Понятие «социальное служение»
Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с социальной работой цели и задачи.[3]
Термин «социальное служение», используется сравнительно недавно. Первоначально сочетание «социальное служение» употреблялось в отечественной исторической науке при определении социальной деятельности конфессиональных союзов. Однако социальное служение не ограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть составляющие сочетания – «социальное» и «служение».
Социальное — в русском толковом словаре определяется следующим образом:[4] Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.[5]
«Служение» (исходное значение «служба») – означает организацию какой-либо деятельности.[6]
В толковых словарях В.И. Даля[7] и С.И. Ожегова[8] служение рассматривастся как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить — значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.[9]
Термин «служение» традиционно широко используется в религиозной религиоведческой литературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается прежде всего как осуществление благотворительности и милосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным, так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества. С позиций религиоведения социальное служение понимается как исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.[10]
Исходя из вышенаписанного, также необходимо дать определение понятия «милосердие»: готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. По мнению Антоновой О.И., понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения. Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей.
Важной теоретической проблемой является определение сущности и роли социального служения с позиций теории социальной работы, поскольку оно исследуется, как правило, в рамках богословия и религиоведения. Определение же его реальной значимости для решения проблем современного общества только с этих позиций будет односторонним.
Определение понятия социальное служение практически отсутствует в современных российских справочниках по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводится только в контексте истории социальной работы и благотворительности и рассматривается как особый вид деятельности Церкви.[11]
Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяли принципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик.[12]
Согласно размышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мире по своей подлинной природе — церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни.[13] Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, кто действительно в этом нуждается.[14]
Людей, занимающимся социальным служением, принято называть добровольцами.
Понятие «социальное служение» трансформируется под влиянием, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальной действительности и друг к другу.[15]
С понятием «социальное служение» ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д.[16]
Социальное служение имеет глубокое этическое и психолого-педагогические основание – чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностному росту.[17]
В учебном пособии «Социальная работа с молодежью» под редакцией Басова Н. Ф. дается следующее определение понятия «социальное служение»: это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества.[18]
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ
Социальное — толковый словарь русского языка дает следующее определение: Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.
В толковых словарях В.И. Даля [1] и С.И. Ожегова[2] служение определяется как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить — означает действовать, помогать, делать благо, быть нужным.
«Служение» (исходное значение «служба») – означает организацию какой-либо деятельности.
Термин «служение » достаточно давно используетстя в религиозной теологической литературе В соответсвии доктринами различных религозных течений, социальное служение рассматривается в первую очередь как акт милосердия и благотвориительности в виде как прямой помощи нуждающимся, так и в в форме создания определеных условий для социальной реабилитации. В контексте культурологиии социальное служение пониматеся как исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, и заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия.
На основе вышесказанного, также необходимо дать определение понятия «милосердие»: готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. По мнению Решетникова О. В. понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения. Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей [3].
Важной теоретической проблемой является определение сущности и роли социального служения с позиций теории социальной работы, поскольку оно исследуется, как правило, в рамках богословия и религиоведения. Определение же его реальной значимости для решения проблем современного общества только с этих позиций будет односторонним.
Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяли принципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик.
Согласно размышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мире по своей подлинной природе — церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни. Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, кто действительно в этом нуждается.
Понятие «социальное служение» трансформируется под влиянием, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальной действительности и друг к другу.
С понятием «социальное служение» ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, терпимость и т.д.
Социальное служение имеет глубокое этическое и психолого-педагогические основание – чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностному росту.
В учебном пособии «Социальная работа с молодежью» под редакцией Басова Н. Ф. дается следующее определение «социальное служение»: это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества [5, с 65].
Социальное служение в целом, рассматривается в международной социальной политике как важнейший ресурс демократического общества, направленный на предоставление гражданам, членам мecтных сообществ возможности для активного участия в жизни сограждан и своих сообществ.
По мнению Решетникова О. В. Социальное служение может быть представлено как идеология, основанная на защите и помощи социально незащищенной части общества, способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур, социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемая социально-политической практикой. [4]
Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации благотворительной деятельности:
Благотворительность есть определенная основа социальной деятельности, ее важным мотивом выступает такая социальная институция, как человеческое милосердие. В религиозной деятельности благотворительность выражается в социальном служении.
Даль В.И. толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. — М., 1980. — Т.4.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1994.
Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе. — М.: Издательство РГСУ, 2008, — 49 с.
Решетников О. В. Социальное служение в России и за рубежом // Отечественный журнал социальной работы. 2006 . № 2. С. 39-43
Социальная работа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2009. — 328 с.
