- Сольмизация
- Полезное
- Смотреть что такое «Сольмизация» в других словарях:
- СОЛЬМИЗАЦИЯ
- Найдено 3 изображения:
- Значения слова сольмизация
- Энциклопедический словарь
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Словарь музыкальных терминов
- Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации на уроке музыки
Сольмизация
Литература : Альбрехт К. К., Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, M., 1868; Миропольский С., О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе, СПБ, 1881, 1910; Дилецкий Николай, Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940; Апраксина О., Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, M.-Л., 1948; Одоевский В. P., Бесплатный класс простого хорового пения РМО в Москве, «День», 1864, No 46, то же, в его кн. Музыкально-литературное наследие, M., 1956; его же, Азбука нотная, (1861), там же; его же, Письмо В. С. Серовой от 11 I 1864, там же; Локшин Д. Л., Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе, M., 1957; Вейс P., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967; Maillart R., Les tons, ou Discours sur les modes de musique. Tournai, 1610; Solfиges pour servir а l’йtude dans le Conservatoire de Musique а Pans, par les Citoyens Agus, Catel, Cherubini, Gossec, Langlй, Martini, Mйhul et Rey, R., An X (1802); Chevй E., Paris N., Mйthode йlйmentaire de musique vocale, R., 1844; Glover S. A., A manual of the Norwich sol-fa system, 1845; Сurwen J., The standard course of lessons and exercises m the tonic sol-fa method of teaching music, L., 1858; Hundoegger A., Leitfaden der Tonika Do-Lehre, Hannover, 1897; Lange G., Zur Geschichte der Solmisation, «SIMG», Bd 1, B., 1899-1900; Kodaly Z., Iskolai йnekgyьjtemйny, kцt 1-2, Bdpst, 1943; его же, Visszatekintйs, kцt 1-2, Bdpst, 1964; Adam J., Mуdszeres йnektanitбs, Bdpst, 1944; Szцnyi E., Azenei нrвs-olvasбs mуdszertana, kцt. 1-3, Bdpst, 1954; Sбndor F., Zenei nevelйs Magyarorszбgon, Bdpst, 1964; Stier A., Methodik der Musikerziehung. Nach den Grundsдtzen der Tonika Do-Lehre, Lpz., 1958; Handbuch der Musikerziehung, Tl 1-3, Lpz., 1968-69. См. также лит. при статьях Аристоксен, Древнегреческая музыка, Гвидо д’Ареццо, Сольфеджио.
П. Ф. Вейс.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Полезное
Смотреть что такое «Сольмизация» в других словарях:
СОЛЬМИЗАЦИЯ — (варв. лат.). Пение по изобретенным Гвидо Аретинским шести слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬМИЗАЦИЯ варв. лат. Вообще упражнение в пении, но преимущественно в… … Словарь иностранных слов русского языка
СОЛЬМИЗАЦИЯ — (от названия нот соль и ми) (музыкальное), смотри в статье Сольфеджио … Современная энциклопедия
сольмизация — сущ., кол во синонимов: 1 • пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Сольмизация — (итал. solmisazione по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми), метод разучивания мелодий, в основе которого лежит ассоциирование интервальных отношений диатонического звукоряда со слогами (воксами) ut (с XVII века в части… … Википедия
Сольмизация — (от названия музыкальных звуков Соль и Ми) сольфеджио (музыкальное). 1) В узком смысле средневековая зап. европ. практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введёнными Гвидо д Ареццо для обозначения ступеней Гексахорда; в… … Большая советская энциклопедия
сольмизация — (итал. salmisazione, от названий нот соль и ми) (муз.), 1) средневековая западноевропейская практика пения мелодий со слогами ут, ре, ми, фа, соль, ля, обозначающими ступени гексахорда независимо от его абсолютной высоты. 2) Пение мелодий, в том… … Энциклопедический словарь
Сольмизация — при Гвидоне Аретинском (см.) так называлось искусство петь гаммы и всякие мелодии по гексахордной системе (см. Гексахорд), при которой впервые появились названия нот ut, re, mi, fa, sol, la. После того как была введена седьмая нота si и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
сольмизация — сольмиз ация, и … Русский орфографический словарь
