Что значит сольфеджировать мелодию

Сольфеджирование и чтение с листа

Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста,развитию

чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно, по возможности, расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа могут (не обязательно) исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование).

В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором,

группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником,вслух и про себя.

Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано (в подвинутых группах), но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим

сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с

аккомпанементом фортепиано по нотам (с сопровождением педагога).

Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на

интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические

обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры

для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого

примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных

мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов,

нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное

упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание

названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная

ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста,

Как можно раньше следует вводить пение двухголосных примеров с

использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с

преобладанием унисонов (для групп чисто интонирующих детей).

В старших классах одним из видов сольфеджирования является

исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано

по нотам. Этот вид задания должен учитывать степень владения учеником

фортепиано, технические и координационные трудности не должны

заслонять от учеников первоочередную задачу – исполнение музыкального

произведения. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий: он

должен быть посильным, понятным ученикам и в то же время представлять

несомненную художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса –

еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого

представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей.

На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей

восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,

танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках

сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным

двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов,

даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр

(оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.).

Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

• повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

• простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

• проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за

длительностями определенных слогов (система ритмослогов);

• исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

• ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

• ритмическая партитура, двух- и трехголосная;

• ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или

ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками,

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем — включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа,

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование.

Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на

ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения –тактирование, выделение сильной доли — для дальнейшего перехода к

На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа и при пении двухголосия (в подвинутых группах). Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного.

Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать

услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального

языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать

внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на

При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

— анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

— отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

— интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в

— интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

— последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности);

— аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков

в тональности и от звука;

— аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

— последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности).

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы

На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило,

в устной форме. В старших классах возможно использование письменной

формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного

разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального

построения и развитию музыкальной памяти.

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию

всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать

услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

• устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

• диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

• ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

• музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых

особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков).

На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем

ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно

широко использовать в младших классах, в старших классах в слабых группах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;

• музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 8-10 прогрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как

предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной

тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его

проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и

дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою

индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют

слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными

разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление

теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись

мелодий, определение на слух, интонирование).

Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в

допевании (для интонирующих детей), досочинении мелодии (формирование

ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать

импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец,сочинение

собственных мелодических и ритмических построений.

Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с

подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из

предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском

гармонических средств (дл подвинутых групп).

Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.

Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того,

они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации,

композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а

возможно, и будущую профессиональную ориентацию.

Источник

Сольфеджирование на уроках музыки.

Сольфеджирование на уроках музыки .

Сольфеджирование на уроках музыки – одно из самых сложных умений. Нам надо научить детей петь по нотам, чтобы в дальнейшем разучивать песни, следить по нотам во время слушания музыки . Для облегчения этой задачи изучаются темы : нотная запись, длительности, лады, пульс, размер, такт, тональность, ритм.

Примерами для сольфеджирования в начальной школе могут быть попевки , песни которые используем для распевания, песни и фрагменты песен, разучиваемых на уроке музыки, отдельные темы произведений,предназначенных для прослушивания на уроке. Нужно выбирать музыкальный материал высокого художественного уровня, так как любая музыка на уроке влияет на качество интонационной атмосферы на уроке.

Для лучшего усвоения материала хорошо выполнять определенные задачи в таком порядке :

1.Анализ метроритмической структуры :определение размера, чтение ритма с названиями ритмослогов, определение количества фраз и их сравнение по ритму.

2.Чтение нотной записи : с какой ноты начинается, какие еще ноты встречаются, какой нотой кончается.

3.Анализ интонационный :определение тоники, тональности ,лада, выявление знакомых интонаций.

4.Слуховая настройка на тональность,в ходе которой подготавливаются и пропеваются ключевые, наиболее сложные интонации.

5.Сольфеджирование в ритме без сопровождения, с поправками и повторами.

Этот порядок работы используется и в работе с подростками.

Источник

Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?

У учеников и выпускников музыкальных школ есть представление о том, что сольфеджио – это слишком сложная наука, освоение которой не каждому под силу. Многие считают, что его и вовсе не нужно осваивать, поскольку на практике результат не столь очевиден, как от других музыкальных дисциплин. Подобные суждения связаны с недостаточным пониманием того, что такое сольфеджио и чему оно учит, как его применить в жизни.

Результат от уроков игры на любом музыкальном инструменте виден сразу – это умение играть. Результат же этого курса далеко не так очевиден, хоть он и развивает основные музыкальные навыки – чувство ритма, музыкальный слух, память, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению других музыкальных предметов.

Что такое сольфеджио?

