Что значит снискал мудрость
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!
Эта паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание», — раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому, как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем «злата и сребра» сокровища. Премудрость, приобретенная в терпении, не просит ценнее житейских благ, но и награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане и в житейском. Надежность, прочность этого счастья оттого, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.
Почему строки о премудрости читаются в этот праздник?
Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит к Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли — это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.
Источник
Размышления на тему Притчи Соломона 3 13, 14
Пр.3:13,14. «Блажен человек, который
снискал мудрость, и человек, который
приобрёл разум, потому что, приобретение
её лучше приобретения серебра и прибыли
от неё больше, нежели от золота.»
Итак: оказывается мудрость надо «снискать» а разум — приобретается, а того человека, который всё это имеет, Писание называет — «блаженным». Слово » блаженство» не имеет отношения к чувствам и ощущениям человека, но оно означает успешную, счастливую жизнь и особое благорасположение Бога.
Что значит — «снискать мудрость»? — это можно сравнить с выражение — «снискать расположение твоего непосредственного начальника на работе», показывая себя ответственным и добросовестным работником, который с почтением и уважением относится к своему работодателю.
Это определение похоже на определение «Страха Господня» — благоговеяное, трепетное почитание Бога, и бесприкословное подчинение Его Слову, называется «Страхом Божьим».
Мудрость — это дар Божий. Её невозможно заслужить, или заработать, угождая Богу, но её можно снискать, как царь Соломон. Он не прилагал к этому особых усилий, но расположил к себе сердце Бога желанием мудро управлять Его народом и прославить Бога. Соломон, по милости Божьей, стал самым мудрым царём всех времён и народов. Но его мудрость обернулась безумием, когда он утратил «Страх Божий» и «стал мудрецом в глазах своих», когда стал искать расположения других богов.
К мудрости Соломона добавить бы ещё верное сердце отца его Давида, тогда не произошло бы то, что произошло с Народом Божьим после смерти Соломона. Ведь, читая Библейскую историю, мы убеждаемся, что судьба Народа Божьего целиком зависит от верности царей своему Богу.
Теперь о том, как же приобретать разум, ведь это не дар. В библейском понимании — это «Не полагаться на разум свой» а поступать по Слову Божьему. Для нас, быть разумным — это значит иметь «разум Христов», который можно приобрести, наполняя своё сердце Словом Божьим, чтобы стать добрым источником Его мудрости и знаний.
Мудрый — это не тот, кто говорит мудрые слова и цитирует писание, а тот, у кого жизнь устроена мудростью Божьей, и кто является примером для подражания другим людям, как пишет Апостол Иаков: 3:13. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.»
У нас есть пример для подражания, чтобы снискать мудрость и приобрести разум — это Иисус Христос. Следуя за Ним, и поступая как Он, обрести благорасположение Небесного Отца, «Который всё даёт просто и без упрёков.» — Шак. 1:5.
Иисус есть Олицетворение разума и мудрости Божией, и мы призваны в всём подражать Ему, следуя за Ним, и в этом наша мудрость, и наш разум.
Помните притчу Иисуса о десяти девах — пять из них были мудрыми, потому что жили святой жизнью и их сердца (сосуды) были всегда наполнены и светильники горели в ожидании жениха. А пять других были глупыми. Они тоже ожидали жениха, но в темноте, потому что не запаслись маслом для своих светильников, то — есть жили мирской жизнью.
Они опоздали на встречу жениха, потому что не были готовы: Светильники их потухли, потому что в сосудах не было масла, и они в темноте заблудились и опоздали.
Мудрость наша в том, чтобы держать наши светильники горящими и пополнять свои сосуды маслом (исполняться духом), иначе можно опоздать на встречу с нашим любимым Женихом Иисусом Христом — просто в темноте не заметить Его пришествия, как те неразумные девы — когда надо было приобретать разум, они приобретали богатство. Они не снискали мудрости Божией, потому что их жизнью управляла мудрость человеческая — мирская. Иакова 3:15. «Это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.»
Источник
Похвала Мудрости
Похвала мудрости
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Притч 3:13-15). На первый взгляд книги Священного Писания превозносят мудрость так же, как и другие авторы древности. Якобы мудрость даёт человеку возможность утешаться в трудностях пониманием неизбежности и справедливости происходящего (как учение о карме в индуизме), или стремление к гармонии противоположностей в социальной жизни (конфуцианство), или навык хранить себя в умеренности в повседневной жизни, как предлагают многие другие авторы, как древние, так и современные. А на деле оказывается, что такая мудрость далека от практической жизни.
Так как истина вечно уходит из рук —
Не пытайся понять непонятное, друг,
Чашу в руки бери, оставайся невеждой,
Нету смысла, поверь, в изученье наук! – восклицает Омар Хайям.
Многие языческие авторы открывают невозможность, а то и бессмысленность познания и мудрости – к примеру, Платон цитирует ставшие широко известными слова своего учителя – самоубийцы Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Это логический тупик философской мудрости, это повод к эпикурейству.
На первый взгляд и Библия приводит к подобному выводу. Взятые вне контекста отрывки Ветхого Завета не оставляют места надежде: «И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость… И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!» (Еккл.2:12-17).