сольмизация — (1 ж), Р., Д., Пр. сольмиза/ции … Орфографический словарь русского языка
сольмизация — соль/м/из/аци/я [й/а] [соль/м(и)/из/аци/я] … Морфемно-орфографический словарь
Источник
СОЛЬМИЗАЦИЯ
Найдено 3 изображения:
СОЛЬМИЗАЦИЯ (от назв. муз. звуков соль и ми), сольфеджио (муз.). I)B узком смысле — ср.-век. зап.-европ. практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, Ia, введёнными Гвидо д‘Ареццо для обозначения ступеней гексахорда‘, в широком смысле — любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней к.-л. звукоряда (относительная С.) или названий звуков, отвечающих их абсолютной высоте (абсолютная С.); приём обучения пению по нотам. Гвидо д‘Ареццо в своей системе С. в качестве названий ступеней применил начальные слоги гимна св. Иоанну, сохраняя в то же время буквенные обозначения абсолютной высоты звуков А, В, С, D, E, F. Каждый слог С. обозначал определённую ступень гексахорда, независимо от его абсолютной высоты — как натурального (от звука С), так и мягкого (от звука F) или твёрдого (от звука G). Переход мелодии из одного гексахорда в другой требовал замены слоговых (ступеневых) названий звуков (см. Мутация). Введение в конце 16 в. слога si для обозначения VII ступени звукоряда сделало излишними мутации в пределах одной тональности. В конце 17 в. слог ut был заменён более удобным для пения слогом do. Впоследствии в странах романских языков, в России, затем в СССР сольмизационные слоги стали применяться для обозначения абсолютной высоты звуков (абсолютная С.). В странах германских языков и в Венгрии эти же слоги с небольшими изменениями используются для обозначения ладовых ступеней (относительная С.), а музыкальный алфавит — для обозначения абсолютной высоты звуков. В Эст. CCP и Латв. CCP применяется относительная С. со слогами JO, LE, Ml, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии). 2) Иногда под термином «С.» понимают ритмич. «чтение нот без интонации» (в отличие от сольфеджио).
Лит.: В е и с П., Абсолютная и относительная сольмизацня, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967. П. Ф. Вепс.
Источник
Значения слова сольмизация
Энциклопедический словарь
(от названия нот соль и ми), в музыке,
- средневековая западноевропейская практика пения мелодий со слогами до, ре, ми, фа, соль, ля, обозначающими ступени гексахорда независимо от его абсолютной высоты.
- Пение мелодий в т. ч. вокальных упражнений (сольфеджио), с названием звуков; прием обучения пению по нотам.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— при Гвидоне Аретинском (см.) так называлось искусство петь гаммы и всякие мелодии по гексахордной системе (см. Гексахорд), при которой впервые появились названия нот ut , re , mi , fa , sol , la. После того как была введена седьмая нота si и установилась наша октавная система, С. в коренном ее смысле потеряла свое значение. В настоящее время С. называется чтение нот по октавной системе, причем ноты только называются, а не поются. Ритм сольмизируемой мелодии должен передаваться с точностью (см. Силлабизация).
Словарь музыкальных терминов
(от лат. sol — mi — обозначение перехода из одного условного звукоряда в другой).
1. Система слоговых названий музыкальных звуков, предложенная в XI в. Гвидо д’Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la, si).
2. Пение с называнием звуков: а) абсолютная сольмизация — пение с называнием нот (сольфеджио); б) относительная сольмизация — пение с называнием условных слогов.
3. Ритмическое чтение названий нот без пения.
Источник
Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации на уроке музыки
Разделы: Музыка
Задачи музыкального образования в школе широки и многообразны. Для их решения учителю приходится тщательно продумывать содержание каждого урока. И при этом не забывать о том, что урок музыки — это урок искусства, а «музыка, — как говорил Д. Б. Кабалевский, — не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника». Поэтому урок музыки должен быть живым и эмоционально насыщенным.