Слово «сольфеджио» является итальянским термином и буквально обозначает «пение по нотам». Это дисциплина, целью которой является развитие музыкального слуха у музыкантов и вокалистов. Именно он позволяет в полной мере наслаждаться искусством звуков – сочинять и исполнять музыку.

Для любого певца и музыканта очень важно активное восприятие звуков, которое можно развить благодаря урокам сольфеджио. Нельзя исполнять какую-либо музыку, если не попадаешь в ноты. Активное восприятие является гарантией овладения новыми навыками в короткие сроки. Именно поэтому важность уроков сольфеджио для начинающих певцов и музыкантов нельзя недооценивать.

Что включает в себя эта музыкальная дисциплина

Как и любая дисциплина, сольфеджио включает в себя несколько важных разделов.

  1. Сольфеджирование – пение, при котором называют каждую ноту. При этом важно произносить их интонационно и ритмически верно.
  2. Музыкальные диктанты. Принцип их проведения похож с написанием диктантов в школе, только вместо букв необходимо фиксировать музыкальные знаки. Преподаватель играет на каком-либо клавишном инструменте мелодию (последовательность звуков), а ученики записывают все нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также музыкальные паузы (перерывы между звуками).
  3. Слуховой анализ. Для каждого музыканта очень важно уметь на слух определять характер услышанной музыки, ее лад, темп, ритмические особенности и структуру.

Какие навыки приобретаются благодаря урокам сольфеджио?

Приступать непосредственно к изучению этой дисциплины можно только лишь после освоения как минимум нотной грамоты. Именно поэтому сольфеджио для начинающих музыкантов и певцов заключается в изучении нот и других музыкальных знаков.

Уроки сольфеджио помогают освоить такой важный навык, как умение чисто спеть любую мелодию без предварительной репетиции. Благодаря музыкальным диктантам развивается умение мысленно представить, подобрать на инструменте и правильно записать нотами услышанную мелодию. Также можно освоить такой полезный навык, как умение подбирать и играть аккомпанемент к любой мелодии.

Почему сольфеджио не пользуется популярностью у новичков?

Несомненно, уроки «пения по нотам» дают отличные результаты, однако у начинающих музыкантов эта дисциплина не пользуется особой популярностью. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, не все понимают, что такое сольфеджио, и насколько важные навыки можно приобрести в процессе обучения этой музыкальной дисциплине.

Во-вторых, нужно регулярно и в течение очень долгого времени делать специальные упражнения, прежде чем удастся достичь заметных результатов, и далеко не у всех учеников хватает терпения.

Третья причина – это особенности программы по этой музыкальной дисциплине. Она ориентирована на подготовку профессиональных певцов и музыкантов. Поэтому лишь диктантами и пением с листа занятия не ограничиваются. Построение и пение гамм, аккорды от заданных нот, интервалы, тональность, трезвучие, одноголосие – сольфеджио изучает массу понятий, без которых нельзя обойтись ни одному музыканту-профессионалу.

Нужно ли «пение по нотам» гитаристам?

Научить человека игре на гитаре можно, конечно, и без знания нот. Однако активизировать процесс глубокого понимания и осознания музыки помогут именно занятия сольфеджио. Как же понять, что такое сольфеджио на гитаре? Это, прежде всего, формирование в сознании музыканта устойчивых закономерностей различных звуковых сочетаний, которыми по мере обучения будет все легче и легче пользоваться, смешивать их и получать возможность писать новую музыку.

Сольфеджио формирует у гитариста совершенно новое, более качественное видение грифа, позволяет иначе воспринимать процесс написания новых музыкальных композиций, соло-партий, аккомпанементов. Игра молодых гитаристов, не изучавших сольфеджио, становится однобокой и примитивной. Такие музыканты практически не поддаются переучиванию, а техника их игры неэластична.

Нужен ли учитель при обучении?

Понятно, что основная составляющая сольфеджио – ноты. Кажется, что выучить обозначение нот, их длительность, ключи, размер, нотный стан можно самостоятельно. Однако все не так просто, как может показаться, – контроль необходим во всем, особенно на начальных этапах обучения.

Конечно, благодаря современным компьютерным программам можно обучаться урокам сольфеджио и в домашних условиях, но живой контроль будет намного действеннее, поскольку человек, в отличие от машины, может сопереживать, чувствовать, наслаждаться мелодией.

Понимание того, что такое сольфеджио, и зачем оно необходимо, является очень важным моментом для каждого певца и музыканта. Ведь сольфеджио – это не просто скучные занятия, это целый комплекс определенных знаний и навыков, доведенных до автоматизма, позволяющих создавать свои яркие музыкальные шедевры.

Источник

Читайте также:  Что значит если попугай закрывает глаза при разговоре
Оцените статью