведь никто так выражаться не будет. Но это не совсем так. Ведь иногда люди обсуждают и небытовые, абстрактные вещи. Конечно, уже понимая априори, что такое аспект.
Синонимы
Замен достаточно, даже несмотря на то что слово сложное и специфичное. Дадим все, что нашли:
Кажется, что возможные синонимы к слову «аспект» были нами упомянуты. Конечно, самое популярное из них – это «точка зрения». Но читатель волен использовать все. Более того, это не только желательно, но и необходимо, ибо покажет высокую образованность человека.
Социальное измерение присутствует всегда
Читатель может подумать, что это немотивированный и странный переход от одного к другому. Но эта причуда объясняется просто: нам надо рассказать о словосочетании «социальный аспект».
Мы не будем толковать существительное, которому и так уделили много времени. Сосредоточимся на прилагательном, которое имеет (что неудивительно) широкое хождение. Итак, посмотрим значение (кратко): «Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе». Поэтому, имея этот смысл на руках, нетрудно установить подлинное содержание словосочетания «социальный аспект» – это сторона проблемы, которая имеет непосредственное отношение к общественной жизни либо тому или иному взаимоотношению людей.
Штука в том, что почти любая ситуация имеет социальное измерение. Даже глубоко личные, медицинские заболевания не могут обойтись без общественного контекста. Потому что, если человек тяжело заболел, ему требуется врач и его консультации, чтобы понять, какие вообще перспективы, а это уже социальное измерение. Несмотря на все наше стремление до предела индивидуализироваться и отдалиться друг от друга, мы все равно остаемся вместе, и это неизбежно. И совершенно все равно, нравится такое положение вещей или нет. Даже всеобщая глобализация и компьютеризация имеют социальное измерение. Эти параметры современной жизни ставят новые проблемы перед человечеством. Задачи, возникающие в процессе существования, должны решать все народы сообща. Надеемся, что теперь ясно, что такое аспект, мы старались.
Источник
Социальный аспект
Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения [15, 28, 32, 36, 46].
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся в настоящее время типы государственной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной [46]. В этом случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии должным образом осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта (условно) является американская модель [46].
Вторая модель – институциональная. Здесь социальная политика государства играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов.
На практике вторая группа типов государственной социальной политики показала себя более конструктивной. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и ее типичным вариантом социального государства (также условно) является шведский.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, что непосредственно оказывает влияние на особенности организации и финансирования внутригосударственной сферы социального обеспечения.
Из социальной политики стран с нормально развитой рыночной экономикой (Россия в настоящее время движется в данном направлении) можно сделать следующие выводы.
- Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя естественно во многом от него зависит.
- Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных показателей развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства – это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развития человеческого потенциала).
- Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
- Деятельность государственной политики в социальной сфере по отношению к такому важному вопросу, как степень вмешательства государства в социальную сферу претерпевает циклические изменения не только в зависимости от непосредственно экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией всех категорий населения, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите.
Пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ вызван, как правило, необходимостью увеличения гибкости предоставления выплат социальными работниками нуждающимся категориям граждан, усиления их способности соответствовать потребностям населения, сокращения влияния государства на экономику и общество, усиления контроля над государственными расходами в сфере социального обеспечения.
Сохранение циклической схемы смены приоритетов в государственной социальной политике приводит к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, чаще всего, не затрагивает серьезных социальных достижений предшествующего развития; доля расходов на социальные нужды ВВП также не претерпевает существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы преодолевается благодаря некоторому сокращению расходов, а также усилению налоговой дисциплины и другим мерам.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не договорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства, обеспечивая удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей граждан.
В конституции РФ, принятой в 1993 г., российское государство определяется как социальное государство. Иными словами, Конституцией декларирована ориентация на ту модель социального устройства, которая сложилась в развитых рыночных экономиках стран Запада. Обращение именно к этому типу социально-экономического устройства обусловлено особенностями социально-экономического развития России и поддержкой соответствующих реформ со стороны большей части граждан.
Однако, на практике, при разработке концепции и конкретных направлений экономических преобразований не просчитываются или не всегда верно оцениваются их социальные последствия, что приводит в настоящее время к отсутствию соответствующих «амортизаторов», способных смягчать неблагоприятное воздействие реформ и создавать предпосылки для адаптации населения к рыночным условиям.
Такое отношение к социальной составляющей реформ не случайно. Принятая стратегия экономической трансформации предусматривает лишь узкий круг мероприятий по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, а решение остальных социальных вопросов автоматически перекладывается на рынок.
Снижение жизненного уровня населения во время реформ неизбежно, так как в этот период экономика в целом переживает кризис. Не только в России, но и в других постсоциалистических странах в ходе реформ тоже наблюдалось усиление бедности и социальной незащищенности населения, что напрямую связано с объективными трудностями реформирования экономики, а также запущенностью проблем социальной сферы.
