Что значит сообщество по интересам

Сообщества по интересам

В организациях, где уделяется большое внимание обмену неявными знаниями, поддерживается создание различных сообществ, которые являются также механизмом согласования взглядов и интересов индивидуальностей.

К их числу относятся сообщества по практическим интересам (Communities of Practice – CoPs), которые именуют также интеллектуальными сообществами (knowledge communities), сетями знаний (knowledge networks), обучающимися сообществами (learning communities), сообществами по интересам и тематическими группами.

Сообщества состоят из группы сотрудников, имеющих различные знания и умения, историю исследований и разработок, базовый опыт. Сообщества работают совместно для достижения совместных целей. Эти группы отличаются от команд и групп специалистов для решения конкретных задач (task forces). Участники CoPs могут выполнять одну и ту же работу, сотрудничать над совместной задачей в процессе решения проблемы или работать вместе над каким-то продуктом. Они являются равными в выполнении «реальной работы». Совместно их удерживает общее понимание цели, реальная потребность знать то, чтознают другие, а также желание совместно расширить знание и понимание проблем.

Обычно в одной компании существует много сообществ по практическим интересам, причем сотрудники могут участвовать более чем в одном сообществе. В таких сообществах индивидуальность не только не подавляется, но признается и даже поощряется, обеспечивая тем самым продвижение знаний через функциональные и структурные границы подразделений.

Существуют три основных типа сообществ.

Сообщества по интересам, то есть сообщества по конкретной теме.

Сообщества по практической деятельности (СПД), объединяющие людей по конкретной сфере деятельности.

Сообщества по целям, создающиеся на ограниченные временные горизонты, до момента достижения объявленной цели. К последним относятся проектные группы, экспертные комиссии и т.п.

Читайте также:  Гендерная принадлежность что это значит

Многие сообщества развиваются естественно, начиная с группы энтузиастов. Там, где организация решила поощрять и легализовать сообщества, необходимо также разработать механизм или процедуру учета их мнений. Единственно, что плохо приживается, это когда сообщество создается по указке сверху.

Отдавая должное разнообразным сообществам в сохранении и передаче знаний, необходимо иметь в виду, что рабочие группы и сообщества порождают феномен и культуру так называемого «группового мышления». Сильные групповые убеждения и чрезмерное групповое давление может ограничивать свободу творчества у индивидуума. К числу недостатков группового мышления можно отнести иллюзию неуязвимости, («если мы едины, мы не победимы»), иллюзию моральности (правильно то, что соответствует морали группы), групповые стереотипы и укоренившиеся мнения (игнорирование источников информации и знаний, противоречащих взглядам группы), иллюзию единодушия, самоцензуру и т.п.

Сообщества существуют как в больших, так и в малых организациях. Повышение эффективности использования как формальных сообществ (функциональных и целевых групп, проектных команд), так и неформальных (групп по интересам, групп по общности целей, групп курильщиков, завсегдатаев кофе-брейков и т.п.), как правило, содействует успеху в обмене и производстве знаний. То есть наличие в таких группах физически реализованных и виртуальных рабочих мест увеличивает возможность общения, способствует раскрепощению и обмену мнениями индивидуумов.

Содействие со стороны организации в становлении и функционировании конкретного сообщества может выражаться:

• в выявлении или выборе координатора;

• в создании инфраструктуры сообщества (например, информационной среды взаимодействия: E-mail, интранет, проектная зона);

• в привлечении новых членов путем распространения информации об интересах, приоритетах и намечающихся действиях;

• в согласовании усилий актива, координатора и спонсора сообщества и их взаимодействия с его членами;

• в оценке и признании результатов, праздновании и оповещении об успехах как внутри, так и вне общества и т.п.

Процесс создания сообщества не должен быть поспешным. Важно, чтобы в этом процессе зародилась саморегулирующие механизмы, которые впоследствии и обеспечат его живучесть. Общими стадиями, через которые проходят сообщества, являются:

• неразбериха с целью;

• прояснение интересов и направлений;

• рост доверия и уважения;

• создание устойчивого сообщества.

Независимо от степени достижения цели создания сообщества неформальный характер отношений между его членами должен сохраниться как непреходящая ценность, обеспечивающая обмен и создание нового знания через функциональные и структурные границы подразделений.

