Социально-экономические преобразования
Главным и общим направлением всех преобразований в
этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формиро-
вание рыночной экономики со всеми вытекающими социальны-
ми последствиями. В постсоциалистических преобразованиях эко-
номической жизни России можно выделить три основных этапа:
а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейши-
ми социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюцион-
ное развитие рыночных институтов и попытки смягчения со-
циальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало
экономической стабилизации и системных социальных реформ
Пришедшие в 1991 г. к власти в России «демократы» не
имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-эко-
номических преобразований. В то же время они исходили из
постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят эко-
номику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для
всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли,
и культуры). Доминировала иллюзия, что благодать рынка мо-
жет утвердиться быстро, без ухудшения положения большин-
ства населения, которое оформится в новый «средний класс». В
столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку
победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант
экономического реформирования, т.н. «шокотерапия» с «од-
номоментной либерализацией цен» и ускоренной приватиза-
цией государственной собственности.
Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин
на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991 г. Он по-
обещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 меся-
цев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты,
начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение
жизни людей». Практическое внедрение монетаристской (пред-
полагающей отказ государства от вмешательства в экономику и
полное рыночное саморегулирование) модели экономического
реформирования России возглавил вице-премьер Е.Гайдар.
С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России
к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в уско-
ренной приватизации государственной собственности, в отка-
зе от государственного регулирования цен и валютного курса
рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных
дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Крае-
угольным камнем заявленных реформ было освобождение цен
из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказы-
вали, что это приведет к установлению баланса цен и спроса,
к оживлению экономики. Рост цен с января 1992 г. превзошел
все ожидания. В условиях монопольного характера экономики и
товарного голода это привело к резкому снижению покупа-
тельского спроса населения, а также к обесцениванию денег
на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Рос-
сия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в
36 раз, развивалась гиперинфляция.
Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продо-
вольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа спо-
собствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у
населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низ-
кая конкурентоспособность отечественной продукции стала
одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и про-
изводства продукции российских предприятий. В особенно кри-
тическом положении оказались предприятия военно-промыш-
ленного комплекса. А ведь предполагалось, что именно эти
предприятия, обладавшие высокими технологиями и современ-
ным оборудованием, обеспечат выход российской промышлен-
ности на мировой рынок. В 1992 г. промышленное производство
сократилось на 18%, а к 1994 г. (в сравнении с 1991 г.) – на
50%, ВВП – на 47,2%, капиталовложения – на 67%. Таких ка-
тастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой
Отечественной войны. Н.Байбаков (председатель Госплана СССР
на протяжении 20 лет) в связи с этим отметил: «Россия не
вошла, а упала, рухнула в дикий рынок, который правильнее
было бы назвать базаром». Существенно ослабли позиции РФ в
мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного
шара снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г.
Не оправдались надежды и на быстрое реформирование
сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а
страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяже-
лейшем положении оказались социальная сфера, наука, куль-
тура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная
и скрытая безработица. Подавляющее большинство населения
РФ с весны 1992 г. было категорически против методов «гайда-
рономики». Против проводимого социально-экономического
курса выступили и все значимые общественно-политические силы
страны, вследствие чего Е.Гайдар в декабре 1992 г. был отправ-
лен в отставку с поста и.о. премьера. Правда, несколько позже
его вернули в правительство вице-премьером и он вместе с ми-
нистром финансов Б.Федоровым, председателем Госкомимуще-
ства А.Чубайсом в целом продолжил прежний курс.
Формы и методы экономической реформы были реально
скорректированы в сторону большей социальной защищенно-
сти населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с
именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад
экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г. наблю-
даются некоторый экономический рост и определенная соци-
Основными преобразованиями всего переходного периода
в экономике России являются:
а) изменение роли государства в экономической жизни (сокра-
щение вмешательства в экономические процессы, государ-
ственных расходов на экономику, сохранение государствен-
ного финансирования социального обеспечения,
образования, обороны…). Ликвидированы плановая система и
жесткая вертикальная структура управления предприятий со
стороны государства – вместо множества отраслевых мини-
стерств сейчас функционирует одно министерство эконо-
мического развития. Введено свободное ценообразование (в
середине 1998 г. 90% цен устанавливались свободно, 5% – го-
сударством, 5% – с ограничением нормы рентабельности);
б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты че-
тыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994,
1996–1997, 2000–2001 г.). Жесткая финансовая политика,
хотя и непоследовательная, привела к постепенному сни-
жению инфляции 13% – 2000 г., примерно 18% – 2001 г.).
