- Что такое сословие в истории
- Сословие — это.
- Виды европейских сословий
- Сословия в России
- Сословия в истории
- Комментарии и отзывы (1)
- Значение слова «сословный»
- Отцы и дети: почему сословный принцип в кадровой политике вредит экономике
- Сын за отца
- Cословное общество по-путински
- 300 лет жизни при сословном устройстве показали, что альтернативная модель для России вряд ли возможна
Что такое сословие в истории
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Если мы вспомним, кем были наши предки несколько поколений назад, то увидим, что они относились к какому-либо сословию – дворянству, крестьянству, купечеству или другим.
Это неудивительно, так как даже в XIX веке у людей не было правового равенства, поэтому их права и обязанности определялись принадлежностью к определенной социальной группе.
Давайте подробнее разберемся, что такое сословие и как менялась сословная структура в разные исторические периоды.
Сословие — это.
Сословие – это группа людей, которая имеет свои права и обязанности. Их привилегии устанавливаются законом, а принадлежность наследуется.
Сословное деление общества было распространено в период европейского средневековья, а также во времена Древней Руси и Российской империи. Характеризуется существованием иерархии (что это такое?), поэтому положение сословий в социуме было неодинаковым.
Формирование системы происходит длительное время и подразумевает закрепление правового и имущественного неравенства, а также наделение представителей сословий следующими социальными функциями:
По сравнению с кастами в сословной системе возможна смена социального положения.
В России это позволял сделать «Табель о рангах», принятый в 1722 году. Согласно этому документу, чиновник, получивший чин XIV разряда получал личное дворянство, а по достижении VIII разряда — потомственное.
Виды европейских сословий
Для государств средневековой Европы было характерно деление на три сословия. К первому относились дворяне, второе составляло духовенство.
В третье входили те, кто не входил в первые два. Среди них:
Состав третьего сословия был достаточно разнообразным, но всех этих людей объединяла обязанность платить налоги.
Во Франции интересы сословных категорий должен был учитывать открывшийся в 1302 году парламент (это как?) Генеральные штаты. Однако право голоса в нем принадлежало каждому сословию по отдельности, поэтому интересы привилегированных подданных короля в нем преобладали.
Сословия в России
В России формирование сословной системы приходится на период завершения складывания централизованного государства.
Процесс происходил на фоне падения авторитета местной феодальной аристократии и увеличения влияния дворян в верхушке посада. При этом юридическое понятие «сословие» в стране до конца XVIII века отсутствовало.
Тем не менее сословия в России в 17 веке были и включали следующие категории:
Подавляющее большинство в это время составляли крестьяне (около 90% населения), которые по Соборному уложению 1649 года были закрепощены. Численность феодалов (бояр и дворян) была около 5%, а количество представителей духовенства не превышало 120 тысяч.
Сословия в России в 19 веке претерпели изменения.
В начале XVIII века Петром I было ликвидировано боярство, а статус дворян в течение этого столетия серьезно возрос. Их огромные привилегии были закреплены «Жалованной грамотой» 1785 года, которую издала Екатерина II.
Манифест (это что такое?) Николая I от 10 апреля 1832 года учреждал в стране новое сословие – почетные граждане, в которое входила привилегированная прослойка городских жителей.
Также в это время существовали следующие сословия:
- дворяне (личные и потомственные);
- духовенство;
- мещанство (низший разряд городских жителей);
- купечество;
- крестьянство;
- казачество;
- разночинство (юридически не оформленная группа, к которой относились люди, не прикрепленные к другим сословиям);
- войсковые обыватели (появились в 1765 году, приравнивались к черносошным крестьянам, формировались из потомков тех, кто служил в украинских пограничных слободских полках).
После проведения либеральных реформ Александра II и начавшегося промышленного переворота сказать однозначно, что такое разделение стало затруднительно, так как четкие различия прав и обязанностей социальных групп сохранились лишь применимо к дворянам.
Сословия в России должны были быть ликвидированы после Февральской революции решением Временного правительства. Предполагалось, что оно будет утверждено Учредительным собранием. Однако приход к власти большевиков изменил эти планы и реально их упразднили в ноябре 1917 года декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
Сословия в истории
Сословия в истории – это группы людей, с помощью которых можно проследить, кто выступает опорой власти.
В Европе и России на вершине социальной иерархии традиционно находились дворяне и духовенство, что подчеркивало их особую политическую роль.
За время существования человеческого общества его социальная структура существенно изменялась.
Касты, сословия и классы – это исторические формы стратификации, которые существовали в разные периоды.
Первая форма доминировала в период древности в Индии, вторая была распространена в традиционном обществе Средневековья, а третья форма возникла в индустриальную эпоху в связи с промышленным переворотом, вызвавшим появление рабочих и капиталистов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Жаль, что в настоящее время многие пытаются возраждать институт сословий. Это по своей сути омерзительная вещь, способная до предела накалить революционную обстановку. Особенно при зарвавшейся верхушке, как кое-где в постсоветском мире.
Источник
Значение слова «сословный»
1. Прил. к сословие (в 1 знач.). Сословные представители. || Обусловленный принадлежностью к какому-л. сословию. Сословные привилегии. Сословные права. Сословные интересы. □ Якутские купцы имеют очень большое сословное сходство с петербургскими. Чернышевский, Письмо И. И. Барышеву, 7—8 авг. 1888.
2. Основанный на делении общества на сословия, свойственный обществу, разделенному на сословия. Сословное государство. Сословная система выборов. Сословные различия. Сословная замкнутость. □ Сословная школа требует от ученика принадлежности к известному сословию. Ленин, Перлы народнического прожектерства.
3. Свойственный привилегированным сословиям, основанный на пренебрежительном отношении к другим сословиям; кастовый. Сословный дух. □ Любовь выше всяких сословных и иных предрассудков. Куприн, Прапорщик армейский.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОСЛО’ВНЫЙ, ая, ое. 1. Прил. к сословие в 1 знач. (дореволюц.). Сословные представители. 2. Прил. к сословие во 2 знач. (дореволюц.). Сословные интересы присяжных поверенных. 3. Прил., по знач. связанное с общественным устройством, в основе к-рого лежит деление общества на сословия; принадлежащий, свойственный обществу, где существует деление на сословия (истор. социол.). Основанием сословного деления служит наследственное неравенство целых классов в правах и обязанностях. Ключевский. В сословном государстве политическое положение лица определялось его сословным происхождением, а не изменчивым имущественным положением, — генеалогией, а не цензом. Ключевский. Сословная монархия (монархия, в к-рой верховная власть ограничена сословным представительством). Сословное представительство (напр. в земских соборах на Руси). Сословное общество. Сословное законодательство. Сословное собрание. Сословное устройство государства. Сословные права. Сословное неравенство. Сословные различия. Сословные обязанности. 4. Свойственный привилегированным сословиям, кастовый, основанный на пренебрежительном отношении к другим сословиям (книжн.). С. дух. С. предрассудок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник
Отцы и дети: почему сословный принцип в кадровой политике вредит экономике
На этой неделе в одной из крупнейших российских IT-корпораций VK настали большие перемены. Вместо Бориса Олеговича Добродеева в должность генерального директора вступил Владимир Сергеевич Кириенко. Я сознательно пренебрег современной нормой отбрасывать при представлении отчества, потому что отчество в этой истории — ключевая информация. Иначе как разберешь, кто кому сын, а кто — просто однофамилец.
Сын за отца
Старый и новый руководители VK почти ровесники. 1983-го (Кириенко) и 1984 года рождения. Люди одного круга. Круг этот не слишком широкий, но и не такой узкий. Мы впервые наблюдаем, как выходцы из него на своем карьером пути буквально сталкиваются в дверях. На смену выпускнику бизнес-школы МГУ приходит выпускник ВШЭ и «Сколково». У обоих блестящие стремительные карьеры. Было бы нечестно и несправедливо говорить, что своим успехом способные молодые люди обязаны исключительно высокому положению отцов. Это только на детях гениев природа отдыхает. Способности отлично наследуемы. Коллеги из США опубликовали график, на котором результаты детей в стандартных тестах почти линейно растут в зависимости от дохода семьи. Хорошее образование и воспитание, при прочих равных, всегда гарантируют более успешную карьерную траекторию. Но и не замечать роль родителей в карьерном росте молодых Кириенко и Добродеева было бы смешно. Без пап эти карьеры не сложились бы столь блестяще. Тут и говорить не о чем.
Что плохого в том, что способный молодой управленец выдвинулся на верх раньше, чем если бы дела шли своим чередом? Возможность пробить стеклянный потолок, вывести на верхние этажи корпоративного управления молодых управленцев, которые в силу возраста лучше понимают актуальный zeitgeist (дух времени), — это хорошо. Не так важно, из какой они семьи, главное — насколько они состоятельны. А про управленческие способности господ Кириенко и Добродеева ничего дурного не известно. Напротив, известно много хорошего. Отчего? На этот вопрос есть два ответа.
Источник
Cословное общество по-путински
300 лет жизни при сословном устройстве показали, что альтернативная модель для России вряд ли возможна
Ни для кого не секрет, что сегодняшнее российское общество крайне раздроблено, а уровень социального недовольства и чувства несправедливости крайне обострены. Врачи и учителя отделяют себя от богатых олигархов, пенсионеры — от чиновников, военные — от гражданских, предприниматели — снова от чиновников, русские — от нерусских, и все вместе противопоставляют себя «этим на мерсах с мигалками». Периодически эта разобщенность и недовольство выплескиваются в более или менее крупные социальные бунты: в одном месте инвалид, отчаявшийся получить пенсию, застрелил чиновника, в другом — народ попытался линчевать бизнесмена, задавившего простого парня, в третьем — простые автомобилисты помешали проезду иномарки с мигалкой, в четвертом — демонстративно плеснули водой в лицо прокурору, а то и вовсе вышли на Манежную площадь.
«Свободная пресса» решила узнать о причинах, которые в последнее время все чаще толкают наших граждан на эти поступки, поэтому мы обратились к человеку, который сформулировал теорию, во многом дающую ответ на этот вопрос — заведующему кафедрой местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Симону Кордонскому:
«СП»: — Симон Гдальевич, вы утверждаете, что современное российское общество имеет сословную структуру. Как вы понимаете сословия?
— Сословие — это категория людей, создаваемая государством для решения каких-то своих задач, как правило, для нейтрализации угроз. Есть внешние угрозы — должны быть военные, есть внутренние — значит, должны быть органы безопасности, есть природные — должна быть служба в Росприроднадзоре. Российские военные, работники органов безопасности, служащие надзорных органов — это вновь созданные сословия. И еще есть сословия, унаследованные от СССР, например, пенсионеры, или работающие по найму. При этом члены этих сословий себя таковыми не осознают. В этом смысле они не полноценны. Их статус создается нашими законами.
«СП»: — Те категории людей, которые вы перечисляете, звучат, скорее, не как сословия, а как профессии. В чем разница?
— Давайте разграничим: структура общества может быть классовой, классы формируются на рынке естественным путем. Кому-то в жизни повезло — он попал в высшие классы. Кому-то не повезло — тот остался в низших классах — здесь главную роль играет сам человек, рискующий и не рискующий на рынке. А сословия формируются государством. Проблема в отношениях между ними, в том, где находится власть, в классовой структуре, или в сословной.
Если власть находится в классовой системе, в рынке, тогда возникает специфический механизм согласования интересов между классами под названием «демократия», и «парламент». Если же она находится в сословной системе, то возникает социализм, как механизм справедливого распределения ресурсов.
В основе разделения общества на сословия и классы лежат разные способы понимания социальной справедливости. С аристотелевских времен принято разделение на справедливость уравнительную и справедливость распределительную. Уравнительная — означает равенство всех перед законом, а распределительная — равенство всех перед властью, начальником, распределяющим ресурсы. Распределительная справедливость основывается на неравенстве всех перед законом, т.к. им выделяются группы, различающиеся по доступу к ресурсам. Это два разных принципа.
Так вот, классовая структура формируется, когда мы берем за основу принцип уравнительной справедливости: все люди равны перед законом, но не равны на рынке, и это справедливо. Сословная структура формируется государством, когда за основу берется принцип распределительной справедливости: люди не равны в силу своей принадлежности к определенным группам. Группы иерархизированы, и соответственно, они получают какую-то долю ресурсов сообразно статусу группы, и это тоже справедливо. В полной мере распределительная справедливость как идея была реализована в Советском Союзе. И формой согласования интересов являлся «Собор»: съезды КПСС и ее пленумы — это была соборная форма согласования интересов, когда периодически представители всех советских сословий собирались в Москве, что-то обсуждали и приходили к некоторым выводам о пропорциях распределения ресурсов, как они тогда говорили, «между отраслями народного хозяйства».
При этом уравнительная и распределительная справедливость бывают «в реальности» и «на самом деле» — это совершенно разные онтологии: первое — это то, что задано законом, второе — как оно происходит по жизни. Уравнительная справедливость «в реальности» — это правовое государство: парламент, демократические институты Уравнительная справедливость «на самом деле» — это корпорации со специфическими внутри- и межкорпоративными (не совсем рыночными) отношениями.
Распределительная справедливость «в реальности» — это социализм в той форме, которая предполагалась идеальным социалистическим государством: «от каждого по способностям, каждому по труду». То есть когда министр получал 1200 рублей в месяц, а инвалид детства 16 руб. 20 коп. — это было «по труду» и было справедливо. А распределительная справедливость «на самом деле» — это коммунизм, как он описан у Стругацких: полное отсутствие социальной структуры, люди самодостаточны и самоорганизуются в группы по мере потребности. Также идет и распределение: «от каждого по способности, каждому по потребности» — это коммунизм. Коммунистические отношения достаточно распространены: это вся богема, творческие коллективы. Как, например, устроены творческие площадки Google: все потребности удовлетворены, делай, что хочешь, в результате возникает некий продукт, который мы потом потребляем.
«СП»: — Вы говорите о коммунизме, а в качестве иллюстрации используете технологического гиганта с Запада…
— Конечно, но это не сам коммунизм, это коммунистические отношения, т.е. группы, в которых отсутствует иерархия, и деятельность которых определяется общим интересом. При исчезновении общего интереса они распадаются.
«СП»: — То есть свою сословную систему мы унаследовали со времен СССР?
— Нет, еще с имперских времен — Табели о рангах Петра Первого.
«СП»: — На Западе тоже были сословия: феодалы, крестьяне, духовенство. Почему они отказались от подобной структуры общества, а мы нет?
— И они не отказались. На Западе тоже сословная система, но там она в подчиненном положении. Сословия есть во всех человеческих общностях. Просто они выпали из поля изучения социологов, вернее, никогда в него не входили — только в ущербном виде как профессия.
«СП»: — Но сословная система России чем-то отличается от остального мира?
— Да, у нас в нее встроена сама власть и это главное отличие. А на Западе, например, в Англии, был очень долгий и кровавый переход из сословной системы к классовой, к формированию парламента как института представительства классов богатых и бедных. Но сословная система все равно осталась: есть аристократы, есть система их подготовки и социализации — Итон и Кембридж однозначно переводят в новое сословие. Вернее, сословие как раз старое, но наполняется новыми людьми. Во Франции также очень жесткая сословная система — она представлена, прежде всего, в системе госслужбы — у них чиновников побольше, чем у нас, хотя население в два раза меньше. Если служба, значит, сословие, потому что это не работа и не риск на рынке — это перераспределение доходов государства в пользу конкретной группы людей.
Главное отличие классов от сословий состоит в том, что первые формируются на рынке естественным путем, а последние — государством путем перераспределения ресурсов. Для того чтобы распределять, нужно знать — кому распределять, и сколько кому положено. Заметьте, у всех один лозунг: «Нам положено» — это говорят и врачи, и учителя, и военные, а кем положено? Государством.
«СП»: — С чем связано то, что у нас власть находится внутри сословного устройства общества, а на Западе — вынесена вне его?
— Давайте вспомним 1991 год. Мы видим крушение сословной системы СССР — исчезновение рабочих, крестьян, служащих и формы согласования интересов между ними, т.е. КПСС. Начинается классовое расслоение, возникает колоссальное неравенство, причем в самом ущербном положении оказываются привилегированные советские сословия: пенсионеры, ученые, военные — ведь доходов нет, и государство не может выполнять своих социальных обязательств, т.е. оно не в состоянии выполнить свою главную функцию — функцию распределительной справедливости. Государство как институт концентрации ресурсов исчезло.
При этом шло формирование парламента, т.е. Думы, которая достаточно четко представляла интересы богатых и бедных. И тенденция была именно на это — формирование одной партии, которая бы представляла интересы богатых, что и пытался сделать Ходорковский и другой — которая бы представляла интересы бедных, т.е. коммунисты. И вот в начале 2000-х происходит тихая революция: был издан закон о «системе государственной службы», потом — закон «О государственной гражданской службе», потом — законы «О военной службе», и пошло-поехало. И власть по факту ушла из только формировавшейся классовой структуры в сословную систему. Парламент стал нефункциональным. Этот поворот произошел в 2002-ом.
