Что значит сословная политика

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.

Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.

Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус личного дворянина. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Читайте также:  Что значит одноразовый человек

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца[14]. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян[14], а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости[15] (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился)[16]. В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными[16]. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.[17]

Читайте также:  Что значит это действие допускается только для установленных продуктов

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны[18]. Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века.

В 1722 году появились ремесленные цехи по западноевропейскому образцу. Основной целью их создания стало объединение разрозненных ремесленных мастеров для производства продукции, необходимой армии. Однако цеховая структура на Руси не прижилась. В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистратами, подчинённые Главному магистрату. Магистраты обеспечивали сбор налогов и выполняли судебные функции. Эти меры означали развитие городского самоуправления[19].

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1708 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[21].

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[22].

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»[23]

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».[24]

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сословная политика

В 1762 году «Манифеста о вольности дворянства», отменявшего обязательность службы дворян. В 1765 г. дворяне получили монопольное право на винокурение, что значительно повысило их доходы. В том же 1765 году был издан манифест об осуществлении Генерального межевания, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян и продажу дворянам по 5 копеек за десятину засечных земель и пустошей.

Дворяне освобождались от обязательной службы, каких-либо личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись личной собственностью помещиков (включая недра). Дворяне могли судиться только с равными себе и в дворянских судах. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации.

«Грамота» допускала создание дворянских собраний во главе с избираемыми раз в три года «предводителями дворянства» не только на уровне уезда, но и на уровне губернии и обеспечивала губернским дворянским собраниям влияние на губернские исполнительные и судебные органы власти. Губернские и уездные дворянские собрания получили право делать представления правительству о своих нуждах. Консолидируя господствующее сословие, «Грамота» включала в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, украинских и белорусских помещиков, а также казацкие старшины Украины и Дона.

Главенствующая роль дворянства в государстве была подчеркнута присвоением ему наименования «благородного». Реформы Екатерины II обеспечили господствующее положение дворянства в России. Внутренняя политика Екатерины II прошла сложный путь развития от простого дарования прав и привилегий господствующему сословию до создания целой системы, гарантирующей закрепление за дворянством этих прав и привилегий на долгие годы.

5. Судебная реформа. Каждое сословие получило свой суд. Высшим судебным органом страны стал Сенат.

Помещика мог судить Верхний земский суд в губернии и Нижний земский суд в уезде, Горожанина –Губернский и Городовой магистраты,

Государственного крестьянина – Верхняя и Нижняя расправы.

Все эти суды были выборными, кроме Нижней расправы, состав которой назначался губернатором.

Право суда над духовными лицами было отдано архиереям и учреждавшимся при них губернским консисториям.

Судьей крепостного крестьянина оставался его помещик.

Высшими судебными органами в губерниях стали палаты уголовных и гражданских дел, члены которых назначались правительством.

21 апреля 1785 года изданием двух «Жалованных грамот» – городам и дворянству, призванных отрегулировать законодательство о правах и обязанностях сословий, правительство Екатерины II окончательно завершило юридическое оформление сословного строя Российской Империи.

6. Городская реформа. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определила структуру городского населения и систему управления в городах. Согласно этому документу, все городское население было разделено на шесть разрядов.

Первый — дворяне и духовенство,

второй – купцы, разделенные на три гильдии,

третий – цеховые ремесленники,

четвертый – постоянно живущие в городе иностранцы,

пятый – так называемые «именитые горожане», включавшие в свой состав лиц с высшим образованием (ученых, людей творческих профессий и т.п.) и капиталистов (банкиров, судовладельцев и т.п.).

шестой — «посадские, которые промыслом, рукоделием или работой кормятся».

Горожане всех шести сословий (в них не вошли жившие в городе крестьяне) записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». «Градское общество» каждые три года избирало городского голову, членов магистрата и орган местного самоуправления – Общую городскую думу. Эта дума, в свою очередь, избирала исполнительный орган – Шестигласную думу, состоявшую из шести «гласных» – депутатов, по одному от каждого разряда городского населения. Шестигласная дума заседала под председательством городского головы один раз в неделю. Так как в действительности вся реальная власть в городе оставалась в руках либо городничего, либо губернатора (в зависимости от статуса города), на долю Городской думы оставались лишь вопросы благоустройства и санитарного состояния города, народного образования и правил торговли, которые она могла решать только с согласия уездных и губернских властей. Таким образом, «Грамота» закрепляла сословную структуру городского населения, объединяла разрозненные группы «городских обывателей» в единое сообщество и ставила это сообщество под контроль государства. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» законодательно закрепила все сословные права и привилегии, полученные дворянством к тому времени.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью