Что значит составные рифмы

Составная рифма

СОСТАВНАЯ РИФМА — рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли — увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод — э-вот, вдаль — тогда ль, все мы — темы, голова и — Гаваи, счёты — кто ты,
петли — нет ли, корявы — якоря вы, прелесть — апрель есть, глав нам — главным, существую — листву и .

Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, —
Так первый снег мне этот мил!

(А.М. Жемчужников)
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
С. Есенин) Дружной колонной шагают эпитеты, —
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Онуфриев)
.
Поэтический словарь

СОСТАВНА;Я РИ;ФМА — рифма, составленная из двух или трех слов. У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко (А. Пушкин, А. Грибоедов). В 60-х годах19 в. С. р. получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков — В. Курочкина и особенно Д.Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы,комизм которых заключается в точности С. р.:
Здесь обычай такой городничего:
Если в лавку поедет жена —
Говорит: «Ты, смотри, не купи чего.
Лавка даром давать мне должна».
(Д. Минаев)
Несравненным мастером С. р. стал В. Маяковский, расширивший ее смысловые возможности:
Дети,
чего испугались крови?
Отмойте
папе
от кро;ви щеку!

Читайте также:  Что значит открутка рекламы

Строить лёгочь
небесных кровель
папе,
небесному кровельщику.
——
Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему —
сделать бы жи;знь с кого,
скажу
не задумываясь:
— «Делай ее
с товарища Дзержинского».
Любопытно, что В. Брюсову, пытавшемуся под влиянием Маяковского ввести в свои стихи С. р., они неудавались; С. р. у Брюсова явно искусственны, неорганичны и труднопроизносимы:
Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, —
Не докинул никто их до звезд никогда!
. Так растопчем, растопчем гордость неоправдываемую!
Пусть как молния снидет из тьмы ночи ловец —
Брат наш воздух, наш фосфор, наш радий, радуя и мою
Скорбь, что в мире смирил умы не человек!

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.
.
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы
Школа Поэзии -2
Лекция № 13

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Другие примеры: по калачу – поколочу, пах? — нет — пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2015. Составная рифма
  • 20.10.2015. Цветы мэйхуа
  • 02.10.2015. Мона Лиза

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Лекция 13. Составные и разноударные рифмы

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Другие примеры: по калачу – поколочу, пах? — нет — пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

…. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

Источник

Однородная, разнородная, составная рифмы

Под рифмой подразумевают «созвучие концов стихов или полустиший»; функция её состоит в связывании стихотворных строчек – стихов – между собой и в обозначении их границ.

Современные стиховеды выделяют различные виды рифмы, причём классификации существуют достаточно разнородные:

  • в зависимости от места ударения (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая);
  • от фонетического сочетания (точная, неточная);
  • от уровня фонетического благозвучия (богатые, бедные);
  • от лексических особенностей (тавтологическая, омонимическая, каламбурная, паронимическая);
  • от принадлежности к частям речи (однородные, разнородные, составные);
  • от уровня использования (банальные, оригинальные) и т. д.

Остановимся подробней на однородной, разнородной и составной рифме.

Однородная рифма

Древнейший тип рифмы. Характеризуется тем, что клаузулы – последние слова в стихе (строчке) – являются одной и той же частью речи:

а) местоимение – местоимение:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

б) существительное – существительное:

На пушистых ветках

в) глагол – глагол:

А снег идёт, а снег идёт,

И всё вокруг чего-то ждёт…

Е.А. Евтушенко «А снег идёт, а снег идёт»

Кроме того, клаузулы могут иметь как одинаковую, так и различную падежную форму (в случае с именными частями речи):

Серые глаза – рассвет,

Дождь, разлука, серый след

За винтом бегущей пены.

Р.Киплинг «Серые глаза – рассвет» (перевод К.Симонова)

Такая рифма несколько «обедняет» стихотворение ввиду своей тривиальности и предсказуемости. Несмотря на это, в лирике отечественных поэтов такое явление встречается довольно часто, но это всего лишь способ «разбавить» или «разгрузить» текст от сложных фонетических и лексических форм.

Разнородная рифма

Является полной противоположностью однородной и, соответственно, отличается значительным разнообразием и оригинальностью. Клаузулы в такой рифме относятся к разным частям речи:

а) существительное – глагол:

За дверью бессмысленно всё, особенно – возглас счастья.

Только в уборную – и сразу же возвращайся.

И.А. Бродский «Не выходи из комнаты. »

б) существительное – местоимение:

Я видел взгляд, исполненный огня

(Уж он давно закрылся для меня).

М.Ю. Лермонтов «Светись,светись, далёкая звезда»

в) прилагательное – существительное:

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной.

А.А. Ахматова «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума. »

г) прилагательное – глагольная форма (в данном случае – деепричастие):

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…

М.Ю. Лермонтов «Листок»

д) местоимение – глагол:

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

Такие рифмы обладают сильнейшим смысловым воздействием, которое формируется в тексте имплицитно.

Составная рифма

В составных рифмах «ударным» словом является либо служебная часть речи, либо местоимение.

а) существительное – частица:

Шестой разворот, седьмой разворот,

Он ищет… ищет… и вот, и вот…

Э.Асадов «Баллада о ненависти и любви»

б) существительное – междометие:

Жизнь капризна. Мы все в её власти.

Я шагаю нелегкой дорогой,

Ямы, рытвины – только держись!

Но никто не придумал, ей-богу.

Р.Г. Гамзатов «Жизнь капризна. Мы все в её власти»

в) звукоподражание – существительное:

Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

г) прилагательное – местоимение:

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним…

д) местоимение + частица – существительное:

Кипит, шумит. Она – всё та же,

Её не изменился дух!

Гранитам, дремлющим на страже,

Она ревёт проклятья вслух.

Несмотря на существующее многообразие рифм, поэты пользуются полюбившимися, близкими их мироощущению рифмами. В одном тексте можно умело сочетать все приведённые типы: если рифма на первый взгляд «проста», это не значит, что она будет хуже трафаретной, хрестоматийной разнородной или неумело подобранной и неблагозвучной составной.

Источник

Оцените статью