Источник
Социальное служение
Социальное служение – особый вид социальной деятельности. Специфика этой деятельности заключается в том, что в основе ее лежит древнейшая религиозная традиция, заключающаяся в бескорыстном оказании помощи нуждающимся и неимущим. Принято считать, что основными понятиями социального служения являются милосердие и благотворительность. В научной литературе, как правило, эти понятия зачастую используются или как синонимы, или как сопоставимые между собой величины, в которой благотворительность считается составной частью милосердной деятельности (филантропия, каритативная деятельность).
Такой же подход можно найти не только в научной литературе, но и в размышлениях русской религиозно-философской мысли. К примеру, С.Н. Булгаков «милосердие» и «благотворительность» рассматривал как единые смысловые понятия, видя в благотворительности обобщение отдельных признаков милосердия. Проанализируем исследуемые категории.
В славянском языке слова с корнем «мил» трактуются как «располагающий к себе», «приятный», «любимый», «жалкий». Согласно словарю В.И. Даля, милосердие, – дость – есть сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. В пословицах русского народа чувство любви к ближнему отразилась в следующих изречениях: «Где любовь, тут и бог. Бог – любовь»; «Милее всего, кто любит кого»; Мило, как люди людям любы»; «Добрым путем бог правит. Добрый путь бог правит»; «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь» и т.п.
В общегуманитарном смысле такого рода чувственно-эмоциональная установка трактуется как состояние «кардиоцентризма» – высшая форма гуманного отношения человека к человеку. С древних времен сочувственное, сострадательное отношение к человеку, готовность помочь нуждающемуся воспринималась через нравственные категории человечности и сердечности. У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему была одной из важнейших нравственных заповедей.
Помощь бедным гражданам в античной цивилизации являлась не только политической задачей, но и проявлением милосердия и сострадания человеку. Цицерон указывал на милосердие, как на отличительную черту человека. По учению Эпиктета, в природе человека заложено стремление оказывать благодеяние и помогать людям.
Концепцией милосердия, идущей сквозь призму понятия «человечности», пронизано и христианское вероучение. К примеру, современные православные богословы рассматривают милосердие как активное вмешательство верующих в земные дела ради уничтожения самих причин страдания. С их точки зрения, милосердие – это «…вызов укладу жизни, закрепившему социальную, экономическую и расовую несправедливость, вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который
предполагает выживание сильнейшего».
В результате, в современном православном учении о милосердии наблюдаются как мирские, так и религиозные компоненты. Для этого учения, помимо религиозного компонента, милосердие есть категория и общечеловеческой нормы и ценности. Данный подход, таким образом, позволяет устанавливать сотрудничество во всех сферах социальной деятельности между людьми различных мировоззренческих ориентаций.
В результате изложенного, можно сказать следующее: «понятие «милосердие» в социологическом измерении можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения.
Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей, благодаря чему действия индивидов в определенных условиях становятся ожидаемыми, анонимными, предсказуемыми, обеспечивающими достижение поставленных целей.
Социальные нормы, в данном случае, представляют собой обязательные для всех, признанные и разделяемые правила поведения и выступают важнейшим из тех объективных факторов, которые детерминируют социальные действия. Их регулирующее влияние заключается в том, что они либо предписывают совершение каких-либо действий, либо запрещают, либо предоставляют субъекту возможность выбора или иной линии поведения, либо просто устанавливают порядок функционирования определенного социального образования для достижения поставленных им целей. В конечном итоге, выработанные, благодаря данной социальной институции, социальные нормы и ценности являются средством, механизмом социального контроля, инструментом для поддержания согласия в обществе и его успешного функционирования.
Они обеспечивают упорядоченность и успешную организацию деятельности общества, воспроизводства социальных ролей и статусов, системности общественного мировоззрения. Именно на упорядоченное и успешное функционирование общества направлена благотворительная деятельность социального
служения. Благотворительность, – благотворить – по словарю В.И. Даля – означает благодетельствовать, делать добро. Благотворительный (о человеке) – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовность делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроение для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих, или ради попечения о них. Благотворец, – итель – творящий, делающий добро другим. Благоустроить, – ивать – приводить в хорошее устройство, в добрый порядок.
Синонимом благотворительности является по Далю слово призреть (призревать) – пристроить, приютить, принять, дать приют и пропитание. В современном издании благотворительность интерпретируется в качестве помощи, оказываемой неимущим; заботе о лицах, лишенных впоследствии каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, что свойственно в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции.
Благотворительность, таким образом, есть определенная форма социальной деятельности, мотивационным стимулом которого выступает такая социальная институция, как человеческое милосердие. В религиозной деятельности благотворительность представлена социальным служением. В свою очередь, религиозное миропонимание, помимо общегуманитарного подхода, придает благотворительности свои ценностные представления и мотивационные стимулы. Рассмотрим их на примере различных типов религиозных мотивировок.
Источник