Задачи и направления социальной политики формируются в настоящее время под воздействием трех основныхразных по своему характеру факторов:
- нарастание и обострение социальных проблем, создающие непосредственную угрозу социальной стабильности и общественной безопасности;
- жесткие ресурсные ограничения для государственных расходов на сферу социального обслуживания граждан;
- необходимость реформирования социальной сферы в целом.
За годы экономических реформ реальный уровень душевых доходов населения сократился вдвое. Несмотря на стабилизацию реально располагаемых денежных доходов, например, в 1996 г. на уровне предыдущего года и рост реальной заработной платы за 1996 г. на 5%, тенденцию к падению реальных доходов населения переломить не удалось [46]. При этом надо иметь в виду, что статистические данные показывают величину начисленной, а не фактически выплаченной заработной платы.
Показателем острого социального кризиса является растущая дифференциация доходов населения. Одним из наиболее употребительных показателей дифференциации доходов служит децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения. Этот показатель характеризует степень неравномерности распределения населения по уровню дохода. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределение доходов в обществе.
В рамках постоянного мониторинга социально-экономического положения семей, проводимого Министерством труда и социального развития РФ, были сделаны соответствующие расчеты. Они показали, что оптимальный (или естественный) уровень дифференциации денежных доходов населения в целом по Российской Федерации в 1,7 раза ниже фактического. Это означает, что при стабилизации социально-экономических процессов, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий, активизация государственной политики на рынке труда и др. естественный фон дифференциации (по децильному коэффициенту) должен составлять на среднероссийском уровне не более 10 раз.
Особенностями дифференциации доходов населения России, угрожающими социальной стабильности и чреватыми угрозой для будущего нации, сегодня являются:
- резкая и быстрая концентрация доходов у сравнительно узкой прослойки населения, имеющего высокие доходы. По данным на конец ноября 1997 г. 20% населения с наиболее высокими доходами располагали 46, 5% совокупного объема денежных доходов населения, а 20% с наиболее низкими доходами – лишь 6,3%;
- рост разрыва в доходах высоко- и низкодоходных слоев населения, при этом, главное: основная масса населения сосредоточена в низкодоходных группах. Поэтому проблема преодоления неоправданного неравенства доходов в России в значительной степени сводится к проблеме ликвидации или хотя бы сокращения бедности населения;
- большая доля детей среди низкодоходных групп населения, являющихся клиентами сотрудников сферы социального обслуживания;
- углубление региональной дифференциацииуровня жизни населения, неравномерный (в региональном плане) ход реформ заметно увеличил существование территориальных социальных контрастов. Если принять величину совокупных доходов на члена семьи в среднем по Российской Федерации в 1996 г. за 100, то она в Москве уже составляла 298, в Тюменской области – 203, в Якутии – 190, в Камчатской области – 173. В то же время совокупный доход на члена семьи по отношению к среднему значению по Российской Федерации равнялся в Псковской и Владимирской областях 63, в Ивановской – 52, в Московской – 60, в Республике Калмыкия – 43, в Дагестане – 34 и т.д. Различия в доходах населения являются главной причиной региональных контрастов в уровне жизни, вместе с доходами эти различия определяют и такие показатели, как обеспеченность работой и жильем.
Снижение жизненного уровня привело к серьезным деградациям в личностных показателях граждан. По некоторым важнейшим социальным показателям Россия оказалась за порогом допустимого (потребления алкоголя, масштабы суицида и повышение уровня дебильности населения среди детей и взрослых).
Анализ динамики отдельных показателей уровня и качества жизни населения России можно дополнить глобальными показателями, используемыми в международных сопоставлениях. Одним из таких показателей социального развития, рассчитываемых ООН, является индекс развития человеческого потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала характеризует динамику уровня жизни населения в широком контексте условий жизнедеятельности. Сущность этого показателя сводится к определению среднего показателя, измеряющих степень здоровья, уровень образования, совокупный объем ресурсов на потребление и накопление, и представляется в виде условного коэффициента. В качестве обобщающего измерителя здоровья принят показатель «ожидаемая продолжительность жизни», в качестве измерителя уровня культуры «среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше», третье слагаемое интегрального показателя измеряется валовым внутренним продуктом на душу населения.
Данные социологических исследований показывают, что примерно пятая часть населения России успешно справляется с задачами адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Половина населения – на протяжении ряда лет с трудом решает свои материальные и духовные проблемы, а доля тех, кто вынужден отказываться от предметов первой необходимости, не только не сокращается, но и растет.
