Что значит социализированные потребности человека

Что значит социализированные потребности человека

1) Потребность пить – пример, гражданин США, чтобы утолить жажду купил Pepsi, а скажем в феодальном обществе люди шли к колодцу или ручью, так как это было естественным способом утоления жажды;
2) Потребность есть – пример, в Китае исторически сложилась традиция употребления риса с помощью специальных палочек, в отличие от других обществ, где могут использоваться другие столовые приборы.
Показать полностью.
3) Потребность в безопасности – пример, гражданин Швейцарии чувствует себя в безопасности, так как в случае возникновения угрозы своей жизни он может обратиться в правоохранительные органы, которые оперативно отреагируют на заявление. Скажем, рыцари средневековья чувствовали себя в безопасности, имея при себе оружие.

Дополнительно
версия ответа из сборника тестов Баранова:
1) у человека существует потребность пить, однако даже в самый жаркий день он не станет пить из лужи на дороге, а выберет напиток, утоляющий жажду, и позаботится о чистоте сосуда, из которого будет пить;
2) у человека существует потребность есть, и ее удовлетворение имеет такие социальные грани, как способ приготовления блюд, качество посуды, сервировка стола, приятное общество за столом и т.п.;
3) удовлетворение потребности в жилище будет связано выбором социального окружения (соседей), созданием особого комфорта и т.п.

Читайте также:  Что значат ноты музыкальные

Источник

Социальные потребности человека

Социальные потребности и нужды человека

Социальные потребности и нужды человека — это его стремления, желания, влечения как представителя человеческого рода.

Они являются источником активности живого организма и формой связи индивида с окружающим миром. Человек является частью общественной системы, внутри которой он проявляет и удовлетворяет свои социальные потребности, благодаря чему развивается как личность.

Желания и устремления определяют мотивы деятельности и формируют модели поведения человека.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды социальных потребностей

Принято выделять три вида социальных потребностей:

Биологические потребности человека являются первичными. Они определяются необходимостью сохранять физиологическое функционирование организма, поддерживать на оптимальном уровне его жизнедеятельность. Этому служат бессознательные инстинкты, главный из которых — инстинкт сохранения жизни.

Социальные и идеальные потребности по значимости идут после биологических. Они считаются вторичными, но при этом являются более значимыми для развития человеческой личности. Личность в основном формируется под влиянием общества, в результате общения и взаимодействия с другими людьми. Даже когда человек занимается самовоспитанием и саморазвитием, он пользуется информацией из внешних источников.

Биологические потребности

Биологические потребности — класс потребностей, связанный с необходимостью осуществления жизненно важных функций, прежде всего для поддержания постоянства внутренней среды организма.

К биологическим потребностям относятся:

  • физиологические (такие, как дыхание, питание, жажда, сон, здоровье и другие, связанные с поддержанием жизнедеятельности организма);
  • потребность в безопасности (жилье, достижение определенной стабильности, наличие и сохранение собственности, отсутствие внешней угрозы для жизни);
  • нахождение в комфортной среде, в том числе психологической;
  • потребность в полноценном отдыхе и релаксации;
  • стремление быть свободным (пространственный комфорт);
  • продолжение рода.

От того, как реализуются эти физиологические и материальные потребности, напрямую зависит возможность выживания и полноценного функционирования организма, поэтому они называются базовыми.

Зачастую можно наблюдать взаимодействие биологических потребностей с социальными. Вот примеры социализации биологических нужд:

  1. Удовлетворение нужды в физической близости, основанное на инстинкте продолжения рода, тесным образом связано с социальной потребностью в любви.
  2. Удовлетворение потребности в отдыхе может быть связано с дружеским общением (социальная потребность) или сменой деятельности. Например, занятиями творчеством или чтением (идеальная потребность).

Социальные потребности

Социальные потребности — совокупность желаний, возникающих в процессе жизнедеятельности в социуме и при взаимодействии с окружающими.

