Что значит смысловое различие

Смысловые различия

Полные формы обычно указывают на постоянный признак, краткие-на временный.

(ребенок больной; ребенок болен)

— В некоторых случаях полная форма обозначает абсолютный признак, т. е. не связан. с конкретной обстановкой, ситуацией. Кратная формаотносительный признак. Это проявляется у прилагательных, обозначающих размер, вес.

Брюки узки- узкие

Юбка коротка- короткая

— некоторые краткие формы резко расходятся в значении с соответствующими полными формами. (хорошая-хороша; глухой-глух(к чему-то))

-Некоторые краткие формы употребляются ограниченно, например, при обозначении погоды, названия цвета.

Во фразеологизмах и устойчивых сочетаниях в одних случаях закрепились только полные формы в др. — только краткие. (темная лошадка; руки коротки)

Грамматические различия

— краткая форма обладает способностью синтаксического управления. Полные формы в именительном падеже, выступающие в роли сказуемого такой способностью не обладают.

т. е. Если есть зависимое слово используется только краткая форма.

(я вам благодарна; склонен к простудам; )

Если одно из однородных сказуемых имеет зависимые слова, то все прилагательные (сказуемые)- в краткой форме. (Мы были молоды и полны надежд).

Стилистические различия

для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной оттенок смягченного выражения

краткая форма- книжная

При вежливом обращении на Вы возможна или краткая форма (Вы добры) или полная (Вы добрая); (Вы добрые — просторечие)

Вариантные формы полных и кратких прилагательных.

Если ударение падает на «енн», то форма будет на «енен», например

Если ударение не падает на суффикс, то у прилагательного есть 2 варианта: «ен» — или «енен»

«ен» — книжный язык

Имеет только разряд качественных прилагательных.

— элатив (превосходная степень вне сравнения, например, живейший интерес)

Образование степени сравнения имеет некоторые ограничения:

1. Полный семантический запрет (голый человек, слепой человек)

2. Запрет на простые (синтетические) формы может быть связан:

— словообразовательный барьер (дружеский; синеватый)

— фонетический запрет (ветхий; броский; дерзкий)

Замена прилагательных существительными в косвенных падежах.

(клетчатая юбка-юбка в клетку)

Не всегда сохраняется значение при переходе прилаг в сущ в косв.падеже (вальтеровское кресло — стиль; кресло Вальтера — ему прнадлежало)

Дата добавления: 2015-04-22 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Смысловое различие

Никак нельзя согласиться с тем, что в существующих справочниках до сих пор вообще не разделяются понятия физические константы и фундаментальные физические постоянные. Смысловое различие между ними очевидно, физическое содержание этих понятий принципиально иное. [16]

Различие между высказываниями типа Па и lib в английском языке является главным образом стилистическим, тип lib широко используется не только в аннотациях и тезисах, но и в основном тексте статьи или монографии. Смыслового различия между ними нет, но вследствие различия в словорасположении внутри предложения существует небольшое различие и в технике перевода: перевод начинается со сказуемого, затем возвращается к. [17]

Одни и те же слова при различном их написании могут сбивать с толку или раздражать. Есть ли какое-нибудь смысловое различие между ОНЛАЙН, ОН ЛАЙН или ОН-ЛАЙН. [18]

Понятия человек и личность относятся к одному объекту и часто в обыденной речи употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются существенные смысловые различия , корни которых уходят в глубины человеческой культуры. [19]

Какие вещества называют: а) минералами; б) рудами. Есть ли в этих определениях смысловые различия . [20]

Кроме того, порядок слов дает нам определенные стилистические возможности. Предложение 1 звучит более официально, нежели 6, хотя между ними и нет смыслового различия . [21]

На рис. 13.5 показаны центральные углы Л / О Я и Л / 2О2Р, равные углу зацепления. Оба угла обозначают одной и той же буквой, однако при этом следует помнить об их смысловом различии , а именно: угол профиля является геометрическим параметром самого профиля, а угол зацепления — кинематическим параметром зацепления двух профилей. [22]

Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные связи, а во второй — горизонтальные связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем. [24]

