Что значит смысловой глагол

Урок 17. Смысловой глагол в английском языке, его времена и формы

В этом уроке не будет слов для заучивания и упражнений. Учить ничего не нужно, просто внимательно прочитайте материал. Этот урок — краткий обзор того, что мы будем разбирать на протяжении нескольких следующих уроков. Вы узнаете, что такое смысловой глагол в английском языке, времена и формы глагола.

Содержание:

  • Смысловой глагол.
  • Время и вид глагола.
  • Активный и пассивный залог.
  • Шесть форм глагола.
  • Герундий – не глагол, но и не существительное.
  • Неправильные глаголы.

Смысловой глагол в английском языке

До этого урока мы использовали только один глагол — to be. Теперь мы добавим в схему смысловые глаголы, обозначающие самые разные действия и состояния.

Смысловой глагол — это глагол, обозначающий действия, состояния, другими словами, это «обычный» глагол. Почти все глаголы в английском языке — смысловые, за исключением небольшой группы особенных глаголов вроде will, который сам по себе ничего не значит, но используется с другими глаголами для выражения будущего времени.

Пройдите тест на уровень английского:

Время и вид глагола

Часто говорят, что в английском языке много времен. Не только настоящее, будущее и прошедшее, а еще штук двадцать других. Это не совсем так. Как и в русском языке, в английском глагол может относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени. В этом он не отличается от русского. По-английски времена называются:

    Present – настоящее, Past – прошедшее, Future – будущее.
Читайте также:  1408 что значит это число

Пока все как в русском языке. Но в каждом из времен глагол может быть четырех видов, отличающихся по смыслу и форме:

    Simple (простой) – действие в общем смысле, действие «вообще», либо разовое действие. Continuous (длительный) – длительное действие, происходящее в определенный момент. Perfect (совершенный) – наличие результата завершенного действия. Используется намного реже простого и длительного. Perfect Continuous (совершенно-длительный) – что-то среднее между длительным и завершенным действием, действие которого длилось, но завершилось только что. Используется очень редко.

В русском языке такого разделения на виды нет, но аналоги найти можно.

Возьмем предложение: «Я работаю на стройке». Здесь «работаю» — это действие в общем смысле (Simple), оно не происходит в данный момент. Я могу сидеть за барной стойкой и говорить, что «работаю на стройке», имея в виду, что работаю не сейчас, а вообще.

Но представим, что я мешаю строительный раствор, мне позвонили, и я отвечаю по телефону, что не могу разговаривать, потому что «я работаю на стройке». В данном случае «работаю» — это длительное действие (Continuous), оно происходит в настоящий момент.

Затем я замешал раствор и говорю прорабу: «Я замешал раствор» — это будет завершенное действие (Perfect). Действие закончено, результат присутствует в настоящем.

Затем я присел на скамейку отдохнуть, коллега спросил, почему у меня такой уставший вид. Я отвечаю, что «весь день проработал» — это будет завершенно-длительное (Perfect Continuous) действие. Я работал в прошлом, но только что уже закончил работать.

В этом основная разница между видами глагола. В русском языке такие же виды есть, но они не выделяются в специальные формы глаголов. А в английском выделяются.

Итого в английском три времени и четыре вида, легко посчитать, что в сумме это дает 12 видовременных форм. Их названия складываются из времени и вида. Например, форма настоящего времени простого вида называется Present Simple, так как это время Present (настоящее), а вид Simple (простой). Вот названия всех 12 видовременных форм:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Present Simple Present Continuous Present Perfect Present Perfect Continuous
Past Past Simple Past Continuous Past Perfect Past Perfect Continuous
Future Future Simple Future Continuous Future Perfect Future Perfect Continuous

Видовременные формы для краткости называют просто временами (tenses), то есть когда говорят, что в английском языке много времен, подразумевают на самом деле видовременные формы .

В речи эти времена (то есть видовременные формы) употребляются не одинаково часто. Нужнее всего времена Simple и Continuous — это процентов 90 речи, если не больше, намного реже встречается Present Perfect, остальные времена попадаются редко не только в разговорной речи, но и на письме.

Активный и пассивный залог

Глагол может быть в активном или пассивном залоге. Но что значит «залог»?

Залог – это направление действия, выраженного глаголом. Если действие совершает подлежащее (большинство случаев), глагол в активном залоге. Если действие совершается НАД подлежащим (реже), глагол в пассивном залоге.

Для ясности приведу примеры активного и пассивного залога в русском языке:

    Глагол в активном залоге: Я посадил капусту. Глагол в пассивном залоге: Капуста посажена мной.

В пассивном залоге в английском языке возможны только восемь форм:

Simple Continuous Perfect
Present Present Simple Passive Present Continuous Passive Present Perfect Passive
Past Past Simple Passive Past Continuous Passive Past Perfect Passive
Future Future Simple Passive Future Perfect Passive

Итого у нас 12 + 8 = 20 видовременных форм (или времен) в активном и пассивном залоге.

Число устрашающее, но во-первых, вы скоро увидите, что времена образуются без особых хитростей, а во-вторых, в реальной речи в большинстве случаев используются далеко не все времена (видовременные формы). Чаще всего используются времена Simple и Continuous, значительно отстают времена Perfect, а времена Perfect Continuous встречаются очень редко. Из пассивного залога используется только одна основная форма, остальные – намного реже.

В общем, на практике вам будут нужны в первую очередь не все 20 времен, а только несколько основных.

Шесть форм глагола

У английского глагола есть замечательная особенность. Во многих языках, например, в русском, глагол может принимать множество форм, присоединяя разные окончания: видел, вижу, видели, видела, видите, видали, увижу, видит, видят и т. д. Все эти формы с окончаниями нужно учить наизусть — очень утомительное занятие.

У английского же глагола всего шесть форм — запомнить их очень просто.

1. Начальная форма — это форма глагола без окончаний, как в словаре. Она может использоваться тремя способами:

    Как глагол в каком-то лице и числе:

Примечание: я надеюсь, вы помните со школьной программы русского языка, что у глагола бывает три лица: 1-ое — я делаю, 2-ое — ты делаешь, 3-е — он, она, оно делает. Английский глагол также может быть в одном из трех лиц и двух чисел — единственном и множественном.

I close – Я закрываю (1 лицо, ед. число).

We invite – Мы приглашаем (1 лицо, мн. число).

    Как глагол в повелительном наклонении:

Invite! – Пригласи!

    Как инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в форме, не относящейся к какому-либо лицу и числу:

invite – приглашать.

Напомню опять же школьную программу по русскому языку: инфинитив (неопределенная форма глагола) — это такая форма глагола, которая не привязана ни к какому лицу. Нельзя сказать «я закрывать», «ты закрывать», «он закрывать». Это, скажем так, действие, подвешенное в пустоте, в вакууме, действие без деятеля. В русском языке инфинитив используется в речи в сочетании с глаголом в личной форме, например: «Я хочу («хочу» — личная форма) пить (инфинитив)». В английском языке что-то подобное, к этому мы вернемся позже.

2. Вторая форма (форма прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования простого прошедшего времени (Past Simple). Пример:

I closed the window. – Я закрыл окно.

I invited a friend. – Я пригласил друга.

3. Третья форма (причастие прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования причастия прошедшего времени, то есть разновидности глагола с оттенком прилагательного, к такому слову можно задать вопрос «какой? что сделанный?». Пример:

The window is closed. – Окно закрыто.

I am invited. – Я приглашен.

Третья форма, как вы поняли, образуется так же, как и вторая, полностью совпадая по форме, но у некоторых глаголов (так называемые неправильные глаголы) такого совпадения нет, потому что у них вторая и третья формы образуются не с помощью -ed, а по-особому.

4. Длительная форма (причастие настоящего времени) — к глаголу добавляется окончание -ing. Используется для образования причастия настоящего времени – что-то вроде русского причастия, к нему можно задать вопрос «какой? что делающий?», часто используется фактически как прилагательное. Пример:

The closing door. – Закрывающаяся дверь.

The door is closing. – Дверь закрывается (букв.: «Дверь является закрывающейся»).

5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени — в этом лице, числе и времени к глаголу добавляется окончание -s или -es. В остальных лицах и числах в настоящем времени глаголы никак не меняются (не считая уникального глагола to be). Пример:

He drives. — Он водит (машину).

She runs. — Она бегает.

6. Инфинитив с частицей to – если начальная форма выражает инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в предложении к нему во многих случаях (но не во всех) примыкает частица to, например:

to close – закрывать,

to invite – приглашать.

Обратите внимание, что у английского глагола нет формы множественного числа, а также форм рода, как в русском языке. То есть множественное число и род у них, конечно же есть, но нет специальных форм для этого с какими-либо окончаниями.

В дальнейшем для краткости я иногда буду использовать условные обозначения. Рассмотрим их на примере глагола inviteприглашать.

Эти условные обозначения будут встречаться в дальнейших уроках. Учтите, что они не общепринятые, я использую их для краткости.

