Социально-педагогическая диагностика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социально-педагогическая диагностика — это комплексный процесс, направленный на изучение и исследование многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, на всех его уровнях.
Социально-педагогическую диагностику проводят с использованием специфических методов и средств, основная задача которых заключается в исследовании и диагностики социальной среды и социальных явлений.
Значение социально-педагогической диагностики
Значимость социально-педагогической диагностики заключается в том, что довольно часто дети, имеющие разнообразные проблемы в развитии, «выпадают» из социальной среды, так как не могут полноценной в ней взаимодействовать и существовать в силу ограничений (речи, передвижения, слуха, зрения и т.д.). Именно поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющиеся проблемы с развитием или здоровьем, определить природу их возникновения. Все это возможно при использовании надежного диагностического звена, которое обеспечит не только установление проблемы, но и будет способствовать разработке эффективных социально-педагогических программ.
Помимо исследования проблем в развитии, социально-педагогическая диагностика, так же может быть использована для исследования социальной среды, которая является одной из важнейших составляющих процесса организации социально-педагогической деятельности.
В настоящее время методология социально-педагогической диагностики значительно расширена, внедряется большое количество инновационных технологий и приемов, которые возникают под влиянием такой отрасли знаний как социальная педагогика.
Проведение социально-педагогической диагностики является творческим процессом, который требует от исследователя высокого профессионального уровня. Её невозможно свести к какому-то конкретному шаблону. Однако имеется определенная схема организации и проведения социально-педагогической диагностики, которая выступает в качестве исходного базового методического материала.
Этапы и элементы социально-педагогической диагностики
Основные этапы организации социально-педагогической диагностики:
Первый этап – ознакомление с исследуемым объектом или средой, осуществляет сбор необходимой первичной информации, накопление теоретического и практического материала. Данный этап является очень важным для всей последующей диагностической работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Элементы, методы и технологии первого этапа:
Эмпатическое слушание – предусматривает выслушивание проблемы, изучение особенностей поведения и общения, с целью получения исчерпывающей информации.
Каждый исследователь, организующий социально-педагогическую диагностику обязан успешно владеть навыками эмпатического слушания, которое должно включать в себя:
- демонстрация того, что проблема действительная интересует слушателя, он пытается понять суть проблемы;
- стараться найти выход из ситуаций совместными усилиями;
- подчеркнутое уважительное отношение к рассказчику;
- установление позитивных и доверительных взаимоотношений между участниками диагностики;
- создание условий для уточнений и подтверждений, получения расширенной информации;
- возможность доверительно обсудить изучаемую проблему (ситуацию) для выработки разнообразных вариантов ее решения.
Анализ услышанного – умение верно анализировать и интерпретировать услышанную информацию. Анализ опирается на ряд принципов:
- соотношение услышанной информации с имеющимся профессиональным практическим опытом;
- систематизировать всю поступающую от рассказчика информацию, выделение главной темы;
- адекватная оценка и анализ услышанного, исследование полученной информации с различных точек зрения.
Для того, чтобы анализ информации был максимально достоверным, в процессе слушания ее необходимо фиксировать. Для фиксации может быть использован диктофон, метод конспектирования и т.п. В том случае, если используется метод конспектирования, то запись следует свести к минимуму, чтобы как можно больше времени уделить непосредственному общению.
Заключающим звеном первого этапа являются обработка и осмысление первичной информации.
Второй этап – общая диагностика, включающая в себя комплекс методов и средств сбора информации.
На данном этапе могут быть использованы следующие методы:
- Наблюдение – направлен на изучение внешнего проявления поведения без активного вмешательства в их деятельность.
- Беседа – получение необходимой информации с помощью вербальной коммуникации, в рамках непринужденного общения.
- Анкетирование – метод массового сбора информации посредством опроса испытуемых.
- Интервью – индивидуальный опрос по заранее составленным вопросам и на конкретную тему.
- Личностный опросник – индивидуальная анкета, которая содержит вопросы, специально разработанные для определенного респондента.
- Мониторинг – процесс отслеживания актуального состояния исследуемой проблемы.
После проведения общей диагностики и обработке полученных в ходе нее результатов, приступают к следующему этапу, который включает в себя специальную диагностику, направленную на углубленное исследование проблемы.
Третий этап – специальная диагностика, направлена на дополнение и углубление результатов, полученных в ходе общей диагностики.
Методы и средства, которые применяются в рамках специальной диагностики, аналогичны методам общей диагностики. Разница заключается лишь в том, что они более конкретизированы в соответствии с исследуемой проблемой и причинами ее возникновения.
Результаты, полученные по итогам общей и специальной диагностик, представляют собой комплексный диагноз, который представляет собой заключение о состоянии исследуемого объекта или явления.
На основании полученного результата осуществляется разработка конкретных проектом или программ, направленных на решение социально значимых проблем.
Таким образом, социально-педагогическая диагностика не является самоцелью, она служит эффективным инструментом для решения социальных проблем.
Источник
Понятие «социально-педагогическая диагностика», ее отличие от других видов диагностики.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики. Каково содержание социально-педагогической диагностики? В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика). Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, исследуя социальную ситуацию развития детей, необходимо опираться на соответствующие исследования, характеризующие ее сущность; изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах: выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряжения и психологическая зашита», бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.). На основе теоретического представления о предмете диагностики у социального педагога формируется представление о предмете диагностики. У социального педагога формируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», труднообучаемость, трудновоспитуемоесть и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники). За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования — это способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой. Социальная педагогика как наука и как область практической деятельности является одной из самых молодых, что обусловливает дефицит собственных методов и активное использование методов из смежных областей. Следовательно, социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические. К последним относятся метод диалектики, методы анализа и синтеза, метод теоретического моделирования, метод качественных оценок, которыми в той или иной мере пользуются все специалисты. Среди социологических методов он часто прибегает к опросам, анкетированию, социальной статистике, социальному проектированию и экспертным оценкам. В числе психологических методов им могут применяться те, по которым он прошел специальную подготовку: самонаблюдение, личностные опросники, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, лабораторные эксперименты, социометрия. На вооружении социального педагога находятся такие педагогические методы, как наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, педагогический консилиум, ситуации свободной деятельности, естественный и формирующий эксперимент. Он может также переносить методы медицинской диагностики на социально-педагогический материал: метод анамнеза, истории поведения, клинического интервью, семейной генограммы, скрининга, эпидемиологический метод. К собственным методам социальной педагогики можно отнести социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирование и его анализ, социально-педагогическое обследование качества жизни, социально-педагогический мониторинг. Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру: 1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка. 2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая. 3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. 4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. 5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. 6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры. Выбор методов всегда соотносится с объяснительной концепцией и общеметодологическим подходом.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия. Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы. Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы: Предварительное ознакомление с несовершеннолетним, постановка задачи, выделение состава диагностики, выбор методик. Измерение и анализ показателей. Построение выводов. Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы. Среди методов диагностирования выделяют следующие: НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем. БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах. АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ – это опрос путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования с предоставлением мотивированного заключения. Представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формулируемой.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 539 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Диагностика в работе социального педагога
Диагностика в работе социального педагога: практический инструментарий в работе с детьми «ГРУППЫ РИСКА»
Марьян Ирина Геннадьевна, руководитель МО социальных педагогов г. Бендеры, социальный педагог МОУ «БСОШ №11»
Содержание и особенности социально-педагогической диагностики.
Основные методы социально-педагогической диагностики.
Социально-педагогическая диагностика детей группы риска.
Социально-педагогическое изучение семьи.
Содержание и особенности социально-педагогической диагностики
Диагностическая деятельность социального педагога охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность социального педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.
Социально-педагогическая диагностика включает:
исследование уровня социального развития подопечных, степень готовности личности активно функционировать в различных сферах системы общественных отношений, особенности ближайшего окружения детей и характер взаимоотношений, складывающихся в нем, коммуникативные навыки подопечных, а также их социометрический статус.