Все потребности социальной сферы завязаны на взаимодействии человека с социумом. Список важнейших из них:

  • потребность в любви и дружбе, в общении и взаимодействии с другими членами общества;
  • потребность в семье (забота о других людях);
  • потребность принадлежать к какой-либо группе людей (стремление быть частью чего-то общего);
  • потребность занимать определенное положение в группе (движение по иерархической лестнице общества), основанное на уважении, самоуважении, общественном признание личности;
  • потребность следовать общепринятым поведенческим образцам внутри группы, стремление демонстрировать остальным принадлежность к определенной группе, соответствовать ее правилам.

Человек иногда может ставить для себя социальные потребности выше биологических. Например, жертвовать сном, потребностью в пище, добровольно испытывать физический дискомфорт ради заботы о друзьях, детях, любимых.

Индивиду свойственно стремиться к установлению межличностных отношений, активности в социуме, к успеху и признанию в социальной среде.

Идеальные потребности

Идеальные потребности — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Этот вид потребностей представляет собой базу для саморазвития личности. Без удовлетворения этих потребностей человек не развивался бы духовно, а оставался на уровне высокоорганизованных существ животного мира.

Стремление к новизне

  • желание постигать мир через способы познания, наблюдения, исследования;
  • потребность обучаться новому, овладевая знаниями и навыками, осваивая новые направления деятельности;
  • тяга к путешествиям — любование новыми пейзажами, ландшафтами, созерцание красот мира;
  • потребности эстетического характера — наслаждение произведениями искусства.

Стремление к компетентности

  • нужда в повышении общего уровня образованности и эрудированности;
  • стремление к профессионализму, желание быть экспертом в той или иной области, углубление имеющихся знаний и получение новых навыков.

Потребность преодоления

  • потребность в самосовершенствовании, улучшении своей личности, работе над собой (избавление от вредных привычек, тренировка воли, выработка полезных привычек и качеств);
  • преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
  • стремление к физическому выживанию, преодоление реальной опасности и угрозы для жизни. Эта потребность напрямую связана с физиологической потребностью сохранения жизни.

К идеальным можно отнести потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды писательского мастерства, различные художественные виды искусства.

В этот же список следует добавить духовные потребности и нужды — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.

Примеры социальных нужд и потребностей

Приведем несколько жизненных примеров удовлетворения социальных нужд:

  1. Для удовлетворения потребности в преодолении человек бросает курить, садится на диету, отказывается от вкусного в пользу здоровой пищи, идет в спортзал, заставляет себя рано вставать, идти на пробежку, контролировать свои эмоции. Все это он делает ради совершенствования себя.
  2. Пытаясь исследовать границы своих физических возможностей, спортсмены ставят рекорды, альпинисты восходят на недосягаемые им прежде вершины. Так они раскрывают свой потенциал и повышают самооценку.
  3. Примером преодоления моральных трудностей может служить отказ от «стадного чувства», противопоставление себя толпе, которая навязывает свои правила поведения.
  4. Человеку важно ощущать свое положение в обществе, получать одобрение со стороны других его членов. Поэтому многие его поступки продиктованы желанием заслужить уважение и благодарность других людей.
  5. Одна из важнейших потребностей — желание быть нужным, приносить пользу, оказывать безвозмездную помощь нуждающимся в ней, даже если это противоречит его собственным интересам.
  6. Каждый человек стремится иметь друзей, близких по духу, любить и быть любимым. У людей, испытавших в детстве дефицит любви, крайне низкая самооценка и как следствие проблемы во многих сферах, включая выстраивание социальных связей и самореализацию. Любовь можно считать одной из базовых потребностей, она служит источником глубоких эмоциональных переживаний, способствует продолжению рода, мотивирует к самосовершенствованию.

Все вышеприведенные виды потребностей взаимосвязаны и являются дополнением друг друга. Например, заботясь о своем здоровье (биологическая нужда), человек приобретает велосипед. Он знакомится с другими велосипедистами (социальная потребность) и участвует в поездках на дальние расстояния (идеальная потребность в познании окружающего мира и преодолении физических трудностей).