В их значении есть общий компонент — дать место, расположить в определенном месте, поэтому эти глаголы могут употребляться как синонимы: поместить / разместить командированных в гостинице. В этом контексте смысловые различия между глаголами оказываются малосущественными. Однако они есть, и в тех случаях, когда глаголы поместить, разместить сочетаются с другими словами, эти различия проявляются весьма отчетливо. Слово поместить может употребляться по отношению как к одному предмету, лицу, так и ко многим: поместить студента / студентов в общежитии. Глагол разместить в подобном контексте означает дать каждому свое место и поэтому может употребляться только по отношению ко многим предметам, лицам: разместить картины на стенах. [25]

В отличие от сложных форм превосходной степени имен прилагательных простые формы превосходной степени имеют книжный характер: высочайший, труднейший, а также наиважнейший. Они менее употребительны, чем нейтральные по стилю образования со словами самый, наиболее, наименее: самый важный, наиболее влиятельный, наименее важный. При употреблении последних следует учитывать смысловое различие слов самый ( абсолютная степень) и наиболее ( относительная степень), входящих в составные формы превосходной степени. [26]

На рис. 13.5 показаны центральные углы N О Р и N202P, равные углу зацепления. Из тех же рисунков следует, что угол профиля в точке эвольвенты, лежащей на начальной окружности, численно равен углу зацепления аш. Оба угла обозначают одной и той же буквой, однако при этом следует помнить об их смысловом различии , а именно: угол профиля является геометрическим параметром самого профиля, а угол зацепления — кинематическим параметром зацепления двух профилей. [27]

Анализ одной из главных проблем создания и совершенствования АСУ приводит, таким образом, к необходимости исследования структурной схемы, показанной на рис. 8.2, и связанных с ней задач составления расписаний. Эта схема и эти задачи имеют, очевидно, разнообразные интерпретации и приложения, так как большинство производственных систем представимо в виде совокупности взаимодействующих участков и нуждается в оптимальной организации работ независимо от их содержания. Следовательно, изучение общей задачи теории расписаний равнозначно изучению широкого класса систем с технологическим процессом, и все смысловые различия сводятся здесь к вопросу о том, что является организатором и регулятором процесса — сама система или внешний вычислительный комплекс. [28]

Так, в сочетании со словами, называющими транспортные средства, возможно употребление предлогов в, на. Если говорящему нужно указать на нахождение внутри ( или направленность внутрь) транспортного средства, используется предлог в: встретиться в метро, в трамвае. Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо указать на вид транспортного средства ( а не нахождение внутри): лететь на самолете, плыть на лодке, ехать на метро. Смысловые различия между подобными параллельными оборотами могут быть и не столь очевидными. [29]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Смысловое различие

Смысловое различие выражается в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными. [1]

Существенного смыслового различия между инфинитивом и причастием в таких предложениях нет и, во всяком случае, в переводе оно не отражается. [2]

Существенного смыслового различия между инфинитивом и причастием в таких предложениях нет и, во всяком случае, на переводе оно не отражается. [3]

Эти смысловые различия не всегда учитываются. Кроме того, не всегда учитывается и стилистическая окраска местоимений каждый, любой, всякий: Бригада трактористов Приходько использует всякий свободный час ( следует: каждый свободный час или любое свободное время), чтобы устранить мелкие неполадки в машинах; Газеты к нам доставляются не всякий ( следует: не каждый) день — здесь местоимение всякий имеет разговорную окраску. [4]

В других случаях выявляется дополнительное смысловое различие . Так, сочетания идти по полю, идти по лесу обозначают движение в отдельных местах названного пространства, а синонимические сочетания идти полем, идти лесом указывают на непрерывность линейного движения. [5]

Таким образом, эти термины имеют отчетливо видимое смысловое различие . Термин электронное устройство применяют тогда, когда делают акцент на способе реализации заданных функций или рассматривают какие-либо аспекты организации его структуры. Термин электронный аппарат кроме обозначения указанного класса изделий применяют при рассмотрении конструктивно-технологических и технико-экономических аспектов. [6]

При объединении лексем в КУЭ условно синонимичными считались лексемы одного фасета, смысловые различия между которыми не могут послужить темой отдельного запроса в ИПС. Из каждого КУЭ выделена в качестве дескриптора лексема, наиболее полно и точно отражающая смысл всего класса. [7]

Таким образом, противоположность знаков энтропии информации Шеннона и количества информации является их фундаментальным смысловым различием , который составит предмет дальнейшего анализа. [8]

Мы уделили так много внимания лингвистическим аспектам этого вопроса потому, что указанные нюансы определяют смысловое различие : мониторы в силу требований к конструкции и удобству технических решений, как правило, не могут строго соответствовать процедурам по методикам или работать в условиях, соответствующих требованиям этих методик. То есть в силу технических причин в них заложено отличие от лабораторных арбитражных анализов. [9]

В языке нет ни понятия, ни звуков, которые существовали бы независимо от языковой системы, а есть только смысловые различия и звуковые различия, проистекающие из этой системы. [10]

В соответствии с законом Герстнера, мы практически отождествляем пределы упругости и пропорциональности, хотя и должны по сути признавать смысловое различие этих величин, как и самих понятий упругости и пропорциональности. [11]

В семантических представлениях с этими предикатами суждению в подчиненном компоненте может соответствовать или не соответствовать презумпция истинности, что является единственным источником смысловых различий . [12]

Написание — мие ( чаше, — ение) или — нье ( чипе, — енье) в суффиксах отглагольных существительных связано или со смысловым различием , или со стилистической дифференциацией. [13]

В качестве третьего варианта выступает полная форма в творительном падеже, указывающая, подобно краткой форме, на временный признак, но между последними двумя формами в контексте выявляются оттенки смыслового различия . [14]

В пределах этой главы будут рассмотрены лишь основы информационного подхода к измерению времени, связанные с количественной оценкой хронометрической информации, поставляемой ТСХ, и не затрагивающие ее семантических различий ( например, смысловых различий между хронометрической информацией, несомой датой или наименованием дня недели), а также различий в ее значимости и прогматической ценности для потребителя. [15]

Источник

Что такое смысловое различие глаголов

Урок 17. Смысловой глагол в английском языке, его времена и формы

В этом уроке не будет слов для заучивания и упражнений. Учить ничего не нужно, просто внимательно прочитайте материал. Этот урок – краткий обзор того, что мы будем разбирать на протяжении нескольких следующих уроков. Вы узнаете, что такое смысловой глагол в английском языке, времена и формы глагола.

Содержание:

  • Смысловой глагол.
  • Время и вид глагола.
  • Активный и пассивный залог.
  • Шесть форм глагола.
  • Герундий – не глагол, но и не существительное.
  • Неправильные глаголы.

Смысловой глагол в английском языке

До этого урока мы использовали только один глагол – to be. Теперь мы добавим в схему смысловые глаголы, обозначающие самые разные действия и состояния.

Смысловой глагол – это глагол, обозначающий действия, состояния, другими словами, это “обычный” глагол. Почти все глаголы в английском языке – смысловые, за исключением небольшой группы особенных глаголов вроде will, который сам по себе ничего не значит, но используется с другими глаголами для выражения будущего времени.

Пройдите тест на уровень английского:

Время и вид глагола

Часто говорят, что в английском языке много времен. Не только настоящее, будущее и прошедшее, а еще штук двадцать других. Это не совсем так. Как и в русском языке, в английском глагол может относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени. В этом он не отличается от русского. По-английски времена называются:

  • Present – настоящее,
  • Past – прошедшее,
  • Future – будущее.

Пока все как в русском языке. Но в каждом из времен глагол может быть четырех видов, отличающихся по смыслу и форме:

  • Simple (простой) – действие в общем смысле, действие «вообще», либо разовое действие.
  • Continuous (длительный) – длительное действие, происходящее в определенный момент.
  • Perfect (совершенный) – наличие результата завершенного действия. Используется намного реже простого и длительного.
  • Perfect Continuous (совершенно-длительный) – что-то среднее между длительным и завершенным действием, действие которого длилось, но завершилось только что. Используется очень редко.

В русском языке такого разделения на виды нет, но аналоги найти можно.

Возьмем предложение: «Я работаю на стройке». Здесь «работаю» – это действие в общем смысле (Simple), оно не происходит в данный момент. Я могу сидеть за барной стойкой и говорить, что «работаю на стройке», имея в виду, что работаю не сейчас, а вообще.

Но представим, что я мешаю строительный раствор, мне позвонили, и я отвечаю по телефону, что не могу разговаривать, потому что «я работаю на стройке». В данном случае «работаю» – это длительное действие (Continuous), оно происходит в настоящий момент.

Затем я замешал раствор и говорю прорабу: «Я замешал раствор» – это будет завершенное действие (Perfect). Действие закончено, результат присутствует в настоящем.

Затем я присел на скамейку отдохнуть, коллега спросил, почему у меня такой уставший вид. Я отвечаю, что «весь день проработал» – это будет завершенно-длительное (Perfect Continuous) действие. Я работал в прошлом, но только что уже закончил работать.

В этом основная разница между видами глагола. В русском языке такие же виды есть, но они не выделяются в специальные формы глаголов. А в английском выделяются.

Итого в английском три времени и четыре вида, легко посчитать, что в сумме это дает 12 видовременных форм. Их названия складываются из времени и вида. Например, форма настоящего времени простого вида называется Present Simple, так как это время Present (настоящее), а вид Simple (простой). Вот названия всех 12 видовременных форм:

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present Present Simple Present Continuous Present Perfect Present Perfect Continuous
Past Past Simple Past Continuous Past Perfect Past Perfect Continuous
Future Future Simple Future Continuous Future Perfect Future Perfect Continuous

Видовременные формы для краткости называют просто временами (tenses), то есть когда говорят, что в английском языке много времен, подразумевают на самом деле видовременные формы .

В речи эти времена (то есть видовременные формы) употребляются не одинаково часто. Нужнее всего времена Simple и Continuous – это процентов 90 речи, если не больше, намного реже встречается Present Perfect, остальные времена попадаются редко не только в разговорной речи, но и на письме.

Активный и пассивный залог

Глагол может быть в активном или пассивном залоге. Но что значит “залог”?

Залог – это направление действия, выраженного глаголом. Если действие совершает подлежащее (большинство случаев), глагол в активном залоге. Если действие совершается НАД подлежащим (реже), глагол в пассивном залоге.

Для ясности приведу примеры активного и пассивного залога в русском языке:

  • Глагол в активном залоге: Я посадил капусту.
  • Глагол в пассивном залоге: Капуста посажена мной.

В пассивном залоге в английском языке возможны только восемь форм:

Simple Continuous Perfect
Present Present Simple Passive Present Continuous Passive Present Perfect Passive
Past Past Simple Passive Past Continuous Passive Past Perfect Passive
Future Future Simple Passive Future Perfect Passive

Итого у нас 12 + 8 = 20 видовременных форм (или времен) в активном и пассивном залоге.

Число устрашающее, но во-первых, вы скоро увидите, что времена образуются без особых хитростей, а во-вторых, в реальной речи в большинстве случаев используются далеко не все времена (видовременные формы). Чаще всего используются времена Simple и Continuous, значительно отстают времена Perfect, а времена Perfect Continuous встречаются очень редко. Из пассивного залога используется только одна основная форма, остальные – намного реже.

В общем, на практике вам будут нужны в первую очередь не все 20 времен, а только несколько основных.

Шесть форм глагола

У английского глагола есть замечательная особенность. Во многих языках, например, в русском, глагол может принимать множество форм, присоединяя разные окончания: видел, вижу, видели, видела, видите, видали, увижу, видит, видят и т. д. Все эти формы с окончаниями нужно учить наизусть – очень утомительное занятие.

У английского же глагола всего шесть форм – запомнить их очень просто.

1. Начальная форма – это форма глагола без окончаний, как в словаре. Она может использоваться тремя способами:

  • Как глагол в каком-то лице и числе:

Примечание: я надеюсь, вы помните со школьной программы русского языка, что у глагола бывает три лица: 1-ое – я делаю, 2-ое – ты делаешь, 3-е – он, она, оно делает. Английский глагол также может быть в одном из трех лиц и двух чисел – единственном и множественном.

I close – Я закрываю (1 лицо, ед. число).

We invite – Мы приглашаем (1 лицо, мн. число).

  • Как глагол в повелительном наклонении:

Invite! – Пригласи!

  • Как инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в форме, не относящейся к какому-либо лицу и числу:

invite – приглашать.

Напомню опять же школьную программу по русскому языку: инфинитив (неопределенная форма глагола) – это такая форма глагола, которая не привязана ни к какому лицу. Нельзя сказать “я закрывать”, “ты закрывать”, “он закрывать”. Это, скажем так, действие, подвешенное в пустоте, в вакууме, действие без деятеля. В русском языке инфинитив используется в речи в сочетании с глаголом в личной форме, например: “Я хочу (“хочу” – личная форма) пить (инфинитив)”. В английском языке что-то подобное, к этому мы вернемся позже.

2. Вторая форма (форма прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования простого прошедшего времени (Past Simple). Пример:

I closed the window. – Я закрыл окно.

I invited a friend. – Я пригласил друга.

3. Третья форма (причастие прошедшего времени) – к глаголу добавляется окончание -ed. Используется для образования причастия прошедшего времени, то есть разновидности глагола с оттенком прилагательного, к такому слову можно задать вопрос «какой? что сделанный?». Пример:

The window is closed. – Окно закрыто.

I am invited. – Я приглашен.

Третья форма, как вы поняли, образуется так же, как и вторая, полностью совпадая по форме, но у некоторых глаголов (так называемые неправильные глаголы) такого совпадения нет, потому что у них вторая и третья формы образуются не с помощью -ed, а по-особому.

4. Длительная форма (причастие настоящего времени) – к глаголу добавляется окончание -ing. Используется для образования причастия настоящего времени – что-то вроде русского причастия, к нему можно задать вопрос «какой? что делающий?», часто используется фактически как прилагательное. Пример:

The closing door. – Закрывающаяся дверь.

The door is closing. – Дверь закрывается (букв.: «Дверь является закрывающейся»).

5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – в этом лице, числе и времени к глаголу добавляется окончание -s или -es. В остальных лицах и числах в настоящем времени глаголы никак не меняются (не считая уникального глагола to be). Пример:

He drives. – Он водит (машину).

She runs. – Она бегает.

6. Инфинитив с частицей to – если начальная форма выражает инфинитив, то есть глагол в неопределенной форме, в предложении к нему во многих случаях (но не во всех) примыкает частица to, например:

to close – закрывать,

to invite – приглашать.

Обратите внимание, что у английского глагола нет формы множественного числа, а также форм рода, как в русском языке. То есть множественное число и род у них, конечно же есть, но нет специальных форм для этого с какими-либо окончаниями.

В дальнейшем для краткости я иногда буду использовать условные обозначения. Рассмотрим их на примере глагола inviteприглашать.

  1. Начальная форма (в любом из трех случаев) – verb.
  2. Вторая форма – verb-2
  3. Третья форма – verb-3
  4. Длительная форма – verb-ing
  5. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени – verb-s
  6. Инфинитив с частицей to – to-verb

Обратите внимание, что:

  1. Вторая и третья форма образуется особым образом у неправильных глаголов. Например, у глагола know – знать: 2-ая форма – knew, 3-я форма – known.
  2. Есть несколько глаголов, которые изменяются не по этим правилам. Например, глагол to be изменяется по лицам и числам, глагол will не образует ни одной из перечисленных форм.

Герундий – не глагол, но и не существительное

Отдельно стоит выделить герундий – это фактически не форма глагола, а другая часть речи, которая внешне выглядит как глагол в длительной форме. Герундий – это что-то среднее между глаголом и существительным. В русском языке нет точного аналога герундия, но больше всего на него похоже отглагольное существительное:

Swimming – плавание

Drawing – рисование

Герундий внешне похож на глагол, но в предложении выполняет роли, присущие существительному, например, может служить подлежащим:

Swimming is good for your health. – Плавание полезно для вашего здоровья.

Drawing is my hobby. – Рисование – это мое хобби.

У герундия есть и признаки глагола. Во-первых, у него предметное, но близкое к глаголу значение: занятие, процесс. Во-вторых, перед герундием не употребляется артикль и у него не бывает формы множественного числа, как у существительного.

Неправильные глаголы

Неправильные глаголы – это глаголы, у которых 2-ая и 3-я формы (с другими формами все в порядке) образуются особым образом. Например:

  • Know (знать) – knew – known
  • See (видеть) – saw – seen
  • Put (класть) – put – put

Неправильных глаголов не так много, наиболее употребительных – около ста. Позже вы познакомитесь с основными из них.

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Читайте также:  Что значит если течет стиральная машина
Оцените статью