- Социальная психология
- Оглавление
- Биологическое и социальное в человеке: примеры и отличия
- Биологическое в человеке
- Примеры биологических особенностей
- Социальное в человеке
- Примеры социальных особенностей
- Концепции биологического и социального
- Единство биологического и социального
- Заключение
- Социальное развитие человека
- Рассмотрим, что развивает в человеке такой социальный уклад общества?
- Ясли, детский сад — первичное социальное развитие.
- Школа и социальное развитие человека.
- Инструменты социального развития человека и воспитания в обществе.
Социальная психология
Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
- 1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки
- 2. Направления, задачи и методология социальной психологии
- 3. Понятие и структура личности
- 4. Классификация типов личности и уровней ее развития
- 5. Общее понятие социального развития личности
- 6. Основные стереотипы понимания социального развития
Из серии: Шпаргалки
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Общее понятие социального развития личности
В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.
Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.
Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.
Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.
Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.
Источник
Биологическое и социальное в человеке: примеры и отличия
Фразу «Человек – существо социальное» вы наверняка знаете. Она интересна тем, что очень точно и лаконично описывает двойственную природу людей. С одной стороны, человек – это биологическое существо, такое же как другие животные, и отличающееся от них только особой организацией мыслительной деятельности. С другой стороны, человек – это единственное животное, которое способно поставить социальные ценности выше биологических потребностей. Давайте подробно разберёмся, что такое биологическое в человеке, что такое социальное, рассмотрим примеры. Узнаем, в чём отличия этих понятий и какая между ними взаимосвязь. Начнём с биологического.
Биологическое в человеке
С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.
Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.
Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.
Примеры биологических особенностей
Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:
- Развитые кисти рук. У человека очень хорошо развиты руки, что позволяет использовать их самыми разными способами. Как и у остальных приматов, они очень цепкие и довольно сильные. Это позволяет брать тяжёлые предметы и выполнять грубую работу. Но уникальным человека делает развитая мелкая моторика, позволяющая ему выполнять также и очень тонкую работу.
- Прямохождение. Многие животные могут вставать на задние конечности или даже перемещаться на них. Но только для человека прямохождение является основным видом передвижения.
- Редуцированный волосяной покров. Поскольку человек уже много тысячелетий защищается от холода при помощи одежды, на его теле практически не осталось волос. Интересно, что этот признак не является уникальным, и многие морские млекопитающие тоже не имеют волос.
- Развитый головной мозг. У людей самый высокий коэффициент энцефализации (показатель соотношения массы мозга и массы тела) среди всех животных. У взрослого человека среднего телосложения он составляет примерно 7,3-7,8. Вторую ступеньку в этом «рейтинге» занимают афалины (род дельфинов) с коэффициентом энцефализации 5,4.
- Речь. Способность членораздельно говорить, произнося сложные сочетания звуков, является уникальной особенностью человека, выделяющей его из всех млекопитающих. Интересно, что некоторые птицы способны научиться «говорить». Однако речь птиц имеет другую природу – у них хорошо развита способность имитировать звуки. То есть, они не произносят осмысленные фразы, а подражают любым звукам вообще (например, попугаи часто передразнивают домашних других животных).
Социальное в человеке
Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.
При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.
Примеры социальных особенностей
По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.
Основные социальные особенности человека:
- Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
- Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
- Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
- Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
- Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
- Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.
Концепции биологического и социального
Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.
- Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
- Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.
Единство биологического и социального
Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.
Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.
Заключение
С точки зрения современной науки, человек – это уникальное существо с двойной природой. В нас одинаково сильно проявляется как биологическая часть, так и социальная. Первая заложена в нас на генетическом уровне и определяет наш темперамент. Вторая формируется в процессе социализации и оказывает значительное влияние на наш характер. Но ни одна из них не определяет полностью, кем является человек, поскольку биологическая и социальная части неотделимы друг от друга. Поэтому можно сказать, что человек – это уникальное биосоциальное существо.
Источник
Социальное развитие человека
Есть не мало выражений, типа «скажите мне кто твои друзья и я скажу тебе кто ты», «с кем поведёшься от того и наберёшься», «короля делает его свита» и так далее. Смысл которых заключается в том, что в человеке заложена программа подражания, приспособления, поэтому в каком бы общественном строе, жизненном, культурном и социальном укладе не оказался человек, он способен подстроиться под него. Таким образом в нашем социуме, в котором каждый из нас обитает, происходит социальное развитие человека.