Сообщества в процессе своей деятельности используют ряд общеизвестных методов управления знаниями. Речь, прежде всего, идет о таких методах работы с неявными знаниями, как «мозговой штурм» (групповая генерация идей, путей реализации идей, выбор способа решения задачи), метод непосредственного общения, метод перевода проблемы в задачу и др.

Мозговой штурм (Brainstorming) – это процесс, включающий группу людей, которые встречаются для рассмотрения проблемы и затем намеренно предлагают так много необычных решений, насколько это возможно. Участники высказывают идеи, как только они возникают у них, затем развивают идеи, высказанные другими. Все идеи фиксируются и не критикуются. Только когда сеанс мозгового штурма завершается, идеи оцениваются. Мозговой штурм помогает в решении проблем и создании новых знаний из имеющихся. Для успешного проведения мозгового штурма полезны следующие рекомендации.

• Лидер должен контролировать сеанс и поддерживать его проведение.

• В начале должна быть определена проблема, которую нужно решить, и критерии, которым должно соответствовать полученное решение.

• Лидер должен поощрять энтузиазм, не критическое отношение между участниками штурма, стимулировать и поощрять активное участие всех членов команды. Сеанс продолжается в течение фиксированного времени, и лидер должен следить, чтобы мыслительная деятельность участников продолжалась не слишком долго. Лидер должен стараться удержать мозговой штурм на заданной теме и направлять его на выработку некоторых практически значимых решений.

• Желательно, чтобы участники процесса мозгового штурма были бы представителями различных областей знаний, обладающими разным опытом работы. Разнообразие их априорных знаний и опыта способствует зарождению большего количества творческих идей в течение сеанса мозгового штурма.

• Участники мозгового штурма должны быть раскрепощены, пребывать в хорошем и даже веселом настроении, что также способствует зарождению новых идей как сугубо практичных, так и совершенно непрактичных.

• Идеи не должны критиковаться или оцениваться в ходе сеанса мозгового штурма. Критика тормозит генерацию идей, вводит элемент риска для членов группы в высказывании своих идей. Все это сдерживает творчество и мешает непринужденному ходу сеанса мозгового штурма.

• Участники мозгового штурма должны не только предлагать свои идеи, но также должны поддерживать чужие, «воспламеняться» от ассоциаций с идеями других участников и развивать их.

• Ход сеанса должен записываться либо в виде отдельных существенных заметок, либо полностью на магнитофон (диктофон). Эта запись в дальнейшем должна анализироваться, а предложенные идеи оцениваться. В ходе мозгового штурма полезно записывать и исследовать идеи на доске, с тем чтобы они были видны всем участникам сеанса.

Непосредственное общение (Face-to-Face Interaction) является традиционным, широко используемым методом передачи неявных знаний (socialosation), которыми владеют сотрудники организации. Такое общение является неформальным и весьма плодотворным. Личное взаимодействие способствует увеличению коллективной памяти организации, развивает доверие и поощряет сотрудников к обмену знаниями.

Общение усиливает в организации социальные связи, повышает коллективное понимание цели и смысла решаемых задач и проблем.

Непосредственное общение приводит к появлению консенсуса в том, что является верным знанием, и к созданию (выявлению) новых знаний.

Оно создает в организации среду, в которой участники видят фирму как сообщество людей, способных разносторонне анализировать информацию (т.е. создавать знания).

Постпроектный анализ (Post-Project Reviews) – это сессии, собрания, семинары с разбором результатов выполненной работы. Они используются для выделения приобретенного опыта (уроков) в ходе выполнения проекта в процессе деятельности организации. Такие критические анализы и обзоры способствуют фиксации знаний, причин успехов и неудач, лучших практических решений. Постпроектный анализ повышает эффективность обучения сотрудников, создает возможность повторного использования знаний в последующих проектах.

Для эффективного использования этого метода должно выделяться специальное время для сессий, собраний, семинаров. Важно также, чтобы постпроектный анализ осуществлялся сразу после завершения проекта, когда все плюсы и минусы свежи в памяти, а участники событий и работ не отошли от дел и не потеряли к ним интерес.

