Что значит смежных чисел
Смежными принято называть предыдущее и последующее числа.
Очень важной задачей в старшей группе остается установление связей между «смежными» числами, понимание их отношений: какое число следует за каким, какое из «смежных» чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются на конкретном материале (два мяча, два ежа, две лягушки и т. д. меньше трех кружков, трех квадратов, трех рыбок, трех елок и т. д.). Знания закрепляются на разных группах предметов, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.
Например, воспитатель ставит четырех зайцев и к трем из них подкладывает морковки. Дети считают зайцев и морковки, выясняют, что зайцев больше— их четыре, а морковок меньше — их три, устанавливают, что число четыре больше трех, а число три меньше четырех. Воспитатель спрашивает детей: «Что надо сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну?» Кто-нибудь из детей должен предложить убрать одного зайца, тогда зайцев и морковок будет по три, поровну; или добавить одну морковку — будет тоже поровну, по четыре. При сравнении необходимо одновременно давать обе зависимости: т. е. три больше чем два, а два меньше чем три. Чтобы добиться равенства, надо или прибавить один к двум,, или отнять один из трех.
Так формируется понимание связей между числами, а затем и понимание отношений: на сколько пять больше четырех и на сколько четыре меньше пяти.
Дети должны понимать, что два — это один и один, три — это один, один, еще один и т. д. на числах до пяти, т. е. знать количественный состав числа (из отдельных единиц).
Продолжая работу, начатую в средней группе, педагог должен уточнять представления детей о том, что число не зависит от величины предметов, от расстояния между ними (см. рис. 2), от их пространственного расположения, от направления счета (слева направо или справа налево). Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа.
Источник
СРАВНЕНИЕ СМЕЖНЫХ ЧИСЕЛ
Сравнивать смежные числа — значит определять, какое из них больше, а какое меньше.
С опорой на наглядный материал дети уже сравнивали смежные числа. На основе «сопоставления 2 совокупностей, в одной из которых на 1 предмет больше (меньше), чем в другой, их знакомили с приемами получения всех чисел до 10. Поэтому они имеют представление о связях между числами, т.е., какое из смежных чисел больше (меньше) какого.
Необходимо углубить эти представления. На конкретных примерах детям раскрывают постоянство связей между смежными числами (3 всегда больше 2, а 2 меньше 3, и т. д.). С самого начала подчеркивают, что понятия «больше», «меньше» относительные, каждое число (кроме единицы) больше или меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают (3>2, но 3
Вариантами являются такие задания, в которых говорится о предметах, представленных условными знаками, моделями геометрических фигур (кружками, квадратами, точками и пр.). Дети, например, угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики представлены на доске большими кружками, а девочки — маленькими. Опыт показывает, что ребенок шестого года жизни легко принимает такую абстракцию. Появляется возможность использования «промежуточных» средств — меток, моделирования отношений величин.
Детей учат получать не только «равенство из неравенства», но и, наоборот, «из равенства неравенство», причем сравнение чисел производят на основе сопоставления совокупностей, воспринимаемых как зрительно, так и на слух, на ощупь, на основе мышечного чувства. Включение в активную работу разных анализаторов служит обобщению соответствующих представлений. Даются, например, такие задания: «Поднимите руку на 1 раз больше (меньше), чем было пуговиц на карточке у Саши. Сколько раз вы подняли руку? Почему?», «Сколько вы услышали звуков? Сколько надо отсчитать треугольников, чтобы их было на 1 больше (меньше), чем вы услышали звуков?» Дети сначала сравнивают числа, а затем производят соответствующие действия. Выполнив задание, ребенок должен не только сказать, сколько положил предметов или сколько выполнил движений, но и объяснить, почему именно столько, т. е. сравнить числа.