Как же сделать так чтобы, с одной стороны, урок был интересным и увлекательным, а с другой стороны, дети получали определённые навыки? Навык чистого интонирования является одним из самых сложных. Трудно ответить на вопрос почему, почему большинство детей, приходящих в 1 класс, фальшиво поют. Про таких детей ещё говорят, что им «слон на ухо наступил». Причины такого нарушения координации между слухом и голосом могут быть самыми разными. Это и отсутствие определенных певческих навыков, и чисто психологические: неуверенность в себе, зажатость, различные страхи.
Как же помочь ребёнку обрести свой чистый красивый голос? А я уверенна, что каждый человек обладает своим неповторимым голосом и может красиво петь. Ведь если не устранить этот изъян в детстве, то есть не научить ребёнка петь чистым красивым звуком, это неумение, к сожалению, остаётся на всю жизнь. И сколько раз мне приходилось видеть взрослых людей, которые хотят петь, но не могут, так как понимают, что поют фальшиво и чувствуют при этом себя ущербно.
Проблема формирования ладового чувства детей, их умения чисто интонировать, актуальна до сих пор в современной музыкальной педагогике. Примерно треть, а иногда и две трети первоклассников интонируют недостаточно хорошо. Я бы условно разделила первоклассников на 4 группы:
Первая группа — дети с устойчивой чистой интонацией.
Это основа любого хорового коллектива, а мы стремимся к тому, чтобы каждый класс стал хором. Обычно таких детей в классе 5-10%.
Вторая группа — это дети с неустойчивой чистой интонацией.
Такие дети могут чисто петь, но им нужна опора. Таких детей в классе 20-30%.
Третья группа — дети с неустойчивой интонацией, но они поддаются корректировки. Таких детей в классе 20-40%
Четвёртая группа — это дети, которые поют на одном звуке и с трудом поддаются корректировки. Таких детей обычно называют «гудошниками». Их 10-20%.
Именно дети 4 группы требуют к себе самого пристального внимания, так как их фальшивое пение портит звучание всего хора.
Помочь детям ускорить процесс обучения правильному чистому пению помогает система, разработанная венгерским композитором З. Кодаи. Эта система относительной сольмизации, основанная на выявлении и освоении закономерностей лада с вычленением наиболее характерных его интонаций, общих для всех тональностей одного лада.
Поискам новых педагогических приёмов и систем первоначального обучения детей музыке уделяется во всём мире огромное внимание, а развитие ладовых звуковысотных представлений учащихся в центре внимания музыкальных педагогов. Как известно существуют две основные системы начального развития этих навыков: одна из них — абсолютная, опирается на лад, конкретно выраженный в определённой тональности; другая — относительная, — не связывает освоения лада и его закономерностей какой-либо определённой тональностью. У этих двух систем свои сторонники и противники, а некоторые педагоги стараются их объединить, взяв на вооружение всё лучшее. Я же, исходя из личного опыта, придерживаюсь такого мнения, что на начальном этапе музыкального образования наиболее эффективна релятивная система, созданная в Венгрии З. Кодаи.
В своей системе З. Кодаи опирался главным образом на народную музыку. Всю свою жизнь он очень трепетно относился к народному фольклору: собирал и записывал народные песни, использовал их в своём творчестве и делал обработки для детского и взрослого хора. Сейчас во многих странах используется релятивная система З. Кодаи. И здесь важно отметить, что в использовании этой системы, педагоги опираются на народную музыку своего народа. Например, а Латвии в течение 7 лет проходил целенаправленный эксперимент, прежде чем новая методика обучения, основанная на системе З. Кодаи, получила широкое распространение. А сам метод в результате внедрения трансформировался в зависимости от традиций и национальных особенностей музыкального фольклора латышского народа. Этот важный момент надо учитывать при перенесении релятивной системы на российскую почву. Поэтому, осваивая эту систему, я опиралась на русскую народную песню.
Кроме этого, важна последовательность освоения ступеней лада, которая также вытекает из своеобразия национальных интонаций русской народной песни.
Например, в Латвии педагоги установили такую последовательность:
1 класс V, III, VI, II, I.
2 класс II, IV, VII.
