Что значит социальная фантастика

Социальная фантастика

Социальная фантастика (англ. Social science fiction ) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях. Появление социальной фантастики связано с кризисом научной фантастики и поворотом фантастики к социальным и философским проблемам человечества [1] . Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.

Герберт Уэллс в своей автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд» [2] .

Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс [2] .

Читайте также:  Что значит самообразующие предприятия

Содержание

История жанра

Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема).

Источник

Значение словосочетания «социальная фантастика»

  • Социальная фантастика (англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.

Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд».

Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: частник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое «социальная фантастика»?

Раньше я думала, что «социальная фантастика» — это некоторые нестандартные и удивительно-паранормальные события происходящие в нашей жизни.
Потом один человек мне доказывал с пеной у рта, что этот жанр относится только к научно-космической фантастике.

Однако заглянув в википедию, я прочитала вот это:

Социальная фантастика (англ. Social science fiction ) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии и размышления об общечеловеческих ценностях, о взаимодействии человека и общеста. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях и размышлять об общечеловеческих ценностях реального мира. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.

Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд».

Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.

Социальная фантастика получила особенно широкое распространение в социалистических странах Восточной Европы (творчество Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Станислава Лема).

Согласна, что Стругатские именно об этом писали, например «Понедельник начинается в субботу» именно о таких самых странных событиях нашей жизни.

Но причём тут научная фантастика и космос. Это же уже другой жанр, или поджанр. Да, он тоже связан с социумом и понятиями о развитии человечества, как с научных точек зрения, так и социально-психологических, и адаптация человека как в космосе, так и на Земле.

Теперь заглянем в значения этих слов:

1. Социальный —
а. книжн. связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу; общественный.
б. имеющий какие-либо льготы для некоторых слоёв общества, находящийся на балансе города, муниципалитета; льготный.

Источник

Социальная фантастика

Из Википедии — свободной энциклопедии

Социальная фантастика (англ. Social science fiction ) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии и размышления об общечеловеческих ценностях, о взаимодействии человека и общества. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях и размышлять об общечеловеческих ценностях реального мира. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.

Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачен «хороший социологический труд» [1] .

Это мнение разделял Азимов, который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс [1] .

Источник

Социальная фантастика: история и лучшие представители жанра

Современная фантастика каждый год предлагает нам все более яркое зрелище. Разве могут наскучить отважные герои звездного пространства, путешествия в инвертированном времени или сражения с враждебными невиданными цивилизациями? Впрочем, есть опасения, что вместе с этим жанр утрачивает свое общественное содержание, сложившееся за десятилетия его существования. Поговорим о том, может ли социальная фантастика взять реванш в наши дни, и для чего ее можно использовать.

XXI век стал для кино и его зрителей эпохой фантастики. В космос нас доставляют звездолеты воскрешенных из прошлых десятилетий джедаев; от земных и неземных злодеев оберегает команда Мстителей; через временные парадоксы и пространственные искажения заботливо сопровождает Кристофер Нолан.

Что тут сказать, кругом и правда сплошные фантастические франшизы, соперничающие друг с другом в яркости, эффектности и оригинальности. Но используется ли потенциал фантастической эстетики в полной мере? Не сделал ли жанр шаг назад по сравнению со многими предшественниками? Поговорим о том, куда движется современная фантастика, откуда она пришла и в какую сторону может свернуть.

Трудно представить, но роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (полное название звучало как « Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей ») вышел в 1726-м году, что было почти 300 лет назад. Как знают многие читатели, книга рассказывала о странствиях некоего Гулливера, который попадал то на остров крошечных лилипутов, то в царство великанов, то оказывался в городе безумных ученых, то вообще наблюдал удивительную страну коней-интеллектуалов по имени гуигнгнмы. И это уже была фантастика.

Почему нам нужно было забраться так далеко во времени? Из произведения остроумного ирландца заметно, что его мало интересовали парадоксальные выдумки сами по себе. Каждая из частей «Путешествий Гулливера» с разных точек зрения высмеивала современное Свифту общество. Через потрясающие воображение читателя образы этот джентльмен обличал коррупцию в политических партиях тори и вигов, низость и самодовольство аристократии, оторванность науки от практической жизни и многое другое. Короче говоря, если рассматривать «Путешествия Гулливера» как один из романов-прародителей фантастики, можно сделать вывод, что с самого начала этот жанр был не только очень актуальным, но и очень социальным .

За эти 300 лет фантастика становилась все более привлекательной для мыслителей разных сфер и флангов. Подтверждают эту точку зрения и некоторые исследователи, занимавшиеся теоретическим осмыслением направления уже в более близкие нам времена.

Мы получили два с лишним десятилетия по-настоящему острого фантастического зрелища (1970—1990-е года). Социальная фантастика завоевала экраны в пестром многообразии инкарнаций.

«Робокоп» и «Чужие среди нас» , «Звездный десант» (парадоксальная экранизация того же Хайнлайна) и «Побег из Нью-Йорка» , «Безумный Макс» и «Матрица» , «Чужой» и «Бегущий по лезвию» . Эти и другие ленты, предлагая зрителю яркий и увлекательный мир, помимо этого ставили вопросы о тотальном контроле частных корпораций, фашистских амбициях некоторых правительств, обмане со стороны поп-культуры, обесценивании человеческой жизни, опасности военных столкновений в эпоху атомных бомб и так далее.

Кинематография других стран тоже не стояла в стороне. Андрей Тарковский, один из крупнейших авторских постановщиков СССР создавал такие ленты как «Солярис» или «Сталкер» (хотя это никак не социальная фантастика, но однозначно затрагивающая фундаментальные проблемы мировоззрения); Ив Буассе во Франции снимал злобный пасквиль на отупляющий эффект телешоу под названием «Цена риска» ; итальянский классик политического кино Элио Петри экспериментировал с жанром в «Десятой жертве» , исследуя интерес общества к насилию (правда, еще в середине 60-х). И всё это лишь вершина айсберга. А что откроется взору, если копнуть чуть поглубже?

Сегодня же можно услышать, будто жанровый кинематограф не способен сообщать зрителю важные и актуальные идеи, потому что аудитория не станет смотреть такие ленты. В этом нас стремятся убедить продюсеры, главы студий и даже некоторые не слишком чистоплотные ремесленники. Опыт прошедших лет эмпирически доказывает обратное. Все вышеназванные кинофильмы (кроме «Бегущего по лезвию», но на то были свои причины) стали кассовыми хитами. Их социальная повестка почему-то не помешала людям заплатить деньги за билет, посмотреть эти картины на большом экране и получить от них удовольствие.

Так что едва ли нам стоит отрекаться от фантастики, как серьезного жанра.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал ! С нами интересно!

Источник

Оцените статью