Что значит составьте схему предложения с прямой речью

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П».Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…»Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а.«Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а.«Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а.Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а.Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а.Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

Читайте также:  Что значит реабилитация ребенка инвалида

Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П».«Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П. — а. — П».«Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п».«Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи ↑.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

© Редакторское бюро «По правилам» , 2009–2021

Источник

Знаки препинания при прямой речи: схемы

Содержание:

Прямая речь — достоверная передача чужого высказывания

В повседневной жизни нам часто приходится передавать слова собеседника. Учитель просит вас донести важную информацию до родителей. Подруга поделилась замечательной новостью, которую вы захотели рассказать брату.

Как сделать так, чтобы передаваемое сообщение являлось максимально достоверным?

Это можно осуществить, включив в предложение:

  • косвенную речь;
  • вводные слова;
  • прямую речь.

Какой способ наиболее результативный?

Действенным способом является прямая речь, так как слова источника информации передаются дословно, без изменений.

Прямая речь – точная передача чужого высказывания

Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Предложения с прямой речью состоят из прямой речи («П») и слов автора (А, а), которые вводят в предложение чужую речь.

! ! ! Прямая речь на письме выделяется кавычками

«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. (А.С. Пушкин)

  • «Это твоя дочка?» — прямая речь;
  • спросил я смотрителя — слова автора.

Зная последовательность расположения прямой речи и слов автора, можно грамотно расставить знаки препинания.

Пунктуационная схема

Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз.

  • «Как же концы в воду-с? А на том свете, что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может», — добавил философ. (Н.С. Лесков)

Запомнить: прямая речь не является членом предложения!

Средства речевой характеристики

Средства речевой характеристики: глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать.

  • «И прекрасно сделал», — откликнулся философ. (Н. Лесков)
  • «Стреляй, Рита. Стреляй!» — кричали зенитчицы. (Б. Васильев)
  • «Пиявки тут есть?» — задыхаясь спросила Гурвич. (Б. Васильев)
  • «А что мне жениться?» — возразил Федя. (И. Тургенев).
  1. Глаголы с указанием на цель высказывания:упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть, осведомиться и др.
    • «Чистить надо», — подтвердил гость. (Б.Л. Васильев)
    • «Не вместе в ложу», — согласился он со вздохом. (И.А. Обломов)
    • Бабушка посоветовала Марине: «Иди, доченька, замуж, хватит в девках ходить!»

  2. Глаголы, передающие эмоциональное состояние:улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.
    • «Нет, нет, нет!» — затряслась Четвертак. (Б.Л. Васильев)
    • «И откуда их черт принес?- Рыбак с новой силой начал переживать случившееся. — Вот уж действительно: беда одна не ходит» (В. Быков)
    • Отец усмехнулся: «Сколько ж мы с тобой на рыбалку не ходили, дорогой сынок!»

  3. Отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др.
    • «Господи боже мой!» — с жаром продолжал башмачник. (И.С. Тургенев)
    • «Пчелы бы жить не стали, батюшка», — сказал он со вздохом.(И.С. Тургенев).
    • «Как его зовут?»- с живостью спросила Елена. (И.С. Тургенев)

  4. Называния субъекта речи: кто говорит.
    • «Кто там?»- раздался голос Шубина. (И. Тургенев)
    • Отец сказал с удивлением: «А он- птица, гость-то наш! Сахару велел нам отпустить, во как!» (Б. Васильев)
    • «Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру?»- спросил Тарантьев.(И.А. Гончаров)

  5. Характеристику речи: тихо, печально, с жаром , с радостью и др.
    • «Баба-работница», — важно заметил Хорь. (И. Тургенев)
    • «Художник», — промолвил с тихой улыбкой Берсенев. (И. Тургенев)
    • «Что? Как не переедешь?» — грозно возразил Тарантьев. (И.А. Гончаров)
    • «Отчего?» — сказал Манилов тоже ласково и с видом сожаления.(Н.В. Гоголь)

Знаки препинания при прямой речи

1. Прямая речь стоит перед словами автора. После нее ставится запятая и тире. Если прямая речь содержит вопрос или восклицание, тогда ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.

  • «Дело молодое», — отозвался Увар Иванович. (И.С. Тургенев)
    «П», — а.
  • «Пусть привыкает!» — смеется отец. (Б. Васильев).
    «П!» — а.
  • «Что вот теперь хлопцам сказать?» — озабоченно спросил командир. (В. Быков)
    «П?» — а.

Примечание. Прямая речь разрывает слова автора. Перед прямой речью ставится двоеточие, а после нее — запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире.