Источник

Не для денег: организация сообщества по интересам

Здравствуйте, уважаемые хабрачитатели!
В этой статье представлены мысли и краткая выжимка своего опыта по поводу организации сообщества по интересам. Писалось на опыте создания и развития Уральского регионального стрелкового клуба – некоммерческого сообщества людей, увлеченных оружием, стрельбой и всем, что с этим связано.
Сообщество существует уже больше 4-х лет, мы регулярно проводим различные мероприятия – соревнования по стрельбе, фестивали, просто собираем народ. Клуб начинался на ровном месте 3-мя людьми, причем до этого даже не сильно знакомыми между собой. Сейчас у нас накоплена хорошая материальная база, позволяющая проводить соревнования по различным стрелковым дисциплинам, а главное – опыт, которым я хочу поделиться с уважаемыми читателями.
Все нижеизложенное – мое имхо, с удовольствием в комментариях почитаю про ваш опыт и отвечу на вопросы.

Вопросы организации

1. Организации сообщества делается не для денег, это делается для души. Это потребует от вас вложений как материальных, так и других – ваше время, силы и нервы. Мало кому удается зарабатывать на своем хобби, и здесь описан не этот случай.
2. Ваш профит – это общение с новыми, интересными людьми, которые настроены с вами на одну волну. Причем с людьми, с которыми в своей обычной жизни вы, скорее всего бы просто не встретились. Также это отличная возможность попробовать и развить свои менеджерские, лидерские и коммуникативные навыки.
3. Крайне желательно четко понимать, чего вы хотите добиться – миссия, стратегические цели, задачи. Исходя из этого, строить дальнейшее развитие вашего сообщества (клуба, объединения).
4. Все делается для людей. Если вы не сможете собрать и сплотить вокруг вашего дела единомышленников – то ничего не получится. Вас должно переть от вашей темы, и этим вы должны заражать окружающих.
5. Позаботьтесь о площадке, где вы будете общаться. Это можно делать на существующих ресурсах, но там вы напрямую зависите от факторов, на которые не имеете влияния (дурные модераторы, невозможность самостоятельного развития). Лучший вариант – это свой ресурс, на котором вы полноправные хозяева. На нем должна быть возможность создавать закрытые разделы для общения. После создания площадки сразу закрепите правила общения на ней и придерживайтесь их.
6. Старайтесь без реальной на то нужды не раздавать полномочия на модерацию, управление, доступ к закрытым ресурсам. Забрать что-то обычно бывает сложнее, чем дать.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы в случае вашего внезапного ухода сообщество могло продолжить жить дальше. Как минимум оставьте учетные записи от всех нужных для работы вашего сообщества сервисов надежному человеку.
8. Все наработки, касающиеся договоренностей, контактов нужных людей необходимо хранить в месте, в котором они будут доступны организаторам.

Команда организаторов

9. Чтобы развиваться – нужна команда организаторов. Чем она более разнопланово развита и взаимозаменяема, тем лучше. Рано или поздно тянуть все в одно лицо не получится на нужном уровне.
10. Однако все равно будьте готовы сделать все или большую часть работы самостоятельно. Скорее всего, такого не будет, но морально быть к этому готовым необходимо всегда.
11. Команда может состоять из волонтеров, которые берут на себя часть работы по организации мероприятий и т.д., а также организаторов — людей выражают желание заниматься развитием клуба на постоянной основе в течение какого-то достаточно длительно времени.
12. Попасть в команду организаторов должна быть возможность у любого члена сообщества. Основной критерий – этот человек должен взять на себя и нести определенную часть работы. Это достаточно тяжелый труд, а не понты.
13. Регулярно собирайтесь орг. группой и обсуждайте текущие вопросы и вопросы дальнейшего развития.
14. Люди в орг. группу могут приходить и уходить, по различным обстоятельствам – это нормальный процесс. Главное – чтобы постоянно был жизнеспособный костяк команды организаторов.
15. В какой-то момент времени вас в ней может не оказаться, т.к. увлечения и интересы у людей со временем меняются. Но ваше дело будет жить дальше, что, согласитесь, неплохо!
16. Все мы разные, со своим индивидуальным набором тараканов в голове. Выучите мантру «Мы все здесь не пряники», и повторяйте ее почаще, чтобы более терпимо относится к людям, с которыми вы вместе делает одно дело.
17. Кроме команды организаторов есть участники, которые с удовольствием участвуют в мероприятиях, но организацией заниматься не хотят или не могут. Они те, для которых вы все это делаете, и надо, для ощущения причастности тоже дать им возможность вложиться в развитие (хоть 100 р. на хостинг). Вы делаете одно дело.
18. Старайтесь следить за моральным климатом ресурса, на котором вы общаетесь (вашего форума, блога и т.д.). Если вы будете строить его на принципах открытости, дружелюбия, то потом эта атмосфера будет поддерживать себя.
19. Всегда бывают неадекватные люди. В хорошей атмосфере открытости и дружелюбия они обычно не живут, но иногда стоит им помочь уйти. Старайтесь не допускать срачей, они деструктивны и плохо влияют на моральный климат сообщества.
20. Демократия – не работает. Все стратегические и серьезные тактические решения сначала обсасываются внутри орг. группы, и только потом выносятся наружу. Иначе пара троллей может заблокировать любой процесс.