«СП»: — То есть с 1991 по 2002 год у нас происходило формирование классовой структуры общества по аналогии с западной, а с 2002 года мы повернули к сословному устройству?
— Именно так. И мы создали новую систему сословий: не имеющую ничего общего с советской, но в какой-то мере схожую с имперской.
«СП»: — Поясните: например, распределительную функцию наша власть сегодня выполняет?
— Конечно. Все деньги сегодня концентрируются в бюджете, а потом распределяются сообразно важности сословий. Вот над нами сегодня якобы нависла военная угроза, поэтому выделяется 20 триллионов рублей: сословия, которые будут эту угрозу нейтрализовать, получают эти ресурсы на освоение.
«СП»: — Сегодня, когда во всем мире усиливается финансовый кризис, звучат утверждения, что это кризис западной рыночной капиталистической модели. Может ли на этом фоне сословная модель организации общества обнаружить какие-то преимущества и потенциал?
— Нет, потенциал она не раскроет, потому что она в принципе не способна к развитию, она способна только к самосохранению и самовоспроизводству, но именно поэтому она и демпфирует все изменения извне. Как мы соотносимся с миром? Есть наша ресурсная система, и есть рынок, на котором есть товары и деньги, и есть некая граница между ними, этакая пленка … И на этой границе финансовые ресурсы переходят в товары и деньги: у нас до этой границы нефть — ресурс, как только пересекла ее — сразу становится товаром. А внутри страны бюджетные деньги деньгами в полном смысле слова не являются. В любой инструкции Центробанка написано, что средства, выделяемые из федерального бюджета, не подлежат инвестированию! Естественно, кроме федеральных инвестиционных программ. Они списываются в конце года и не крутятся как деньги, т.е. из них нельзя извлекать прибыль. Значит, это не деньги, а финансовый ресурс. Они превратились в него после того, как в 2002-м году было проведено несколько очень серьезных операций с концентрацией ресурсов в федеральном бюджете. Вот когда финансовые ресурсы перекидываются в оффшор, тогда они становится деньгами и их можно инвестировать, т.е. легализовать.
Например, месторождение — это ресурс, но конвертировать его в деньги очень сложно. Вы можете конвертировать его в финансовый ресурс и уже его потом конвертировать в деньги. Или можно напрямую прокачать нефть через границу — трубу, и конвертировать в товар, и его уже конвертировать в деньги.
«СП»: — Когда вы говорите «финансовый ресурс», вы имеете в виду, что деньги не являются инвестируемым капиталом?
— Я называю ресурсом все то, что попадает в систему распределения, а не находится на свободном рынке. При советской власти ресурсом было все: труд, люди — все. А после 91-го года их осталось считанное количество: властный, финансовый и сырьевой. Сейчас идет тенденция к превращению того, что раньше находилось на свободном рынке, обратно в ресурс: рыболовы-любители спокойно удили рыбу, но вот в Госкомрыболовство пришел чиновник и сделал закон, по которому правом рыбалки обладают только владельцы некоторых билетов, которые надо покупать. То есть он конвертировал сложившиеся и в общем-то рыночно-свободные отношения обратно в ресурс, который он распределяет.
«СП»: — С чем было связано решение к переходу назад к сословной структуре общества?
— Не было решения — это было наведение порядка. Стояла цель сохранения целостности государства.
«СП»: — На том этапе этот выбор лучше всего соответствовало достижению этой цели?
— Оно соответствовало имперской российской традиции. Другого способа нет: либо все пустить на самотек, чтобы становилась классовая система, но тогда мы имеем социальное расслоение и угрозу целостности государства, а другой альтернативы не было. Если же мы не хотим, чтобы страна развалилась, а голодные пенсионеры, врачи и военные начали громить все вокруг себя, то нужно выделить их как сословие и дать им кусок, но для этого нужно консолидировать ресурсы в бюджете. А для этого — уничтожить Ходорковского и ввести бюджетный процесс.
Симон Кордонский родился в 1944 году в Горно-Алтайске. Кандидат философских наук. В 2000—2004 занимал должность начальника Экспертного управления Президента РФ. В 2004—2005 старший референт Президента РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Профессор, заведующий кафедрой Местного самоуправления факультета Государственного и муниципального управления НИУ Высшая Школа Экономики.
Источник