Сравнивая числа, некоторые дети называют только одно из них: «5 больше» или «4 меньше». Добиваясь точного ответа, педагог задает наводящие вопросы, например: «С каким числом мы сравнили число 5?», «Какого числа оно больше (меньше)?» Пользуясь возможностью подчеркнуть относительность выражений «больше», «меньше», воспитатель предлагает ребенку сравнить данное число с предшествующим или последующим. Он говорит, например: «Ты сказал, что 4 меньше. А если я назову числа 3 и 4, что ты скажешь про число 4?» Дети убеждаются, что одно и то же число может быть и больше, и меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают. Поэтому надо называть оба сравниваемых числа и указывать, какое из них больше (меньше) какого. Иначе ответ будет неточным.
Показать относительность выражений «больше», «меньше» позволяет сравнение нескольких чисел, следующих друг за другом. Наглядной основой для такого сравнения служат совокупности однородных предметов (кружков, квадратов и др.), расположенных горизонтальными рядами точно друг под другом.
Наиболее ценным приемом является построение числовой лесенки. Окрашенные с 2 сторон кружки (квадраты) синего и красного цвета раскладывают по 5 (10) шт. рядами. Количество кружков в ряду последовательно увеличивают на 1, причем «дополнительный» кружок повернут другой стороной. Числовая лесенка позволяет наглядно представить определенную конечную последовательность чисел натурального ряда.
Предлагая в каждом следующем ряду положить столько же кружков, сколько в данном, да еще 1, педагог напоминает детям способ получения последующего числа (n + 1).
Источник
интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
Готовимся к школе: сравнение смежных чисел
Продолжим тему обучения счету дошколят и в этой статье поговорим о сравнении смежных чисел, то есть об определении какое из смежных чисел меньше, а какое больше.
Ранее мы говорили об обучении ребенка счету, прибавляя и отнимая от чисел по единице. Теперь закрепим этот материал, научив ребенка определять, какое из смежных чисел больше или меньше.
Ребенок, в результате наших занятий, должен понять, что понятия больше и меньше относительные и что каждое число, кроме единицы, всегда больше или меньше другого числа. Это зависит лишь от того, что с чем сравнивают.
Например, 2 > 3, но 3 .
При этом прививаем ребенку понятия, на сколько больше и на сколько меньше.
То есть 2 > 3 на 1 .
Игра – сравнение 1
Для этой игры нам понадобится набор шашек. Выставим на шахматное поле шашки рядами таким образом: первый ряд 1 шашка белого цвета, под ней второй ряд – 2 черных шашки, под вторым третий ряд – 3 белых шашки, под ним четвертый ряд – 4 черных и так далее.
Покажем ребенку, что шашек в каждом ряду больше чем в предыдущем, но меньше чем в последующем ровно на одну фигуру. Теперь покажите ребенку, что для того, чтобы в любом ряду стало фигурок столько же, сколько в ряду к верху от него надо, надо убрать одну шашку, а к низу – добавить шашку. Теперь выберите ряд, и пусть ребенок сам покажет вам, где шашек больше, чем в этом ряду, а где меньше.
Цель следующей игры не только научить сравнивать смежные числа, но также показать независимость размера предметов от их количества.
Игра – сравнение 2
Для этой игры нам понадобится 6 – 7 кружков большого размера диаметром 7 см и столько же кружков меньшего диаметра, допустим 5 см.
Разложим кружки на две группы с одной стороны 4 большего диаметра, а с другой стороны 5 меньшего. Сосчитайте кружки в обоих группах вместе с ребенком, указывая ему на то, что сравнить количество кружочков можно не зависимо от их размеров. Теперь добавьте кружочек в группу с большим диаметром. Попросите ребенка посчитать и сравнить количество. Спросите, равно ли количество кружочков в группах. Таким образом, вы покажите ребенку, что количество предметов не зависит от их размеров.
Закрепляйте полученные навыки, играя с игрушками разного размера.
Спасибо, что Вы с нами.
- Величины – подготовка к школеТема этой статьи в рубрике «подготовка к школе» – величины.
- Подготовка к школе. Снаряжение первоклассникаВот скоро и первое сентября. В этот день ваш ребенок.
- Деление целого на частиПродолжим тему обучения детей начальным математическим понятиям и сегодня поговорим.
- Обучение счету – закрепляем полученные навыкиВ предыдущей статье мы говорили о том, как научить ребенка.
- Учимся считать – подготовка к школеМы уже немало говорили о том, что готовить детей к.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Источник
Сравнение смежных чисел.
Счет групп предметов.
Наряду со счетом отдельных предметов, в подготовительной группе вводится обучение счету групп, т.е. обучение счету на основе смены основания счета (основа счета — это то, что мы берем за единицу, мера). К этому дети уже подготовлены: обучение делению целого на равные части является фундаментом для понимания счета группами. Это подводит детей к осознанию десятичной системы счисления.
Начинать ознакомление со счетом группами можно с показа практической значимости этой
деятельности, экономии времени, установившихся традиций. (Взрослые считают яйца десятками, парами — рукавицы, носки, обувь, набором — мебель (гарнитур), посуду (сервиз). ). В таких случаях несколько предметов воспринимают как единое целое.
Воспитатель предлагает детям 3 пары носок. Сколько всего у меня носок? (6). Сколько ребят наденут эти носочки? Чтобы узнать, я разложу их по два, потому что каждый наденет по 2 носочка. Каждого из ребят буду обозначать кружочком. Эти 2 носочка оденет 1 ребенок, эти 2 носочка наденет еще 1 ребенок, эти 2 носочка наденет 1 ребенок. Сколько у меня отложено кружков? Значит 3 ребенка наденут эти носки. Я считала носочки по 2, т.е. парами. Всего их 6, а, если считать по 2, то получается 3 пары.
Предложить детям посчитать, сколько ребят наденут рукавички; сколько зайцев получат эти
морковки, если 1 заяц получит 2 морковки; сколько нужно пакетов, чтобы разложить эти конфеты, если в каждый пакет положить по 2 конфеты.
Во фронтальной работе предложить детям определить, сколько стекол понадобиться, чтобы
застеклить в доме окна, если на каждое окно нужно 2 стекла (на наглядной основе); сколько клубков
понадобилось бабушке, чтобы связать 8 варежек, если из одного клубка получается 2 варежки.
На последующем занятии повторяем счет с основой в 2 единицы, а затем за основу счета предложить 3 единицы. И т.д.
Можно предложить детям задание наоборот: в каждой коробке лежит по 2 игрушки, а сколько всего игрушек лежит в 2 (3,4) коробках? Если ребенок затрудняется, то воспитатель предлагает выложить под каждой коробкой по 2 фишки (столько игрушек в каждой коробке), а затем пересчитать их всех.
Когда дети усвоят счет группами, можно предложить перегруппирование предметов. Например,
выясняют, сколько нужно машин для 10 кукол, если в каждую машину сядет по 2 куклы. А если машина будет большой и уместит по 5 кукол в каждую, сколько понадобиться машин?
Каждый раз воспитатель с детьми делает вывод, что если увеличивается количество предметов в
группе, то уменьшается число групп, и наоборот. Ребенок это поясняет так: сначала у меня было 5 групп по 2 самолета в каждой группе, а затем я в каждую группу поставил по 5 самолетов, и групп получилось меньше — 2.
Порядковый счет.
Усложнение заключается в том, что, при определении места предмета в ряду, используются предлоги.
Например, перед которой по счету игрушкой находится заяц? Между которыми по счету предметами лежит пенал? За которым по счету клоуном стоит клоун в синем костюме? Перед которым по счету флажком стоит самый большой флажок?
4. учить счету предметов в любом расположении
Дети уже знакомы с тем положением, что число предметов не зависит от величины предметов, от пространственного расположения предметов и от расстояния между предметами. Теперь они выясняют, меняется ли количество предметов от расположения их по замкнутой линии.
Воспитатель располагает игрушки линейно, по диагонали и по кругу. Игрушки в группах разные, но их одинаковое количество. Сколько игрушек в 1 группе? Во 2? А как считать игрушки в третьей группе по кругу? Я выбираю любую игрушку, с которой начну счет, и запомню ее. Вот как я делаю (считает по часовой стрелке). Игрушку, с какой я начала счет, я еще раз не считаю. Сколько у меня получилось? Вызвать ребенка, предложить начать считать эту же группу с любой другой игрушки. Сколько? Еще одного ребенка вызвать пересчитывать эту же группу предметов. Сколько? С какой игрушки мы бы не начали считать, количество их остается одинаковым.
