Что значит сми 4 власть

Почему СМИ называют четвертой властью в обществе?

Представить современный мир без средств массовой информации невозможно. Нужно жить как минимум на необитаемом острове, чтобы не иметь доступа к новостям из внешнего мира. Средства массовой информации существовали всегда, однако наибольшего развития они достигли в наше время, и продолжают развиваться вместе с наукой и техникой. Некоторые люди интересуются: «Объясните, почему СМИ называют четвертой властью?» Всё очень просто. Потому что сила их воздействия на человеческое сознание поистине огромна. Первые три ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) наделены определенными полномочиями. Они обладают властью по закону. А СМИ властвуют над человеческими умами, что не менее значимо. Сила их власти настолько велика, что может программировать на определенные мысли целые народы.

Что такое СМИ

СМИ – это публичное распространение различных данных и сведений посредством всевозможных технических средств. Не все источники информации относятся к СМИ. Есть определенные требования. Например, хотя газеты, журналы и относятся к средствам коммуникации, однако не все их можно назвать СМИ. Для того чтобы считаться таковыми, они должны иметь тираж более 1000 экземпляров. Такие же источники, как стенгазеты, библиотеки, форумы, интернет-блоги, конференции и подобное — не относятся к средствам массовой информации.

Почему СМИ называют четвертой властью в социуме? Потому что, кроме инструмента передачи данных, СМИ также являются способом манипуляции, пропаганды и агитации в политической и других сферах жизни населения.

Читайте также:  От мертвого осла уши что это значит

История развития СМИ

Рождение письменности и книгопечатания стало поворотным этапом в процессе формирования человечества, изменив его восприятие окружающего мира. Человек получил возможность получать информацию, создаваемую другими людьми. После того как была напечатана первая книга, типографии стали создаваться по всей Европе, а также по другим континентам. Конечно, до появления первых печатных книг существовали папирусные свитки, глиняные книги и пр. Однако именно с появлением печатного станка человеческое общество вошло в новый этап развития.

Функции СМИ в современном мире

В настоящее время СМИ имеют следующие функции:

  • наблюдение за событиями, происходящими в мире;
  • редактирование, которое заключается в отборе и освещении происходящих событий;
  • выработка общественной точки зрения;
  • продвижение культуры;
  • политическое просветительство широких масс населения.

Почему СМИ называют четвертой властью? Потому что в обход привычных институтов власти, таких как школа, церковь и прочее, СМИ обращаются напрямую к общественности. Они оказывают сильнейшее социально-психологическое влияние на формирование коллективного мнения. Данная особенность средств массовой информации широко используется различными рекламными агентствами, продвигающими тот или иной товар, политическими деятелями и партиями, для поддержания своих программ, и пр.

Еще одной главной функцией СМИ является доведение до населения важных сведений от основных ветвей власти. Возьмём законодательную власть. Пример того, как принятие и истолкование новых законов доносится до сведения широких масс населения через телевидение, печатные и интернет-издания можно наблюдать регулярно. Также и в других сферах жизни. Абсолютно обо всех событиях в современном мире люди черпают информацию из СМИ.

Классификация СМИ

Современные СМИ объединяются по различным критериям. Например, существует такая классификация:

  • по стилю (серьёзные издания, либо же так называемая «жёлтая пресса»);
  • по жанрам (рекламные, политические и др.);
  • по форме собственности (корпоративные, государственные);
  • по периодичности изданий (каждый день, раз в неделю или раз в месяц);
  • по радиусу распространения (региональные либо центральные).

Имеется также другая классификация СМИ, более обобщённая:

Одной из форм СМИ являются также различные информационные агентства.

Газета

Газетой называется печатное издание, регулярно выходящее в тираж под постоянным названием. Периодичность выхода – не менее одного раза в месяц.

Условия жизни, читательские интересы, требования, предъявляемые к СМИ в тот или иной период времени, диктуют печатным изданиям определенные формы подачи информации. Если до войны в советское время самым распространённым жанром, используемым в газетах, был очерк, то сейчас ситуация несколько поменялась. Материалы, несущие воспитательную и образовательную функции, в современном мире «перекочевали» в различные журналы и прочие издания. Современные газеты выполняют несколько другие функции. На первый план выдвинулись всевозможные заметки, отчёты, репортажи, интервью – всё предельно лаконичное, содержащее большое количество фактов. Подача различных сведений в современных газетах должна отличаться оперативностью. Новость, которой уже несколько дней, считается безнадёжно устаревшей. Такое понятие, как «сенсация», стало неотъемлемым атрибутом любого уважаемого себя издания. Только сенсации под силу повысить тираж любой газеты, и, соответственно, принести прибыль издателю.