Главная причина неудачной борьбы с инфляцией – от-
рыв от реального сектора экономики, т.е. для стабилиза-
ции финансов необходим экономический подъем. Эконо-
мический рост начался лишь в 2000 г. (ВВП вырос на 7,7%,
промышленное производство – на 9%, а сельскохозяйствен-
в) приватизация с целью перестройки отношений собственно-
сти прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в
1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине
1994 – 1996 г. (многие предприятия куплены по заведомо за-
ниженным ценам: 500 крупнейших предприятий РФ стоимо-
стью минимум 200 млрд. долларов фактически проданы за
7,2 млрд., а «ЗИЛ» – за 4 млн. долларов при стоимости ос-
новных фондов в 1 млрд.); индивидуальные проекты прива-
тизации – с 1997 г. К концу 2000 г. приватизированы 74%
всех предприятий, на которых работали почти 70% занятых;
г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились
все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, креди-
тов, недвижимости. В частности, сформировался фондовый
рынок ценных бумаг;
д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-
сырьевая модель международной специализации России при-
обрела в 90-е годы особенно выраженный характер. Так, за
2000 г. только за нефть РФ получила 35 млрд. долларов дохо-
да, из которых в бюджет попала лишь одна четвертая.
Современные тенденции, проблемы и задачи экономическо-
го развития (2000–2001 г.). Во-первых, необходим постепен-
ный, но постоянный экономический рост для выхода из глу-
бокого кризиса. К сожалению, сохранить высокие темпы 2000 г.
в 2001 г. не удалось в полной мере (прирост промышленного
производства – 5%, ВВП – около 5%). В то же время уже мож-
но говорить о начале экономической стабилизации.
Во-вторых, федеральный бюджет 2001 г. уже был бесде-
фицитным, хотя четверть его ушла на обслуживание внешне-
го долга, 100 млрд. рублей – на социальные нужды, 218 млрд. –
В-третьих, введение в 2001 г. единой ставки подоходного
налога (в процентах) для всех субъектов хозяйствования резко
увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого –
наполняемость доходной части бюджета.
В-четвертых, отраслевая структура промышленности из-
менилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие про-
изводства (РФ дала в 2000 г. менее 1% мирового производства
наукоемкой продукции). Упадок ВПК, угольной промышлен-
ности, сельского хозяйства происходил при одновременном
росте экспортных добывающих отраслей (нефтегазовая, лес-
В-пятых, производительность труда постоянно снижалась,
росло ее отставание от развитых стран. Энергоемкость российской
экономики в 2001 г. была в 4 раза выше, чем в Западной Европе.
В-шестых, неэффективное реформирование сельского хо-
зяйства. Фермерские хозяйства (13 млн. га) без должной госу-
дарственной помощи не могут работать производительно. Ак-
ционирование многих колхозов и совхозов привело к их
фактической гибели (в 1999 г. не были обработаны 18 млн. га
пашни и 12 млн. га иных сельхозугодий).
Чрезвычайно сильной является зависимость от импорта
продуктов питания, что позволяет говорить о реальной про-
блеме продовольственной независимости России.
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который
резко вырос за 90-е годы и составил в конце 1999 г. 176,6 млрд.
долларов. За 2000 г. его удалось сократить до 161 млрд., а за 2001 –
примерно до 148 млрд. На обслуживание внешних долгов РФ
вынуждена тратить примерно четверть всех своих доходов.
В послании президента В.Путина Федеральному собранию
3 апреля 2001 г. было обращено внимание на следующие эконо-
– взрывоопасность пересмотра итогов во многом криминаль-
– сохраняется опасность прогрессирующего экономического и
технологического отставания страны;
– неправомерно усиливается сырьевая направленность россий-
ского экспорта («Россия по-прежнему живет, как рантье, а
не как производитель»).
Социальная сфера: проблемы и задачи развития. Новый и
массовый «средний класс» создать не удалось. Налицо социальная
поляризация населения и обеднение его большинства. Так, 5%
богатых и очень богатых владеют почти всеми предприятиями и
75 – 80% всех денежных сбережений. 1 млн. самых богатых соот-
носился в 2001 г. по доходам с 1 млн. самых бедных в пропорции
100:1. В этом же году 40 млн. человек (2000 г. – 46 млн., 1999 г. –
около 60 млн.) находились за чертой бедности. Около 10 млн.
человек составляют социальное дно (бомжи, нищие, проститут-
ки…), среди них от 2,5 до 4 млн. (по разным оценкам) – беспри-
зорных и безнадзорных детей. Иными словами, существуют не-
понимающие друг друга «две России» – бедная и богатая.
Острой является проблема безработицы. На 1 января 2002 г.
было 6,4 млн. полностью безработных, в т.ч. 1 млн. зарегистри-
рованных. И это при том, что «челноки» (около 6 млн.) час-
тично снимают и маскируют проблему, а теневой сектор дает
заработок 7-8 млн. человек.
Сокращается население страны (за 1992 – 2001 г. – на 9 млн.
человек, только за 2001 г. – на 864,6 тыс.). В последние годы
смертность превышает рождаемость в 2 раза. Выезд за границу
приобрел массовый характер (примерно 4 млн. человек за 1992–
2000 г.), причем выезжают лучшие («утечка мозгов»). Потребле-
ние алкоголя в России в два раза превышает опасный уровень.
Население РФ составило на начало 2002 г. лишь 144 млн. чело-
век. Специалисты считают, что при таких тенденциях в России
к 2050 г. останется 94 млн. человек.
Команда президента В.Путина сделала вывод о необходи-
мости комплексной социальной реформы, т.е. реформы систе-
мы оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения,
образования, социальной защиты, борьбы с преступностью и
др. Что сделано за 2001-начало 2002 г.? Проводится, например,
пенсионная реформа, согласно ее концепции государство будет
гарантировать всем пожилым людям лишь определенный мини-
мум выплат, а вторую их часть должна составить персональная
накопительная пенсия (формируется через отчисления из зар-
платы работника). Утверждена концепция модернизации обра-
зования в РФ (октябрь 2001 г.). Средняя школа остается бесплат-
ной, в высшей школе вводятся различные механизмы оплаты
(образовательные кредиты и т.д.). Расширяется практика едино-
го (выпускного и вступительного) государственного экзамена,
по результатам которого одаренная молодежь получает возмож-
ность бесплатного обучения в лучших вузах страны.
Внешняя политика Российской Федерации. 90-е годы начались
для России с радикального пересмотра идеологии международ-
ной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустрой-
ство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США).
Во внешней политике РФ с конца 1991 г. можно выделить
три основных этапа:
1) первая половина 90-х годов (глава МИД – «западник» А.Козы-
рев) характеризовалась прозападным курсом в стратегиче-
ских вопросах, все большей потерей статуса супердержавы и
поэтапными, постоянными уступками в ходе строительства
однополюсного мира, попытками выстроить в систему свои
взаимоотношения с бывшими советскими республиками;
2) 1996–1999 годы (министры иностранных дел Е.Примаков и
И.Иванов) – время попыток сформировать отличный от За-
пада внешнеполитический курс и собственное международ-
ное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж
великой державы, интенсификации интеграционных процес-
сов в СНГ (№ 1 – Союзное государство России и Беларуси);
3) 2000 – 2002 годы (президент В.Путин, руководитель МИД –
И.Иванов) отличаются резкой активизацией и глубокими
качественными изменениями во всей внешнеполитической
Идеологическим ядром международных отношений сей-
час является концепция многополюсного мира, а первейшей
практической задачей – возрождение статуса великой держа-
вы, с которой считаются все. Разработана концепция нацио-
нальной безопасности. Четко заявлено, что у России имеются
постоянные интересы всюду (как и у США) и что она не хочет
мириться с ее дискриминацией со стороны Запада, что РФ
хочет разговаривать с ним лишь на равных.
Россия старается обозначить свою позицию и использовать
любой кризис для усиления собственного международного вли-
яния (сентябрьско-октябрьский кризис 2000 г. в Югославии, обо-
стрение палестино-израильского конфликта в 2001-2002 г. и т.д.).
Она ищет и стремится использовать различные противоречия в
мире (Западная Европа – США, Япония – Европа – США,
«третий мир» – развитые капиталистические страны). Россия
активно создает образ непримиримого борца с международ-
Регулярно происходят хорошо подготовленные, с подпи-
санием важных политических и торгово-экономических согла-
шений визиты президента В.Путина за границу (США, ФРГ,
Великобритания, Франция, Китай, Вьетнам, Монголия, Ко-
рея, Куба…). Во время поездок на Запад непременно подчерки-
вается возврат к «оттепели» в международных отношениях и
то, что Россия «никогда более не будет просительницей…».
В послании президента Путина Федеральному собранию
(апрель 2001 г.) обращено внимание на необходимость органи-
зовать защиту каждого гражданина РФ за границей, лоббиро-
вать и обслуживать интересы российской экономики, «обеспе-
чить учет и уважение национальных интересов России».
ГЛАВА 4. США И СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник