Социальная деятельность потребительской кооперации
Социальная миссия потребкооперации заключается в осуществлении деятельности, направленной на преодоление бедности, безработицы, бездуховности, создание сельскому населению нормальных условий для жизни.[3, c. 60-61]
Потребительская кооперация — социально-ориентированная система. Это форма объединения населения, которая берет на себя часть функций по социальной защите населения. Потребительская кооперация является формой некоммерческой деятельности. Все виды деятельности кооператоров, в отличие от коммерческих организаций, направлены не на получение выгоды ради выгоды, а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии. Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном в сельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители. Социальная миссия потребкооперации заключается в повышении жизненного уровня сельского населения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как[7,c. 14-15]:
· доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;
· ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;
· содержание планово-убыточных магазинов;
· доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;
· продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
· помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах: в Ростовской области действуют два кооперативных техникума и высшее учебное заведение — филиал Белгородского университета потребительской кооперации;
· обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);
· организация школьного питания;
· предоставление товарного кредита населению.
Все направления деятельности потребительской кооперации имеют «социальную окраску». В рамках Соглашения о сотрудничестве между Московским Патриархатом и Центросоюзом России организации потребительской кооперации помогают восстанавливать монастыри и храмы, оказывая материальную поддержку, помогая транспортом и работниками. Кооператоры содействуют духовно-просветительской работе на селе. Распространение через торговые точки духовной литературы, систематическое освещение церковной жизни в газете «Российская кооперация» способствует утолению духовного голода людей, насильственно оторванных от своих православных корней в годы богоборчества. В учебных заведениях потребкооперации молодежь познает основы православной культуры. [3, c. 60-65]
В настоящее время кооперативные организации содержат в малых и отдаленных деревнях населенных пунктах 29 тысяч убыточных магазинов. Продают в них товары по тем же ценам, что и в районных центрах, отпускают нуждающимся жителям деревни товары в долг (постоянно население имеет долг примерно на 4 млрд. рублей). Потребительская кооперация, будучи некоммерческой и негосударственной организацией, сегодня по существу является единственной в деревне, которая несет на себе тяжелейший груз социальных проблем. Она – крупный работодатель, дает постоянную работу 400 тысяч человек и еще десятки тысяч получают временную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня.
Кооперативные организации обеспечивают своей деятельностью денежные доходы для почти 2 млн. человек, закупая у них продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды. Девиз российской потребительской кооперации: «В единении – сила» наиболее полно отражает преемственность духовно-нравственных традиций, которые в годы богоборчества сохранили и пронесли сквозь годы лихолетья простые сельские труженики, прихожане сельских церковных приходов и российские кооператоры. [3, c. 65-68]
Занимаясь торговлей, кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов области. А многие магазины расположены в отдаленных и малонаселенных хуторах, их содержание, доставка туда хлеба, продуктов питания и других товаров требуют дополнительных расходов. Но смысл кооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Потребительская кооперация Ростовской области содержит около 300 убыточных магазинов, годовая сумма убытка которых составляет более 20 млн.рублей. Кооперативный магазин в сельской местности, особенно в малонаселенных селах и хуторах, — это центр общественной и культурной жизни. Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить бытовые услуги и, наконец, просто пообщаться. Проявляя заботу о сельском населении области, потребительские общества Ростовского облпотребсоюза организовали работу кооперативных библиотек, детских игровых площадок. Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения. Производство и сфера услуг решают проблему занятости населения. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитие сферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, у людей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить те или иные услуги. Потребительской кооперации принадлежит также значительная роль в формировании денежных доходов сельского населения: это — заработная плата своих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья, доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. В случаях, когда низкие доходы не позволяют сельским жителям приобретать необходимые товары, кооперативные организации выдают им товары в долг. Кроме того, доходы, поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации, составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечивая тем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Все это, в конечном счете, решает очередную проблему потребкооперации — проблему бедности сельского населения. Кооперация — удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни.[4]
В современной России потребительская кооперация очень часто рассматривается, к глубокому сожалению, преимущественно в качестве разновидности бизнеса. А во всем мире – это система, выполняющая миссию социального служения, которая поддерживается властями и религиозными конфессиями. Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя. Принести пользу своим ближним и своему народу.
Возрождение российских духовно-нравственных традиций во взаимодействии в Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями положено в основу стратегии развития потребительской кооперации в городской социальной среде. Стратегией предусматривается содействие консолидации потребителей в городах по месту жительства, в сфере ЖКХ, и по месту работы, в социальной инфраструктуре предприятий, что служит развитию процессов самоорганизации граждан путем их участия в саморегулируемых и самофинансирумых организациях – потребительских обществах.
В частности, предусматривается формирование при участии Русской Православной Церкви, общественных объединений и организаций промышленников и предпринимателей, кооперативных объединений российской саморегулируемой кооперативной системы социально-экономической взаимопомощи.
В рамках добровольного саморегулирования указанная система призвана выступить инфраструктурой поддержки массового создания потребительских обществ в городской социальной среде.
В основе развития городской потребкооперации возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей во взаимодействии с Русской Православной Церковью[8,c. 10-12]:
— путем встраивания в стандарты и регламенты саморегулируемых организаций, объединяющих городские потребительские общества, православных норм и этических правил;
— через развитие системы непрерывного кооперативного образования, включающей программы для детей, учащийся молодежи и программы подготовки специалистов и руководителей потребительских обществ, основанные на российских духовно-нравственных традициях и православной этике хозяйствования;
— с помощью эффективных технологий контроля и сопровождения хозяйственной деятельности, затрудняющих нарушение принципов ведения хозяйственной деятельности, ориентированной на безусловное соблюдение прав пайщиков;
— через формирование системы преференций, стимулирующих экономическими методами соблюдение стандартов и регламентов саморегулируемой организации.
