ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА
Социальная ориентация — это способность человека чувствовать, как устроены общества людей, каким они подчинены законам, и как в этих иерархиях занимать желаемые места. Каждое общество, от маленьких — семья, компания, до целого государственного аппарата, построены по каким-то законам, подчинены определенным идеям, имеют установленную систему ценностей, свою мораль, структуру управления, религию и т.д. Человек с врожденной социальной ориентацией инстинктивно чувствует эти вещи и обычно стремится занять то положение в любой иерархии, которое ему выгодно, если только увлеченность развитием в себе других уровней отражения не перебивает ему этот интерес. Вспомните свой первый класс в школе. Дети, у которых была врожденная социальная ориентация, сразу фиксировали свое внимание на том, что нравится и что нет учительнице. Они стремились получать хорошие оценки ради того, чтобы войти в группу учеников, которая ставилась в пример другим по успеваемости. Если способностей хорошо учиться кому-то из них не хватало, то они активно принимали участие в общественной работе, исправно посещали линейки, классные часы, всегда приходили в парадной форме, когда это требовалось. Как только начала складываться иерархия, они старались занять посты управления: командир звездочки, звеньевой, командир отряда, староста класса и т.д. Такой человек получает удовольствие, энергию, чувствует себя сильным и уверенным, если командует кем-то, имеет власть, несет ответственность, управляет ситуацией. Он чувствует себя на этих постах на своем месте, в своей тарелке — здесь есть применение его способностям и наклонностям. Для человека соц. ориентации характерно четкое чувствование, какая принята идеология в данном обществе, какие законы требуют выполнять те силы, от которых он зависит: учителя, директор. Они легко подчиняются кому-то, кто сильнее и склонны требовать подчинения от тех, кто слабее в чем-то. Интересно то, что внутри у них есть свое личное представление том, справедлива данная власть или нет, умные установлены порядки или нелепые, но все это они обычно скрывают, делятся редко и только с теми, кто их понимает, обычно вне стен школы. Главное, чем они живут — карьера. Устанавливать свои личные порядки они начинают только тогда, когда уже высоко залезают по иерархической лестнице и прочно закрепляются на своем месте, а до этого момента строго следуют общепринятой идеологии. Людей социальной ориентации в нашем современном социуме интересует: кто от кого зависит, почему и кого на что можно купить, кто чего боится, у кого какие слабости, привычки, привязанности, и как на этом можно сыграть. Такой человек не станет делать действий, которые могут показаться людям смешными, слабыми, нелепыми. Он стремится держать марку солидности, уверенности», престижности. В наше время таких людей очень много — встретить их можно в аппарате управления практически везде и еще в торговле, в бизнесе.
Основные черты социально ориентированного человека.
1. Уважение иерархий и законов, ими управляющих.
2. Умеют управлять массами людей и отдельными людьми.
3. Умеют влезать в новые для них общества, подстраиваться под новых людей, им ранее неизвестных, как бы менять под них окраску.
1. Карьеризм — узость взгляда на мир.
2. Иногда способны идти по головам, т.е. могут подставить кого-то, даже друзей, жертвуют многими ценностями жизни ради карьеры.
Источник
ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .
Смотреть что такое «ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
Ориентация социальная — осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле – выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Социология: Энциклопедия
Социальная мобильность — Движение отдельных социальных групп «вверх», в более высокие или, напротив, «вниз», в более низкие социальные слои, отражающееся в их речевой практике, в предпочтении тех или иных языковых норм, на которые ориентируются «движущиеся» и социально … Словарь социолингвистических терминов
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — процесс осознания индивидом существующих в об ве конкретных видов трудовой деятельности профессий (см.), собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для… … Российская социологическая энциклопедия
Социальная компетентность: структура и методы изучения — Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Источник
Социальные ориентации
Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т. е. ощущении своей «самости» и отдельности от других).
В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении — через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера.
2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники».
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
4. «Активно-жесткая» (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении — в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.
— 5. «Пассивно-уступчивая» (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении — за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.
6. «Накопительская» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении — в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.
7. «Рыночная» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют «вес», высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении — демонстрацией своей близости к некоторому «избранному кругу».
8. «Отшельническая» социальная ориентация.
Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении — в причастности к узкому кругу «своих» и в определенном влиянии на этот круг.
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Ценностные ориентации Различают ценностные ориентации пяти уровней: 1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.) 4. Ценности «социального» уровня (успех, видноеположение, известность).
5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки Различают четыре разновидности устойчивых навыков: 1. Навыки личной гигиены.
2. Трудовые навыки.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Перед суггестором стоит задача — свободно владеть разговором с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему, косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное — уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п. Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое. Собственное «Я» суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.
1. «Диалог-стычка». Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в которой примут участие два «актера». Один возьмет на себя роль начальствующего лица, другой — просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление. Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа («бюрократ и проситель(ница)») или сценка ссоры мужа и жены («муж и жена»), или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации начинающему журналисту («заведующий и журналист(ка)») или что-нибудь подобное.
В ходе подобных «диалогов-стычек» суггестор должен тонко чувствовать, как надо «подать» себя собе-седнику-суггеренду — реальному, конкретному собеседнику, — чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точку зрения — убеждать собеседника. Существует неписанное правило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два — четыре, вы не убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: «Я умный, а ты — дурак». Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: «Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?» Суггесторам, пробующим себя в «диалогах-стычках», необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фантом.
По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поединок», присуждают «победу» собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».
2. «Диалог-щебетание». Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу — о погоде, о прочитанной книге — все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Иначе говоря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Упражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пяти балльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе). Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовремя не подхватил реплику собеседника.
Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера.
Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах.
Существует групповой вариант «щебетания». Он представляет собой следующее. В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произносящий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою очередь, выкрикнуть собственную реплику и т. д. Например: «Ты ходил в кино?» — «Да, смотрел «Прости меня, Алеша», а ты?» — «А я нет». — «А у меня телевизор, я в кино не хожу» и т. д.
3. «Захват инициативы». Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки «раунд» длится три минуты, и «судьи» определяют победителя.
Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.
4. «Абсурдный диалог». Это противоположность диалогу» «щебечущему». Один подает реплику. Задача второго — ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании слова партнера. При этом штрафные очки даются и за податливость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз.. Это, пожалуй, самое трудное упражнение. Неудивительно! «Коммуникация без коммуникации» противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен отреагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодействуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспитывает, что ли, коммуникативную ловкость. То, чего не хватает застенчивым суггесторам.
5. «Диалог-отклик». Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа «А» — оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть отклик типа «Б» — толкующий, когда собеседнику объясняют, какие тайные цепи и задние мысли стоят за его словами и поступками. Есть отклик типа «В» — зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по затронутой им теме, например: «И давно это с тобой. » Есть отклик типа «Г» — уте-шающе-поощряющий, например: «Ничего, не бери в голову, с кем не бывает». И наконец, отклик типа «Д» — понимающий, когда говорят: «Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то», а дальше передают своими словами то, что услышали.
Участники игры разбиваются на пары «говорящий-слушающий». Семь минут говорящий рассказывает что-либо— «желательно личного характера», а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.
Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу «А», «Б» и «Г», то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. «Наиболее человечны» реакции «В» и «Д», зондирующая и понимающая.
В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения).
Тренировка в «экспериментальных диалогах» не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.
В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.
Гипносуггестивные методы В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации.
Источник