Что значит социально значимая деятельность учащихся

Статья по теме «Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников»
статья (10 класс) по теме

Из опыта работы классного руководителя 10А класса ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialn1.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников

(из опыта работы классного руководителя 10А класса

ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е.)

На современном этапе развития общества одним из важных вопросов является воспитание человека с активной жизненной позицией, способного к самоопределению в жизни. Социальная активность человека делает его конкурентноспособным в современном мире.

Социально-значимая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей» (Слайд №2)

Я являюсь классным руководителем 10А класса школы № 96 Калининского района Санкт-Петербурга.

Остановлюсь на основных направлениях социально-значимой деятельности, в которую включены учащиеся класса и которые позволяют старшеклассникам становиться более коммуникабельными и социально активными.

Проект «Друг». Проект милосердия и доброты. Наши учащиеся, педагоги, родители собирают помощь для животных, которые живут в приюте для бездомных животных. Проект позволяет научить детей быть добрыми и милосердными к «братьям нашим меньшим» (Слайд №3)

27 января, в День 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады учащиеся нашей школы участвовали в акции «Свечи памяти». В завершении акции из более двухсот зажженных свечей на снегу засветилась цифра 70, в память о мужестве, стойкости и героизме жителей блокадного Ленинграда (Слайд №4,5)

С 2012 по 2015 гг. мы участвуем в проекте «Пока я помню – я живу». Этот проект посвящен 70-летию прорыва блокады Ленинграда и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках проекта, стали традиционными выезды к мемориалу ленинградским детям, погибшим в деревне Лычково Новгородской области. Вместе с нами выезжает Павел Михайлович Солтан, заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, благодаря которому мы встречаемся с жителями и школьниками, бережно хранящими память о большой трагедии, случившейся 18 июля 1941 года. Здесь на станции были уничтожены немецкой авиацией 12 вагонов с детьми, вывезенных из Ленинграда в эвакуацию (Слайд №6)

Одной из почетных обязанностей наших учеников является уборка территории Мемориала Цветок Жизни, в который входят Холм Скорби, Аллея Дружбы и Цветок Жизни, который расположен на 3-м километре Дороги Жизни. Осенью и весной вместе с жителями блокадного Ленинграда ребята принимают участие в субботнике по уборке данной территории. Организатором такого трудового десанта является Павел Михайлович Солтан, который своим энтузиазмом задает тон всей работе. (Слайд №6)

В январе 2014г. ученики 10А класса приняли активное участие в концерте и торжественной церемонии вручения Памятных знаков Санкт-Петербурга «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» блокадникам и жителям блокадного Ленинграда 21 муниципального округа.
Ветераны от души поблагодарили учащихся и учителей школы за радушный прием и доброе отношение к пожилым людям. (Слайд № 7,8)

Проект «Старшие – младшим!» Представляется интересным опыт нашей школы «Старшие – младшим!» Когда мы проводим праздники для начальной школы, мы не приглашаем профессиональных артистов. Выступать для малышей и помогать им – это почетная обязанность учеников 10-х и 11-х классов. Этот проект помогает старшеклассникам проявить инициативу и сплотить учеников старшей и начальной школы (Слайд №9)

Международный проект «Школа 96, Санкт-Петербург, Россия – объединение школ №1, г. Сважендз, Польша – интеграция культур». Более 15 лет старшеклассники и педагоги школы сотрудничают со школой № 1 им. Великопольских повстанцев, г. Сважедз, Польша. В рамках проекта ежегодно наши учащиеся выезжают в Польшу, а польские школьники приезжают к нам. Проект позволяет развить у учеников навыки межкультурной коммуникации, воспитать у школьников гордость за свою страну, за свой город с богатыми традициями и историей (Слайд №10)

В заключение хочется сказать, что нас – учеников и учителей школы, объединяет социально-значимая деятельность, которая позволяет нам становиться активнее, добрее, гордиться своей страной и добиваться успеха.

