- Скальп — это волосы, кожа или голова?
- Историческая сводка
- Стереотипы прочь
- Религия индейцев
- Выжить без скальпа
- Снять себе скальп?
- Зачем индейцы снимали скальп
- Зачем индейцы снимали скальпы с убитых врагов?
- Когда был снят первый скальп
- Индейцы и с индейцев?
- Скальп врага как показатель мужества
- Ритуальное значение
- Заключение
- Зачем снимали скальпы в древности?
Скальп — это волосы, кожа или голова?
Скальп – это слово, изначально применимое к военному трофею, ценившемуся в культуре индейцев Северной Америки. В наши дни словом обозначают кожу, срезаемую с головы так, чтобы волосы сохранились на ней. Самое распространённое употребление слова – словосочетание «снять скальп».
Историческая сводка
Что значить «снять скальп», раньше знали только лишь краснокожие. Настоящие индейцы, первые жители Северной Америки умели убивать врагов и получать трофеи с их поверженных тел. Что же происходило на практике? Белые люди, вторгнувшись в Америку, не только перенимали земли у местного населения, но и военные навыки и умения. В частности, бледнолицые воины быстро обучились снимать скальп. Фото картин, посвященных этому сюжету, существуют в большом количестве.
При снятии скальпа жертва могла выжить. Практика эта существует с древних пор, и европейские, азиатские варвары не хуже американских освоили технику избавления врага от верхних покровов головы. Между прочим, изобретено это было даже раньше, чем до скальпирования додумались американские индейцы.
Скальп – это снятый с головы покров, который потом сохраняли для конкретных целей. Наиболее древние образчики, дошедшие до наших дней, датируются 190-580 годами нашей эры. Впрочем, иные ученые говорят, что уже 4,5 тысячелетия тому назад племена снимали со своих врагов скальпы.
Стереотипы прочь
Скальп – это не только военный трофей, но и важный объект религиозного ритуала. Когда в Новый свет прибыли первые колонизаторы, они столкнулись с местными религиями, на себе узнав, насколько отличаются практики у племен в разных регионах материка. Кстати, атапаски и эскимосы снимали скальпы с врагов реже других, а вот любили эту практику те, кто обитали вблизи Миссисипи и во Флориде. А вот индейцы, жившие в Канаде, вообще не снимали ни с кого скальпы и были мирным населением. Не развлекались этим и те племена, что населяли побережье Тихого океана.
Впрочем, со временем даже те, кто никогда не занимался скальпированием, приобщились к практике. А причина проста: колонизаторы ввели денежное вознаграждение за каждый индейский скальп – это была их попытка внести раздор среди врагов. Выживание в тяжелых условиях того периода привело к обилию желающих получить легкие деньги.
Религия индейцев
Скальп – это не регалия и не медаль, как любят проводить сравнения современные люди. Это был важный элемент религиозного ритуала, который приурочивали к большой победе. Практика показывает, что скальп без труда заменяли другими частями человеческих тел – и даже окровавленными одеялами, принадлежавшими поверженным противникам.
Скальп в той форме, в какой он стал частью ритуала, принялись добывать, когда поняли, что перемещать его намного проще, чем целую голову. А уж если за племенем по следам шли противники, и нужно было перемещаться быстро и незаметно, головы и вовсе мешали. Бросать трофеи для индейцев было делом невозможным, и изобрели такой выход, облегчив кровавую жатву.
Кроме того, голова начинает быстро загнивать, а вот сохранить скальп в целости до лагеря, даже если идти к нему приходится несколько недель, намного проще.
Между прочим, скальп был важен не только религиозно, он считался декоративным украшением. Таким гордились, берегли его. Но учитывалось то, каким образом трофей получили. К примеру, если схватка выдалась сложной, жестокой, то и добытые из нее трофеи оказывались ценнее. В качестве украшений использовались редкие скальпы – скажем, женские, добытые у колонизаторов.
Выжить без скальпа
История знает случаи, когда люди на практике узнавали, что значит скальп и насколько он важен. Речь идет о тех, кто выжил при скальпировании. Происходило это по разным причинам. Возможно, личная уникальная стойкость, но чаще враги просто не успевали довести дело до конца, и пострадавшего удавалось спасти.
Что удивительно, это не означало для него почет в родном племени, даже наоборот. Например, у индейцев пауни выжившие превращались в изгоев. Племя воспринимало оскальпированных словно бы призраками, людьми, лишенными поддержки богов.
