Что значит социально педагогическая направленность

Программы социально-педагогической направленности в дополнительном образовании
учебно-методический материал

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей по­лучили развитие объединения социально-педагогического направления, ориен­тированные на корректировку и развитие психических свойств личности, ком­муникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие ли­дерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедря­ются социально-педагогический модели деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
sots.ped_.napravlennost.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества».

Выступление на тему: «Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования»

Автор: Фетисова Е.Д.

педагог- организатор МУДО ДДЮТ

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Поскольку традиции, стиль и методы работы УДО максимально учитывают условия социума, то здесь, в сравнении со школой, более эффективно внедряются социально-педагогический модели деятельности.

Программы социально-педагогической направленности призваны обеспечить создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.

В подавляющем большинстве программы социально-педагогической направленности являются долгосрочными, многоуровневыми и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный, допрофессиональный. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к их меняющимся условиям жизни, способствует гражданскому становлению подрастающего поколения.

Программы социально-педагогической направленности многофункциональны по целевому назначению, охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся.

Все многообразие программ социально-педагогической направленности условно можно разделить на четыре группы:

  • программы детских сообществ и детских общественных организаций;
  • досуговые программы;
  • программы направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.;
  • программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями.

Досуговые объединения, создаваемые в соответствии с интересами детей и подростков, призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение подростка в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.

Оказывая позитивное влияние на индивидуальность обучающегося, досуговые программы создают предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становления активно-отрицающей позиции по отношению к наркотикам, асоциальному поведению, дают ощущение успеха, самоутверждения, активизируют процессы самопознания и самовыражения.

Программы досуговых объединений, предоставляют возможность варьировать ролевой статус детей и подростков, что способствует освоению навыков бесконфликтного общения, развитию компетентности в коммуникативной сфере.

К третьей группе программ социально-педагогической направленности можно отнести программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности. Они направлены на подготовку старшеклассников в области правовых, производственных и экономических отношений нового типа и нацелены на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.

Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.

В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучающимися в объединениях социально-педагогического направленности, можно отнести, главным образом, к межпредметным (интегративным) и надпредметным (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Такие программы позволяют активизировать процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.

Комплексный характер и надпредметный уровень значительной части программ социально-педагогической направленности, наличие в них психологической, социальной, культурологической, эстетической и других составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают обучающемуся возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности. Отсюда — цель занятий, которая объединяет все программы социально-педагогической направленности — предоставление учащимся возможности производить обоснованный выбор из вееров обсуждаемых проблем и решений, выбор своего «Я».

Содержание программ состоит в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий обучающегося к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие обучающимися нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора.

Смысл разнообразной групповой деятельности обучающихся на занятиях заключается в осмыслении каждым ребенком и подростком своего «Я» на основе сформирования у него ценностных отношений к миру и себе. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения.

Ряд программ социально-педагогической направленности органично включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется не как заучивание правильных ответов, а через игру, проигрывание и переживание ситуации. Итогом реализации такого рода блоков программ является компетентность воспитанников в бытовой сфере, показателем которой является привычка к здоровому образу жизни, возникающая у детей подростков не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких внутренних мотивов.

Таким образом, программы социально-педагогической направленности создают самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. (социальные, коммуникативные, лежащие в области формирования и развития личности). Столь же важной с точки зрения решения надпредметных задач в деятельности объединений социально-педагогической направленности является ролевая игра. В рамках ролевой игры воспитанник действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействия с другими участниками (игроками).

В ситуационно-ролевой игре, об учающийся, участвуя в разных ролях в различных моделях социального взаимодействия, не только становится компетентным в сфере социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и сотрудничества, победы и проигрыша, развивает аналитические, организаторские, рефлексивные способности.

Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационно-ролевых играх позволяет учащемуся попробовать себя в различных ролях и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» — ответственный, «Я» — подчиненный, «Я» — лидер, «Я» — исполнитель, «Я» — инициатор и др.

Учащиеся, включенные в социально значимую деятельность, имеют возможность:

— приобрести личный социальный опыт;

— развить такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность;

— реализовать себя в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского объединения;

— активно использовать широкие образовательные возможности истории ко-культурной среды города (края) для развития своей личности, осознать необходимость включения социокультурных начал в построение собственной жизни;

— активно реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;

— овладеть способами постановки жизненно важных целей, определения
маршрута своего развития;

— овладеть способами рефлексии своего состояния, поведения.

Разнообразие видов деятельности, используемое в процессе реализации программ социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач.

Источник

Социально-педагогическая направленность в образовательной программе
статья

Обучение по социально-педагогической направленности позволяет обучающимся конструктивно переживать переходный возраст, приобрести навыки работы в команде, получить возможность творческого самовыражения, реализации собственных творческих замыслов, проектов, умению найти интересное дело.

Образовательная программа позволяет последовательно системно и полно освоить базовые умения и навыки, необходимые личности для саморазвития. В программе используются методы, опирающиеся на ведущую для подросткового возраста деятельность – общение, — групповые упражнения, игры, коллективные творческие проекты. В программе предусмотрена возможность не только приобрести универсальные умения и навыки, но и возможность реализовать их в конкретной предметной деятельности, выбирая себе роль в коллективном проекте по своим интересам.

Применение технологии коллективного взаимообучения, с включение передачи навыков и приобретённого опыта от старших к младшим.

Использование социально-ориентированной деятельности – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_sotsialno-pedagogicheskaya_napravlennost_v_obrazovanii.docx 14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Важно научить ребенка охотно и добровольно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность включаться в групповую деятельность. Но не менее важно научить его не делать это любой ценой, то есть научиться отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание прав, унижение достоинства. В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми у ребенка формируется на только представление о себе, но достоинство (которое можно определить, как четкое осознание своих границ) и толерантность (уважение к границам другого человека).

Перед лицом жизненных задач человек должен чувствовать себя во всеоружии.

В течение многих лет, при анализе показателей результатов диагностики адаптации, учащихся к обучению в среднем звене школы отмечался рост значений школьной тревожности по таким шкалам как: «Переживание социального стресса», «Фрустрация потребностей в достижении успеха», «Страх самовыражения», «Страх несоответствия ожиданиям окружающих». Имея возможность сравнить данные этого обследования с показателями успеваемости и успешности учащихся во внеклассной деятельности, можно сказать, что эта тревожность негативно влияет на успешность учащихся во всех аспектах школьной деятельности. С чем связаны эти перемены? С возрастающими учебными и психологическими нагрузками; с усложняющейся социальной ситуацией в обществе; со снижающимися показателями соматического здоровья учащихся?

Для повышения качества обучения и развития подростков, необходима программа, позволяющая им получить такие практические универсальные знания и навыки, которые помогли бы подросткам снизить характерную для их возраста тревожность, способствовать улучшению психологического здоровья, облегчить социальные контакты, помочь раскрыть свои способности, реализовать свой потенциал.

Социально-педагогическая направленность, направлена на решение основных жизненных проблем подростков: адаптация к средней школе, общение, разрешение конфликтных ситуаций, осознание своих чувств и умение выражать их в социально-приемлемой форме, проблемы взросления, самопознания, умения брать на себя ответственность за свои решения, толерантности. Это направление включает в себя такие виды как гражданско-патриотическое воспитание детей, психолого-педагогические и социально-экономические виды образования, целью которых является накопление детьми и подростками нового положительного социального опыта, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, помогающие познать свои внутренние психологические характеристики, собственные способности, сформировать профессионально значимые качества и умения, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Обучение позволяет конструктивно переживать переходный возраст, приобрести навыки работы в команде, получить возможность творческого самовыражения, реализации собственных творческих замыслов, проектов, умению найти интересное дело.

Важнейшая цель современного образования (как сформулировано во ФГОС-2) и одна из приоритетных задача общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. В этом случае основными результатами воспитания должны являться: личностная культура, семейная культура, социальная культура.

Занимаясь по образовательной программе с таким направлением, учащиеся смогут развить готовность и способность к нравственному самосовершенствования, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализовать свой творческий потенциал в духовной и продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе духовно-нравственной установки – «становиться лучше».

Сформировать готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за результаты своих поступков, настойчивость в достижении результатов. Осознанию ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, безопасности личности.

Современный ребёнок – дитя 21 века, века высоких компьютерных технологий. Само время требует изменений методических подходов в образовательной деятельности. Поэтому меняется роль учителя в информационной культуре, что обусловлено необходимостью общения учителя со своими учениками на одном языке.

Источник

Читайте также:  Что значит баловать человека
Оцените статью