Источник

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города
статья по теме

В статье представлены возможные виды социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendacii_po_socialno-znachimoy_deyatelnosti.docx 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

Социально-значимая деятельность — это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде. Другими словами, это – деятельность «на радость и пользу окружающих людей»

Эта деятельность осуществляется в каких-либо следующих областях:

В области помощи малозащищенным группам лиц и малообеспеченным лицам и семьям

Сохранении исторического наследия

Защите среды и др.

Часто понятие социально-значимой деятельности отождествляется с понятием добровольческой (волонтёрской) деятельности. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Виды деятельности волонтёров:

посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы и другие;

благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

благотворительные концерты и театральные выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Возможные виды социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

участие в волонтерских движениях

интервьюирование ветеранов войны и труда, почетных граждан города, интересных людей,

организация поисковых отрядов,

проведение социологических опросов,

работа в архивах,

сбор материала для пополнения фондов школьного музея,

создание школьных, классных сайтов, фильмов о городе,

патриотическая акция «Согреем сердца ветеранов», по оказанию адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам ВОВ,

проектно – исследовательская деятельность.

Перечисленные выше виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями.

Результатом патриотического воспитания ребёнка становится освоенный им опыт патриотической деятельности, характеризующий его как личность, совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий и явлений патриотической направленности.

В дальнейшем стабильная система переживаний, ярких эмоциональных реакций, чувство гордости, связанного с сопричастностью к делам своего народа, Отечества может стать для уч-ся пусковым механизмом, внутренней потребностью не просто включаться, но и самостоятельно организовывать деятельность, направленную на сохранение и приумножение традиций и достижений родного города и родной страны.

Примеры социальных проектов, которые могут быть реализованы в результате данных видов деятельности:

«Ветераны среди нас» (адресная помощь ветеранам);

«Наша школьная газета о городе» (юбилейный выпуск газеты к юбилею города, можно раздавать жителям города, подарить ветеранам, первостроителям, социальным партнёрам. В этом случае хорошо, если там будет информация о них);

«Город, в котором мы живем» (исследовательские работы школьников, выпуск сборников, альманахов силами учащихся);

«День добрых дел» (приурочен к юбилею города. Учащиеся школы выбирают несколько городских объектов (памятники, парки, улицы, люди), и одновременно направляют свою деятельность им в помощь);

«Дети Комсомольска-на-Амуре – солдатам войны (первостроителям города)» (акция дарения подарков. В качестве подарков можно использовать продукты творческой деятельности детей);

«Дочь первостроителя (солдата)» (Знакомство с родственниками знаменитых и не очень земляков. Интервьюирование их. Печать в школьной газете. Приглашение на школьные мероприятия);

«Дорогами памяти» (путешествие по Местам славы (значимым объектам), приведение их в порядок);

«Мои знаменитые и замечательные земляки» (Знакомство, интервьюирование, адресная помощь, приглашение в гости);

«Вспомним всех поименно…»;

«В России жить – не жизнью дорожить – Россией!»;

«Памятники города Комсомольска-на-Амуре. Интерактивная карта»;

Городская акция «Синий платочек»

Акция проводится в 4 этапа:
1 этап – Информирование школьников об акции. Проведение презентации акции в ОУ.

2 этап – городская акция. Волонтеры на улицах с подготовленными фрагментами синей ткани предлагают жителям города написать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

3 этап – формирование общего полотна из фрагментов ткани. Презентация результатов акции в ОУ.
4 этап – Презентация «полотнища» в ОУ. Передача полотнища в Музей ОУ. На фрагменте синей ткани размером 50*50 (см) перманентным маркером черного цвета выполняется надпись, содержащая фамилию, имя, отчество, дата рождения, место службы родственника, участвовавшего в Великой Отечественной войне.
Все фрагменты сшиваются в единое полотнище, которое символизирует собой единение.

Активисты приобретают материал синего цвета и изготавливают синенькие платочки, а также тематические буклеты. И в день Победы ребята раздают буклеты и платочки ветеранам и жителям города.)

Добровольческий проект (инициатива) «Детская лепта»;

«Роль театра в формировании патриотизма в современном мире» (постановка спектаклей гражданско-патриотической тематики в школьном театре);

«Сквер памяти» (шефство над конкретным исторически-памятным местом);

«Комсомольск-на-Амуре — город молодёжи» (город молодёжной мечты, в котором будут решены все проблемы молодёжи);

«Летопись родного города» (работа с архивными материалами);

«История города в семейных фотографиях» (восстановление исторических фактов о городе по фотографиям из семейных архивов школьников);

«Когда стою у Вечного огня» (проект школьников-юнармейцев Поста № 1);

«Герои живут рядом» (о гражданах города, внесших свой вклад в защиту интересов его граждан, не упомянутых в официальных источниках);

«Сверстники города» («перепись» учащимися жителей города 80-летнего возраста, интервьюирование их, публикация изданий по итогам работы);

Фотосессия «Мой город в день рожденья», «Мой город накануне юбилея»;

Фотовыставка «Мы – твои дети, Комсомольск» (можно разместить в окнах школы);

Конкурс проектов «Мой подарок к юбилею города»;

Акция «Маршрут памяти» (уборка памятников, мемориальных досок);

Акция «Радость людям» (проект «Счастливый билетик», автор Симашова Вероника, уч-ся МОУ СОШ № 23 г. Комсомольска-на-Амуре)

Источник

Социально-значимая деятельность: определение, особенности, развитие и примеры

Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.

Что это такое?

Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации.

Вам будет интересно: Ненецкий язык: характеристики, история, письменность

Цель социально-значимой деятельности в школе:

  • формирование социальных компетенций, нравственное развитие;
  • знакомство с различными социальными процессами с «погружением в ситуацию»;
  • приобретение коммуникативных и практических навыков, умения видеть проблемы и не оставаться в стороне.

Вам будет интересно: Незабываемые игры, или Знакомьтесь, это викторина

Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике.

Развитие социально-значимой деятельности

Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы:

  • поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров, начиная с младших классов;
  • постоянное взаимодействие воспитательной системы и ближайшего социального пространства;
  • деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять непосредственное участие в решении проблем;
  • сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.

Системность заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы для учеников.

Основные направления

Вам будет интересно: Династия Строгановых: история рода, происхождение и наследие, интересные факты

Социально-значимая деятельность школьников на сегодняшний день довольно разнопланова. В течение года в школах реализуются десятки проектов, носящих социальную окраску. Однако можно выделить несколько традиционных направлений работы:

  • гражданско-патриотическое;
  • экологическое;
  • культурологическое;
  • благотворительное;
  • социологическое;
  • историческое;
  • здоровьесберегающее.

Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения. Сюда относятся:

  • оказание помощи и поддержки социально незащищенным группам населения;
  • благоустройство (озеленение) территорий;
  • работа с подшефными учреждениями (детские сады, детские дома, дома престарелых);
  • поддержание работы учреждений культуры, спорта;
  • проведение опросов общественного мнения.

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности

Обязательными условиями успешности данного направления в работе школы являются системность, регулярность, нормативное обеспечение, творческий подход, вовлеченность всех участников образовательного процесса. Организация социально значимой деятельности может сопровождаться следующими локальными положениями:

  • приказ руководителя (о назначении ответственных лиц);
  • план-график на текущий учебный год;
  • инструкции по соблюдению техники безопасности;
  • письменные заявления-согласия родителей учащихся.

Для работы формируется группа педагогов, определяющих тематические и временные блоки социально-значимой работы. Перед началом каждого из них школьников и их родителей знакомят с планом мероприятий. Довольно часто они проводятся в соревновательной форме, что увеличивает интерес со стороны участников. Обязательным является инструктаж детей перед началом каждого мероприятия. Также проводятся мониторинги, позволяющие определить мнение ребят и их родителей, выявить имеющиеся недостатки.

