Что значит социально демографический признак

Что такое демографические признаки: особенности, описание и виды

Существует большое количеств показателей и характеристик, которые позволяют ориентироваться в этом мире. Одним из наиболее употребляемых является демографический признак. Что такое он собой представляет? Где и в каких случаях используется?

Общая информация

Итак, давайте разберем, что такое демографический признак. Это обозначение используется для указания на возраст, пол, количество детей, размер и жизненный цикл семьи. Это не все, а только наиболее часто применяемые признаки. Это обусловлено их однозначностью, доступностью в обработке и наличием значительной корреляционной связи между характеристиками и поведением. Поэтому демографический признак сегментации в рыночных условиях позволяет ориентироваться на определенную общность требований к ассортименту, качеству и цене. Если говорить о возрасте, то выделяются дети, молодежь, средневозрастные люди, пожилые, пенсионеры и благодаря определенной специфике – многодетные семьи. Распространена практика комбинирования различных признаков.

С чем они связаны?

Говоря о том, что такое демографический признак, нельзя не отметить специфические социально-экономические переменные, которые влияют на процесс сегментации. Необходимость их выделения проявилась по мере быстрого роста населения планеты. Например, стоят вопросы о ресурсном обеспечении. При господствующем антропоцентризме, когда национальные, региональные и партийные интересы стоят выше общечеловеческих, демографический фактор может сыграть дестабилизирующую роль. Взять, к примеру, Африку. Еще в 1960 году ее население было на уровне в четверть миллиарда людей. Сейчас их 1,3 млрд! И при этом от голода страдает около трехсот миллионов. То есть больше, нежели вообще жило половину столетия назад. Но это так, скорее подобный продукт рассматриваемой темы. Наиболее важную роль социально-демографические признаки играют при исследовании рынка, существующей экономической ситуации, при разработке и представлении нового продукта, определении потребностей различных групп населения. Вот это рассматриваться и будет.

Читайте также:  Что значит имя лечи

Теоретическая информация о рынке

Наиболее важным и одновременно ориентирующим признаком является возраст потребителей. Так, от количества людей в определенной возрастной группе зависит спрос на большое количество видов товаров и перспективы развития. Кроме этого, внимание уделяется размеру семьи, ее жизненному циклу, половой принадлежности, уровню дохода, роду занятий, образованию, религиозным убеждениям, национальности, социальному классу, расе и поколению. Почему они широко используются? Дело в том, что с их помощью легко просчитывать предпочтения и предлагать именно то, что необходимо. Кроме этого, демографические признаки в обработке значительно более легкие, нежели большинство иных факторов.

О социально-демографических признаках

В этом случае отдельно выделяют молодежь, женщин и пенсионеров. Такой подход обусловлен необходимостью выделения отдельных элементов общества, которые имеют свои требования, предпочтения и вкусы. Взять, к примеру, молодежь. Вкусы и предпочтения этой группы довольно пластичны и могут меняться. К тому же они только вступают в трудовую жизнь и хотят распробовать ее прелести. При этом наблюдается процесс сближения разных социальных групп, классов и слоев. У молодежи значительно повышается культурно-технический уровень, что тоже накладывает отпечаток на их поведение. Поэтому необходимо по максимуму сегментировать население, чтобы направлять обращения на тех потенциальных целевых индивидуумов, которые с большей вероятностью сделают определенное приобретение или действие.

Пример критериев

Давайте рассмотрим, как же осуществляется сегментация.

Мужчины или женщины

До 6, 6-11, 12-19, 20-25, 26-30, 30-65, 65+ лет. Или в качестве альтернативы: новорожденные, дети, подростки, взрослое население, пенсионеры

Высокий, средний или низкий. Могут использоваться и точные рамки: до 30, 30-100, больше 100 тысяч рублей

Одинокие, молодая семья без/с ребенком, в браке больше 10 лет, пожилые супруги и тому подобное

Наличие детей, их количество и возраст

Есть/нет; новорожденные, до трех лет, дошкольного возраста, подростки; один, два, три или больше детей

Национальность или расовая принадлежность

Белорусы, украинцы, русские, поляки, чехи, словаки, словенцы, представители европейских наций

Разнорабочие, технические специалисты, умственный труд, студенты, собственники бизнеса, пенсионеры, домохозяйки

Среднее, специальное, высшее или отсутствует

Образование, питание, здравоохранение, производство, строительство, розничная торговля

Юбилеи, дни рождения, национальные праздники, окончание учебного заведения

И поверьте, по демографическому признаку выделяют значительно больше групп, нежели представлены в статье. Можно еще было бы рассказать о поколениях (например, те, что родились в СССР или после его распада), о религиозных верованиях или миропредставлении.

О комбинированных параметрах

В зависимости от специфики потребности признаки могут определяться в определенную систему. Как результат, образуются комбинированные параметры, используемые для более точного определения групп потребителей, характера их поведения и имеющихся предпочтений. В данном случае значительное влияние имеет еще и географический фактор. То есть то, что ценно в определенном месте, может иметь совсем иную стоимость в другом.

Давайте рассмотрим некоторые географически-демографические признаки сегментирования. Возьмем машины стоимостью в миллион рублей. Будут ли они пользоваться спросом в Африке? Теоретически, да. Вопрос только в количестве. А если в США? Здесь уже больший размер потенциального рынка. Правда, необходимо отметить и то, что он более насыщен, придется выдержать жесткую конкуренцию при реализации продукции. То есть необходимо обеспечить такую комбинацию простых переменных, которые позволят существенно увеличить объемы деятельности. В случае с тем же автомобилем можно определить регион, а затем идут люди, которые смогут его приобрести. То есть это владельцы частного бизнеса с наемными работниками, высококвалифицированные специалисты, руководители среднего звена. Вот какая группа выделена по демографическому признаку для возможной реализации.

