8 причин по которым мы меняем работу
Смена работы – это всегда стресс. Новое место, новые люди (каждый со своими, пока неизвестными особенностями), новые правила и новые обязанности. По моему опыту, среднее время адаптации в новом коллективе – 2-3 месяца. Плюс к тому, смена работы это риск. Риск не пройти испытательный срок, не прижиться в новой команде, не справиться с возложенной ответственностью.
Но, несмотря на все это, люди уходят с насиженных мест. Проработав 2/3/5 и более лет в компаниях, начинают изучать джоблист, и, в конце концов, уходят.
Чем это вызвано?
1. Мало платят
Наверное, самая популярная причина для смены работы. В принципе – это нормально. Почему? Ну, с одной стороны, я ни разу за все время работы не видел, чтобы люди исполняли исключительно свои должностные обязанности и ничего кроме них. То есть через полгода — год, приходит осознание, что работаешь за полтора-два человека, а вот зарплату получаешь одну. С другой стороны, очень часто у людей при длительной работе на одном месте возникает ощущение собственной значимости и незаменимости.
По этому поводу хорошо писал Веллер:
Человек может даже не заботиться о том, чтобы осознать важность своего труда. За него это сделают время и природа. Система его ощущений со временем «подкорректируется» так, что возникнет ощущение значительности его работы — и это ощущение будет «подано наверх» в сознание — и сознание оформит это ощущение в аргументы, почему его работа достаточно важна и значительна. Аргументы могут быть на любом уровне — от «Сегодня не моя очередь таскать воду!» до «Куда прешь, нельзя, у тебя на пропуске печать не с той стороны!».
С третьей стороны — профессиональный рост и увеличения ответственности никто не отменял. А во многих компаниях реакция начальства довольно медленная, и действует по принципу – не просят – значит все устраивает.
Адекватность уровня заработной платы отдельная тема. У меня есть один знакомый, который в один прекрасный момент решил, что должен получать больше. Он стал ходить на собеседования в топовые компании. Сколько раз он их проваливал – история умалчивает, но испытательный срок он не проходил дважды. Зато на третий раз у него все получилось, и он стал получать в 2.5 раза больше чем на первом рабочем месте.
С другой стороны, у некоторых людей есть предубеждение по поводу денег. Несколько раз встречался со стереотипом: я получаю $ххх, и больше за эту работу никто не заплатит. И это притом, что на любом сайте с вакансиями на тот момент было полно предложений с 1.5-2 раза большей заработной платой. Эти предложения отметались как недоброкачественные …
Главное здесь — не терять объективности и в стремлении получать больше денег не забывать про развитие и состояние рынка труда. Чтобы не возникала проблема цены и ценности участия данного сотрудника в работе компании.
Кстати, очень часто при увольнении аргументом «мало платят» прикрывается целый ряд проблем (которые по тем или иным причинам нет желания озвучивать). Например:
2. Отсутствие роста и перспектив
Многие хотят двигаться вперед, применять и развивать новые навыки, использовать новые технологии. Притом, что любой руководитель на словах обоими руками за развитие как сотрудников, так и процессов, в жизни все получается немного иначе. От работника чаще требуется выполнение определенной последовательности действий для получения известного результата. Попытки внести изменения в организацию процессов или же повышенная забота о качестве могут быть восприняты как саботаж. Понятное дело, что творчество и инициативу такой подход просто убивает.
Если помимо отсутствия профессионального развития в такой компании не наблюдается карьерного роста – активно развивающемуся сотруднику уже через год станет с компанией не по пути…
3. Желание сменить область деятельности.
Бывает так, что в процессе работы мы понимаем, что занимаемся не тем, чем хотели бы на самом деле. В чем тут проблема? А в том, что в текущей сфере человек уже что-то из себя может представлять в качестве специалиста, а в новой — ничего. Нет опыта, нет знаний, нет нужных связей. Это очень большой риск.
С другой же стороны, работа по новой, желанной специальности, скорее всего, будет подпитываться личным энтузиазмом и заинтересованностью – что на первых порах может немного скомпенсировать нехватку опыта. В любом случае, стремление найти себя и заниматься любимым делом – вполне достойная цель.
4. Проблемы в коллективе
Несколько раз за время своей работы наблюдал, как вполне квалифицированных специалистов просто выжимали с рабочего места. Только потому, что они не сошлись во взглядах с начальством или коллективом. Здесь очень важно понимать, что увольнение – это уход от проблемы. Если для исполнителя – это, в общем-то, может стать решением, то для менеджера – нет.
Причин подобных конфликтов может быть несколько:
- Чрезмерная категоричность в суждениях
- Нетерпимость
- Нежелание вести диалог и уход от проблем
И так далее…
В любом случае, если эта проблема коснулась вас — это повод задуматься об улучшении своих коммуникативных навыков.
5. Смена начальства
Смена начальства в некоторых случаях может быть приравнена к смене работы. Особенно если это происходит по причине кризиса. Изменяются условия и правила работы. При этом смена руководства довольно часто происходит в довольно нервной и напряженной обстановке. Совет один – не поддаваться общей панике и оценив новые условия работы принять решение – стоит вам продолжать работать на данном месте или нет.
6. Меня не слушают
Часто, сотрудник компании за время работы хорошо развивается и получает статус эксперта в своей области. При этом так же часто возникают проблемы, связанные с тем, что к его экспертным мнениям начальство не прислушивается. Проблема здесь заключается в том, что, во-первых — данный сотрудник может не обладать полным видением картины проекта или деятельности компании (при высоком уровне технических знаний). Во-вторых, сотрудник при принятии решения рискует в худшем случае своей заработной платой, тогда как руководство компании рискует своим бизнесом. То есть экспертное мнение они конечно выслушают, но решение может быть принято с учетом факторов, неизвестных сотруднику.
Что поделаешь – это участь большинства людей работающих по найму.
7. Условия работы
На первом моем месте работы над нашим офисом располагался боулинг. С 13 часов работать без наушников становилось затруднительно. Хотя и они не спасали от вибраций. Ради развлечения наши инженеры по звукам определяли, сколько дорожек играет.
На втором месте – вся компания (
15 человек) работала в одном помещении. Нетрудно догадаться, что постоянные передвижения людей и стабильный уровень шума сказывались на производительности не особо позитивно. Люди, как известно, привыкают ко всему …
Плохие условия работы ни разу не выдвигались в качестве основной причины увольнения из этих компаний. Но вот дополнительным и весьма весомым фактором при выборе нового места — были.
8. Увольнение
Это, наверное, одна из самых неприятных причин смены работы. Главное в этой ситуации — не пытаться свалить все проблемы на начальство и не паниковать. Увольнение дает хороший повод порефлексировать. Каков ваш реальный уровень? Какие ошибки вы допускали? Есть ли желание продолжать работу в этой сфере, или же пора сменить область деятельности?
Увольнение – это крайняя мера. Кроме того, не стоит предполагать, что это приносит руководству какое-либо удовольствие. Для большинства менеджеров, это решение крайне болезненное. Но означает оно только одно: вам с компанией не по пути.
По этой же теме хочу процитировать еще один фрагмент из книги Путь торговли:
****
Ученик спросил Учителя: «Учитель, я никак не могу понять сути того, чем все восторгаются. А именно: в японском языке иероглиф, означающий слово «кризис», состоит из двух иероглифов, которые означают «проблема» и «возможности». Ну и что?»
Учитель нахмурился:
– Действительно не понимаешь?! Это ужасно! Убирайся из Школы.
Ученик опешил:
– Но завтра я могу вернуться?
– Ты поймешь, когда тебе можно будет вернуться, – отрезал Учитель.
Прошло два дня, этот ученик постучал в дверь Школы. Учитель вышел к нему и сказал:
– Ничего не говори, я не поверю тебе! Уходи!
Остальные ученики стояли за его спиной, боясь вымолвить даже слово. Никто не понимал, чем вызван такой гнев Учителя…
Прошло около года, и ученик вновь возник на пороге. Учитель внимательно осмотрел его, улыбнулся и сказал:
– Вот теперь ты действительно понял.
И когда ученик зашел, Учитель предложил ему рассказать все другим ученикам.
– На следующий день после того, как я покинул Школу, – рассказал ученик, – хозяин фирмы, где я работал, сказал, что не нуждается больше в моих услугах. Я догадался, что тут не обошлось без Учителя, и пришел, но, вы помните, Учитель снова прогнал меня.
Учитель улыбнулся:
– Ты не представляешь, насколько трудно было уговорить начальника расстаться с тобой.
– Это я понял уже потом. Я очень старался найти работу, но не смог найти подходящей, а мне надо было содержать семью. Тогда я создал собственную фирму… Не прошло и года – Моя фирма сегодня одна из крупнейших в своей отрасли… Теперь я действительно понял, что означают эти иероглифы и… нет слов, Учитель, как я тебе благодарен!
– Благодари Путь, – по обыкновению сказал Учитель.
Работа и личная эффективность
Как вышеописанные проблемы сказываются на личной эффективности?
Она напрямую зависит от:
- Обязанностей
- Ответственности
- Условий работы
- Коллектива
Согласитесь, что заниматься никому не нужной, противной работой в одном помещении с неприятными тебе людьми довольно сложно. =)
Важно помнить, что отношения между работодателем и работником, в общем-то, равноправные. По этому, если вас не устраивает что-либо – решайте проблему, нет возможности — ищите варианты взвешивайте, принимайте решение и действуйте.
Но вместе с тем нужно понимание, что смена работы – это в какой-то мере уход от проблем. На новом месте – будут другие трудности, которые точно так же придется решать (только ваша лояльность к компании и руководству, возможно, будет выше).
Чего точно не стоит делать – так это терпеть и бездействовать. Если не нравится работа – нет желания ее делать хорошо, нет развития. Зато есть нервы и множество негативных эмоций. А это не нужно ни вам, ни работодателю.
Источник
Первые симптомы: что делать, когда хочется сменить работу
Пять поводов для перемен
Прислушиваться к негативным сигналам необходимо. Кроме постоянных мыслей об увольнении есть другие признаки, которые свидетельствуют о том, что человеку нужны перемены:
- Негативные эмоции. Обратите внимание на эмоциональный фон во время работы и после нее. Сигналом станет смена настроения. Раньше человек возвращался домой с улыбкой на лице, радовался успехам коллег, а теперь на него напала хроническая апатия и раздражение — значит, что-то не так.
- Постоянные болезни. Организм подсказывает, что накопилась усталость и нужно время на восстановление. Первые два пункта — это характерные признаки профессионального выгорания.
- Работа ради статуса и денег. Зарплата — это весомый, но далеко не единственный фактор, который влияет на удовлетворенность человека профессией и работодателем. Далеко не всех можно «купить».
- Отсутствие профессионального роста и интереса к обучению. Когда человек работает по призванию, он увлечен своим делом: следит за новыми тенденциями, растет профессионально и продвигается по карьерной лестнице, если у него есть такие склонности.
- Карьерный «потолок». После 5-8 лет в одной организации это ощущение преследует многих.
Есть и другие, более очевидные симптомы: отсутствие понимания с руководством, кризис отрасли, желание начать собственный бизнес и так далее. Однако «бросить все» для состоявшегося профессионала не лучшая стратегия.
Как работодатель заметит, что работник «устал»?
Скука и профессиональное выгорание сотрудников — проблема, с которой сталкиваются в каждой компании. Проактивные работодатели к этому готовятся заранее, продумывают, как вовлекать и мотивировать «старожилов». Часто им предлагают принять участие в обучении новичков или во внешних образовательных программах. Так опытные работники чувствуют себя нужными и получают профессиональное признание от молодых коллег.
Работодатель рано или поздно заметит, что сотрудник потерял интерес к работе, а его производительность снизилась. Выполнение задач других отделов и несвойственных для должности обязанностей, внезапная активность вне работы (например, хобби, которое приносит доход), — все это признаки усталости от текущих задач.
«Чтобы предупредить увольнения из-за профессионального выгорания, менеджеры по персоналу запускают опросы уровня удовлетворенности, которые включают вопросы об отношении сотрудников к характеру работы, занимаемой должности и выполняемым обязанностям; а также исследования для определения актуальной мотивации персонала, чтобы понять, что предложить сотрудникам, чтобы сохранить их в компании. Отдельные менеджеры по персоналу, курирующие бизнес-подразделения, проводят плановые и внеплановые беседы с коллективом с целью анализа микроклимата и ситуации на рабочих местах, — рассказывает Евгения Михайлова, эксперт сервиса « Готовое резюме ». — Подводя итоги, выявить сотрудника, которому пора сменить работу, могут посредством тестирования, опросов и мотивационной беседы».
Что сделать, если хочется уйти?
В идеале работодатель и сотрудник сперва должны сделать шаг навстречу друг другу. Многое зависит от возможностей и масштабов компании: не в каждой организации сотруднику предложат интересный для него выход. Мы советуем попробовать:
- Просто поговорить с руководителем . Большинство из нас периодически хотят сменить стиль, покрасить волосы или отрастить бороду. Но гораздо меньшее число людей действительно готовы к изменениям. Иногда достаточно честного разговора, чтобы «выпустить пар».
- Перейти в другую команду . Может быть, в другом отделе на сходной должности работа строится иначе: она более структурированная и предсказуемая, там приятный начальник и интересные задачи.
- Взять новые обязанности . Бывают ситуации, когда одни и те же задачи приедаются и изматывают. Если сотрудника устраивает компания, нравится должность и уровень заработной платы, он может принять участие в волонтерских проектах: многие работодатели поддерживают социальные инициативы. К тому же такая работа развивает лидерские качества и укрепляет команду.
- Пройти переобучение . Уже во время обучения становится понятно, нравится новая профессия или нет. Конечно, не каждый работодатель готов оплачивать курсы или переводить на другую должность, но иногда такие эксперименты поощряют.
- Пройти стажировку в другом отделе . В некоторых компаниях временные перемещения — это обязательная практика: например, сотрудники офиса два месяца стоят за прилавком. Так можно глубже разобраться в бизнес-процессах и выявить лучшие практики, поделиться опытом. Смена обстановки помогает иначе взглянуть на работу, а иногда становится шагом к смене профессии.
- Перевестись на внештатную работу . Если нет возможности сохранить сотрудника в штате, работодатель может заключить договор ГПХ и привлечь специалиста как фрилансера. Это хороший вариант на случай, когда нужно время, чтобы разобраться в своих желаниях.
- Найти новое место . Если категорически не нравятся правила, культура компании, зарплата, то вряд ли стоит ждать скорых изменений. Главное не спутать тревожные сигналы с простой усталостью: всем иногда нужен отдых.
Источник