Удовлетворив идеальную нужду в освоении новых профессиональных знаний, люди стараются достичь в работе успехов, чтобы заслужить уважение и похвалу, а это уже социальная потребность. Помимо этого, они рассчитывают на карьерный рост и связанное с ним увеличение материального дохода, что дает им ощущение безопасности (физиологическая потребность быть защищенным).

Источник

В современном обществе первичные потребности человека социализированы. Проиллюстрируйте этот факт тремя примерами.

Определение социального института

Основой развития общества есть формирование налаженных правовых контролируемых и стабильных социальных взаимодействий. Социальный институт – устоявшийся комплекс санкционированных и несанкционированных правил, принципов. Исторически определившиеся нормы, установки, регулирующие всевозможные сферы людской деятельности и организующие их в систему социальных ролей и социальных статусов, основывающих социальную систему. Социальный институт – совокупность индивидов, организаций и осуществление их конкретных функций. Институты контролируют поведение индивидов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении институты имеют огромное значение. Они способны решать актуальные вопросы, проблемы значительной численности людей. Например, люди, желающие зарегистрировать свои отношения, обращаются к помощи института брака, а идя на выборы – к институтам права и политики.

Социальные системы и их иерархия

Ряд социальных установок, если рассматривать их с общественной и личностной точки зрения, могут занимать в системе неравноправное положение. Такое их положение образует своеобразную иерархию.
Иерархия социальных систем очень сложная качественно различающаяся между собой.

Свое отражение данный факт нашел у В.А. Ядова в его концепции регуляции социального поведения личности, где автор выделяет четыре уровня диспозиций. Согласно принятой терминологии социетальной системой или суперсистемой, является общество.

Элементами этой суперсистемы стали экономическая, политическая, социальная, идеологическая структуры, которые в социетальной системе занимают определенное место и выполняют свои функции.

Наиболее общие системы в свою структуру включают, например, семью или трудовой коллектив, т.е. социальные системы менее общего порядка.

В развивающемся обществе возникают самые разнообразные социальные системы и органы социального воздействия на социализацию индивида, на его эстетическое, нравственное, физическое развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и формы социальных систем 420 руб.
  • Реферат Виды и формы социальных систем 270 руб.
  • Контрольная работа Виды и формы социальных систем 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В понимании Д.Н. Узнадзе первый уровень составляют установки, регулирующие поведение на бытовом уровне. Установки, вступающие в действие на уровне малых групп, по мнению В.А. Ядова, образуют второй уровень.

Базовые социальные установки образуют третий уровень. Они показывают как индивид относится к основным сферам жизнедеятельности.

Высший четвертый уровень занимает система ценностной ориентации личности.

Надо сказать, В.А. Ядов не противоречит теории социальной установки, когда использует такие понятия, как ценностные ориентации, диспозиция, направленность интересов личности. Каждый индивид имеет свою собственную, субъективную иерархию социальных установок. Их критерием является психологическая значимость этих установок лично для него и может не совпадать с общественно признанной иерархией.

Если говорить о смысле жизни и высшей ценности, то для одних это семья и дети, для других ценностной ориентацией является собственная карьера.

Таким образом, можно сказать, что кроме диспозиционной концепции В.А. Ядова, есть ещё субъективные иерархии социальных установок по их психологической и личной значимости для конкретного индивида. Социальная установка, являясь системным образованием, включается в более сложные системы. Взаимодействие этих сложных систем есть конечный регулятор поведения и деятельности личности

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Структура социального института

Как и каждая система, социальные институты имеют свою структуру. Но поскольку социологи как зарубежные, так и наши находят различные определения социального института, то они в разных формах понимают его внутреннюю структуру, то есть систему опорных элементов функционально взаимосвязанную. Не глядя на обширность точек зрения, все они являются верными, поскольку подразумевают различные взгляды на одно и того же. По мнению С.С. Фролова, точнее будет говорить не о структурных элементах институтов, а об институциональных признаках, то есть совместных для всех установок и свойств: 1. Нормы и образцы поведения; 2. Символика культурных признаков (флаг, герб, обручальное кольцо, иконы и др.); 3. Унитарные культурные черты (дом для семьи и т.д.); 4. Гласный и негласный кодексы (законы, правила, запреты); 5. Миропонимание (любовь в семье, вероисповедание в религии и пр.).