Социальный педагог изучает и социальную ситуацию развития ребенка, выявляет факторы социального риска, затрудняющие процесс социализации личности. Кроме того, социально-педагогическая диагностика предполагает изучение социальной инфраструктуры микрорайона для организации социально-педагогической работы по месту жительства.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»
Принципы социально-педагогической диагностики:
В основе социально-педагогической диагностики лежат общепедагогические принципы диагностической деятельности. К таким принципам относятся:
принцип объективности, требующий безоценочного и непредвзятого отношения к диагностируемому;
принцип процессуальности, предполагающий, что социальный педагог рассматривает диагностируемые явления или качества в их развитии, фиксирует изменения объекта исследования;
принцип целостности, требующий рассматривать объект изучения как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов;
принцип персонализации предусматривает учет при проведении диагностики особенностей социальной ситуации, в которой находится диагностируемый, опора на его индивидуальные качества личности;
принцип компетентности означает применение правила безопасности для испытуемого используемых методик, конфиденциальности при работе с результатами диагностики, доступности педагогу диагностических процедур и методов, обоснованности выводов, сделанных по результатам диагностики.
Основные методы социально-педагогической диагностики
Методы социально-педагогического исследования- это способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации развития ребенка, его поведении, ценностях, взаимодействии с окружающим миром.
Группы диагностических методов в социальной педагогике:
В социально-педагогической диагностике используются группы методов, заимствованные из психологии, педагогики, социологии.
К педагогической группе методов принадлежат педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка.
К числу психологических методов относят личностные опросники, тестирование, социометрию.
К социологическим методам принадлежат опросы, анкетирование, экспертные оценки.
К непосредственно социально-педагогическим методам диагностики относят паспортирование, социально-педагогическое документирование, социально-педагогический мониторинг.
Исследователи выделяют в социальной педагогике комплекс методов социально-психологической диагностики, который помимо указанных выше методов включает эксперимент, метод полярных профилей, контент–анализ.
Использование метода наблюдения в социально-педагогической диагностике очень важно. Несмотря на то, что этот метод является достаточно трудоемким в применении, наблюдение позволяет собрать широкие сведения о подопечных социального педагога. Особенно значимым наблюдение является в изучении ребенка и его семьи. С помощью наблюдения социальный педагог может выявить особенности поведения ребенка в классе, в семье, специфику его отношений с родителями и педагогами, выделить определенные черты характера подопечных, уровень материального положения семьи. Наблюдение ведется в соответствии со специальным планом, где фиксируются все наблюдаемые факты, наблюдение проводится с целью накопления фактов и их дальнейшего анализа.
Требования к проведению наблюдения:
Этот метод может проводиться по заранее разработанной программе, где выделены цель, критерии и показатели по которым будет осуществляться наблюдение, критериев наблюдения не должно быть много.
Должна быть продумана форма фиксации наблюдаемых явлений (протокол наблюдения, заметки, специальные таблицы), получаемые сведения педагог должен анализировать и сравнивать с уже полученными.
Достоинства и недостатки наблюдения:
Наблюдение в социально-педагогической деятельности имеет неоспоримые достоинства, т.к. социальный педагог может наблюдать ребенка и семью непосредственно в привычной для них среде, посетив квартиру подопечных, либо понаблюдать за ребенком в процессе обучения, на уроках, в ходе внеурочной деятельности.
Однако, эмоциональное состояние социального педагога, его личный опыт и особенности могут повлиять на интерпретацию результатов наблюдения, присутствие педагога на уроках или посещение семьи на дому также приводит к изменениям поведения подопечных, чем обусловливает трудности наблюдения и влияет на его результаты.
