Иваново Сообщений: 44 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 20
Нижний Новгород Сообщений: 262 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 221
1. Девица — это незамужняя девушка, и ребенок у нее мог быть только внебрачный. Следовательно, тут либо ошибка заполнявшего метрику, либо справку в ЦАНО. 2. В те годы служили 15 лет (6 в строю + 9 в запасе). Статус «солдат» означает что либо Ваш прадед уже полностью отслужил 6 лет и отбыл 9 лет в ополчении, либо же отслужил 6 лет и только только вернулся на родину (хотя в этом случае обычно писали «билетный солдат») . Исходя из указанного Вами возраста подходят оба варианта развития событий, так что единственно верный способ выяснить — это заказать справки о рождении других детей, и посмотреть какой социальный статус будет в них написан. Мне это видится так.
Иваново Сообщений: 44 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 20
>> Ответ на сообщение пользователя lilenkov от 28 октября 2020 16:11
Большое спасибо за разъяснения!!
>> Ответ на сообщение пользователя lilenkov от 28 октября 2020 16:11
Большое спасибо за разъяснения!!
Или вероятнее всего, это дочь « уважаемого солдата», такая формулировка встречалась именно у дочерей солдат . Жена — солдатка, дочь — солдатская девица.
г. Городец Нижегородской обл. Сообщений: 1499 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913
По вашему имеет значение, уважаемый солдат или нет?
В сельской общине , имело место. чем « почетнее» солдат тем чаще его приглашали в восприемники . А значит для нас более вероятно обнаружить оные .
Иваново Сообщений: 44 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 20
>> Ответ на сообщение пользователя lilenkov от 28 октября 2020 16:11
Большое спасибо за разъяснения!!
Или вероятнее всего, это дочь « уважаемого солдата», такая формулировка встречалась именно у дочерей солдат . Жена — солдатка, дочь — солдатская девица.
Спасибо!! Запросила данные о рождении первого ребенка, если жена также прописана возможно Вы правы!
Нижний Новгород Сообщений: 262 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 221
Да не могли такого написать в метрической записи намеренно. До момента венчания девушка состояла в социальном статусе отца. С момента венчания жена начинала «принадлежать» мужу, а не отцу, и ее социальный статус становился таким же, как и у мужа. Женщина-крестьянка до революции — практически бесправная, единственные ее права — слушаться мужа, вести хозяйство и рожать детей. Таковы реалии того времени. Если муж крестьянин — то и жена становилась крестьянкой, даже если до брака она была дочерью потомственного дворянина. Во-вторых, «девица», «девка», крестьянская» или «солдатская дочь» и т.д — это явное указание на то, что замужем девушка ни разу не была. В записи о венчании — да, она могла быть записана как «солдатская девица», или , например, «..после умершего солдата такого-то крестьянская девица такая-то», в записи о смерти — тоже (если замужем не была). Но никак в записи о рождении ребенка.
Помимо записи о рождении первого ребенка, нужно бы еще посмотреть на саму запись из метрики, а не справку (реквизиты в справке есть, можно заказать фотокопию записи), а так же второй экземпляр метрической записи (консисторский или приходской, в отличии от того, где выявлена первая запись).
Я ставлю на то, что это либо ошибка-описка сотрудника ЦАНО (а такое легко может быть,т.к. сейчас у них невероятная загруженность запросами, это просто человеческий фактор), либо же описка в метрике — дьячек ошибся и по невнимательности перепутал соц.статус жены с соц.статусом восприемницы.
Иваново Сообщений: 44 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 20
>> Ответ на сообщение пользователя lilenkov от 30 октября 2020 13:36
Я запросила данные о рождении первого ребёнка. Проверю как там стоит запись. Есть еще странное воспоминание у их внука, которому сейчас за 80, что дед был разведен. Но, в документах по репрессии деда 1931 года, стоит, что он «вдовец». Запрошу тогда копию с метрической книги. Подскажите, пожалуйста, как возможно запросить данные со второго экземпляра метрической записи? (консисторской)
г. Городец Нижегородской обл. Сообщений: 1499 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913
Источник
Значение словосочетания «солдатские дети»
Солдатские дети — в Российской империи в XVIII веке законодательно оформленная социальная группа (сходная с сословием). Состояла из лично свободных сыновей солдат, набранных из крепостных крестьян. Солдатские дети обучались в полковых школах, числились по военному ведомству, до совершеннолетия не зависели от помещиков, а затем становились обязанными военной службой, в которой имели право служить наравне с дворянами. Солдатские дети также принимались на службу государственными ведомствами. Законодательство позволяло оставлять одного сына для материальной поддержки родителей.
Солдатские дети были предшественниками института военных кантонистов. После появления в 1805 кантонистов, все солдатские дети стали кантонистами.
Дочерей солдат закон именовал солдатскими девками.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: протереться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это справедливо только для несовершеннолетних детей, живших с родителями. Взрослые дети, имевшие свое дело, могли остаться и в прежнем сословии, или наоборот.
Уважаемые коллеги. помогите разобраться! В записе о браке моих предков значится: «Солдатская дочь, приписная к Гатчинской волости, Царскосельского уезда, деревни Кривое Колено, крестьянская девица Ксения Андреева Петрова, 37 лет». Запись сделана в 1889, году, то есть, исходя из записи, она 1852 года рождения.
Я затеял поиск в ЦГИА по Царскосельскому уезду, по той волости и храму, куда приписано Кривое Колено. За 1851,52,53 годы ничего не нашел, а вот за 1854 год попалась вот такая запись: «17 января. КСЕНИЯ (незаконнорожденная) Псковской губернии и уезда, Мелеховского волостного правления Государственных имуществ деревни Зайцева крестьянская дочь девица Марья Петрова православного исповедания. Восприемники: Ярославской губернии и уезда вотчины помещика Гарейцова деревни Дмитровки крестьянин Андрей Иванов и села Сивориц крестьянина Федосия Васильева Рогова жена Агриппина Афанасьевна».
Вопросы такие: 1) Как Вы считаете, может ли Ксения Петрова в первой записи, быть той Ксенией, что во второй записи. 2) Что значит солдатская дочь? То есть у нее отец солдат? И брак обязательно законный? 3) Может ли быть ошибка в документах в два года? 4) Может ли незаконнорожденный ребенок получить отчество по крестному отцу? То есть может ли незаконнорожденная Ксения стать Андреевной в связи с крещением ее Андреем Ивановым?
Буду признателен за Ваш совет!
Мои предки из Говенова Сообщений: 1701 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1514
Белобород, попробую прокомментировать, авось, знающий народ подключится.
Мне кажется, что Вы правы. С оговоркой — мать могла родить где угодно — роженице не прикажешь, т.е. это тоже надо иметь в виду.
Да. Почему сомнения?
Брак мог состоятся после рождения и он ее удочерил. Законодательство это предусматривало.
И гораздо больше — это же женщины. Меня прапрапрабабка развела на приличную сумму, кокетничая возрастом — из 16 документов лишь один был верным.
ЯНАО Сообщений: 2211 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 2325
ABY, а если её удочерили после рождения, то фамилия прежняя могла остаться (т.е. Петрова, фамилия доставшаяся от матери)?
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.
Москва Сообщений: 3154 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1542
Москва Сообщений: 6327 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 7281
Вологодская область Сообщений: 4512 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8491
— Все личные данные,мои и моих предков,размещены на сайте добровольно.
Читайте внимательнее. О восприемниках речи не было вообще.
Если вы мне, то я отвечал на ваш вопрос, чем важен « статус» солдата в сельской общине, как пример. Как бы это не звучало странно, но К разным семьям было разное отношение.
Краснодар Сообщений: 12 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 3
Сообщений: 10 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3
>> Ответ на сообщение пользователя ekaterina7000 от 26 ноября 2020 13:25
Может второй брак матери? Малолетним детям — фамилия второго мужа?
Модератор форума ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород Сообщений: 21586 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 5888
— Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию. _______ https://forum.vgd.ru/899/
МО Сообщений: 40 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 25
Модератор форума ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород Сообщений: 21586 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 5888
— Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию. _______ https://forum.vgd.ru/899/
МО Сообщений: 40 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 25
>> Ответ на сообщение пользователя TatianaLGNN от 28 ноября 2020 21:21
В соседней теме нашла опись фондов, дел, и ответ на интересующий меня вопрос по предкам лежит в каком-то из этих семи дел с 1142 по 1148 номер. Если я в запросе укажу: дело номер 1142-1148, будет ли это правильно? Или лучше номер дела не указывать совсем, если не знаю, на какую букву фамилия помещика?
Большое спасибо за ответ!
Нижний Новгород Сообщений: 262 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 221
МО Сообщений: 40 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 25
Источник
Русские солдатки: почему им прощались внебрачные связи
В восемнадцатом и девятнадцатом веках женщин, чьи мужья служили десятилетиями в регулярной российской армии рекрутами, в народе называли солдатками. Особенность их жизни состояла в том, что после ухода супруга на службу они автоматически считались совершенно свободными от уз брака.
Образ жизни
Женщины очень редко виделись со своими мужьями. Разлука длилась не месяцами, а годами. Фактически при живых мужьях они превращались в соломенную вдову. Лишившись возможности иметь полноценную семью, некоторые представительницы слабого пола хранили верность мужьям, а некоторые изменяли супругам.
Обычно девушки выходили замуж в 17-18 лет. А к 21 году оставались одни. Встречаться с законными мужьями имели возможность лишь немногие. Стоит сказать, что не считалось зазорным, если у солдатки появлялся мужчина. Общество относилось с пониманием к таким вопросам. Ведь глупо было хранить верность супругу, который мог бы никогда и не вернуться со службы. Такие случаи были нередкими. Связь солдаток с мужчинами не осуждали даже служители церкви, чему есть документальные подтверждения.