  • Ольга строго начала, потом вдруг лицо ее озарилась лучом улыбки: «Я не сержусь, прощаю», — прибавила она мягко и отошла в сторону.(И.А. Гончаров)
    А: «П», — a.

2. Слова автора стоят перед прямой речью. После них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с заглавной буквы.

  • Николай Петрович покраснел: «Не называй ее, пожалуйста, громко» ( И.С. Тургенев)
    А: «П».
  • Бритвин закричал: «Давай сюда! Дмитрий, а ну пособи!» (В. Быков)
    А: «П!»
  • Вздохнул Васков: «Готовы?» (Б. Васильев)
    А: «П?»

3.Слова автора находятся в середине прямой речи.

А). Слова автора разрывают предложение. После первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  • «Эх , — думаю, — не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания принял».(Н.С. Лесков)
    «П, — а, — п.»

Б). Слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. После слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы.

Ставить вопросительный или восклицательный знак — зависит от типа предложения.

  • «Дорога где? — спросил Бритвин. — Дорога, по которой возишь, далеко отсюда?» (В. Быков)
    «П? — а. — П?».
  • «Послушайте!- возразила она. — Вы меня еще не знаете: я престранная; я хочу, чтоб мне всегда правду говорили!» (И.С. Тургенев)
    «П! — а. — П!».
  • «Ну, — говорил Захар в отчаянии. — Что лежишь, как колода?» (И.А. Гончаров)
    «П, — а. — П?».

Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире.

  • «Вряд ли удастся, — подумав, сказал Бритвин, по своему обыкновенно глядя вниз: — Там охрана».(В. Быков)
    «П,- а: — П»
  • «Посмотри-ка, — возразил я ему:- Как у Калиныча на пасеке чисто!» (И.С. Тургенев)
    «П, — а : — П!»

Источник

Схемы и примеры знаков в предложениях с прямой речью

При создании текстов иногда требуется передать слова какого-либо лица, не изменяя их. Для этого используются предложения, которые передают чужую речь. Подобные конструкции передают чьи-то мысли, слова, монологическую и диалогическую речь, помогают конкретизировать сказанное, привнести в текст эмоциональность и экспрессивность, разнообразить его структуру.

Передача высказываний лица на письме

Под прямой речью понимают слова и речь лица, переданную без изменения содержания и формы, то есть порядка слов в речи, обращений, междометий и интонации, на письме обозначаемой посредством восклицательных и вопросительных знаков, тире, многоточий.

Такие синтаксические конструкции состоят из двух частей:

  1. дословная передача чужих слов;
  2. слова автора.

Авторские слова могут содержать в себе указание на то, кому принадлежит высказывание, на сопутствующие этому эмоции, форму передачи речи, поэтому слова автора содержат глаголы, отмечающие это, так называемые глаголы речи-мысли, например: подумал, сказал, спросил, напомнил, согласился, повторил и подобные.

Помимо этих слов вводить высказывание какого-либо лица могут глаголы, отражающие эмоциональное состояние говорящего: захохотал, удивился, нахмурился, усмехнулся, огорчился и другие.

Схемы предложений с прямой речью и знаки препинания в них

  • прямая речь — П(пишется с большой, заглавной буквы), п (пишется с маленькой, прописной буквы);
  • слова автора — А, а

На письме границы чужих мыслей обычно выделяются особыми знаками — кавычками (» «). Следует помнить, что высказывания могут состоять из одного или нескольких предложений.

Высказывание лица находится перед словами автора

Алгоритм написания предложений и расстановки знаков препинания:

  • кавычки открываются;
  • собственно прямая речь пишется с большой буквы;
  • если предложение вопросительное, то используется вопросительный знак;
  • если предложение восклицательное, то ставится восклицательный знак;
  • ставится запятая, если предложение повествовательное;
  • если используется фигура умолчания — используется многоточие, которое не требует постановки после себя запятой;
  • кавычки закрываются;
  • за ними следует тире;
  • слова автора пишутся с маленькой буквы.

Рассмотрим все изложенное выше на примере схем.

„Как красиво осенью в лесу!“ — с восхищением произнес мальчик.

„В жизни бывают взлеты и падения. Но при любых обстоятельствах надо двигаться навстречу своей цели и не сдаваться!“ — призывал своих друзей известный французский писатель.

„Вы обращались за медицинской помощью?“ — спросил бойцов военврач.

„Человек всегда должен помнить о тех, кто когда-то протянул ему руку помощи. Вы со мной согласны?“ — яростно доказывал свои убеждения этот пылкий юноша.

„К большому сожалению, нельзя вернуться в прошлое и исправить содеянное“, — вздохнул каторжанин, сосед Григория по бараку.