Можно для счета использовать карточки. Сначала на карточках изображены разное количество
предметов. На следующем занятии — разные геометрические фигуры, затем одинаковые предметы.
Предметы можно располагать в виде треугольника, квадрата, овала и т.д. на карточках круглой, овальной, квадратной, треугольной и др. формы. Сложнее считать предметы, расположенные вразноброс. Их мы считаем по условным линиям с верху вниз или слева направо.
Для поддержания интереса воспитатель от лица Петрушки может нарочно ошибиться при счете
предметов по замкнутой линии. Детям доставляет удовольствие увидеть ошибку и исправить ее.
Во фронтальной работе дети считают количество разных предметов у себя на карточке. Затем
меняются карточками. Можно предложить зрительные диктанты. Детям показывают карточку, на которой выложены геометрические фигуры в виде любой формы. Затем убирается, детям предлагается выложить у себя на карточке точно так же. либо выложить их овалов любую фигуру. Сколько потребовалось тебе фигур? Из треугольников выложить квадрат. Из 10 квадратов — круг.
Главное, дети должны усвоить правила: не считать дважды один и тот же предмет и не пропускать ни одного.
5. Деление предметов. Методика по аналогии со старшей группой. Для усложнения можно увеличить количество частей в предмете до 8. Дети практически решают, на сколько частей надо поделить мороженое, чтобы хватило Белоснежке и семи гномам? Какая часть достанется каждому? Как разделить 2 яблока на 4 девочки? Какая часть достанется каждой? На сколько частей надо разделить торт, чтобы хватило всем членам семьи, изображенной на картинке? Какая часть достанется каждому?
Аналогичным способом делим лист бумаги на 8 частей: сначала пополам, затем еще раз пополам,
затем еще раз пополам. Разрезая, устанавливаем, сколько частей получилось, что больше часть или целое, просим показать одну из 8, 2 из 8,.
6. Ознакомление детей с составом числа из 2 меньших.
Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной
деятельности. В процессе выполнения упражнений с множествами детей постепенно подготавливают к усвоению состава числа из 2 меньших чисел: дети создают множества, объединяют небольшие группы вместе, делят множество на части, сравнивают их между собой. В дальнейшем это будет использоваться как один их приемов сложения и вычитания.
Главное, не механическое запоминание таблиц состава чисел, а понимание того, что число, так же как и множество, м/б образовано из других чисел. Части м/б равными и неравными, но всегда часть меньше целого.
На 1 занятии воспитатель объясняет состав числа 2 и 3. Я поставила уточки. Сколько их? Теперь я
разложу уточек на разные лужицы. Сюда уточку и сюда уточку. Как я разложила 2 уточки? (1 и 1). Число 2 мы разделили на 1 и 1. Как нам разложить 3 цыпленка на 2 лужицы. Как ты, Саша, разложил 3 цыпленка? (2 и 1) Как по-другому разложить 3 цыпленка? (1 и 2). Как можно составить число 3? Аналогично дается еще несколько заданий. Каждый раз спрашивая, как составить число из меньших?
Во фронтальной работе предлагаем разложить 2 (3,4, 5) игрушек на 2 разные полоски. Как разложил, Петя, Катя, Юра? Соберите их вместе. Разложите их на 2 полоски по-другому. Как разложил, Костя, Дима, Соня? Делаем вывод, что число 3 можно составить как 1 и 2,2 и 1; число 4 — как 1 и 3,2 и 2,3 и 1 и т.д.
Как задание можно предложить составить 4 геометрические фигуры из треугольников и квадратов. 4 фигуры закрасить несколько красным, а остальные зеленым цветом. Важно следить за ответами детей: я закрасил 3 фигуры красным цветом и 1 — зеленым. Вместе их 4. Число 4 можно разложить на 3 и 1.
В качестве д/упражнений предлагаем: как поделить 5 карандашей между 2 девочками? У меня в руках 3 камушка в одной — 2 камушка, а сколько в другой? Из каких чисел м/составить число 5?
Сравнение смежных чисел.
От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материал.
Закрепляя знания об образовании чисел второго пятка, воспитатель спрашивает детей: «Какое число получится, если к 6 добавить 1?» «Как получить 6 предметов, если есть 5 предметов?»
Обобщению знаний о взаимно-обратном характере отношений между смежными числами
способствуют упражнения на разностное сравнение чисел, которые вначале проводятся на наглядном
материале. Например, детям предлагают отсчитать. Положить игрушки, хлопнуть в ладоши, поднять
руку, подпрыгнуть на 1 раз больше или меньше, чем поставлено игрушек, чем нарисовано кружков на
карточке или чем то число, которое называет воспитатель: «Хлопни в ладоши на 1 раз больше (меньше), чем у меня здесь матрешек. Сколько раз ты хлопнул? Почему?» «Сколько кружков на карточке? Сколько поставишь елочек, чтобы их было на 1 больше (меньше)? Почему?» каждый раз дети объясняют, как было получено о или иное число, сравнивают смежные числа, устанавливают разностные отношения между ними. «Надо поставить 7 елочек, потому что у вас на карточке 6 кружков, а было сказано поставить на 1 больше, чем кружков. 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1.» в ответах детей обязательно должен находить отражение взаимообратный характер отношений между смежными числами.
В итоге данных упражнений можно перейти к сравнению чисел и без опоры на наглядность. «Назови число, больше 7 на 1. На сколько 8 больше 7? Какое число меньше 7 на 1? Почему назвал 6?»
8. Учить считать в прямом и обратном порядке.
Дети начинают знакомиться с обратным порядком чисел при сравнении смежных чисел. Закрепить знания прямой и обратной последовательности чисел позволяют упражнения с числовой лесенкой. Она позволяет осознать значение слов «до» и «после». Дети шагают по ступенькам лесенки то вверх, то вниз, считая либо количество ступенек, которые они прошли, либо то число ступенек, которое им еще осталось пройти, т.е. ведут счет то в прямом, то в обратном порядке. «Давайте будем считать, сколько ступенек до неваляшки, (сколько ступенек осталось пройти до неваляшки — 10,9, 8. )».
Проводят ряд упражнений с числовыми фигурами. Вдоль доски расставляют числовые фигуры с количеством кружков от 1 до 10. 2 фигуры воспитатель располагает не свои места: «Определите, какие фигуры заблудились?» Ряд числовых фигур м/б выстроен как в прямом, так и в обратном порядке.
В итоге занятия проводят игру «Разговор чисел». Вызванные дети берут каждый по числовой
фигуре. «Вы будете числа, а какие вам подскажет карточка. Числа, встаньте по порядку, начиная с самого маленького. Число 4 сказало числу 5: «Я меньше тебя на 1!» Что же число 5 ответило числу 4? А что оно сказало числу 6?»
Необходимо следить за тем, чтобы дети называли сразу оба сравниваемых числа. Это важно для понимания того, что каждое число больше одного, но меньше другого, смежного с ним, т.е. понимания относительности значения каждого числа. Постепенно дети усваивают, что выражение «до» требует назвать число меньше данного, а выражение «после» — больше данного.
Для быстрого и уверенного счета от 1 до 10 и от 10 до 1 проводят разнообразные упражнения,
которые проводят без опоры на наглядность. «Посчитай от 1 до 10. Посчитай в обратном порядке. Какое число идет до 5? А после 5? Назови три числа, которые идут после 4, а теперь — до 4. Угадай, какое число пропущено между числами 6и8, 5и7Ив обратном порядке: 7 и 5, 8 и 6. назови числа, соседние 7. Назови два числа, пропустив между ними 1. Назови 3 числа, пропустив между ними 1 (2,4, 6). Проводят игры «считай дальше», «Кто знает, пусть дальше считает». Интерес повышается, если воспитатель бросает детям мяч или платочек.
В конце учебного года детям предлагают рассказывать о том, что они знают о числах, например, 7 и 8 (7 больше 6, а 6 меньше 7 на 1. ? содержит в себе 7 единиц, а 6 -только 6. Чтобы получить 6 , надо от 7 отнять единицу, а чтобы получилось число 7, надо к 6 добавить 1. Число 6 идет до 7, а 7 — после 6) Если дети это могут указать, то они хорошо усвоили знания о числе и готовы к усвоению вычисления.
9. Ознакомление детей с цифрами. (Р. ЧУДНОВА, доцент кафедры дошкольной педагогики Орловского пединститута «Дошкольное воспитание» № 8,1991 г)
Известно, что в подготовительной к школе группе детей знакомят с цифрами от 0 до 9. В первом квартале дошкольники знакомятся с цифрами 1,2,3,4,5, во втором — с цифрами 6,7, 8,9,0, и в третьем — ребята используют знания о цифрах при различении монет достоинством 1, 2, 3, 5,10 копеек и для записи арифметических действии сложения и вычитания).
Знакомство детей с цифрами включает в себя показ, называние цифр, обозначение ими чисел, упражнения с демонстрационным и раздаточным материалом, дидактические игры.
На первом занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 1 и 2. Вначале спрашивает детей о том, какие числа знают, затем говорит, что все числа можно записать с помощью цифр: «Сегодня мы познакомимся с цифрами 1 и учимся обозначать ими числа».
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему на верхней полоске наборного полотна положить один красный кружочек, а на нижней — столько же оранжевых, затем прибавить к одному оранжевому кружку еще один такой же кружок. Затем воспитатель говорит: «Число один обозначают цифрой 1». Ставит цифру рядом с красным кружком, произносит при этом четверостишие: «Вот один единица. Очень тонкая, как спица. «Число два обозначают цифрой 2». Ставит ее рядом с двумя оранжевыми кружочками, произнося слова четверостишия «А вот эта цифра — 2. Полюбуйтесь какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Воспитатель проводит указкой по контуру цифры 2. Предлагает детям показать цифру из раздаточного материала то одну, то другую, нарисовать цифры 1.2 в воздухе. Затем дошкольники раскладывают изображения разных предметов, например яблок и одно — на верхней полоске карточки два- на нижней и обозначают их цифрами.
При формировании знаний о цифр в качестве раздаточного материала хорошо использовать пособие «Касса цифр и счетного материала».
На втором занятии закрепляются Знания о цифрах 1 и 2. Методы и приемы работы меняется.
Например, воспитатель располагает на фланелеграфе цифры, предлагает детям рядом с цифрами положить соответствующее число предметов, вызванным к столу — хлопнуть в ладоши, присесть 1—2 раза, а остальным — поднять соответствующую цифру, обозначить цифрами число больших и маленьких матрешек, высоких и низких елочек и т. п. Предлагается также показать цифрой число, которое получится, если к одному прибавить один, если от двух отнять один, на наглядном материале доказать правильность своего ответа.
На третьем занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 3 и 4. На наборном полотне сначала выставляются в 2 ряда 1 красный и 2 оранжевых кружка, обозначить цифрами. Затем воспитатель просит на следующей, третьей полоске сверху положить 3 желтых кружка, спрашивает: «Как число 3 можно получить из 2? На сколько 3 больше 2? На сколько 2 меньше 3?», говорит, что число 3 обозначается цифрой 3 (показывает ее и ставит рядом с 3 кружками). Воспитатель произносит четверостишие: «За двойкой, посмотри, выступает цифра 3. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков». Под 3 кружками детям предлагается положить 4 зеленых и сосчитать их. Воспитатель говорит, что число 4 обозначается цифрой 4. Показывает ее, кладет рядом с четырьмя кружками, произнося слова: «За тремя идут четыре, острый локоть оттопырив».
Упражнение в порядковом счете с использованием цифр. Детей просят назвать первое число в ряду (сверху вниз), второе, третье, четвертое. Воспитатель спрашивает, как они догадались. (Эти числа обозначены цифрами. Можно не считая, а глядя на цифры, сразу сказать, какое число.)