Значительное снижение жизненного уровня основной части граждан актуализировало социальную проблему бедности. В мировой практике четко прослеживаются три основных подхода к определению и измерению бедности: абсолютный, относительный и субъективный. Абсолютная концепция бедности базируется на установлении минимума средств существования — индивиды, не имеющие дохода, обеспечивающего установленный минимальный набор потребительских благ, относятся к категории бедных. В соответствии с относительной концепцией бедности бедным признается тот, чей доход не позволяет жить в рамках признанного и преобладающего в данном обществе стандарта потребления. Поскольку дифференциация благосостояния свойственна любому обществу, то, согласно данной концепции, бедность будет существовать всегда. Концепция субъективной бедности основана на исследовании мнения населения о минимальном доходе для полноценной жизни.
Каждая из концепций, взятая в чистом виде, обладает недостатками, серьезно затрудняющими ее использование в качестве исходного пункта измерения бедности. Поэтому статистическая практика пошла по пути комбинирования нескольких концепций.
Российский подход к измерению бедности базируется на абсолютной концепции, при этом используются некоторые элементы относительного подхода. Черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, который рассчитывается на основе нормативно-статистического метода: минимальная потребительская корзина складывается из натурального набора продуктов питания, в котором учтены диетологические требования, обеспечивающие минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и социальные услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат бюджетам семей с низкими доходами. На практике величина прожиточного минимума в России рассчитывается по специально утвержденной методике Министерства труда в целом по РФ и по всем регионам, а его законодательной основой является Закон о прожиточном минимуме, принятый в 1992 г.
Бедность – явление многоплановое. Помимо экономических и политических измерений, она является и политическим понятием, которое используется и модернизируется в ходе политической борьбы в условиях массового снижения уровня, растущей дифференциации, усиливающегося несоответствия реальности потребительским ожиданиям.
Мировая практика показывает, что существуют две стратегии государственной помощи бедным: гарантирующая и не гарантирующая минимальный доход на уровне черты бедности. В первом случае доход ниже черты бедности является достаточным основанием для того, чтобы претендовать на социальное пособие, размер которого определяется исходя из стремления полностью покрыть разницу между фактически полученным доходом и прожиточным минимумом.
В России душевой доход ниже установленного прожиточного минимума является необходимым, но далеко не достаточным основанием для получения социального пособия, а сам размер этих пособий не обеспечивает гарантии дохода на уровне минимальной потребительской корзины. Размер всех минимальных социальных выплат не связан со стоимостной оценкой черты бедности и намного ниже бюджета прожиточного минимума. Для решения проблем в социальной сфере в России предполагается:
— разработка оптимальной системы минимальных социальных стандартов, обеспечиваемых государством;
— усиление роли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг;
— повышение эффективности функционирования социальной сферы и качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкурентоспособности граждан, организаций и предприятий;
— дифференциация социальной политики по регионам и ее муниципализация.
Особое значение в системе мер государственной социальной политики имеет задача защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, под которой понимаются мероприятия по приспособлению доходов населения к росту потребительских цен в условиях инфляции.
Система индексации может быть охарактеризована рядом критериев. Индексация может быть упреждающей и последующей – в зависимости от отношения к срокам повышения цен. Она может быть автоматической и полуавтоматической. При автоматической индексации производится повышение доходов, пропорциональное индексу цен, при полуавтоматической – доходы увеличиваются только на часть прироста индекса цен.
Однако наиболее важный элемент государственной социальной политики – технология социальной защиты населения. В общем виде социальная защита населения – это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.
Эти меры реализуются с помощью определенных правовых методов (социальные законы), организационных рычагов (органы управления социального блока, в первую очередь Министерство труда и социального развития РФ) и финансовых средств (государственный бюджет и фонды социального страхования).
Существующие в мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь. Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица. Роль обязательного страхования в настоящее время огромна: средства на него составляют суммы не меньшие, чем расходы на социальные цели всего государственного бюджета. За этот счет содержится более 90% пенсионеров, покрываются 60% медицинских расходов, практически 100% расходов на трудоустройство и поддержку безработных.
В соответствии с законодательством о социальном страховании сформированы четыре государственных внебюджетных фонда: пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и занятости. Они суверенны, отделены от бюджета, самостоятельно управляются, их бюджет и тарифы взносов утверждаются законодательной властью – Государственной Думой РФ.
Социальная помощь не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она носит сугубо конкретный, временной характер, оказывается при наличии признаков, определенных законом: определенный возраст, доход и т.п. Предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества. Социальная помощь оказывается людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного места жительства, конфликты в семье, одиночество и потребность в постороннем уходе и т.п.).
Проблема состоит в том, как использовать различные виды помощи, направить ее тем, кто в ней действительно нуждается, упростить ее оказание.
В аспекте развития сферы социального обслуживания государственная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая перед собой целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник