- Дедлайн ― друг или враг?
- Что такое deadline
- Для чего нужен дедлайн
- Что значит дедлайн в разных сферах
- Дедлайн в журналистике
- Дедлайн в программировании
- Дедлайн в маркетинге
- Как влезть в установленные сроки
- Брат дедлайна ― редлайн
- Дедлайн: что это значит и как его соблюдать – 3 простых способа
- Темная история термина
- Что такое дедлайн простыми русскими словами?
- Виды работы с ограниченными сроками
- Польза и вред дедлайнов
- Как вписаться в дедлайн: 3 эффективных способа
- Способ 1. Ранжирование задач
Дедлайн ― друг или враг?
Русский язык живой и постоянно пополняется новыми словами. В обиход многих работников и студентов не так давно вошло новое слово ― дедлайн. В этой статье мы и поговорим о том, что такое дедлайн простыми словами.
Что такое deadline
Дедлайн (англ. deadline ― мёртвая линия) ― это крайний срок, к которому должна быть выполнена задача.
В 60-е годы XIX века этот термин использовался в тюрьмах США. «Мёртвой линией» называлось небольшое ограждение, которое размещалось в 20 футах от высокого основного забора. Заключённых, которые пытались пересечь это маленькое ограждение, расценивали как беглецов и сразу расстреливали. К концу XIX века лагеря для военнопленных перестали работать, а вместе с ними пропал и оригинальный смысл слова. В 1910-е годы этот термин стали использовать газетчики. Дедлайном они называли срок, после которого номер должен уходит в печать, то есть после этого времени тексты не принимались к публикации.
Сейчас, конечно, никто не будет расстреливать за пересечение установленного дедлайна, но несоблюдение договорённостей также может повлечь рабочие неприятности.
Для чего нужен дедлайн
Во-первых, срок сдачи работы ― это основная точка, на которую ориентируются исполнители при составлении плана работ. Например, бизнесмен хочет создать интернет-магазин с товарами для туризма. В этом случае, чтобы продажи были хорошие, нужно успеть до начала туристического сезона. Это время и будет крайним сроком подготовки сайта. От того, сколько времени есть у разработчиков, будет зависеть функционал сайта. Чем меньше времени, тем меньше фич они смогут внедрить в интернет-магазин. Может быть и обратная ситуация, когда сначала устанавливается список функционала, который хочется сделать, и в зависимости от этого рассчитывается время выполнения проекта. В любом случае deadline ― удобный инструмент управления проектом.
Во-вторых, дедлайн даёт ощущение границ проекта. Даже самая творческая работа нуждается в крайней точке. Это как ощущение почвы под ногами. Если вы летаете в пустоте, вас неизбежно охватит страх и вы будете пытаться ухватиться за воздух. Стивен Кинг говорил: «Я стараюсь писать по десять страниц в день объёмом в 2 000 слов. Это 180 000 слов за три месяца. Неплохой такой объём для книги». Благодаря таким дедлайнам он очень производителен.
В-третьих, дедлайн может мотивировать взяться за дело. Желание достичь поставленной цели заставит вас работать усерднее. Здесь же стоит сказать и о чувстве ответственности. Некоторые люди просто не могут бросить задачу, за которую взялись.
В-четвёртых, дедлайн позволит координировать будущие работы по проекту. Вернёмся к примеру с интернет-магазином. После размещения сайта нужно будет заняться продвижением ресурса, чтобы привлечь внимание к товарам. Для продвижения заказывается таргетинговая реклама, баннерная и видеореклама. Перед выходом рекламной кампании нужно договориться с площадками для размещения, создать макеты и видео. Чтобы сделать все эти работы в срок, важно понимать, когда сайт будет полностью готов к работе и сможет принимать первых покупателей.
Что значит дедлайн в разных сферах
Мы выяснили, что дедлайн ― это крайний срок сдачи работы. Это общее понятие. Немного рассмотрим, какие нюансы в определении этого термина есть в разных сферах.