Социальные проекты в начальной школе

Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Но первые шаги на этом поприще следует делать уже в младших классах.

В социальных инициативах учеников начальной школы проявляется их потребность в активной деятельности, самостоятельности, независимости, стремление к участию в жизни других. Поэтому так важно привлекать их добровольческому движению.

Помимо возможности научиться делать правильный выбор и действовать, большое значение имеет групповой характер работы. Не зря говорят, что ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Социальные проекты помогают ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, брать на себя обязательства и выполнять их. В качестве направлений работы лучше выбирать те, которые касаются ближайшего окружения младшего школьника, чтобы обеспечить его интерес и вовлеченность.

Гражданско-патриотические проекты

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения сейчас уделяется особое внимание. И это заметно отражается на организации социально-значимой деятельности современной школы. Формирование осознанной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны – именно такие задачи отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Для достижения этой цели необходимо сочетать просветительские (тематические беседы, классные часы) и практические (мероприятия, проекты, акции) методы. Среди возможных форм социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

  • организация поисковых отрядов и работа в архивах;
  • этнографические экспедиции;
  • интервью с известными жителями города (области);
  • сбор материалов, оформление экспозиций школьного музея;
  • проведение краеведческих экскурсий;
  • встречи и организация адресной помощи ветеранам (боевых действий, труда);
  • участие в мероприятиях, посвященных дню Победы и другим знаковым датам;
  • уход за мемориальными памятниками;
  • организация военно-патриотических спортивных игр.

«Наш дом»: экологическое движение

Вовлечение школьников в практическую работу по изучению и охране природы – одна из наиболее эффективных форм экологического воспитания. В рамках социально-значимой деятельности по этому направлению происходит воспитание экологической культуры и формирование активной жизненной позиции.

Масштабность природоохранных акций, в которых участвуют школьники, может варьироваться от пришкольной территории до района, города и области. Это может быть:

  • уборка и вывоз мусора;
  • очистка парков, скверов, береговой зоны водоемов;
  • озеленение участков;
  • сбор макулатуры, пластика, утилизация батареек;
  • экономия воды и электроэнергии;
  • пропаганда осознанного отношения к окружающей среде (опросы, листовки, выступления).

Волонтерское движение

Одна из популярных и востребованных форм социально-значимой деятельности. Волонтер – человек, который по собственному желанию в свободное время безвозмездно делает нечто полезное для окружающих. Он может не иметь специальных навыков, но готов учиться, помогать, делиться своим опытом с другими. Волонтерскому движение присущи:

  • бескорыстие;
  • добровольность;
  • полезность в социальном плане;
  • организованность;
  • вовлеченность участников.

Можно выделить несколько основных видов и направлений добровольческой деятельности:

  • взаимопомощь, поддержка разных социальных групп;
  • благотворительность;
  • участие в самоуправлении;
  • пропаганда и просвещение.

Благотворительные акции

Способность к эмпатии, умение сопереживать сегодня встречаются не так часто. Формирование этих качеств происходит в юном возрасте, поэтому так важно создать условия, в которых ребенок научится сочувствовать окружающим, оказывать помощь.

Благотворительные акции и проекты – одно из важнейших направлений социально-значимой деятельности. В них могут вовлекаться педагоги, школьники, их родители, а также представители благотворительных фондов, организаций, группы волонтеров. Обычно речь идет о помощи тем, кто в ней нуждается. Это могут быть пожилые люди, больные, малообеспеченные категории граждан, сироты, беженцы, пострадавшие от стихийных бедствий, животные и т. д.

Традиционными сегодня становятся благотворительные школьные ярмарки, концерты, аукционы и марафоны, позволяющие собрать необходимые средства.

Источник

Читайте также:  Регургитация сердца что это значит
Оцените статью