«…Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых… нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Пс.72:3-14). «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки. Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. [Скажешь]: Бог бережет для детей его несчастье его. — Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителя. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?» (Иов 21:7-22) К тому же, мудрость эта требует от человека немалых усилий и времени, как поучает второканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах?» (Сир 38:24,25) Так стоит ли игра свеч, как говорится? Стоит ли овчинка выделки? Стоит ли искать мудрость и лишать себя ради этого земных благ или проще прожить жизнь «по законам джунглей»?
Библия не предлагает готовый ответ – для чего нужна мудрость. Читатель не найдёт тут философских коллизий и абстрактных рассуждений. Вместо этого, мы вместе с Иовом, попавшим в тяжелейшую ситуацию, восклицаем: «[На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов 3:23). «Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?» (Иов 6:11). До мудрости ли, этой пустой человеческой мудрости, тому, кто лицом к лицу столкнулся с бедой, с болезнью, с бессилием что-либо изменить? Какая философия, какая религия может ответить Иову: «Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?» (Иов 10:2-8)
Вопрос стоит очень остро – зачем человеку мудрость, если он не знает, для чего он вообще живёт? О какой мудрости может идти речь, если «мудрецы» не в состоянии ответить на эти вечные и такие простые вопросы: откуда мы? Куда идём? Этот вечный вопрос Пилата – что есть истина? Бессмысленность жизни, с которой человек сталкивается лицом к лицу, уничтожает всякую мотивацию, всякое желание к движению и действию, лишает человека морали и разрушает личность. Недаром среди наркозависимых, среди алкоголиков и подобных им опустившихся «на дно» так много образованных, по меркам этого мира, людей. И немало из них с усмешкой цитируют Экклезиаста: «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1:18).
Круг замкнулся! Создаётся впечатление, что выхода нет! Однако снова и снова ободряюще звучат слова Премудрости: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притч 8:1-12). Значит, есть выход?! Да! Библия однозначно утверждает, что есть две «мудрости» – одна «…не есть мудрость… земная, душевная, бесовская» (Иак 3:15), а другая – «…мудрость, сходящая свыше» (Иак 3:17). Апостол Павел проповедует «…мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор 2:6,7). Именно в этом коренное отличие книг Святого Писания от другой «литературы мудрости» — в Библии изобличается пустота мудрости «мира сего» и открывается мудрость Божия, подчас прямо противоположная представлениям мира, который «во зле лежит». В книгах Ветхого Завета и, в частности, в книгах Иова и Притч Соломона, ясно проводится мысль, что мудрость – дар Божий. Очевидно, что мудрость открывает людям Сам Бог и суть её – в познании Самого Бога и Его Истины: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого – разум» (Прит.9:10)
Однако в этих текстах сохраняется драматическая интрига непостижимой удалённости Божией мудрости от людей в силу нашей греховности, несостоятельности и немощи. Праведник Иов, мудрый и богобоязненный (по свидетельству Самого Творца!) человек, снова и снова спрашивает: «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых…» (Иов 28:12-13) Автор книги Притч словно вторит Иову: «…подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею. Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» (Прит.30:2-4). Поэтические книги словно задают загадку, которая неразрешима в рамках человеческого познания, они словно подходят к самой границе, за которой – неведомая для человеческого разума истина. И эта Истина была возвещена через откровение Нового Завета! Апостол Павел, словно приоткрывая завесу Времени, возвещает: «…написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1:19-24). Вот Он – Итог поисков ветхозаветных праведников и пророков, Иисус Христос, Сын Божий, «…Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор 1:30). Именно Христос, Его евангельская истина, открывает людям истины о цели и назначении человеческой жизни, о грехе и прощении, о любви и справедливости, и Дух Святой приносит примирённому с Богом сердцу все ИСТИННЫЕ сокровища небес.
Воскресший Христос подтверждает древнее прозрение Иова: «…А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25-27). Павел объясняет: «…Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:51-55). И какова тогда мудрость известного поэта Омара Хайяма, который через тысячу лет ПОСЛЕ воскресения Христа мог писать: «Жизнь уходит из рук, надвигается мгла, смерть терзает сердца и кромсает тела, возвратившихся нет из загробного мира, у кого бы мне справиться: как там дела?» Неверие в Сына Божьего приводит человека в тупик! И наоборот, евангельская вера освобождает человека для мудрости, для жизни, для вечности. Восклицание автора книги Притч «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Притч 31:10) неожиданно становится ярким откровением о намерениях Сына Божьего о Церкви: «…И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:2-4)
Итак, мудрость ветхозаветных авторов в учении Иисуса Христа находит свой итог, достигает полноты, кульминации, становится завершённой. «Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5:11). Есть, всё-таки есть цель и смысл в человеческой жизни! Познание Христа открывает каждому из нас новый, удивительный и прекрасный мир жизни в славе Господа и Бога. Здесь и есть возможность исполнить потребность человеческой души, которую выразил Николай Островский: «…прожить ее (жизнь) надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному». Мы призваны верить в Сына Божьего – это вершина мудрости, которую Бог сделал доступной для всякого человека, пусть и «немудрого» в глазах этого греховного, погибающего мира. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор 1:26-29)
Да благословит Господь каждого из нас принять и сохранить этот дар Божий. Так и слышится евангельская проповедь в книге Притч: «…Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: …вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» (Прит.1:20-23). Слава нашему Господу Иисусу Христу, «…Который пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20). Аминь!
Источник