Больше половины из всех материалов в газете занимают новости. Они на сегодняшнее время стали главным жанром в данном печатном издании. Новости политические, экономические, спортивные и прочие – ими наполнена основная часть всех газет. Почему СМИ называют четвертой властью? Объяснение очень простое. Те же газеты, наряду с другими источниками массовой коммуникации, властвуют, образно говоря, над умами широких масс населения, которые их читают и воспринимают мир через призму поданной информации.

Журнал

Журналом называют периодическое печатное издание, которое имеет постоянную рубрику и содержит публикации по научным, политическим, производственным и другим вопросам. Существуют также интернет-журналы. Они могут быть электронной версией напечатанного журнала, а могут быть самостоятельным изданием в интернете. Журнал, так же, как и газета, является рычагом воздействия на общественное сознание. Этим объясняется, почему СМИ называют четвертой властью. С их помощью формируется общественное мнение и оказывается влияние на жизнь людей.

Радио

Радио – это беспроводная передача данных при помощи электромагнитных волн радиодиапазона. Для многих людей радио является источником информации, сопровождающим на протяжении целого дня и создающим определенный эмоциональный фон. С развитием науки и техники радио тоже меняется. Возможно, роль эфирного радио в будущем и будет сведена к минимуму, однако на сегодняшний день оно остаётся для многих потребителей наиболее близким и удобным средством массовой коммуникации.

Телевидение

Широкое распространение телевидение получило во второй половине XX века. Наряду с радиовещанием, оно является одним из наиболее массовых средств распространения информации. ООН признала значимую роль телевидения в жизни общества, установив Всемирный день телевидения. Преимущество телевидения состоит в том, что человек может получать сведения не только в процессе чтения или на слух, но и видеть события собственными глазами. Почему СМИ называют четвертой властью, обществознание объясняет следующим: средства массовой коммуникации в огромной степени влияют на все стороны жизни человеческого общества, и телевидение – не исключение.

Интернет

Интернет – это один из самых крупных источников информации. На сегодняшний день интернет заменяет людям практически все другие ресурсы. Всемирная сеть содержит на своих просторах невероятное количество самых различных данных на любой спрос. И если раньше люди часами проводили время в библиотеке, чтобы собрать какие-либо материалы, то сейчас можно их найти, не выходя из дома.

В интернете можно прочитать следующий вопрос: «Объясните, почему СМИ называют четвертой властью». Ответ очевиден. СМИ во все времена, а особенно сейчас, имеют власть над формированием общественного мнения. Влияние интернета, как одного из источников массовой информации, с каждым днём становится все больше.

Роль СМИ в обществе

Почему СМИ называют четвертой властью? Власть СМИ основана на распространении информации, которая оказывает влияние на жизнь людей. Зачастую бывает и так, что различные журналистские расследования становятся фундаментом для правовых действий следственных органов. Роль СМИ в современном обществе огромна. Человек сейчас имеет возможность узнавать свежие новости, происходящие на другом континенте. Мы привыкли держать руку на пульсе всех мировых событий, и уже не представляем себе жизни без этого. От того, как разные события нам преподносятся, зависит наше мнение о них и о происходящем в целом.

Влияние СМИ в политической жизни

СМИ на сегодняшний момент являются очень значимым атрибутом в политической жизни. Этим объясняется, почему СМИ называют четвертой властью. Средства массовой информации занимают центральное место в предвыборной агитации. Политики хорошо это понимают, и вкладывают огромные средства в это мероприятие. От того, как грамотно будет проведена агитация, зависит судьба того или иного избирателя.

В то же время СМИ выполняет и такую важную роль, как сдерживание и оздоровление власти. Проливая свет на некоторые неправомерные действия политиков, они доносят до сведения общественности те факты, которые последние хотели бы скрыть. СМИ могут поставить крест на карьере некоторых власть имущих, если их преступления станут достоянием общественности. Расследования некоторых журналистов, имеющие доказательную базу, могут стать причиной для открытия уголовного дела.

СМИ, как манипулятор человеческого сознания

В современном мире появилось такое понятие, как «информационная война». В этих «боевых» действиях основным объектом воздействия является информация. С помощью средств массовой коммуникации можно внушить людям определенные мысли и заставить их предпринимать конкретные шаги. Ещё Гитлер активно использовал данный приём, пытаясь вызвать у арийцев ненависть к еврейскому народу. Он уделял большое внимание пропагандистским фильмам, в которых был скрытый подтекст. Например, фильм, в котором подлый еврей насилует прекрасную арийку, вызывал возмущение у зрителей, автоматически настраивая их против всего еврейского народа. То же самое происходит и сейчас. С помощью СМИ власть имущие манипулируют сознанием целых народов. Почему СМИ называют четвертой властью в обществе? Потому что их влияние на человеческое сознание трудно переоценить.

Информация. Как правильно ею распоряжаться

В современном мире человек сталкивается с большим потоком всевозможной информации.

Источник

Кто тут четвертая власть? СМИ против беззакония

Сам по себе термин «четвертая власть» применительно к российской прессе, по моему разумению, для нашего общества чуждый. Он был привнесен извне и в полной мере не прижился. Приживется ли — пока большой вопрос. Он, как и обозначающее его явление, — порождение другой политической культуры, и традиция эта уходит корнями в довольно глубокую историю. Как и электоральная демократия.

Откуда взялась «четвертая власть»

Термин «четвертая власть» появился в конце XVIII века и имел скорее значение «четвертое сословие». Четвертое наряду с духовенством, знатью (нобилями) и простолюдинами. Еще ранее термином «четвертое сословие» обозначали юристов. Английский парламентарий, философ, во многом повлиявший на формирование взглядов отцов — основателей США, Эдмунд Берк впервые употребил его в 1787 году, когда начались репортажи прессы из Палаты общин британского парламента. Обращая взор парламентариев на галерку, где как раз расположилась пресса, Берк заявил: мол, вот эти люди более важны, чем вы все, вместе взятые. Оскар Уайльд много позже «припомнит» это Берку: «Кто-то — это был Берк — называл журналистику четвертым сословием? Это было верно в его время. Но в настоящий момент это единственное сословие. Оно съело все остальные три. Лордам сказать нечего. Лордам от духовности (он имел в виду духовенство. — Прим. автора) тоже сказать нечего, Палате общин тоже сказать нечего, она именно это и говорит. Над нами довлеет журналистика». Это над ними она тогда «довлела». В подавляющем большинстве других стран мира цензурировать прессу было так же естественно, как дышать.

Светское слово, напечатанное в газетах, стало своего рода продолжением, развитием слова религиозной проповеди в контексте англосаксонской (в многом протестантской) культуры Нового времени, а затем эпохи Просвещения. Ровно так же, как ранняя политическая демократия стала в значительной мере развитием демократии в рамках общинной религиозной жизни, а движение за независимость США, с ее идеями свободы и прав человека, в духовном плане во многом отталкивалось от религиозного «великого пробуждения» в Новой Англии в первой половине ХVIII века. В конце концов чем протестантская проповедь отличается от политической речи в ходе предвыборной кампании? Мало чем подчас. Собственно, сам институт светских «политических» выборов во многом коренится в выборах в религиозных (протестантских) общинах. В православной церкви не было таких традиций «политизации»: она еще со времен Петра Великого была слишком тесно связана с государственным аппаратом, по сути, являлась его частью.

В то же время к концу ХIХ века требование свободы слова стало практически универсальным для социал-демократических движений по всему миру. Взяли его на вооружение и русские большевики. Однако за этим для них никогда не подразумевалось никакой «сакральности». Они же отвергли религию вместе с ее евангельским «в начале было Слово».

К тому времени, когда пала советская власть, пресса по большей части в головах наших людей ассоциировалась с пропагандой либо с критикой «отдельных недостатков», но тоже в соответствии с «линией партии». В этой формуле не было места именно независимой прессе. Тем более что руководители ведущих СМИ в советские времена были неотъемлемой частью партноменклатуры. Постсоветская же «свобода слова» во многом была попыткой перенять чужой опыт. Это не значит, что это вредно для общественного здоровья. Но это значит, что процесс этот непростой и долгий. И мы лишь в начале пути. Наши учителя демократии (которая тоже не наша придумка) уверили нас, что свобода слова — это хорошо. Мы поверили на слово, однако у веры этой не было за спиной большого исторического опыта. Ну какой там опыт? Конец ХIХ — начало ХХ века. Всего мгновение истории. И, пожалуй, все.

Власть и рынок

За годы перестройки и рыночной экономики массмедиа в России смогли сделать скачок в развитии. Они стали действительно влиять на принятие важных политических решений, они во многом формируют общественное мнение и манипулируют им. Но стали ли они от этого «четвертой властью»? Насколько они самостоятельны в своих действиях? Мне кажется, именно в этом смысле мы находимся еще в начале пути. Но мы уже точно вступили на него.

Во многом относительная свобода СМИ — часто результат лавирования между разными властными группировками. Обнуляет ли это относительную свободу? Если и да, то точно не до конца. Ровно так же в 1990-х гарантией относительной свободы тогдашних СМИ было то, что они принадлежали разным олигархам — и были вольны в своих публикациях ровно до тех пор, пока не вступали в «конфликт интересов» с владельцем. Впрочем, а где в мире иначе?

Однако и тут есть нюанс. В тех странах, где родилась и развивалась концепция «СМИ — четвертая власть», подразумевалось, что СМИ от остальных ветвей власти если не полностью независимы, то равноудалены. Иными словами, такого явления, как «государственное СМИ», не может в принципе существовать в рамках такой системы. Поэтому российские «государственные СМИ» (например, информационные агентства или телерадиокомпании») в качестве СМИ в Америке даже не воспринимаются. Это, считают там, пропаганда, а не СМИ.

У нас же «государственные СМИ» — это по-прежнему важнейшая часть информационного ландшафта. Уже сам по себе факт существования «государственных СМИ» делает невозможным разговор о СМИ как об институте в целом и полноценной «четвертой власти».

При этом доверие россиян к именно государственным СМИ неуклонно падает все последние годы. По данным Фонда «Общественное мнение», с 2015 до конца прошлого года оно упало с 70% до 47%. Уровень доверия к телевизионным СМИ снизился с 63% до 36% (на начало 2019 года). Прежде всего потому, что эти СМИ не самостоятельны в формировании информационной повестки и они делают акцент на развлечении и обсуждении внешнеполитических событий вместо участия в поиске решений внутренних проблем. Если же до этих тем и доходит дело, то они подаются в официозном ключе.

Сила интернета

На этом фоне в последние годы столь же неуклонно растет доверие к интернет-СМИ, которые в большей мере можно считать независимыми, во всяком случае более гибкими как в подаче информации, так и в выборе тем. По данным ФОМ, доля тех, кто рассматривает интернет-СМИ в качестве основного источника новостей и информации, увеличилась с 13% до 44%. В соцсетях, форумах и блогах новости узнают 19% людей по сравнению с 4% в 2010 году. Доля тех, кто доверяет новостным сайтам, — выше и увеличилась с 15% до 20%.

На общемировом фоне нам далеко до того, чтобы СМИ (как официальные, так и прочие) выступали авторитетом для населения. Не так давно американская исследовательская компания Edelman опубликовала ежегодный рейтинг доверия жителей разных стран (28) к общественным институтам. Так вот, Россия заняла последнее место по уровню доверия к общественным организациям (им доверяют лишь 23%) и СМИ (26%). Российские массмедиа пока не тянут на «четвертую власть», в том числе и потому, что материально зависимы от государства. В России едва ли можно найти региональную газету и тем более телеканал, который не зависел бы тем или иным образом — часто критически — от региональных властей и их дотаций. Относительно большая самостоятельность в этом плане есть лишь у нескольких изданий федерального уровня, однако и там непростая ситуация. Ограниченность российского рекламного рынка и существующие на нем ограничения, низкий платежеспособный спрос населения, а также отсутствие массового запроса общества на подлинно независимую прессу не дают возможности развиваться массовым независимым СМИ общественно-политической направленности.

Общий объем дотаций СМИ из федерального бюджета в нынешнем году составил 83 млрд рублей. Это рекорд. Аналогичные статьи расходов есть практически во всех региональных бюджетах.

Однако в деле Ивана Голунова именно корпоративная солидарность СМИ сработала и на молниеносный по российским меркам развал дела (это происходило практически в режиме онлайн) и на формирование должной информационной повестки — пока вокруг «антинаркотической» 228-й статьи УК, которая теперь наверняка будет смягчена для случаев, не связанных со сбытом наркотиков. Медиа показали, что они еще вполне живы и даже относительно независимы. Во всяком случае на фоне почти тотального и беспомощного молчания в эти дни так называемых «оппозиционных партий», квазиинститутов типа Общественной палаты и пр.

Для дальнейшего продвижения на пути к еще большей независимости и к тому, чтобы стать тот самой «четвертой властью», отечественным массмедиа не хватает самого «малого» — массового запроса общества на политическую конкуренцию, а также политические и гражданские права и свободы. Включая свободу слова. В конец концов это вопрос не взросления СМИ, а вопрос взросления общества.

Источник

Оцените статью