Как отмечает Н.М. Борытко: «Вместе с тем следует признать, что даже грамотно проведенное наблюдение не обеспечивает в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся. Сфера наблюдения ограничена, данным методом можно изучать далеко не все. К примеру, наблюдения дают очень мало информации для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами диагностики»
В ситуациях, когда, к примеру, проблемы или недостатки воспитания, тщательно скрываются семьей, на помощь приходит метод опроса, диагностической беседы. Такую беседу социальный педагог проводит с учителями, родителями, ребенком. Беседа является методом психолого-педагогического исследования, при помощи которого можно выявить мотивационную, эмоционально-волевую сферу подопечных социального педагога, а также ценности, убеждения, интересы, отношения к окружающим людям.
Требования к диагностической беседе:
Социальный педагог должен четко продумать структуру предстоящей беседы;
Специалист должен знать как он начнет беседу и как ее закончит;
Социальный педагог должен продумать примерный перечень вопросов, которые он затронет в беседе. Желательно записать эти вопросы, чтобы воспользоваться в ходе беседы.
Многие исследователи советуют избегать чрезмерной формализации беседы, которая может повлиять на снижение интереса к ней.
Метод анкетирования в социально-педагогической диагностике:
Анкетирование также является самым распространенным методом диагностики в социально-педагогической деятельности. Как метод сбора информации путем письменного опроса респондентов, анкетирование является наиболее эффективным и гибким способом получения и обработки данных. В анкетах используются вопросы о социально-демографических аспектах подопечных (пол, возраст, образование, профессия, тип семьи), о фактах сознания (выявление мнений, планов на будущее, ожиданий), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), об уровне информированности в какой-либо области (игровые ситуации, знание конкретных событий, фактов).
Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов. В закрытой анкете приводятся варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Полузакрытая или смешанная анкета предполагает наличие как вариантов ответа, так и возможность дать самостоятельный ответ.
Например, школьные социальные педагоги могут использовать анкеты: «О состоянии здоровья школьников», «Анонимная анкета о выявлении агрессивного поведения обучающихся», «Я и мои друзья», «Я и мой класс».
Метод паспортирования в социально-педагогической диагностике:
Паспортирование является «родным» методом диагностики в социально-педагогической работе.
Социальному педагогу приходится использовать разные виды паспортов в своей работе. Это- социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, социальный паспорт семьи, паспорт неформальной подростковой группы.
Социальный паспорт класса составляется классным руководителем и сдается социальному педагогу, который анализирует информацию и составляет на основе данных паспортов классов социальный паспорт школы. Социальный паспорт класса составляется 2 раза за учебный год и содержит информацию о месте работы родителей, домашнем адресе, количестве детей из многодетных, неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, количестве детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой, состоящих в органах системы профилактики и на внутришкольном учете.
Социальный паспорт школы может включать информацию о об учителях и специалистах, работающих в школе, общем количестве обучающихся, количестве детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, получающих бесплатное питание, количестве детей, обучающихся на дому, количество детей «группы риска», количестве детей, состоящих на учете ВШУ, ИДН, КЗПН, наркокабинете. Также паспорт школы может включать данные о кружках и секциях, работающих в школе.
3. Социально-педагогическая диагностика детей группы риска
Принципы изучения детей и подростков группы риска, которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают:
изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных связей и разнообразных отношений;
диалектичность и динамичность личности;
Диагностика ребенка группы риска имеет несколько задач:
выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка;
вскрыть недостатки его личности и дефекты организма;
определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.
В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности:
поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом;
поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды;
поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.
Социально-педагогическая диагностика детей группы риска:
Можно использовать следующие методики:
Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха
Опросник для учителя Т.М. Ахенбаха.
Опросник для детей 12-18 лет Т.М. Ахенбаха;
Опросник для учителей М.В. Бодунова;
Карту наблюдений Стотта;
Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.
Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4-18 лет представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков.
Карта Д. Стотта — это систематизированное наблюдение за поведением ребенка с целью установления трудностей в поведении и адаптации. Карта состоит из описания фрагментов поведения, которые группированы в 16 синдромов нарушения развития:
Источник