- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» в других словарях:
- Учебно-методический комплект или комплекс? учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Учебно-методический комплекс
- Содержание
- Структура
- Требования
- Учебно-методический комплекс
- Определение
- Что такое УМК по ФГОС
- УМК в образовании
- Требования к УМК
- Структура и компоненты
- Принципы
- Этапы проектирования
- УМК в начальной школе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» в других словарях:
Учебно-методический комплекс — (УМК) дисциплины стандартное название для совокупности учебно методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию,… … Википедия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ — (УМКД) совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине. УМКД и УМКС (см. ниже) являются внешним, материальным воплощением педагогической деятельности преподавателей, т … Профессиональное образование. Словарь
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (УМКС) — совокупность документов, содержащих методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов. В УМКС входят: УМКД и квалификационная характеристика по специальности; учебный план подготовки специалиста; рабочий учебный план, в котором… … Профессиональное образование. Словарь
электронный учебно-методический комплекс — 3.5 электронный учебно методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе. Примечания 1 Структура и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
Церковь Объединения — Принято решение перенести сюда содержимое статьи … Википедия
Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) … Википедия
Замятин, Алексей Петрович — Алексей Петрович Замятин Дата рождения: 3 октября 1946(1946 10 03) Место рождения … Википедия
УМК — Украинская металлургическая корпорация ЗАО Киев, организация, Украина Источник: http://www.context ua.com/articles/infoagency/21593.html УМК углубленный медицинский контроль мед. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка … Словарь сокращений и аббревиатур
Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия
Источник
Учебно-методический комплект или комплекс?
учебно-методический материал по теме
«УМК: комплект или комплекс?» Активная лекция для педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_prezentatsiya_podgotovila_akhtyamovaev.ppt | 547 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГБОУ ДОД Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга «УМК: комплект или комплекс?» Активная лекция для педагогов дополнительного образования
Что такое «учебно-методический комплект?» Комплект – одинаковый носитель информации: электронный (комплект дисков); печатный (комплект печатной продукции); аудиокомплект; видеокомплект; комплект фотоматериалов и т.д. Учебно-методический комплект (УМК ) – набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенной единой содержательной композицией и предназначенной для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).
Комплекс – два и более носителей информации, на которых представлен разный, но дополняющий друг друга материал ( например: С D с информационными и учебно-наглядными материалами, тетрадь для обучающихся). У чебно-методический комплекс — совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Учебно-методический комплекс – совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Что такое «учебно-методический комплекс?»
Этапы разработки УМК: Подбор и анализ информационного и методического материала. Разработка образовательной программы, учебно-тематических планов. Определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебно-тематическому плану. Систематизация материала в соответствии с учебно-тематическим планом и формами проведения занятий. Разработка структуры и содержания практических занятий, конспектов , методики и их проведение, наглядных материалов, заданий для обучающихся и пр. Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждому тематическому блоку для определения уровня ЗУН обучающихся. Планирование и расстановка точек текущего контроля обучающихся. Апробация и коррекция УМК. Обобщение и создание авторских методических разработок. Создание тематических папок. Оформление документации.
УМК «уровни»: 1-й уровень – УМК отдельно взятого занятия; 2-ой уровень – УМК к разделу образовательной программы; 3-й уровень – УМК образовательной программы .
дополнительная образовательная программа; учебные пособия; дидактические материалы; методические материалы; мониторинг ; материально — техническое оснащение ОП; глоссарий . УМК образовательной программы:
Образовательная программа: является основным (нормативным) документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях; нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат; модель образовательного процесса, отражающая процесс взаимодействия всех его участников и содержащая ценностно-целевое обоснование содержания образования и технологии его передачи воспитанникам Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России. (Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 )
Учебные пособия – это материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы: справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); художественная литература; научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); периодические издания; видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы); электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.).
Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде: раздаточный ( практический) материал для обучающихся: рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты; наглядные пособия : таблицы, схемы, графики, плакаты, видеоматериалы, объемные модели, муляжи и др.
Методические материалы: планы занятий, включающие перечень вопросов выносимых на занятие; контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы (контроль), которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов; виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ; методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач; методические разработки: сценарии занятий, памятки, положения и т.д.
Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. Педагога: аттестация Обучающегося: (входной, промежуточный, итоговый контроль): тесты, задания, опросники; портфолио; творческие проекты рабочая папка; зачетная книжка; дневник достижений, грамоты и т.п.
Материально — техническое оснащение ОП В разделе необходимо перечислить: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; перечень, количество оборудования и материалов, необходимых для занятий; сведения о методическом обеспечении; ТСО; инструменты; декорации; костюмы; приборы; станки; микрофоны и т.п.
Глоссарий – ( от лат. glossarium — «собрание» gloss ) толковый словарь устарелых и малопонятных слов к какому-нибудь тексту, преим. древнему (филол.). Глоссарий — это также список часто используемых выражений. В педагогической науке понятие педагогический глоссарий определяется как словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке. Глоссарий включает и те общественно-философские понятия, которыми оперируют программные правительственные документы . Ссылки на сайты про УМК: Учебно-методический комплекс (Бийский Технологический институт) http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/ Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы: http://festival.1september.ru/articles/602859/ Временное положение об УМК дополнительной образовательной программы http://metod.dvpion.ru/article.asp?id_sec=5&id_text=7 УМК : http // планета — тлт . рф /kabinet/metodicheskiy-kabinet 0
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Материал подготовила: методист ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Ахтямова Елена Валентиновна
Источник
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.
УМК по отдельным дисциплинам составляют ООП (Общую образовательную программу) специальности.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура ФГОС ВПО т. н. 3-го поколения, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году [1] .
Структура УМКД в высших учебных заведениях составляется по стандарту, написанному и утверждённому в данном заведении.
Содержание
Структура
Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:
- введение (выполняется при необходимости);
- наименование;
- область применения;
- нормативные ссылки;
- обозначения и сокращения (выполняется при необходимости);
- цели и задачи дисциплины;
- содержание дисциплины и условия её реализации:
- рабочая программа дисциплины;
- паспорт дисциплины;
- виды и содержание занятий по дисциплине;
- формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;
- учебно-методические материалы по дисциплине;
- учебно-методическая карта дисциплины;
- специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);
- лист согласования рабочей программы дисциплины.
- использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины;
- организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;
- элементы научного поиска при изучении дисциплины.
- рабочая программа дисциплины;
- приложения (указаны только обязательные):
- методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);
- методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);
- варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);
- контролирующие материалы по дисциплине:
- тесты текущего контроля знаний по дисциплине;
- тесты итогового контроля знаний по дисциплине;
- тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.
Требования
При оформлении образовательного стандарта дисциплины следует руководствоваться стандартами:
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам
- ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
- ГОСТ Р 1.5-2004 ГСС Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
Источник
Учебно-методический комплекс
Определение
УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.
УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.
Что такое УМК по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.
УМК в образовании
УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.
УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.
В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.
Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:
- для начальной школы;
- для среднего звена;
- для выпускных классов;
- для профессиональной школы.
По степени профессионального качества:
- для магистратуры;
- для бакалавриата;
- для специалитета.
По степени обязательности предметов:
- Общие предметы, которые изучают все обучающиеся и получают аттестационную оценку по итогу курса – «Русский язык», «Физика», «География».
- Факультативные предметы, входящие в базовый образовательный стандарт. Обязательны для изучения, но аттестационного контроля по ним не предусматривается. Это, чаще всего, ознакомительные учебные курсы. Перечень таких предметов ученик может выбрать, в их числе «История родного края», «Поэты и писатели родного края», «Природа родного края. Экскурсии на природу».
- Элективные курсы, предназначенные для тех учеников, которые хотят совершенствоваться в определенных умениях и навыках. «Изучение и описание топонимов и гидронимов родного края», «Изучения и классификация диалектизмов нашей местности», «Описание предметов быта коренных жителей. Экскурсии в местный краеведческий музей». Контрольно-измерительных средств такие УМК не предусматривают и в базовый стандарт образования не входят. Итоговым контролем такого курса может быть выступление ученика на школьной научно-практической конференции или написание статьи.
Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».
Требования к УМК
УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
- Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
- Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
- Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
- Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
- Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
- Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Принципы
Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:
- общедоступность;
- гуманизм;
- личностно-ориентированный поход;
- толерантность;
- патриотизм и гражданская ответственность.
Этапы проектирования
Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.
На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.
На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.
УМК в начальной школе
Сейчас в России существуют две системы обучения.
Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Источник