- Смышленый ребенок: определение понятия, критерии, особенности воспитания
- На стыке психологии и педагогики
- Воспитание с пеленок
- Коммуникация и доверие
- Доверие и живость ума
- Среда как формирующий фактор
- Знания в основе критического мышления
- СМЫШЛЁНЫЙ
- Смотреть что такое «СМЫШЛЁНЫЙ» в других словарях:
- Значение слова «смышлёный»
- смышлёный
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Смышлёность Смышлёный
Смышленый ребенок: определение понятия, критерии, особенности воспитания
Малыш легко парирует высказывания взрослых, остроумно отвечает на замечания, схватывает на лету новые знания и умения, может быстро разобраться в сложных схемах или задачках? Окружающие улыбаются и говорят: «Смышленый ребенок, из него выйдет толк». Находчивость и сообразительность — это врожденные качества или их можно развить в своем малыше?
На стыке психологии и педагогики
Каждый ребенок, вне зависимости от его пола и места рождения, приходит в этот мир с определенными способностями — некими психологическими наклонностями, влияющими на то, как он в будущем будет усваивать новые навыки и знания.
Его личность формируется под влиянием среды, где он получает новый опыт. Сюда относятся не только знания вроде математики, языков или физических законов, но и общий принцип взаимодействия с окружающим миром — решительность, смелость, способность к продуктивной коммуникации.
Понятие «смышленый ребенок» как таковое отсутствует в психологии или педагогике. Это в некотором смысле собирательный термин, описывающий детей, отличающихся особенной смекалкой, смелостью, находчивостью, сообразительностью и догадливостью во всех сферах жизни. Это то, что еще Даль в своем словаре живого великорусского языка называл «живостью ума».
Воспитание с пеленок
Смышленый ребенок — это какой? Самое первое и важное качество таких детей — отсутствие страха взаимодействия с миром и другими людьми. Сегодня все большее распространение получила идея о базовом доверии к миру, которое формируется у малыша в течение первого года жизни и служит в будущем основой, на которой он строит свои отношения с окружающими.
Понятие базового доверия и основные принципы его формирования впервые были введены в возрастную психологию ученым, историком и психологом Эриком Эриксоном в книге «Детство и общество» в 1950 году. Позже они получили широкое распространение в работах других американских психологов.
Согласно этой теории, новорожденный, только пришедший в этот мир, ждет от него абсолютного принятия и любви и реализует удовлетворение этой потребности только через контакт с матерью.
Маленький ребенок должен быть уверен, что мать всегда рядом, всегда успокоит его и поможет, стоит только позвать на помощь, постепенно день за днем и месяц за месяцем формируется его доверие к матери, а позже к другим близким людям. Со временем человек заводит друзей, начинает доверять им, а впоследствии и другим людям.
Коммуникация и доверие
Человек с хорошо сформированным базовым доверием всегда открыт для контакта, не боится высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Многие считают, что он слишком доверчив, но это не совсем правильная теория.
Конечно, двух-трехлетний малыш, как правило, не ждет подвоха ни от окружающих его взрослых, ни детей. Но критическая оценка их деятельности возникает лишь как ответная реакция на взаимодействие, которое немыслимо без доверия.
Интересно и другое. Ребенок, не получивший в раннем детстве достаточной теплоты и принятия от матери (например, дети, воспитанные в стенах дома малютки или больницы) ищет этого контакта и любви у каждого встречного, тем самым гораздо чаще оказывается обманутым.
Доверие и живость ума
Так как же связаны между собой понятия «смышленый ребенок» и «доверие к миру»? Совершенно очевидно, что ребенок, который не боится задавать вопросы, выдвигать теории и предположения, не боясь выглядеть смешным, будет развиваться быстрее своего зажатого и стеснительного сверстника.
Практически все дети от природы достаточно любознательны и любопытны, они исследуют все, что попадается вокруг, и задают сотни удобных и неудобных вопросов в день, сопоставляют факты и часто пытаются поймать взрослых на неточности или оговорке.
Среда как формирующий фактор
Но природные задатки и сформированное доверие это лишь половина условий для формирования образа мыслей и сметливости смышленого ребенка. Второй, не менее важной частью является среда, в которой растет малыш.
К сожалению, не все современные общественные институты воспитания — ясли, детские сады и школы — направлены на формирование мышления здорового, критически мыслящего человека. В большинстве своем, из-за большого количества детей на одного взрослого подобные учреждения усредняют и стандартизируют индивидуальности, лишая ребенка возможности развиваться в своем темпе и своем направлении.
Вспомните, в детсаду было много смышленых малышей, но ближе к школе они начинают думать одними категориями и понятиями, мыслят в рамках, указанных воспитателем или учителем, боятся ошибиться или запнуться. В этом плане очень отличаются от детсадовцев дети с домашним воспитанием.
Если домашнее воспитание организовано правильно, у ребенка есть контакт с большим количеством доброжелательно настроенных взрослых и детей, он может выбирать, с кем из них проводить время, то он развивается быстрее своих сверстников, проводящих большую часть дня в казенном учреждении.
Однако не следует думать, что, когда воспитанием осуществляется мамой, папой, бабушкой, посещение многочисленных кружков или семейное образование является панацеей. Все зависит от того, насколько качественное время готовы уделять малышу окружающие его взрослые, причем неважно — родные это люди или воспитатели.
Знания в основе критического мышления
Не последнюю роль в формировании критического мышления и сообразительности играет багаж знаний, которыми владеет ребенок. Причем здесь и качество и количество возведены в абсолют. Смышленый ребенок или тот, кого родители вознамерились воспитать таким, должен иметь доступ к всякого рода учебной, художественной и познавательной литературе по возрасту. Лучше, если их взаимодействие будет происходить благодаря естественному любопытству ребенка, а не давлению со стороны взрослого.
Давайте ребенку скучать. Когда вся деятельность взрослого сосредоточена на малыше и знания подаются ему разжеванными, предвосхищая появления вопросов, его природное любопытство быстро угасает, и он переходит в состояние бесконечного поиска развлечений, которые быстро надоедают.
Ребенок же, предоставленный сам себе, первые несколько дней будет стоять на голове, потом ходить за взрослыми с просьбой придумать ему занятие, пока, наконец, не займет себя изучением мира в доступной ему форме — лепкой, чтением, рисованием, подтягиваниями или любыми другими действиями.
Вместо того чтобы без конца давать детям информацию, которую они по большей части пропускают мимо ушей, задавайте им вопросы. И если получите от смышленого ребенка путаный ответ, не спешите исправлять его или бежать за энциклопедией. Дайте ему возможность окончательно запутаться и осознать свою неправоту, а потом, задавая наводящие вопросы, «выплыть» на поверхность.
Подобная практика не только наградит его знаниями, которые он не забудет, ведь он пришел к ним самостоятельно, но и потренирует его в дискуссии, красноречии и логике.
Источник
СМЫШЛЁНЫЙ
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «СМЫШЛЁНЫЙ» в других словарях:
смышлёный — смышлёный, смышлёная, смышлёное, смышлёные, смышлёного, смышлёной, смышлёного, смышлёных, смышлёному, смышлёной, смышлёному, смышлёным, смышлёный, смышлёную, смышлёное, смышлёные, смышлёного, смышлёную, смышлёное, смышлёных, смышлёным, смышлёной … Формы слов
СМЫШЛЁНЫЙ — СМЫШЛЁНЫЙ, смышлёная, смышлёное; смышлён, смышлёна, смышлёно. Сообразительный, понятливый, сметливый. Смышлёный парень. Он не очень смышлен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Смышлёный — Смышлёный название двух эскадренных миноносцев. «Смышлёный» эскадренный миноносец проекта 7У; «Смышлёный» эскадренный миноносец проекта 56 … Википедия
смышлёный — смышлёный, ён, ёна, ёно, ёны; сравн.ст. ее … Русское словесное ударение
смышлёный — смышлёный; кратк. форма ён, ёна … Русский орфографический словарь
смышлёный — ая, ое; лён, а, о., разг. см. тж. смышлёно, смышлёность а) Сообразительный, понятливый. Смышлёный ученик. Смышлёный ребёнок. б) отт. Выражающий сообразительность, понятливость. Смышлёный взгляд … Словарь многих выражений
смышлёный — ён, ена смышлёный, ён, ена … Словарь употребления буквы Ё
смышлёный — кр.ф. смышлён, смышлёна, лёно, лёны; смышлёнее … Орфографический словарь русского языка
смышлёный — ая, ое; лён, а, о разг. Сообразительный, понятливый, сметливый. Я отвечал Пугачеву: Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Пушкин, Капитанская дочка. Эх, парнишка ты милый! Головка… … Малый академический словарь
смышлёный — с/мышл/ён/ый … Морфемно-орфографический словарь
Источник
Значение слова «смышлёный»
СМЫШЛЁНЫЙ, —ая, —ое; —лён, -а, -о Разг. Сообразительный, понятливый, сметливый. Я отвечал Пугачеву: — — Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Пушкин, Капитанская дочка. — Эх, парнишка ты милый! Головка-то у тебя какая смышленая! Гладков, Повесть о детстве. || Выражающий сообразительность, понятливость, сметливость. Девочка зачарованно смотрела на него смышлеными серыми глазами. Поповкин, Семья Рубанюк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Смышлёный — название двух эскадренных миноносцев.
«Смышлёный» — эскадренный миноносец проекта 7У;
«Смышлёный» — эскадренный миноносец проекта 56.
СМЫШЛЁНЫЙ, ая, ое; -лён, а, о. Сообразительный, понятливый, сметливый. С. парень. Он не очень смышлен.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смышлёный
1. сообразительный, понятливый, сметливый ◆ Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ Русский мужик очень смышлён, очень понятлив, я уважаю русского мужика… а между тем иногда говоришь ему, говоришь, толкуешь, толкуешь… Тургенев, «Месяц в деревне», 1850 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Эти унтер-офицеры оказались большею частью людьми порядочными и смышлёными, понимающими своё положение. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г.
2. выражающий сообразительность, понятливость, сметливость ◆ Горданов вообще человек не особенно представительный: он не высок ростом, плечист, но не толст, ему тридцать лет от роду и столько же и по виду; у него правильный, тонкий нос; высокий, замечательно хорошо развитый смелый лоб; чёрные глаза, большие, бархатные, совсем без блеска, очень смышлёные и смелые. Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: промерить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Смышлёность Смышлёный
Человек без сообразительности – что корабль без паруса.
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
Загадка. Ответ: (Мальчик-с-пальчик).
Смышлёность как качество личности – способность одновременно проявлять сообразительность, понятливость, сметливость.
Мама пишет письмо сыну в тюрьму: — Сынок, с тех пор, как тебя посадили, мне все тяжелее справляться по хозяйству. Вот сейчас надо огород перекопать и картошку посадить, а помочь некому. Сын отписывает: — Мама, вы огород не трогайте, а то такое выкопаете, что и Вас посадят и мне срок добавят. Мама: — Сынок, после твоего последнего письма приходили полицейские, весь огород перекопали, ничего не нашли. Ушли злые, матерились. Сын: — Чем смог — помог. Картошку сами посадите.
Смышлёность – торжество сообразительности, повышенная сообразительность. То есть, смышлёный человек способен замечательным образом использовать уже имеющиеся в сознании образы для быстрого нахождения правильного решения; способен быстро оценить ситуацию и предпринять оптимальный порядок дальнейших действий, обойдя обязательные для всех правила.
Смышлёность – скорость сообразительного, смекалистого разума. Смышленость — аналитическая способность принимать сиюминутное решение. Смышлёный человек способен быстро понять, смекнуть что-нибудь; проявить сообразительность, догадливость, сметливость.
Смышлёность – интеллектуальное качество личности, проявляющее качество и мускулистость ума и разума человека. Она выражается в умении быстро, на ходу схватывать смыслы и понимать их, логически мыслить, хорошо запоминать увиденное и услышанное, умение видеть общее в частном и частное в общем, быстро извлекать нужную информацию из своего знания. При этих качествах ума и разума смышленость проявляется в использовании догадки, предвидения, интуиции, что позволяет свертывать информацию и мыслительные операции по ее переработке. Смышленость проявляется с раннего детства и незаменима в учении.
Анатолий Лень пишет: «Смышленость – признак ума. Смышленый по черепку – горшок представляет. Смышленость зависит от ясности ума. Хорошим подспорьем смышлености служит здоровое любопытство. Подспорье смышлености – пытливый ум. Смышленость способствует решению проблем. Смышленость крайне необходима для выживания в сложных условиях. Смышлености способствует ясность, острота и гибкость мышления. Смышлености помогает воображение. Чтобы научиться смышлености, надо чаще философствовать, логически мыслить, все сравнивать, оценивать, быть любознательным… Смышленому без надобности захламлять память лишней информацией – он до многого может догадаться сам. Смышленость – хорошее подспорье в изобретении собственных знаний».
Важнейшие характеристики смышлёности: сметливость, понятливость, толковость, интуиция, находчивость, догадливость и разумность.
Сметливость как качество личности – способность за счёт сообразительности, догадливости и находчивости извлечь из анализируемого объекта какие-то выгоды, использовать его по-новому, открывая в нём иное предназначение или создавая принципиально новые объекты.
Понятливость как качество личности – способность быстро, легко и адекватно понимать и принимать какое-либо новое знание; схватывать всё налету, правильно усваивать поступившую информацию.
Толковость как качество личности – способность проявлять разумность, рассудительность и деловитость, хорошо усваивать новое знание, ясно и понятно изъясняться, делать всё с толком и сметливостью.
Интуиция (Интуитивность) как качество личности – способность внезапно, не прибегая к осознанным умозаключениям и рассуждениям, постигать истину.
Находчивость как качество личности – способность мгновенно сориентироваться и найти выход из затруднительного положения, не уклоняясь от истины.
Догадливость как качество личности – способность по каким-либо признакам, приметам приходить к правильному мнению, заключению о чем-то: легко и быстро находить правильное решение, улавливать суть чего-либо.
Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.
В животном царстве королевой смышлёности считают крысу. Смышленость: мы верим, что крысы даже умнее обезьян, а значит – самый смышленые животные после человека. Научить их можно всему, чему угодно: хоть складывать алфавит из магнитиков «Растишки» или печатать на компьютере. В свободное от учебы время крыса будет спать у тебя на коленках, как котенок.
В 2000 году немецкие ученые сообщили о потрясающих результатах экспериментов по изучению крысиного интеллекта. В одном из научных центров Германии с помощью сверхчувствительной аппаратуры исследовали те звуки, которые пасюки издают при общении друг с другом. Человеческим ухом воспринимаются только немногие. За две недели эксперимента удалось выяснить, что годовалая крыса общается с сородичами, издавая до пяти тысяч звуков. Для справки: далеко не каждый человек обладает таким повседневным словарным запасом.
Например, аппаратура зафиксировала беседу двух лабораторных крыс, продолжавшуюся более 7 минут. За это время одна крыса издала около 600 отличных друг от друга звуков, а вторая — около 400. Слово «беседа» в данном случае надо писать без кавычек, ибо при обычном общении «на лавочке» люди используют примерно такой же запас слов. Разумеется, ученые на научных диспутах и поэты на литературных вечерах блещут большим словарным запасом, но… кто даст гарантию, что среди крыс-обывателей нет крыс-ученых и крыс-поэтов? Никто и не сомневается в том, что все 2 недели прослушивания люди-ученые просто слушали самых обычных и малообразованных крыс-обывателей. Да и откуда взяться образованной крысе в скученных вольерах для подопытных животных (фактически — в условиях тюремного содержания).
Умные люди-ученые так и не разобрались в том, о чем говорили необразованные крысы-обыватели. Но дело, как считают биологи, за дальнейшими исследованиями, сегодня ученые пока могут лишь выделять звуки эмоциональной окраски, выражающие тревогу и приветствие. [«Терра Инкогнита» N 26-00, 30.06.2000]
Источник