Еще один интересный исторический момент дошел до наших дней. Во времена колонизации Северной Америки был один белокожий, которому сильно не посчастливилось попасть в руки индейцев. Посчитав его достойной добычей, краснокожий воин снял с добычи скальп, но вынужден был бежать с места, бросив как трофей, так и саму жертву, на этот момент еще не испустившую дух. Человек не просто выжил, но и смог отыскать брошенный индейцем пласт со своей головы, после чего отправился за помощью к своим. Воину удалось выжить, а вот скальп прирастить на место не смогли, было слишком поздно. Впрочем, с тех пор он сделал себе хорошую карьеру, катаясь по разным американским местечкам и показывая всем свою голову и снятый с нее скальп. За выступления неплохо платили.
Снять себе скальп?
Конечно, любопытному человеку хочется знать, реально ли самому себе снять скальп. Помните, что при скальпировании смерть вызывается:
Уже первый пункт полностью исключает возможность своими силами снять скальп со своей головы. Если по какой-то причине человек лишен инстинкта самосохранения и нечувствителен к боли, при попытке снять скальп он, вероятно, повредит череп, что закончится мгновенной смертью раньше, чем удастся завершить операцию.
Источник
Зачем индейцы снимали скальп
Скальп – кусок снятой вместе с волосами кожи головы с поверженного живого или мертвого врага. Упоминания о снятии скальпов встречается еще в работах древнегреческого историка Геродота о военных обрядах скифов. В Северной Америке первые упоминания об этом встречаются в записях миссионеров и путешественников в начале 16 в.
Считается, что до времени образования европейских колоний снятие скальпа индейцами и не только в основном было боевым ритуалом — так душа врага становилась слугой победителя, сила противника переходила к воину вместе со снятыми волосами. Помимо этого, скальп – трофей, который забирали после сражения для подтверждения своей воинской смелости. Его было и легче сохранить, чем другие части тела.
Скальпы носили на поясе, крепили на шесты, к томагавку, цепляли на носу каноэ. Ими пользовались как украшением к одежде, вплетали в веревки. При захоронении воина скальпы вместе с другими погребальными предметами укладывались рядом с умершим.
Среди индейцев Северной Америки этот обряд не был распространен повсеместно: его редко применяли атапаски, эскимосы, а последователями были племена, живущие на берегах реки Миссисипи, индейцы Флориды, Лиги ирокезских племен.
Более значимым для индейцев было прикосновение к врагу – собирание «ку». Чем большее количество раз во время боя задеть живого противника рукой – тем больше почета от племени, тем сильнее и храбрее считался воин. Заблуждение о важности снятия скальпа для индейцев основано на ошибочной трактовке поведения их во время битвы. Белые, заметив, как устремлялись они к упавшему, считали, что цель индейцев – снятие скальпа, на самом деле – задеть поверженного и собрать «ку».
С началом колонизации процедура скальпирования приобретает повальный характер и используется уже не как ритуал, а как получение наживы. Активное внедрение снятия скальпов в повседневность стало возможным с практики колонизаторов. Они сами не гнушались заниматься этим и поощряли индейцев, платя вознаграждение за любой скальп, будь то мужчина, женщина или ребенок. Завезенные стальные ножи вместо используемых ранее стеблей тростника должны были облегчить и ускорить процедуру.
Плата была строго утверждена, дороже всего стоил скальп здорового мужчины, причем было даже не важно, индеец это был или «бледнолицый». С индейцами чаще расплачивались «огненной» водой, спаивая местное население.
Набожные христиане превратили этот кровавый обычай в инструмент управления и насилия для получения власти на восточных территориях североамериканского континента. Скальпирование и уничтожение вражеских племен индейцев поощрялось, было предписано даже законодательством Новой Англии. В начале 16 в. за скальп или пленника была назначена плата в 40 фунтов стерлингов, через двадцать лет цена выросла более чем в 2 раза.
Но наиболее алчными и жестокими были не индейские племена, а «цивилизованные» белые поселенцы. Банды добытчиков скальпов не упускали любую возможность, убивая стариков, детей, женщин не только краснокожих, но и своей расы. Французские завоеватели официально назначали денежные выплаты за скальпы других европейцев, воевавших с ними.
Представление об индейцах как о безжалостных охотниках за головами сильно преувеличено и искажено. В Калифорнии еще в конце 19 в. скотоводческие союзы платили охотникам за скальпы индейцев племени яхи наряду с добытыми ими шкурами медведей и волков.
Источник
Зачем индейцы снимали скальпы с убитых врагов?
Практически каждый фильм, в котором появляются воинственные индейцы, отображает такой ритуал, как скальпирование – срезание волос с головы поверженного врага вместе с кожей. Правда, мало кто задумывается, зачем индейцы снимали скальпы и откуда пошел этот обычай. А ведь эта тема действительно интересна любому историку.
Когда был снят первый скальп
Конечно, однозначно ответить на вопрос о том, когда люди начали снимать скальпы с врагов, невозможно. Но точно известно, что индейцы не были первыми. По свидетельствам историков, у скифов был такой обычай еще в пятом веке до нашей эры. Наверняка схожие традиции существовали и в более древние времена.
Не исключено, что индейцы сохранили эту привычку после переселения из Азии в Северную Америку около 23 тысяч лет назад. Впрочем, можно предположить и то, что подобная традиция возродилась уже на месте, во время многочисленных и крайне жестоких войн между племенами.
Индейцы и с индейцев?
Сегодня многих людей интересует не столько то, зачем индейцы снимали скальпы, сколько то, кто их научил этому. Некоторые историки настойчиво доказывают, что эту жестокую традицию принесли именно первые европейские поселенцы, убивавшие местных жителей, чтобы освободить землю под пастбища и посевы.
Однако вопрос это довольно спорный. С одной стороны, свидетельства того, что европейцы действительно снимали скальпы, имеются. Начать следует с того, что в документах сохранились записи о том, что за убитых индейцев хорошо платили, а лучшим доказательством этого был скальп. Стоит отметить – сдавать их бросились не только белые люди, но и многие местные жители, которые все равно воевали друг с другом.
Но сомнительно, что традицию, забытую в Европе десятки тысяч лет назад, внезапно возродили сразу после переезда в Америку. А вот в преданиях самих индейцев, как и записях очевидцев, фигурирует, что аборигены активно снимали скальпы с убитых врагов.
Скальп врага как показатель мужества
Теперь вплотную подбираемся к вопросу о том, зачем индейцы снимали скальп с головы убитого (а порой и просто раненого или схваченного) врага.
В первую очередь это была статусная вещь. Сам факт наличия большого количества скальпов как бы говорил, что владелец – сильный воин, победивший в бою многих врагов. Но такой трофей обычно не был безымянным. Имя поверженных противников запоминали, и продемонстрировать вечером у костра кусок кожи с головы, сказав, кому раньше он принадлежал, считалось показателем великой доблести. Если уж герой сумел победить такого опасного врага, значит, он действительно заслуживает уважения.
Иногда скальп просто использовался как доказательство того, что определенный человек убит. Например, отомстив за убитых родственников, индеец обязательно срезал с головы поверженного противника кожу. Впрочем, это был не единственный трофей – также победитель мог отрубить у убитого руку, ногу или голову целиком. Однако они не были долговечными и просто портились. А вот тщательно выделанная кожа с волосами могла храниться на протяжении нескольких десятилетий, украшая костюм индейца или же гордо рея над его вигвамом.
Ритуальное значение
Впрочем, однозначно ответить, почему индейцы снимали скальпы, довольно сложно. Ведь некоторые эксперты также говорят о ритуальном смысле. Такая версия вполне имеет право на существование.
С волосами связано множество примет и суеверий не только у индейцев, но и у европейских народов. Например:
- Их нельзя просто выбрасывать после стрижки – нужно сжечь, закопать или бросить в текучую воду.
- Нельзя стричься беременным и людям перед серьезным испытанием.
- Детей нужно постригать не раньше, чем им исполнится год.
Многие народы считали, что в волосах хранится сила человека (вспомнить Самсона, которого обманом постригли, лишив сил). Поэтому, срезая с убитого врага волосы, воин становился сильнее, захватывая и его силу.
Имея на руках скальп, шаман мог провести сложнейший танцевальный ритуал, в результате которого душа бывшего владельца волос становилась навечно слугой победителя. Вот и еще одна причина для того, чтобы срезать кожу с головы убитого врага.