3 класс нижняя VII, VI и верхняя I.
Педагог из Одесского педагогического института Т. В. Дябло предлагает следующий порядок прохождения ладовых ступеней:
V, верхняя I, VI, VII, верхняя II, III.
А В.Я. Ковалив, преподаватель Минского педагогического института, использует другую последовательность в освоении мажорного лада исходя из национальных особенностей белорусской песни, для которой характерны обороты: VII, II, I и V, III, II, I.
Исходя из особенностей русской народной песни и, опираясь на свой опыт, я вывела такую последовательность освоения ступеней:
1 год — V, III, VI.
2 год — нижняя I, IV, II, VII, верхняя I.
3 год — все ступени.
Итак, каждая ступень имеет своё название:
IV — на
Дети легко привыкают к этим названиям, тем более, что каждый звук подкреплён ещё и ручным жестом — символом. Эти жесты — символы были разработаны английским педагогом 19 века Кёрвеном и применяются во многих странах.
Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно — двигательные представления о взаимоотношениях ступеней, в ладу и помогает ему сосредоточиться на каждом звуке. А в процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует.
Развитие у детей ладовых звуковысотных представлений решается в ходе всего урока в различных видах музыкальной деятельности, однако в основе такого комплексного подхода лежит определённая система подбора ладовых попевок. Положительным в методе относительной сольмизации является также последовательное освоение ладовых закономерностей и максимальная возможность постепенного расширения диапазона детского голоса. Это даёт возможность ребёнку интонационно закрепить каждый звук. Причём каждая интонация, каждая ступень закрепляется довольно долго.
Хочется отметить ещё одну положительную сторону релятивной системы. Она дает возможность ребёнку свободно импровизировать. Как писал Д.Б. Кабалевский: «Собственно творческую деятельность учащихся (сочинения музыки, импровизацию), тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе. А занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая — выработка интонационного и ладового слуха, вторая — развитие творческой фантазии». Хочу добавить, что в импровизации, то есть во время творческой фантазии ребёнка, проявляется его неподдельный интерес к тому, что он делает. А в освоении такого сложного навыка, как исправление интонации, — интерес ребёнка и его внимание очень важны. То есть без заинтересованности ребёнка, без его творческой активности ничего не получится.
Как же это воплощается на практике? Очень просто. Уже на первых двух освоенных ступенях (зо-ви) ребёнок может импровизировать. Я даю ему возможность попробовать себя в роли дирижера, сочинить свою песню на 2 звуках и повторить её с хором. Это нетрудное задание детям очень нравится, но сочинять на этих двух звуках можно лишь тогда, когда они хорошо усвоены.
А принцип освоения каждой ступени такой — сначала разучивание народной попевки, затем перенос её на ручные символы-жесты.
Примерный план освоения ступеней лада.
1 класс.
На первом году обучения дети проходят 3 ступени (зо, ви, ра). Эти ступени наиболее удобны для детского диапазона. Но сначала дети разучивают песенки-попевки. Разучивая с детьми попевку, нельзя забывать о художественно-эстетической стороне этой работы. Попевка будет лучше исполнена, если она понравится детям. Поэтому короткая, но интересная беседа о песенке оживляет её разучивание. Ребята должны осознавать связь мелодии с содержанием песни и исполнять каждую попевку в своём характере, чего я и добиваюсь при разучивании каждой песенки.
Сначала дети осваивают пятую ступень (зо). | Пример: |
«Ду-ду-ду, дуй в трубу «
«Барашеньки».
«Выросла липка»
На 3 звуках
«Уж как шла лиса» (зо-ра)
Короткие песенки попевки дают возможность учителю на каждом уроке опросить практически весь класс, то есть осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. А это очень важно на 1 году обучения, так как нужно кого-то похвалить, поддержать, направить в нужное русло. Такой индивидуальный опрос нужно делать на каждом уроке. Особенно в этом контроле нуждаются дети 3-ей и 4-ой группы.
Итог.
В конце 1 года обучения почти все дети чисто интонируют на 3 звуках. У детей 1, 2 и 3 групп — устойчивая интонация. В 4 группе у половины детей положительный результат в каждом классе остаются, как правило 2-3 человека, поющих на 1 звуке.