  1. Начальная форма (в любом из трех случаев) — verb.
  2. Вторая форма – verb-2
  3. Третья форма – verb-3
  4. Длительная форма — verb-ing
  5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени — verb-s
  6. Инфинитив с частицей to – to-verb

Обратите внимание, что:

  1. Вторая и третья форма образуется особым образом у неправильных глаголов. Например, у глагола know — знать: 2-ая форма — knew, 3-я форма — known.
  2. Есть несколько глаголов, которые изменяются не по этим правилам. Например, глагол to be изменяется по лицам и числам, глагол will не образует ни одной из перечисленных форм.

Герундий – не глагол, но и не существительное

Отдельно стоит выделить герундий – это фактически не форма глагола, а другая часть речи, которая внешне выглядит как глагол в длительной форме. Герундий – это что-то среднее между глаголом и существительным. В русском языке нет точного аналога герундия, но больше всего на него похоже отглагольное существительное:

Swimming – плавание

Drawing – рисование

Герундий внешне похож на глагол, но в предложении выполняет роли, присущие существительному, например, может служить подлежащим:

Swimming is good for your health. – Плавание полезно для вашего здоровья.

Drawing is my hobby. – Рисование – это мое хобби.

У герундия есть и признаки глагола. Во-первых, у него предметное, но близкое к глаголу значение: занятие, процесс. Во-вторых, перед герундием не употребляется артикль и у него не бывает формы множественного числа, как у существительного.

Неправильные глаголы

Неправильные глаголы – это глаголы, у которых 2-ая и 3-я формы (с другими формами все в порядке) образуются особым образом. Например:

    Know (знать) – knew – known See (видеть) – saw – seen Put (класть) – put – put

Неправильных глаголов не так много, наиболее употребительных — около ста. Позже вы познакомитесь с основными из них.

Источник

Что такое смысловой глагол? Определение, особенности и примеры

Смысловой глагол также называют лексическим или главным глаголом. Данный термин описывает важный член предложения. Обычно это сказуемое, которое показывает действие или состояние подлежащего. Смысловые глаголы в английском языке могут функционировать и выполнять роль подлежащего как отдельно, так и вместе с дополнительным глаголом. Последний также называют вспомогательным. Самые известные вспомогательные глаголы английского языка — do, to be, have/has.

Немного теории

Термин «вспомогательный глагол» очень говорящий, поскольку именно этот вид глагола «помогает» основному. Как именно? Он может по-разному «поддерживать» основной смысловой глагол, наделяя его дополнительными характеристиками. Например, они могут показывать время (для того чтобы уточнить, когда произошло действие).

С их помощью легко определить лицо и число подлежащего, способность, намерение или вероятность чего-либо. Если to be, to do и to have – это самые популярные вспомогательные глаголы, а смысловые глаголы передают определенное действие или состояние. Давайте рассмотрим примеры ниже для того, чтобы лучше понять, как вспомогательные глаголы и смысловые глаголы работают вместе.

I am driving to the beach. — Я еду на пляж

Здесь вспомогательный глагол am (форма to be для первого числа единственного числа) информирует читателя или слушателя о том, что смысловой глагол в предложении – в данном случае driving – происходит в данный момент, в настоящем времени. Кроме всего прочего, это действие продолжительное – возможно, водитель управляет машиной уже на протяжении нескольких часов.

В качестве вспомогательного глагола можно использовать различные формы глагола to be для объяснения того, когда происходит вождение (например, was driving – вел машину, will drive – поведет машину, will be driving – будет вести машину), и какое лицо выполняет действие (is driving – он/она/оно ведет машину, were driving – они/мы вели машину).

I did empty the trash. — Я правда вынес мусор.

В этом предложении вспомогательный глагол did (форма to do в прошедшем времени) подчеркивает смысловой глагол to empty — «опустошить» или, в данном контексте, «вынести мусор». Предположим, ваша мама дала вам указание вынести мусор, а вы уже сделали это, и для того, чтобы сделать ударение на выполненном действии, вместо I emptied the trash вы скажете I did empty the trash!.

I had seen the movie before. — Я уже видел фильм раньше.

Здесь вспомогательный глагол had (форма to have в прошедшем времени) используется для того, чтобы выразить прошедшее совершенное время. Оно указывает, что одно действие произошло раньше другого времени в прошлом. Например, если кто-то сказал вам I saw the movie – мы можем истолковать это как «Я только что закончил его смотреть». Если использовать вспомогательный и смысловой глаголы в форме I had seen the movie, это будет значить, что вы ходили в кино до какого-то момента в прошлом.

Глаголы-связки

Как упоминалось ранее, смысловые глаголы не всегда выражают действие. Иногда они просто отображают состояние подлежащего. В этих случаях на них ссылаются как на глаголы-связки, поскольку они позволяют связывать подлежащее и информацию, описывающую его состояние. Давайте рассмотрим некоторые примеры ниже:

As a toddler, Susan was adorable. — Будучи малышом, Сьюзен была очаровательна.

Обратите внимание, что главный глагол was выражает не действие, выполняемое Сьюзен, а ее состояние (adorable).

Jennifer is a nurse at the local hospital. — Дженнифер – медсестра в местной больнице.

Здесь основной глагол is (форма to be для третьего лица единственного числа в простом настоящем времени) связывает подлежащее (Jennifer – Дженнифер) с его дополнением (nurse – медсестра). То есть Дженнифер является медсестрой. Сказать это предложение грамматически правильно без связки to be мы не можем. Ведь в английском предложении достаточно четкий порядок слов — подлежащее, а затем сказуемое. Если сказуемое в предложении отсутствует, оно заменяется связкой.

Поскольку в русском языке при переводе глагол-связка to be в настоящем времени «теряется» и не переводится ввиду грамматических особенностей языка, возьмите на заметку следующий совет по использованию глагола-связки: полезно рассматривать связывающий глагол как знак равенства. Если вы можете заменить глагол знаком равенства, и общий смысл предложения не изменится, тогда смысловой глагол выступает в роли глагола-связки.

Переходные и непереходные глаголы

Основные глаголы могут быть переходными или непереходными. За переходными следует дополнение – таким образом, мы получаем полноценное предложение. Непереходные глаголы, в свою очередь, не нуждаются в дополнении, чтобы иметь смысл в предложении. Непереходные глаголы могут выражать действие без непосредственного дополнения и в результате способны заканчивать предложение, но от этого оно не будет звучать неполным. Рассмотрим следующие примеры предложений с использованием этих двух видов глаголов в английском языке.

Переходные глаголы

Примеры использования переходных глаголов в предложениях.

  1. They attended the party (они присутствовали на вечеринке)
  2. Jenny fed the cat (Дженни кормила кота).
  3. Fred loves cakes (Фред любит торты).

Во всех вышеперечисленных предложениях после переходного глагола следует дополнение: присутствовали (на чем?) на вечеринке, кормила (кого?) кота, любит (что?) торты.

Непереходные глаголы

Примеры использования непереходных глаголов в предложениях.

  1. The wind blew (ветер дул).
  2. John laughed (Джон смеялся).
  3. The keys disappeared (ключи пропали).

Поскольку за непереходными глаголами не следует дополнение, они часто встречаются в конце предложения. Однако во многих случаях за непереходным глаголом может следовать другая часть речи, такая как обстоятельство или предложная группа. Посмотрите на предложения ниже, которые иллюстрируют описанный случай:

The wind blew fiercely. — Ветер яростно дул.

Здесь «яростно» – наречие, которое описывает, с какой силой дул ветер. Обратите внимание, в наречиях английского языка часто встречается окончание -ly.

John laughed for what seemed like an hour. — Джон, кажется, смеялся целый час.

В этом предложении for what seemed like an hour – предложная группа, которая объясняет, как долго смеялся Джон.

The keys disappeared yesterday. — Ключи пропали вчера.

Здесь наречие yesterday выступает в роли обстоятельства, которое описывает, когда исчезли ключи, указывая на Present Simple.

Возьмите на заметку

Некоторые смысловые глаголы могут быть переходными или непереходными в зависимости от того, как они используются. Посмотрите на предложения ниже.

  1. The teenage boy eats voraciously (подросток ест ненасытно).
  2. The teenage boy eats five meals a day (подросток ест пять раз в день)

В первом предложении eats действует как непереходный глагол, но за ним следует наречие «ненасытно» – обстоятельство, которое описывает, как именно ест подросток.

Во втором предложении eats действует как переходный глагол, поскольку за ним следует дополнение «пять раз в день», который объясняет, как часто ест подросток.

Понимание различных типов основных глаголов и того, как они функционируют, делает идентификацию их в предложении менее сложной.

Правильные и неправильные глаголы

Итак, с тем, что такое смысловой глагол, мы разобрались. Однако важно также помнить о том, что такие глаголы могут быть правильными и неправильными. Последними называют те, которые при спряжении в прошлых временах не следуют стандартной схеме спряжения и изменяются по-особенному. Практика показывает, что это самые часто употребляемые глаголы в английском. Поэтому выучить их изучающим английский просто необходимо.

Так, нам известно, что в Past Simple правильные глаголы принимают окончание -ed. Например, «гулять»: walk → walked. Неправильные глаголы, в свою очередь, не подчиняются этому правилу. Например, «покупать»: buy → bought. Таблица неправильных глаголов достаточно масштабна. Ее изучение начинается с начальной школы.

Источник

Оцените статью