В крупных потребительских обществах, объединенных в рамках добровольного саморегулирования в саморегулируемые организации, происходит консолидация пайщиков, характеризуемая участием в социальных программах сотен тысяч человек.
Потребкооперация в социальной инфраструктуре градообразующих предприятий различных форм собственности на основе консолидации сотен тысяч пайщиков – работников и членов их семей способна исполнять социальные программы: удешевление товаров и услуг первой необходимости (например, за счет скидок сетевого бизнеса); строительство жилья, услуги платного образования и здравоохранения, некоммерческое кооперативное микрокредитование, удешевление технологического оборудования и основных средств, предназначенных для реализации социальных программ, за счет их беспошлинного ввоза с использованием механизмов международной кооперации. На муниципальном уровне действующее законодательство позволяет формировать территориальные потребительские общества, которые объединяют потребителей[9]:
— в сфере ЖКХ, путем формирования потребительских обществ в качестве организационно-правовой формы непосредственного управления жителями жилищным фондом;
— в социальной инфраструктуре предприятий различных форм собственности;
— по конфессиональному принципу с участием городских церковных приходов Русской Православной Церкви и других традиционных российских конфессий.
В рамках такой мощной саморегулируемой организации представляется возможным, используя некоммерческие механизмы потребительской кооперации, предоставить пайщикам широкий комплекс кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперации в повышении уровня качества жизни и занятости населения, в деле борьбы с бедностью, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.
Предусматриваются возможности духовного оформления Русской Православной Церковью процесса формирования основ системы саморегулируемых кооперативных организаций путем участия в Общественных наблюдательных Советах саморегулируемых организаций и Потребительских обществ, а также в органах их управления.
Особое место в программах потребительских обществ малых городов призваны занять программы помощи церковным приходам по надлежащему содержанию храмов и объектов их инфраструктуры. Миссия потребительской кооперации городской социальной среды – возрождение традиций взаимопомощи и сотрудничества и на этой основе удовлетворение материальных и духовных потребностей пайщиков[10].
Источник
Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальная направленность
Тема 7. Многоотраслевая деятельность потребительской кооперации и ее значение для развития сельских территорий
Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации
Основными задачами потребительской кооперации, которые определены ее законом, являются:
— создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
— закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
— производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
— оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Для выполнения социальной миссии и задач, предусмотренных Законом «О потребительской кооперации. », потребительским обществам и их союзам (некоммерческим организациям) разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческая деятельность потребительской кооперации тесно связана со становлением и развитием рыночной экономики.
Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг (рис. 13).
Наряду с основными отраслями деятельности организации потребительской кооперации занимаются строительством, содержат транспортное хозяйство, осуществляют сельскохозяйственную деятельность (растениеводство, животноводство), звероводство и рыболовство и другую деятельность.
Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения.
Она занимается производством продовольственных и других товаров народного потребления, обеспечивая собственные товарные ресурсы для торговой деятельности. Торговля, общественное питание, заготовки, непосредственно относящиеся к сфере товарного обращения, играют важную роль в развитии местных рынков регионов.
Потребительская кооперация свою многоотраслевую деятельность осуществляет в основном в сельской местности и поэтому тесно связана с предприятиями отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и др. (рис. 14).
Переход к рынку обострил ситуацию в стране по обеспечению сельского населения товарами. Потребительская кооперация как сельская торговая система призвана участвовать в решении общегосударственной задачи по стабилизации и развитию сельского потребительского рынка.
Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация традиционно участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.
Для реализации разнообразной социально-экономической деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села.
Таким образом, осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.
Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков.
Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.
Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.
Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.
Каждая отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков.
Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.
Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие ‘необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.
Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.
Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения — продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.
Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.
Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.
Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.
Строительство, как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.
Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения. Организации потребительской кооперации — местные организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.
В организациях потребительской кооперации трудятся более 400 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности будут способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности.
Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.
В 90-е гг. XX столетия — период формирования в стране рыночной экономики — потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).
В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков.
Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляет кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и неработающие предприятия.
Кооператоры рассудили так: если покупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща» начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.
Многие райпо в пустующих зданиях (бывших оптовых базах, столовых) организовали производственные цеха («малое производство»). Например, в Чернянском райпо Белгородской области в здании оптовой базы организовали крупорушку и маслобойку. Население стало сдавать на переработку производимую в домашнем хозяйстве продукцию (зерно, семена подсолнечника). Часть продукции райпо сбывает, пайщикам выплачивает деньги. На эти деньги пайщики покупают товары в магазинах потребительской кооперации. Повысились доходы у населения, и заработали отрасли деятельности: торговля, заготовки, промышленность.
В Богучарском райпо Воронежского облпотребсоюза открыли мини-молокозавод, на котором в две смены трудятся 13 человек. Райпо закупает в домашних хозяйствах населения молоко и перерабатывает, получая сливочное масло, творог, кисломолочную и другую продукцию. Только за 10 месяцев 2000 г. сдатчикам молока выплачено 1,2 млн р. Эти деньги пополнили доходы населения, на которые покупаются товары в кооперативных магазинах. К тому же 13 человек получили работу.
Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, занимаются животноводством. В результате получен и экономический, и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать ее и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российская кооперация».
Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.
Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Источник