„Люди привыкли полагаться на мнение большинства. А это, как часто показывает нам история, чревато неприятными последствиями», — назидательно продолжал старый учитель.

„Господи, да это же…“ — вдруг прошептал испуганно один из господских слуг.

„Я был бы счастлив тогда составить ваше счастье. Не отрекся от этой надежды и сейчас. Мне… Я должен признаться в том…“ — сказал немолодой офицер, но вдруг запнулся и не закончил свою речь.

О предложениях с прямой речью вы узнаете из этого видео.

Прямая речь находится после слов автора

Если авторское повествование предваряет высказывание, то после него ставится двоеточие.

Еще недавно сердитый толстячок сейчас весело размахивал руками, восклицая: „Это какое-то чудо! Вот так удача!“

Вытирая маленькими ручками слезы на раскрасневшемся личике, Аннушка по-детски упрекала старшего брата: «Неужели ты меня ничуть не любишь? Неужели ты мне не поможешь?»

Задумчиво она села в старое кресло, неспеша оглянулась и подумала:»В этой комнате все осталось по-прежнему. Ничего не изменилось, хотя минуло лет пятнадцать — двадцать.»

Старого графа на протяжении всего разговора с сыном раздражал голос жены, который на каждую гневную его тираду ехидно и многозначительно поддакивал: «Конечно, мой дорогой… Ты, как всегда, прав, а нам до тебя…»

Из этого видео вы узнаете о правильной расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Высказывание лица внутри авторских слов

В подобных случаях после авторских слов ставится двоеточие, слова лица заключается в кавычки, после которых ставятся, в зависимости от контекста, такие знаки, как запятая, тире.

Выбор знаков зависит от того, какие знаки должны были бы быть в предложении, если бы в ней не было собственно прямой речи.

А:»П,» — а. Сложносочиненное предложение, между частями которого ставится тире.

Он сказал: «Это конец всему,» — и небо в ответ ответило грозой.

А:»П?» — а. В конце прямой речи после восклицательного и вопросительного знаков, многоточия перед продолжением авторских слов также ставится тире.

На его тихий вопрос: «А что же стало с родительским домом? «— никто не ответил.

Он обрадовался: «Да это же Сергей! «- и кинулся обнимать старого дворового товарища.

Он напомнил себе: «Это не крайний срок. Наверное все можно решить, все можно еще исправить… «— и решил завтра же попробовать все сначала.

А:»П,», а. Запятая ставится, если она закрывает причастный и деепричастный оборот, разделяет однородные члены, разделяет части сложносочиненного предложения.

Лесник пробирался сквозь колючие ветки заросшего кустарника, со злостью думая: «Погоди, старый, сочтемся», но конца этой погоне за волком не видел.

Авторские слова внутри высказывания лица

Если слова находятся внутри прямой речи, то кавычки ставятся только в начале и в конце передачи чужих слов. Но расстановка знаков в таком случае будет иметь свои особенности.

«П, — а, — п». Смысловое единство высказывания разрывается словами автора.

«Все это, — засомневался отец, — звучит заманчиво, но справишься ли ты с этой непростой работой?»

«П, — а. — П». Высказывание лица представляет собой два и более законченных предложений, на стыке которых расположены слова, принадлежащие автору .

«Мать оставила этот сундучок тебе на память, — после некоторого молчания прошептал Миша. — А помнишь, как хотели в детстве заглянуть в него?»

«П, — а: — П». Слова автора содержат два глагола речи-мысли, один из которых относится к первой части высказывания, а другой глагол — ко второй части.

«Бог мне судья, — сказал Иван Алексеевич, подумал и добавил: — А люди давно забыли и простили».

Диалог

Если на письме необходимо передать разговор нескольких людей, то в ряде случаев используют оформление в виде реплик, каждая из которых пишется с новой строки, с абзаца.

В таком случае начало реплики отмечают постановкой тире, а кавычки не используют.

В остальном требования к расстановке знаков препинания остаются те же.

Мальчик с удивлением спросил:

— Маша, почему ты идешь со всем классом в этот поход?

— Я бы с удовольствием погуляла по лесу, посидела у ночного костра со всеми вами, — вздохнула Мария Синичкина, — но завтра я с семьей еду к бабушке в деревню.

— Жаль, — огорчился Петя, но потом горячо затараторил: — Знаешь, я для тебя устрою экскурсию на старую голубятню? Хочешь? Вот прямо сейчас?

Видео

Этот видеоурок поможет вам усвоить, как правильно оформлять прямую речь в предложениях.

Источник

Оцените статью