Материальные активы: оборудование, деньги

21. Для того, чтобы ваш клуб жил и развивался необходимы деньги и другие материальные активы. Способы их получения разные – сбор членских взносов, добровольные пожертвования членов клуба, поступления от спонсоров, доходы от рекламы и т.д.
22. Сразу на берегу обговорите, что любые пожертвования любых материальных активов – деньги, оборудование и т.д. остаются в клубе при любых раскладах во взаимоотношениях клуба и жертвователя.
23. Важный психологический момент – никто из организаторов, в том числе и вы, не должен получать какой-либо прямой финансовой прибыли с деятельности вашего клуба.
24. Старайтесь обеспечить как можно больше удобных способов перечислить вам деньги. Электронные платежные системы, переводы по безналу, возможность передать их кому-то из организаторов или доверенных лиц в разных районах города и т.д. – чем удобнее вашим одноклубникам перевести вам деньги, тем больше народу сможет сделать это.
25. Крайне желательно фиксировать все приходы и расходы денег с документальным подтверждением.
26. Если клубу что-то нужно – не стесняйтесь спросить об этом у его членов. В большинстве случаев вы сможете, как минимум, сильно сэкономить, используя связи ваших товарищей. Также не стесняйтесь просить помощи и сторонних организаций – за спрос в нос никто не даст.
27. Не стесняйтесь брать любую предлагаемую помощь, материальную, денежную – вообще любую. Многим проще выделить денег на развитие клуба, чем, например, тратить время подготовку мероприятий. А кому-то наоборот, проще приехать и помочь.
28. Все вырученные и собранные средства, как правило, направляются на развитие клуба и оперативные расходы – хостинг, закуп оборудования и т.д.
29. Все денежные средства, которые собираются средства всем миром на какой-то целевой проект, должны быть максимально открыты, задокументированы, и быть доступны публично.
30. Траты средств на оперативные вопросы организации мероприятий лучше не светить, чтобы не кормить троллей. Однако надо быть готовыми отвить, если у людей будут вопросы.
31. Планируя мероприятия, расходы на которое делятся между участниками, всегда старайтесь собирать средства на него с небольшим запасом. Ваша цель не выйти в ноль при организации – а сделать все качественно. Излишек денег, если он образуется пойдет в фонд развития клуба.
32. Позаботьтесь о том, чтобы нажитое непосильным трудом имущество вашего клуба не было потеряно. Для этого нужно найти хорошего, ответственного завхоза и место, где ваше оборудование сможет храниться.

Разные вопросы

33. Всегда найдется несколько неадекватов, которые будут необоснованно пытаться вам предъявить за то, что вы наживаетесь на остальных. Будьте к этому готовы и будьте готовы ответить аргументировано на их наезды.
34. Возможно, ваши решения будут непопулярны у какой-то части вашего сообщества. Попытайтесь объяснить свою точку зрения и аргументировать ее, однако невозможно делать то, что устраивает абсолютно всех. Выучите мантру «Я не пряник, чтобы всем нравиться», и в тяжелых случаях применяйте ее. В таких случаях также очень важна поддержка вашей орг. группы.
35. Официоз: сами решайте, какую юридическую форму организации выбрать для себя. С организацией легче работать с другими организациями и гос. органами, но она потребует ресурсы на свое обслуживание. Не плодите сущностей без надобности.
36. И пусть у вас все получится!

Я надеюсь, что этот опыт поможет вам, если вы решить создать сообщество вокруг вашего увлечения. Это может быть стрельба, RC-моделизм, разведение хомячков – я думаю, что многое из написанного выше может пригодиться.
Если эта статься вызовет интерес, могу рассказать более подробно и с примерами про развитие нашего клуба.

upd: логотип клуба, как не соответствующий высоким заветам лебедева убрал. 🙂

Источник

Оцените статью