Заключение

Почему же практикуется такое разделение? Дело в том, что в условиях рыночной экономики сформировалось большое количество новых мини-рынков, которые, несмотря на относительно небольшой объем, все же могут обеспечивать достаточный уровень прибыли. Все эти группы имеют свои ценности, запросы, требования и определенный уровень готовности платить. Вот что такое демографический признак и его роль в общественно-экономической жизни.

Источник

Социально-демографические характеристики: понятие и основные характеристики

Социально-демографические характеристики имеют широкое применение. Они используются в продвижении товаров, изучении положения дел в государстве, формирования картины населения, а также для выделения отдельных групп людей.

Вводная информация

Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные. Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью. Это:

  • пол;
  • возраст;
  • география;
  • образование;
  • занятость;
  • профессиональный и семейный статусы;
  • дети;
  • род занятий.

Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.

Как работать?

Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.

Небольшой пример

Допустим, осуществляется деятельность в b2b-сегменте. В таком случае необходимо учитывать, что контакт предполагает наличие нескольких персонажей: подготавливающего решение, влияющего на его принятие и одобряющего/отклоняющего его. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного внимания. Адекватно составленные социально-демографические характеристики личности позволяют значительно упростить и одновременно увеличить эффективность взаимодействия с ними. Причем, может быть и такое, что есть несколько людей, которые в одной компании играют конкретную роль. Несмотря на их количество, выработка универсальной стратегии позволяет спокойно взаимодействовать с ними, не беспокоясь о множестве рабочих моментов.

Как выделить целевую группу?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Группа людей получает название.
  2. Внимание уделяется географии. Необходимо быть рациональным, просчитывать, хватает ли ресурсов, можно ли организовать снабжение.
  3. Пол – мужской, женский или оба.
  4. Возраст. Он совпадает с этапами жизненного пути. И цифры не всегда являются круглыми. Необходимо рассмотреть этот вопрос чрезвычайно внимательно. Так, при исследованиях часто указывают рамки, как-то 40-45 или 30-35 лет. Но вот школу оканчивают в 17-18, университет в 22 или 23, семью заводят в 20-33 года. Этому необходимо уделить существенное внимание.
  5. Образование. Он него зависит характер, место и результативность контакта.
  6. Занятость. Здесь различают студентов, домохозяек, неполную.
  7. Профессиональный статус. Описывает то, чем занимается человек. Примеры: не работал, начинающий, профессионал.
  8. Семейный статус. Он оказывает сильное влияние на потребление и принимаемые решения.
  9. Дети. Есть или нет. Часто также имеет значение их количество.
  10. Численность людей, подпадающая под выдвинутые характеристики. Чем большее количество критериев используется, тем меньше личностей будет им соответствовать. Поэтому имеет смысл использовать только то, что отличает целевую группу от тех, кто представляет малый интерес или вообще может быть проигнорирован.

Помощь для поиска причины

Социально-демографические характеристики могут успешно использоваться для того, чтобы упреждать многочисленные явления. Конечно, если будут соответствующие действия. Например, социально-демографическая характеристика личности преступников позволяет оценить то, в каких условиях они росли, что у них общего и множество других моментов, на которые следует обратить внимание и заняться их устранением. Хотя на первый взгляд это может показаться лишним, но именно так и осуществляется деятельность по упреждению возможных проблем. Например, установлено, что если не все хорошо со старшими членами семьи, то это же наследуют и их дети. Социально-демографическая характеристика осужденных позволяет разрабатывать эффективные программы, не позволяющие сходить на путь преступлений. И таких примеров великое множество.

Как же получать данные?

Можно обратиться к специализирующимся компаниям и приобрести у них исследование или даже заказать проведение нового. Как правило, они могут обеспечить хорошую экспертизу, равно как и выделить целевую группу. Но исследования такого рода являются делом дорогим и долгим. Оно занимает несколько месяцев, а также требует затрат нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей. Хотя есть и более дешевый способ, можно изучить вопрос в Интернете, посмотреть открытые статистические данные и энциклопедии. Не нужно гнаться за математической точностью. Для того чтобы оценить ситуацию, достаточно и примерных цифр. Важным в этом деле является процесс подсчета аудитории. Это необходимо для того, чтобы оценивать количество людей, задействованных в принятии решений о приобретении продуктов.

Еще один пример

Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую – выходом после дефолта 98-го года, третью – мировым финансово-экономическим кризисом.

И это все?

Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.

И какая ситуация по регионам?

Это зависит от целой группы факторов:

  1. Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
  2. Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
  3. Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.

К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.

Решение проблем на примере демографии

Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня – комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема – его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:

  1. Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
  2. Большое количество людей, которые не заводят семьи.
  3. Колебания в размере поколений.

Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.

Заключение

Неважно, что изучается – социально-демографические характеристики потребителей для предприятия или проблемы народонаселения всей страны. Если сформирован адекватный подход, то получить интересующие данные не составит труда. А как их использовать – это отдельный разговор. Следует помнить, что социально-демографические характеристики только позволяют сформировать основу для принятия решений. Какие они будут, зависит от руководящего состава.

Источник

Оцените статью