Функционирование и развитие как базовые социальные процессы

В литературе приводится различная классификация социальных процессов. Это объясняется тем, что используются разные основания классификации: степень общности, качество, длительность протекания, причинная обусловленность, иерархичность структуры, сферы проявления и т.д. Социальные процессы можно также дифференцировать по субъекту, по целям и результатам. Так, различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизводство качественного состояния объекта, социальные процессы развития, обусловливающие переход объекта к качественно новому состоянию; при этом развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным [6, c.56].

Функционирование — в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей и имеют адаптивный характер. Функциональные изменения можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие «ремонты» проводятся для поддержания системы в «рабочем состоянии». В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предлагающие качественные структурные преобразования. Их цель — приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы [5, с.86].

Развитие — в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).

Социальное развитие — это форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.).

Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.

Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.

Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом [3, c.141].

Заключение

Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями.

Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, не происходят стохастически, не предрешены проведением. Он являются результатом действий ряда сил — агентов социальных изменений. Ими могут быть люди, идеи или процессы, который в силу конкретных обстоятельств меняют ход человеческой истории, а вместе с ней — судьбы миллионов людей.

Важным критерием социальных процессов является конечный результат. В его основе лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов.

Социальные процессы привнося в жизни общества как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Так, например функционирование, как социальный процесс, имеет адаптивный характер по отношению к социуму, а развитие раскрывает потенциал, который изначально заложен в системе.

Библиография

1. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

2. Забродин В.Ю. Социология. Экзаменационные ответы для студентов вузов. Издательство: Питер, 2009. — 160 с.

3. Захаров М.А. Социология: курс лекций — Смоленск: СмолГУ, 2007. — 168с.

4. Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И. Общая социология. Хрестоматия — М.: «Высшая школа», 2006. — 783 с.

5. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2008. — 204 с.

6. Павленюк П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2007. — 272 с.

7. Ритерман Т.П. Социология: Полный курс — М.: АСТ, 2009. — 128 с.

8. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов — СПб.: Питер, 2007. — 240 с.

9. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2009. — 188 с.

Классификация социальных институтов

Социальные институты бывают формальные и неформальные. Формальные социальные институты имеют общую схожесть – они прописаны законом взаимодействие между особами реализовывается на основе оговоренных правил, статутов, положений и т.п. Являются важнейшим элементом регулирования сущности общества. Неформальные социальные институты хотя и контролируются социальными нормами, правилами поведения, но не являются подзаконными. Например, институт дружбы. Имеет много признаков социального института. Ведь дружба – элемент, имеющийся в жизни любого общества, есть необходимой, постоянной в жизнедеятельности людей. Формальности в дружбе имеются достаточно обширные, конкретные и подчас даже строгие. Обида, размолвка, разрыв приятельских отношений – являются специфическими формами социального контроля в институте дружбы. Но эти формальности никак не узаконены, не прописаны сводами правил, статутов и т.п.

Основные социальные институты

Социальные институты разделяют по типу решаемых ими задач. Традиционно к основным социальным институтам относят: 1) Семью
– как социальный институт родства, связывающий индивидов общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Функции семьи: экономическая (ведение совместного хозяйства), репродуктивная (рождение детей), воспитательная (передача ценностей и норм). 2)
Государство
— этот институт осуществляет управление обществом и обеспечивает его безопасность. Функции государства:

  • внутренние: регулирование экономики, поддержание стабильности в обществе, обеспечение общественного согласия, защита населения и другие.
  • внешние функции: обороны и международного сотрудничества и проч.

— институт, обеспечивающий развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Функции образования: адаптация к жизни и труду в обществе, профессиональное обучение, осознание индивида гражданином, приобщение к культурным ценностям, раскрытие личностного потенциала. 4)
Церковь
– религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания, где все участники разделяют общие нормы, догматы и правила поведения. Функции церкви: определяет взгляды на мир, моральное утешение и примирение, объединяет верующих, приобщает к культурным ценностям и проч. 5)
Науку и культуру
— институт, который производит объективные знания. Функции науки: познание мира, интерпретирует знания, определяет взгляды на мир, развивает общество в интеллектуальном плане. 6)
Право
— система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Поведение людей и социальных групп регулируется с помощью права, когда определенные отношения закрепляются в качестве обязательных. Функции права: регулирование и охрана тех отношений, которые полезны для общества в целом. 7)
Экономику, производство
– институт, управляющий хозяйственной жизнедеятельностью общества.

СМИ.

9)
Политический
– институт функционирования власти. 10)
Военный
– институт, законного наследия. Это не окончательный список. Чем больше социальных институтов функционирует в обществе – тем оно более развитое.

Вторичные потребности (социальные)

1. Социальные потребности — в причастности: чувство принадлежности к чему или кому — либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.

2. Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.

3. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.

Вторичные потребности — психологические потребности. Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему — либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

Потребность принадлежности и любви играют значительную роль в жизни. А. Маслоу определил два типа любви для взрослых: дефицитарная и бытийная.

Дефицитарная любовь основана на дефицитарной потребности — она исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, это может быть самоуважение, секс, общество кого — то.

Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности, другого, без какого — либо желания изменить или использовать его. Эта любовь собственническая и касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви — всего, что позволяет человеку расти.

Поиск близких взаимоотношений является одной из самых широко распространенных социальных потребностей человека. Когда наша потребность любить и быть любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.

А. Маслоу разделил потребности самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими.

Самоуважение включает в себя такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку необходимо знать, что он достойный человек, что он в состоянии справляться с задачами и требованиями, которые нам предъявляет жизнь.

Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Фрустрация данных потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности и низкую оценку по сравнению с другими. А.Маслоу подчеркивает, что самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Потребности уважения в жизни выражаются очень разнообразно.

Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своих потенциалов, таллантов, способностей. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности.

Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознавать фальшь и неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, они устремлены к познанию.

Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личности, является принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу с собой, их не терзает чувство вины и тревоги. Они ведут себя просто и естественно, сохраняя спокойствие, не тревожатся по пустякам, что объясняет их способность отрешиться от мелочей, частностей, шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество, не идут на поводу у других людей и обстоятельств, их характеризует ответственность, самостоятельность. Самоактуализированного человека по словам А.Маслоу — уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности , потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Для того, чтобы более высокие уровни иерархии начали действовать на человека, не обязательно удовлетворять потребности более высокого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди обычно начинают искать свое место в некотором обществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физические потребности. Одна из потребностей может доминировать, но деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

В современном обществе физиологические потребности и потребности в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами.

А.Маслоу сделал предположение, что большинство людей, нуждаются во внутреннем совершенствовании и постоянно ищут его. Его исследования самоактуализации привели к тому, что побуждение к реализации потенциалов естественно и необходимо.Но многие люди просто не видят своего потенциала, они даже не знают о его существовании и не понимают пользы самоусовершенствования, они склонны сомневаться и бояться своих способностей. Это явление А.Маслоу назвал — комплексом Ионы — страх успеха.

В дополнении к своей иерархической концепции мотивации А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.

· Их отсутствие вызывает болезнь.

· Их присутствие предотвращает болезнь.

· Их восстановление излечивает болезнь.

· При определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их.

Они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие и вызывающие напряжение.

Мотивы роста — метапотребности, имеют отдаленные цели, которые связаны со стремлением актуализировать потенциал индивида. Объективные мотивы роста должны расширить и обогатить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, разнообразного опыта. Метапотребности часто тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации.

Порядок приоритетности метапотребностей по А.Маслоу:

1. Ценность — ее характеристика заключается в единстве, интеграции, тенденции к тождеству, взаимосвязанность, простота, организация, структура, порядок.

2. Совершенство — характеристики- необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование.

3. Завершение — характеристики — окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.

4. Закон — характеристики — справедливость, незапятнанность, законность, долженствование.

5. Активность — характеристика — процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование.

6. Богатство — характеристики — дифференциация, сложность.

7. Простота — характеристики — честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.

8. Красота — характеристики — правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство.

9. Доброта — характеристики — правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность.

10. Уникальность — характеристики — особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.

11. Ненапряженность — характеристики — легкость, отсутствие напряжения, условий, сложностей, изящество, совершенство.

12. Игра — характеристики — забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость.

13. Истина, честь, реальность — характеристики — открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

14. Самонадеянность — характеристики — автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правиламю

Одна метапотребность легко заменяется другой, если это необходимо для жизни человека.

А.Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности и дефицитарные потребности, являются инститнктивными и имеющими биологические корни. Следуя данной гипотезе и эти потребности должны быть удовлетворены, для сохранения психического здоровья и для достижения максимума потребностей индивидов.

Но депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание — метапатологии. Такие состояния как апатия, отчуждение, депрессии и цинизм, являются премерами высших психических расствройств. Неспособность любить кого -нибудь, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что — нибудь ценное и достойное,

неэтичное поведение, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования — все это симптомы метапатологии.

К примерам метапотологий по А.Маслоу относятся:

Недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатию, расчет только на себя и для себя, вульгарность, нетерпимость, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграцию, утрату чувства собственного „Я”, утрата индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным, безнадежность, нежелание чего — либо добиваться, гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм, мрачность, депрессии, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора, перекладывание ответственности на других, бессысленность, отчаяние, утрата смысла жизни.

Теория человеческих потребностей А.Маслоу дает весьма полезные описания процесса мотиваци, но последующие экспериментальные исследования подтвердили ее не полностью, не смотря на то, что людей можно отнести к той или иной категории, характеризующейся какой — либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры нет. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение одной, какой — либо потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня мотивации.

Теория потребностей по МакКлелланду.

1. Три потребности, мотивирующие человека — это потребности власти, успеха и принадлежности — социальная потребность.

2. Сегодня особенно важны эти потрености высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория потребностей МакКлелланда делает упор на потребности высших уровней, согласно ей людям присущи три потребности: власть, успех, причастность.

Потребность власти — выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархичкской структуры А.Маслоу потребность власти попадает куда — то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Люди с потребностью власти- это не обязательно рвущиеся к власти люди, карьеристы. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах, если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать социализированные формы проявления своего воздействия. Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтерисованности в целях всего коллектива, определение таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, во взятии на себя инициативы, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности.

Потребность успеха — Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность успеха также находится где — то посередине между потребностью в уважении и потребностью самовыражения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись. МакКлелланд считает, что неважно сколь сильно развита у человека потребность успеха, он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы, и не будет вознаграждать его за то, что он делает. Для мотивации людей с потребностью успеха, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, регулярно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Потребности в причастности — эта потребность схожа с мотивацией по А. Маслоу. Люди с доминированием данной потребности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим, они постоянно привлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

Функции социальных институтов

Социальные институты предназначены для того, чтобы удовлетворять важнейшие потребности общества: экономические физиологические, материальные, социальные. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют отдельные функции, которые можно разделить на: Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, которая стандартизирует поведение людей за счет правил и норм поведения.
  • Регулятивная функция – регламентирует действия и способствует выработке шаблонов поведения.
  • Транслирующая функция – передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства.
  • Социальный институт здравоохранения ответственен за поддержание здоровья населения.
  • Социальный институт производства создает средства для существования.
  • Политические институты ведают организацией политической жизни.
  • Институт права выполняет функцию разработки правовых документов и соблюдения законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования ведает социализацией членов общества, приобщения его к ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии помогает людям в решении духовных проблем.

Все свои функции социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания большинством населения целесообразности их существования.

Источник

Оцените статью