Называть числа в обратном порядке.
Проводится работа с раздаточным материалом. Предлагается показать цифры 3, 4, рядом с цифрами соответствующее число предметов. Затем воспитатель показывает карточку с предметами, а дети соответствующую цифру, и наоборот, воспитатель показывает цифру, а дети — соответствующее число предметов на карточке.
На четвертом занятии закрепляются знания детей об уже изученных цифрах (1, 2, 3, 4), Упражнения: Воспитатель показывает цифру — дети соответствующее количество предметов; воспитатель называет число, воспроизводит звуки, движения, а дети показывают цифрой число, которое больше, меньше названного на единицу. Ребята играют в «Путаницу», цель которой — научить расставлять цифры по порядку.
Знакомство с цифрой 5 и последующими цифрами (6, 7, 8, 9) проводится аналогично.
В тех случаях, когда дети путают цифры, близкие по начертанию (1, 4, 7; 2 и 5, 6 и 9, 3 и 8),
рекомендуется сравнивать, анализировать элементы цифр; например, у цифры 6 вверху крючок, а внизу кружок, а «у цифры 9 внизу крючок, а вверху кружок. Цифра 9 — это как бы цифра 6 наоборот. Цифра 8 похожа на снеговик, а цифра 3 — на два крючка.
В последнюю очередь дошкольники знакомятся с цифрой 0. При знакомстве с нулем необходимо
показать, с одной стороны, образование числа нуль и обозначение его цифрой 0, с другой —
количественную характеристику числа 0 как совокупности, не содержащей в себе ни одного предмета, с третьей — использование цифры 0 для записи отдельных чисел больше девяти, в частности числа 10.
При знакомстве с образованием числа 0 проводятся упражнения на последовательное уменьшение какого-либо числа на 1. Например, воспитатель предлагает поставить 4 матрешки, а затем убрать одну, сказать, сколько осталось, и т. д. Когда не останется ни одной матрешки, спросить у детей: «Сколько теперь осталось матрешек?» (Ни одной.) Воспитатель объясняет, что когда нет ни одного предмета, говорят, что число предметов равно нулю и обозначается это цифрой 0 (показывает), спрашивает: «На что похожа цифра 0?» (На овал.) Просит детей нарисовать цифру 0 в воздухе.
При определении места числа 0 в натуральном ряду детям показывают числовую лесенку с
изображением кружков от 1 до 9 и обозначением всех чисел цифрами. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все цифры идут по порядку от 1 до 9 сверху вниз.
Педагог предлагает детям назвать цифры, сообщает, что других цифр нет, с помощью этих десяти цифр записываются все числа. «Сейчас мы запишем цифрами около 10». Просит кого-либо из детей 9 кружками на числовой лесенке выложить 10 кружков, объясняет, что десять записывают с помощью цифр: 1 и 0, цифра 1 ставится слева, а 0 — справа.
Итак, дети познакомились со всеми цифрами. В дальнейшей работе знания о цифрах закрепляются одновременно представлениями о числах: о смежных числах, о количественном и порядковом счете, о составе числа из двух меньших чисел. Проводятся различные дидактические игры и упражнения:
игра «Найди соседей» или «Найди соседа», когда нужно цифрами обозначить смежные числа,
игра «Цифры заблудились». Цель: расставить все цифры по порядку.
Игра «Угадай». Цель: словесно определить место каждой цифры в ряду цифр от самой
маленькой до самой большой.
загадывание загадок друг другу о цифрах. Воспитатель даёт образец: «Какая цифра стоит
перед цифрой 1?», «После цифры 3?», «Между цифрами 5 и 7», «Какая цифра стоит перед
цифрой 7» и т. п.
«запись» детьми состава чисел из меньших чисел с помощью цифр.
Упражнение: «Обозначь цифрой день недели». Воспитатель называет день недели, а дети
цифрой показывают его порядковый номер, и наоборот, показывает цифру, а дети называют
день недели.
В третьем квартале знания о цифрах используются при знакомстве с монетами, когда дети учатся
различать монеты достоинством в 1,2, 3, 5,10 копеек..
Источник