Дети свободно импровизируют на 3 звуках.
Дети освоили начальные навыки двухголосия (зо-ви, за-ра).
2 класс.
Освоения ступеней в следующей последовательности:
Ё, на, ле, ти, ё — верхняя.
1. Освоение нижней первой ступени ё, пение на 2 звуках. | «Кудахчут куры» |
Пение на 3 звуках: зо-ви-ё | «Я иду и пою» |
«Бубенчики»
«Приди — приди солнышко»
«Синица»
Освоение второй ступени (ле)
Пение на 3 звуках.
«Семейка»
«Считалочка»
«Спи, мой котик»
Пение на 4 звуках.
«Как под наши ворота»
Итог.
В конце 2-го года обучения дети свободно поют на всех ступенях. Дети 3-й группы переходят во 2 группу. Из 4й группы одни дети переходят во 2-ю, другие в 3-ю. Практически все дети чисто интонируют, за исключением одного-двух человек у которых нарушение координации между слухом и голосом связано часто с физиологическим строением. Дети свободно импровизируют на всех ступенях лада. И владеют навыками 2-х голосного пения.
3 класс.
Дети свободно владеют всеми ступенями лада. Поют все интервалы. В том числе: квинты, сексты, септимы (ё-зо, ё-ра, ё-ти). Поют на 2 голоса все интервалы. Разминку проводит любой ученик. В конце года проводится конкурс дирижеров. Дети сами участвуют в жюри и отбирают 3-х лучших учеников.
4, 5, 6 классы
Свободное пение всех ступеней и всех интервалов. Двухголосное пение на всех ступенях и интервалах. В 5-м и 6-м классах — трёхголосное пение. Разминку проводят все ученики (5 минут на каждом уроке). В конце года конкурс на лучшего дирижера. Основные требования к дирижеру:
Чёткий показ ручных символов-жестов.
Интересная импровизация, удобная для пения.
Общий вывод.
Релятивный метод даёт более быстрые результаты в формировании музыкального ладового мышления и слуховых представлений у детей. Дети в короткие сроки начинают чисто интонировать и овладевают навыками двухголосия. А это даёт возможность разнообразить репертуар, то есть брать высокохудожественные сложные произведения, тем самым расширяя музыкальный кругозор школьников и воспитывая их музыкальный слух. Уже в 3-ем классе дети поют почти все произведения на два голоса и успешно выступают в конкурсах (в 2009 году в конкурсе «Каждый класс хор» 3 класс занял 2 место в округе). В шестом и седьмом классе дети поют трехголосное произведение и это притом, что урок музыки — раз в неделю. А интересный репертуар в свою очередь создаёт возможность вовлечения в хоровое искусство всех детей, в том числе мальчишек переходного возраста (6-7 класс). В 2009 году 7-е классы очень успешно выступили на 11 фестивале «Юные таланты Московии» а так же на открытом уроке в юбилейной научно-практической конференции «Международной ассоциации «Развивающее обучение» (диск прилагается). Некоторые дети стали солистами и так же успешно выступили в вокальных конкурсах сольного пения (Клаусс Женя, ученик 3-его класса стал в 2009 году дипломантом фестиваля «Юные таланты Московии»). Отрадно, что не расстаются с вокальной музыкой и старшеклассники. Вокальный ансамбль 9-10 классов «Лира» стал так же дипломантом одиннадцатого фестиваля «Юные таланты Московии».
Хочется верить, что любовь к музыке, к песне останется у этих детей на всю жизнь.
Список литературы.
- Д. Б. Кабалевский «Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы». Москва, 1976.
- П. Вейс «О второй музыкальной педагогической конференции в Венгрии», Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 8. Москва; изд. Музыка, 1972.
- Г. Ригина «Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений», Вопросы методики музыкального воспитания детей. Москва; изд. Музыка, 1975.
- Г. Ригина «О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте», Музыкальное воспитание в школе Выпуск 8. Москва; изд. Музыка, 1972.
Источник