Этнограф Владимир Безгин в своей книге писал, что большая часть девиц, которые занимались проституцией в селах, были солдатками. Такие представительницы оскверняли имя даже честных жен, которые хранили верность мужьям. Поэтому часто всех солдаток считали падшими женщинами.
Повторные браки
Часто внебрачные связи осуждали и представители церкви. Они отказывались признавать невенчанные браки, в которых жили женщины в течение многих лет пока отсутствовали их законные супруги. Детей, которые рождались у солдаток от других мужчин, записывали вопреки здравому смыслу на имя законного супруга.
Но осуждение священников не поддерживала родня солдаток. Они видели в повторных браках только пользу, поскольку заботу о семье солдатки брал на себя новый мужчина, а не они. Такую позицию родственников тоже понять можно.
Кстати, повторное замужество возможно было лишь в том случае, когда первый муж пропадал без вести или его забирали в плен. Только в этом случае через десять лет женщина могла снова выйти замуж. Такие странные законы способствовали тому, что солдатки жили невенчанными, не имея другого выхода.
По мнению этнографов, большую часть детей, рожденных в не брака в то время, рожали солдатки, которые все-таки хотели стать матерями. Если хранить верность мужу, которого нет десятилетиями, можно было остаться бездетной.
Женщин даже не пугал тот факт, что муж мог вернуться и отомстить ей за все измены. Некоторые супруги даже выгоняли чужих детей или отдавали в посторонние семьи на воспитание.
Некоторые солдатки все-таки не рисковали рожать вне брака, а потому прибегали к абортам. Для избавления от плода старухи рекомендовали женщинам пить керосин, селитру, мышьяк, всевозможные настойки.
Самые отчаянные солдатки прибегали к более изощренным методам. Если не получалось избавиться от ребенка на стадии эмбриона, они скрывали беременность, а потом убивали рожденных малышей. Такие случаи не были редкими.
Судьба потомства
По мнению этнографов, в солдатских семьях была совсем невысокая рождаемость. Это было связано не только с тем, что мужья годами отсутствовали. Детей солдаток ждала незавидная судьба. По законам того времени, мальчики, родившиеся в таких семьях, автоматически записывались в армию. Во взрослом состоянии юноши должны были повторить судьбу своих отцов.
Интересен тот факт, что в армейские списки заносили даже незаконнорожденных детей солдаток, которые вообще не имели отношения к супругу их мамы, который служил в армии. Вполне логично, что женщины не хотели рожать и воспитывать «пушечное мясо». Поэтому они предпочитали не рожать или скрывать факт наличия детей. Чтобы уберечь свое дитя от плачевной судьбы, матери говорили, что их малыш родился мертвым. После этого они передавали детей на воспитание родне или приемным семьям, имея возможность встречаться с ними.
Работа солдаток
Солдатки, которые оставались сами после того, как их мужей забирали служить, вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. Ведь им необходимо было содержать себя и детей. А пособие от государства было настолько мизерным, что его не хватало.
Государственную помощь получали женщины, имевшие детей. А вот бездетным содержание не полагалось. Считалось, что они должны сами о себе позаботиться. Кроме того, заботу о них могла взять на себя родня. Возникает вопрос, зачем женщинам нужно было такое замужество, которое сулило одни проблемы?
Чтобы прокормить себя и детей, солдатки занимались торговлей, стиркой, уборкой, ухаживали за больными. Женщины брались за любую черную работу. Но некоторые солдатки предпочитали более легкий путь, они подрабатывали девушками по вызову. В девятнадцатом веке, по данным полиции, каждая пятая солдатка занималась проституцией. Конечно, такой путь выбирали женщины не от хорошей жизни. Заработать достаточно денег честным трудом не всегда получалось. Народ жил очень бедно, а солдаток было много. Позволить наемный труд могли только представители состоятельного сословия.
Сложная жизнь
Стоит сказать, что участь солдаток была незавидной. Избежать осуждения вряд ли удавалось. Женщины оказывались в очень сложной ситуации. Вечное отсутствие супруга было не единственной проблемой. Оказавшись одна, девушка не имела защиты и средств к существованию. Родня, которая могла бы помочь, имелась не у всех. Далеко не все родственники горели желанием помогать, поскольку сами жили бедно. К тому же, в одной семье могло быть несколько солдаток. Отношение родственников супруга к невестке тоже не всегда складывались удачно.
Обычно родные были рады, если после долгого отсутствия мужа, солдатка находила себе мужчину, который брал все заботы о ней на себя. Даже жизнь пары в грехе никого не смущала. Такой вариант развития событий считался лучшим, поскольку женщина могла оставаться одна до старости. Со службы возвращались далеко не все солдаты.
К сожалению, существование рекрутов в России было достаточно долгим. За несколько столетий многолетняя армейская служба сломала жизни далеко не одного поколения. Поэтому говорить о нормах морали в таких условиях было достаточно сложно.