В целом же однозначно сказать, зачем индейцы снимали скальпы, очень сложно. Логичнее предположить, что свою роль играли все перечисленные выше причины. Или же, что в каждом племени существовали свои суеверия.
Глупо полагать, что все индейцы, населявшие Северную Америку, были единым народом. Это все равно, что объединить всех жителей Европы в единый народ «европейцы» – у каждой страны своя история, язык, традиции и культура. Точно так же обстояло дело у североамериканских индейцев, каких было немало: сиу, ирокезы, гуроны, пауни, майами, оттава, чероки, могикане, делаверы и десятки других. Некоторые были братскими, другие враждовали, а третьи вообще не знали ничего друг о друге, хотя и могли иметь схожие традиции.
Заключение
На этом заканчиваем статью. В ней мы постарались максимально развернуто ответить на вопрос о том, зачем индейцы снимали скальпы. А заодно совершили небольшой экскурс в историю этих племен.
Источник
Зачем снимали скальпы в древности?
Кожу с головы срезали не только американские индейцы с бледнолицых или своих местных врагов. Целые континенты практиковали этот жуткий обычай.
Смысл скальпирования обычно предполагает либо следование военной традиции, либо ритуальные действия (жертвоприношение или обезвреживание колдуна, сильного воина ведь волосы и голова — средоточие жизненных или магических сил), либо вид наказания или казни.
Неолитическому датчанину из Дирхольмена кремневым ножом отделили кожу, совершив надрезы вокруг головы. Ему не сильно повезло, потому что кости его тела были отмечены следами разрезов и разрубов. Кто он? Погибший в сражении, обед каннибалов или ритуальная жертва. Другой скандинав, уже неолитический швед из Альвастры, был обезглавлен, после чего на одинаковой высоте над ушами вокруг головы были нанесены разрезы для отделения скальпа от черепа. Он либо ритуальная жертва, либо убит врагами и оскальпирован.
Геродот пишет о том, как скифы скальпируют побежденных врагов, а скальпы используют в качестве полотенец или как украшение. Схожие упоминания о скальпировании у скифов доносят еще два античных письменных источника.
Римляне скальпировали убитых кимвров после битвы при Верцеллах. Аммиан Марцеллин сообщает о скальпировании, которое практиковали аланы.
Четыре черепа из аланских погребений могильника Новый Ростовской области отмечены линейными разрезами.
Данные фольклора часто дают более объемную картину, чем единичные письменные источники. Так, осетинский эпоха о нартах содержит такие строки:
«На Хазмийском поле, за Черным морем, живет Куцыков сын Елтаган, у него кожа на голове золотая, если ты силен, Созырыко, то убей Елтагана, сдери у него с головы кожу». Это упоминание не единственное в эпосе о нартах
Хантам и манси известно скальпирование , «радужно отливающую головную кожу» полагалось срывать клятвопреступникам.
Вообще, в их фольклоре встречается множество упоминаний о скальпировании:
«Ноги твои сильны, руки твои сильны. Почему же скальп отца твоего на Обском острове на вершине лиственницы висит?»
Герой одной из легенд – человек-Гагара, победив вражеского предводителя, «скальп с него снял и на самое высокое дерево в Отляре повесил».
Другой пример : «»Удастся ли нам, двум мужам, отправляющимся в хлебородные земли чужестранцев, вернуться с нашими косатыми головами. или же наши отливающиеся головные кожи будут где-либо сняты каким-нибудь мужем».
С.К. Патканов отмечал: «Чтобы доставить себе больше славы, а врагам унижения, победители имели обыкновение снимать с них их головную кожу (ух-сох). Ее эпитет в остяцких былинах – «радужным цветом отливающаяся» …
Лишение головной кожи, вероятно, имело еще и другой мотив, именно основанный на своеобразном веровании остяков в загробную жизнь. Есть основания предполагать, что по их понятиям душа человека, лишенного скальпа, окончательно умирала. …
Скальп это и жертва богам, и наказание провинившегося или кровного врага, и способ показать другим насколько силен и статусен обладатель многих скальпов.
Что характерно, скальпирование тесно связано со скифо-сибирским миром. Его практиковали в основном те народы, кто вышел из Великой степи или жил по соседству: от американских индейцев, которые жили в Азии 20 тысяч лет назад, до аланов и скифов с остяками.
Шаманизм, который был знаком всем указанных народам, может быть связующим звеном обычая срезать скальп.
Источник