Дедлайн в журналистике
В небольшой исторической справке о происхождении термина мы сказали, что в привычном нам смысле слово «дедлайн» стали использовать именно журналисты. Многие издания, неважно онлайн или офлайн, выпускают номера в определённое время. Материал нужно не только собрать, описать текстом и подготовить иллюстрации, но и сверстать на бумаге или на сайте. Для этой работы тоже нужно время. Поэтому дедлайн для журналиста ― это срок, после которого материал не принимается к публикации, иначе его просто не успеют сверстать.
Дедлайн в программировании
Когда заказчик пользуется услугами программистов, он подразумевает, что в конце проекта он получит полностью рабочую программу, сайт или приложение. Поэтому в программировании к дедлайну должен быть написан не только код, но и сделана вёрстка, проведено тестирование и пофикшены все баги.
Дедлайн в маркетинге
Понятие дедлайна в маркетинге – самое необычное. Для маркетологов крайний срок ― это инструмент стимулирования продаж. Наверняка, вы замечали, что часто скидки, акционные и персональные предложения ограничены сроками, например «крупная распродажа 11 ноября». Ограниченное предложение стимулирует потенциального клиента к покупке. Трюк простой, но работает уже много веков.
Как влезть в установленные сроки
Срок должен быть реальным. Дедлайны не любят оптимистов. Рационально оценивайте свои силы. Проанализируйте, сколько времени займёт каждый этап выполнения проекта. Всегда оставляйте время для форс-мажоров, возможной болезни сотрудников, правок заказчика. Лучше сдать проект раньше срока, чем пытаться влезть в горящий дедлайн.
Для каждого этапа проекта выставляйте отдельные сроки. Так вам будет легче отслеживать темп выполнения задач. Вы сможете увидеть, где работа забуксовала. Если заметить проблему вовремя, вы успеете её решить до того, как она серьёзно повлияет на сроки сдачи продукта. Также такой подход позволит правильнее оценивать скорость работы на других проектах. Вы будете точно знать, какие задачи за какой промежуток времени делаются.
Общайтесь с командой. Этот совет в первую очередь для руководителей рабочей команды. Не нужно ждать конца проекта, чтобы устроить разбор полётов. Если вы замечаете просадки в работе, выясните у команды причины непродуктивности. Может, проблема в коммуникации с заказчиком или задачи оказались сложнее, чем ожидалось при планировании, и нужно перестроить все этапы работы. Если непродуктивным является один определенный сотрудник, можно пообщаться с ним лично. Возможно, ему некомфортно в коллективе или он перегружен работой и нужно найти помощника.
Соблюдайте баланс между отдыхом и работой. Это касается как индивидуального планирования, так и командной работы. При расчёте времени на выполнение задачи нужно учитывать обеденное время, небольшие перерывы. Также сами задачи должны чередоваться: одна сложная задача, несколько маленьких. Уставший сотрудник ― плохой сотрудник.
Брат дедлайна ― редлайн
Кроме дедлайна, есть близкое понятие «редлайн». Дедлайн призван помочь грамотно спланировать действия, чтобы выполнить задачу вовремя. Однако, думаю каждой русской душе знакома ситуация, когда до крайнего срока остаётся пару дней, а работы непочатый край. Не будем разбираться в причинах такого стечения обстоятельств, но именно в таких ситуациях можно пользоваться редлайном.
Редлайн (англ. redline ― красная линия) ― это дата, которая назначается раньше дедлайна, чтобы оставить небольшой запас времени для форс-мажорных ситуаций. Этот срок вы условно можете поставить для самого себя или внутри компании.
Если вы руководитель и ваши работники периодически не успевают сдавать проект в срок, воспользуйтесь хитростью и огласите всем не дедлайн, а редлайн. Например, по договору проект нужно сдать к 1 декабря, а команде огласите дату 1 ноября. Таким образом, даже если работники не успеют к редлайну, до сдачи проекта заказчику будет ещё месяц и можно будет успеть всё доделать. Главное, чтобы сотрудники не привыкли к такому трюку и несильно пересекали красную линию.
Жёсткое ограничение времени — это успешный инструмент планирования. Он мотивирует на работу и даёт понимание, что когда-нибудь проект закончится и можно будет отдохнуть. В этой статье мы больше говорили о командной работе, но вы можете ставить и личные дедлайны как на маленькие задачи, так и на крупные цели. Главное — рационально рассчитывать свои силы и не забывать отдыхать.
Источник
Дедлайн: что это значит и как его соблюдать – 3 простых способа
Сроки приближаются, а работа ещё не готова. Заказчик интересуется: «Как дела? Успеете до вторника?» Вы понимаете, что шансов успеть почти нет, переходите на авральный режим с бессонными ночами и кофе, ругаете себя, зачем тянули до последнего, почему не сделали заранее… У вас такое было?
Дедлайн – это значит час Х, последний срок, когда текст должен быть написан, сайт создан, отчет сдан. Завтра можно уже ничего не делать – поздно.
В школе мы осваиваем азы аврального метода работы, списывая домашку на перемене за 5 минут до урока. А в студенчестве доводим этот навык до совершенства, изучая всю новейшую историю за сутки до экзамена.
Во взрослую жизнь мы выходим виртуозами дедлайна, у кого-то привычка откладывать дела на потом превращается в настоящую проблему, ей даже название придумали – прокрастинация.
На первый взгляд, дедлайн – это плохо, это фактор стресса. Но у дедлайна есть и положительные стороны. Если бы не жестко установленные сроки, к некоторым важным делам мы не приступили бы никогда. Всегда кажется, что ещё уйма времени, всё успеется.
В этой статье мы подробно разберем понятие дедлайн, узнаем, откуда взялось это жуткое выражение: «линия смерти». Я расскажу про приемы, которые помогают сдавать проекты вовремя, грамотно распределять свои силы и избегать авральных ситуаций.
Напоследок вы узнаете 3 простых способа, которые помогут вам превратить дедлайны из врагов в ваших верных союзников. Вы научитесь использовать дедлайн, как инструмент для достижения своих заветных целей.
Темная история термина
Мрачное слово «дедлайн», которое все чаще звучит в русском языке, пришло к нам из американского английского. В дословном переводе на русский deadline – это мертвая линия. Этимология приводит нас к американским тюремным лагерям (в некоторых версиях к лагерям военнопленных), где вдоль ограждения охрана чертила линию, выходя за которую, заключенный подвергался расстрелу на месте.
В общем, хорошее дело дедлайном не назовут. Расстрельные линии на границах американских тюрем уже не рисуют, но понятие прижилось и распространилось по миру. Только сейчас значение слова дедлайн стало метафорой, обозначающей крайний срок выполнения какой-либо работы.
Виноваты американские айтишники, которые начали употреблять это слово в своем сленге, потому что именно в их работе соблюдение сроков каждым членом команды очень много значит.
Что такое дедлайн простыми русскими словами?
Дедлайн простыми словами – это точное время сдачи работы. Обычно это конкретный день в календаре. Бывает, что срок конкретизирован вплоть до минут, например, на текстовых биржах копирайтер сдает текст к определенному часу.
В русском языке слово «дедлайн» часто заменяют синонимами. Сроки горят, время поджимает, край, цейтнот, аврал, нужно было вчера – неполный список выражений, означающих истекающий срок сдачи любого проекта.
Нарушение сроков влекут неприятные последствия. В зависимости от вида деятельности они бывают как незначительными, сугубо репутационными, так и катастрофическими.
Дедлайн существует не только в работе и учебе. Он встречается повсеместно. Вовремя заплатить налоги, иначе начнутся штрафные санкции, сдать все анализы перед операцией, иначе ее отменят, заложить время на дорогу до вокзала или аэропорта с запасом, иначе путешествие не состоится – все это примеры ограниченных сроков в нашей жизни, нарушение которых влечет определенные последствия.
Охотно пользуются методом дедлайна коммерсанты разной степени продвинутости. Милые уловки небольших магазинчиков о том, что «осталось всего две последних штуки, это вы удачно зашли, перед вами все раскупили, берите, я еще и скидочку сделаю» и продуманные маркетинговые ходы гигантских корпораций с размещенной на билбордах рекламой об акции, которая продлится только до конца января – все это маркетинговый дедлайн, заставляющий нас покупать здесь и прямо сейчас.
Виды работы с ограниченными сроками
Часто заказчики или руководители устанавливают сроки выполнения проекта с запасом, учитывая форс-мажорные обстоятельства и прочие осложнения в процессе работы, но иногда дедлайн может быть совершенно нереальным, это ведет к браку из-за спешки, к нервотрепке и прочим неприятностям. По времени, закладываемому на выполнение задачи, и характеру работы дедлайны можно условно разделить на несколько групп.
- Срочные. К этой группе относятся заказчики, которые любят говорить, что им «надо было вчера». Они сами не умеют планировать время и другим не дают спокойно работать. Конечно, иногда срочные проекты обоснованы и не зависят от некомпетентности заказчика или руководителя. Спешка и неадекватно сжатые сроки сильно вредят качеству работы. Это правило практически без исключений.
- Одноразовые. Есть задача, есть адекватный срок ее выполнения. Риск такого типа работы в том, что проект сдается целиком в обозначенное время, если допущены ошибки или результат вообще никуда не годится, то вы и заказчик узнаете об этом слишком поздно. Времени на исправление и доработку уже может не быть.
- Повторяющиеся. Наиболее комфортные условия для обеих сторон. Исполнитель с определенной периодичностью выполняет оговоренный объем работ к конкретному сроку.
- Поэтапные. Такая организация работы удобна для больших, громоздких проектов, которые разбиваются на несколько этапов. В этом случае минимизируется «авральщина» в работе исполнителей, и появляется возможность промежуточной проверки, что положительно сказывается на качестве результата.
Польза и вред дедлайнов
На российской почве дедлайн – это явление, вызывающее скорее негативную реакцию. Мы любим делать все неспешно, а еще лучше вообще ничего не делать, а тут начальство или заказчики со своими сроками. Все это приводит к бессонным ночам, стрессам, головным болям и прочим неприятностям. В Интернете давно гуляет составленная кем-то «Краткая памятка о сроках работы», удивительно точно описывающая ситуацию в российских офисах и учреждениях.
Но если говорить серьезно, то дедлайн – вещь, безусловно, полезная.
- Грамотные сроки увеличивают производительность
Исследования показывают, что в корпорациях, где дедлайны – привычная форма работы, производительность труда сотрудников увеличивается. Особенно хорошо себя зарекомендовал метод промежуточных дедлайнов. Наличие конкретного срока сдачи своей части работы мотивирует исполнителя, не дает ему погрязнуть в лени и прокрастинации. Хорошо спланированный проект, разбитый на определенные этапы с четкими и реальными сроками выполнения – залог успешной и качественной работы. - Лекарство от прокрастинации
Психологи считают дедлайны отличным лекарством от вечной привычки все откладывать на потом. Это действенный способ самоорганизации. Четверть офисных сотрудников и фрилансеров страдают приступами прокрастинации, обещая себе и другим, что вот завтра-то уж они как сядут, как поднажмут! На практике в самый последний момент такие горе-работники выдают крайне слабый, «сырой» результат. - Эффективный инструмент маркетологов
Маркетинговый дедлайн прекрасно работает, хотя большинство из нас и осознает, что это манипуляция. Но вот приходит СМС о том, что в магазине косметики только сегодня скидка 50% на помаду, и мы бежим туда покупать то, что еще минуту назад покупать и не планировали. Подобный метод способен увеличить на 10-50% объемы продаж в зависимости от категории товаров. - Повышение концентрации
Психологи заметили, что жесткий дедлайн положительно влияет на концентрацию. Исполнитель, загнанный в жесткие рамки сроков, предельно сосредоточен на поставленной перед ним задаче, у него просто нет времени отвлекаться и «растекаться». - Влияние дедлайна на коллектив
Существует психологический прием, помогающий новому руководителю быстро оценить качества коллектива. Искусственно созданный жесткий дедлайн выявляет все нюансы взаимоотношений в команде – кто реальный лидер или аутсайдер, кто стрессоустойчив или, наоборот, склонен впадать в панику и истерию.
Положительное влияние дедлайнов на рабочие, учебные и бытовые процессы существенны, но без ложки дегтя здесь не обошлось. Все же дедлайн, особенно жесткий, это стресс, и как любой стресс он имеет негативные последствия.
- Слишком сжатые сроки деморализуют исполнителя. Мода на дедлайны начала давать обратный эффект – чем ближе срок сдачи работы, тем хуже производительность. Высокий темп работы изматывает людей, падает мотивация, жесткий график стал восприниматься работниками как лишний стресс. Ужас от приближающегося часа Х парализует многих сотрудников, и они просто перестают что-либо делать вообще.
- Жесткое планирование убивает спонтанность. Элемент творчества присутствует практически во всех видах деятельности человека. Но вдохновение не приходит по расписанию. В истории практически нет примеров прославившихся высокоорганизованных творческих натур. Хотя, есть и исключения. Например, Алексей Рыбников, композитор суперпопулярной «Юноны и Авось» и бесчисленного количества кинофильмов, в одном из интервью признался, что секрет его вдохновения именно в дедлайнах, когда приходится систематически работать.
- Неразумные жесткие сроки убивают качество. Человек втиснется в заявленные рамки, но работа, скорее всего, будет сделана «на отвяжись», халтурно.
- В то же время раздутые сроки расхолаживают исполнителя, включается режим привычной прокрастинации. Рабочий процесс идет рывками, неравномерно, производительность труда и концентрация на проблеме существенно снижаются.
Чтобы лавировать между крайними проявлениями последствий дедлайнов, нужно учиться находить золотую середину. Причем это касается как исполнителей, планирующих свое время, так и дедлайнеров, устанавливающих сроки.
Как вписаться в дедлайн: 3 эффективных способа
Умение соблюдать сроки, планировать время и брать ответственность за свою работу – качество, которое может стать огромным преимуществом перед серой массой безответственных коллег. Если пунктуальность – не ваше второе имя, но вы хотите развить в себе этот полезный навык, то существует несколько работающих способов научиться вписываться в дедлайны, все они так или иначе сформулированы в учении о тайм-менеджменте.
Тайм-менеджмент – система управления временем. На эту тему написана масса книг и статей, разработано множество фишек, лайф-хаков и инструментов для грамотного планирования. Система работает как в профессиональной и учебной сфере жизни, так и в организации быта. Есть целое направление, называемое Flylady (Летающие домохозяйки), которое помогает систематизировать и наладить ведение домашнего хозяйства.
Среди реально работающих методов борьбы с сорванными дедлайнами выделим три основных.
Способ 1. Ранжирование задач
Основа тайм-менеджмента заключается в постановке реальных, достижимых целей, которые разбиваются на более мелкие – Smart-задачи, ограниченные во времени. По сути это поэтапный дедлайн. Иногда задача кажется совершенно неподъемной, слишком сложной, в этом случае нужно вспомнить знаменитые слова Лао-Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага», – и начать действовать, разделив процесс на небольшие выполнимые отрезки.
Управление временем подразумевает обязательное пользование разнообразными планировщиками. Это может быть обычная тетрадь, ежедневник, планинг, приложение на смартфоне – любой удобный именно для вас инструмент. Сейчас появилось бесчисленное множество таких помощников, как в бумажном виде, так и в электронном.
Для того чтобы не срывать сроки, необходимо учиться ранжировать задачи. Обычно в расписании любого человека есть несколько типов задач. Даже если вы выпишите их в столбик и постепенно станете вычеркивать выполненные, не факт, что вы эффективно распределите свое время и силы.
Один из удобных методов носит название «Матрица Эйзенхауэра» в честь президента США, использовавшего его в своей работе. Он делил все возникающие задачи на 4 категории, визуально матрица выглядит так.
Источник