Социум, это свод правил, как писанных, в виде законов, правил и ответственности за их нарушение, так и не писанных правил морали и нравственности, культуры поведения в обществе, принятых норм поведения. Мы приходим в этом мир и постепенно взрослея понимаем, что правильно, так уж заведено, вначале ходить в ясли, потом в детский сад, затем в школу, а после этого принято идти в институт, чтобы после этого устроиться на хорошую работу. Имея работу и создав условия для существования (решив жилищный вопрос), создать семью, завести детей, заниматься их воспитанием и уже по тому же сценарию проводить своих детей: ясли, детский сад, школа, институт, работа.
Рассмотрим, что развивает в человеке такой социальный уклад общества?
Ясли, детский сад — первичное социальное развитие.
Ясли и детский сад — прежде всего развивают в человеке коммуникативные навыки со своими сверстниками, происходит освоение своего тела, развитие различных навыков связанных с моторикой движений, идёт освоение различных увлечений, новых знаний. Постоянно сравнивая себя с другими — мы учимся разделять границы того, где заканчивается Я и начинается НЕ Я, МОЁ и НЕ МОЁ. Ведь если ребёнок берёт чужое, потому что оно ему понравилось, его учат, что это неправильно, с ним может подраться сверстник, отобрав своё силой. Мы познаём законы социума, в частности «не укради» уже с возраста ребёнка. Таким образом формируется социальное развитие человека или социальный человек.
Школа и социальное развитие человека.
Переходя в школу, мы больше делаем акцент в познании информации окружающего мира, его законов, формул, правил и устоев. И в детском саду и в школе и на любом уровне социального устройства мы познаём и чувствуем на себе, когда мы что-то делаем правильно — в виде хорошей оценки, одобрения других, похвалы, повышения зарплаты; и когда мы делаем что-то неправильно — получая низкие оценки, ругань, порицание, не одобрение, осуждение и даже наказание. Всё это служит воспитанию в человеке определённых качеств, которые воспитывает общество в каждом человеке, которые на данный момент развития общества считаются высокими, правильными, нравственными и достойными подражания.
Инструменты социального развития человека и воспитания в обществе.
Одобрение и порицание, похвала и наказание — лишь одни из немногих инструментов, используемых людьми для воспитания, ведь каждый человек, являющийся членом общества, становится проводников его правил и идей, соответственно сами люди начинают обучать и воспитывать других людей, чтобы те соответствовали нормам и правилам общества.
Конечно же не каждый человек и не каждый раз — делает правильный выбор в жизни, мы часто совершаем ошибки, не желаем выполнять правила этого общества, в итоге познаём боль и страдания. Тем самым мы учимся на своих ошибках, тем самым продолжая воспитываться себя на протяжении всей своей жизни. Но можно ли за одну жизнь научиться быть правильным и перестать делать ошибки, преодолеть свою гордыню, научиться беспрекословно подчиняться вышестоящим? Конечно же нет. Социальное развитие человека сопровождает большинство из нас на протяжении всей жизни, мало кто способен жить совершенно один в лесу, горах или на необитаемом острове. Мы учимся жить совместно с другими, обучаясь взаимодействию, сотрудничеству, общению, выстраиванию связей друг с другом — так социальное развивает каждого из нас.
Человек снова и снова рождается, проживает жизнь обретая опыт, умирает, а затем снова рождается, чтобы исправить ошибки своего прошлого воплощения, научиться тому, что не смог познать и понять в прошлом. Ведь повторно рождаясь, сам человек уже другой, пусть он не помнит прошлого опыта, но в душе храниться опыт прошлого, поэтому два человека из одной семьи вырастают совершенно разными, ведь опыт одной души — может быть 10 воплощений, а у другой 40, соответственно и учиться в жизни им предстоит совершенно разному, проходить разные жизненные ситуации, делать разный выбор между добром и злом, формируя свою душу, свой характер, свою личность. И большое значение в воспитании и формировании личности играет именно социальное развитие человека.
Источник