Что значит сложная жизненная ситуация

Трудная жизненная ситуация – что это в психологии. Поддержка и помощь, оказываемая в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация – значимые в настоящее время для личности условия, вызывающие негативные эмоции и угнетающие состояния. Трудные условия всегда носят субъективный характер, который выражается индивидуальной тяжестью переживания. Это всегда опасная ситуация. Она требует от личности адаптации к новым условиям. В противном случае это может вылиться в личностные, поведенческие, психические нарушения и расстройства.

Что такое трудная жизненная ситуация

Современное российское законодательство определяет термин «трудная жизненная ситуация» как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».

Термин «жизненная ситуация» начал употребляться в психологии с начала XX века. Жизненная ситуация – это определенные в отношении конкретного человека условия, обстоятельства, потребности, ценности и представления, в совокупности влияющие на поведение и мировоззрение человека на этом конкретном этапе его жизни.

Трудной жизненной ситуацией называют условия:

  • не удовлетворяющие потребности личности;
  • противоречащие его убеждениям;
  • создающие негативные переживания.

Трудной ситуацией может быть смерть значимого человека, увольнение, потеря материального или социального статуса, болезнь, малообеспеченность, насилие и жестокое обращение, незапланированная беременность, развод и другие личностно значимые события.

Читайте также:  Нимфоманка что это значит

Трудные условия могут возникнуть под влиянием как внешних факторов, так и внутренних. Суть в том, что человек не может решить проблему привычными способами. Для трудной жизненной ситуации характерно:

  • напряженность;
  • требование к решению личностью какой-то задачи;
  • необходимость изменения привычного поведения и жизнедеятельности.

Субъективно это осознается через состояние стресса, невозможность соответствовать новым требованиям, неопределенность перспектив. Трудная жизненная ситуация отличается от кризисной или экстремальной ситуации, которые более травматичны для психики.

Как правило, трудная жизненная ситуация вызывает противоречие интересов личности или интересов ее и общества. Человеку приходится выбирать новые пути достижения цели. Это критичная и в определенной мере переломная ситуация, для которой характерна социальная нестабильность человека.

Факторы трудной жизненной ситуации

На осознание человеком трудных условий влияют такие факторы:

  • поведенческий (понимание невозможности следования привычным образцам);
  • когнитивный (осознание нехватки знаний, умений и навыков для преодоления ситуации);
  • витальный (субъективное ощущение невозможности пребывания в этой ситуации);
  • экзистенциальный (осознание пустоты, переосмысление ценностей).

Структура трудной жизненной ситуации

Анализируя трудную жизненную ситуацию, нужно оценивать:

  • ее участников;
  • деятельность, которая развивается в рамках этой ситуации;
  • время и пространство развития событий;
  • переживания и личное видение ситуации главным участником.

Изучением трудных жизненных ситуаций занимается социальная психология. Работа с людьми, оказавшимися в таких условиях, ведется социальными психологами и работниками социальных служб.

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Трудные жизненные ситуации принято классифицировать:

  • по возрасту субъекта (детские, подростковые, юношеские, взрослые);
  • по характеристикам (индивидуальные, групповые, семейные);
  • по реакции субъекта (адекватная или неадекватная, то есть активизирующая силы или тормозящая человека);
  • по уровню адаптации (активная, пассивная, приспособление).

Помощь в трудной жизненной ситуации

Цель работы в трудной жизненной ситуации – адаптация к новым условиям и стабилизация обстановки. В результате человек либо занимает активную жизненную позицию (благоприятная адаптация), либо становится приспособленцем (дезадаптация).

Возможны полезные (конструктивные) и неполезные (деструктивные) способы адаптации к ситуации. К конструктивным относится:

  • максимальное использование своего потенциала и ресурсов, помощи личностно значимого круга общения;
  • целенаправленное использование этих ресурсов и накопление социального опыта;
  • переоценка ситуации, поиск альтернатив и рассмотрение ее как множество возможностей, а не ограничений.

Деструктивными являются такие стратегии:

  • избегание, то есть игнорирование ситуации, попытки не замечать дискомфорта;
  • выбор стратегии без осмысления ее последствий;
  • поиск решения без достаточного осмысления ситуации (информации мало или она из некачественных источников);
  • использование чужих ресурсов без поиска собственных и тем более без их применения.

Преодоление трудной ситуации

Это активные действия человека по изменению ситуации. Например, если человек остался без работы, то он использует свои коммуникативные умения, связи, идет на курсы, любыми путями меняет ситуацию, стараясь избавиться от безработицы. Человек ищет информацию, раздумывает, вовлекает других людей, контролирует свои эмоциональные и психические реакции. Но такая стратегия не возможна в случае потери близкого человека. Тогда остается совладать с ситуацией.

Совладание с трудной ситуацией

Применяется в том случае, если для личности очевидно, что не все проблемы решаемы. Деятельность в этом случае направлена:

  • на сохранение самообладания, психического здоровья, устойчивости;
  • минимизацию вреда и стресса.

Такая стратегия актуальна в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию и приходится менять свое отношение к ней.

Совладание – это сознательные действия человека для достижения цели. Ни в коем случае не нужно путать с пассивным отношением и подсознательными механизмами психологической защиты.

Пассивное приспособление

Это вариант совладания, но оно направлено на изменение не ситуации, а личности человека. Такой стиль поведения может быть как основным, так и вспомогательным.

  • Приспособиться к ситуации можно с помощью принятия на себя чьей-то роли и соответствия ей. Актуально тогда, когда причинами трудной ситуации являются собственные нежелательные черты характера, например, неуверенность. Да, это подражание, но оно позволяет не занижать собственную самооценку и понемногу приобретать уверенность.
  • Определение границ своих возможностей – еще один вариант приспособления. Особенно актуально для ситуации болезни или инвалидности. Важно проанализировать, к чему организм готов, что способен делать, что может компенсировать, а что он безвозвратно утратил.
  • Предугадывание ситуации (проигрывание пугающего исхода) – еще один способ приспособления. Он помогает заранее проиграть трудную ситуацию и подобрать способы совладания с ней.

Переживание

С некоторыми ситуациями мы не можем совладать при всем желании, например, в случае болезни, старости, травли группой людей. Тогда остается переживать трудные моменты, меняя себя и видение мира.

Это всегда ломающие человека ситуации, которые никоим образом не могут удовлетворить потребности личности, соответствовать ее ценностям. Как правило, это необратимые условия, нарушающие гармонию личности. Ситуации, в которых человек не может изменить обстоятельства – самые сложные. После их преодоления жить как прежде точно не получится.

Преодолеваются они не с помощью действий и практик, а с помощью внутреннего эмоционального восстановления функционального равновесия жизни.

  • Это изменения внутреннего мира человека.
  • Это зашивание «дыр» души, поиски способов личностного развития в сложившихся условиях, создание новых смысловых связей между сознанием и жизнью, создание нового образа себя и мира.
  • Можно видеть это как испытание, проверку выносливости. Человек договаривается с самим собой, что пройдя все это, он сможет достичь самых нереальных вершин.

Начинается процесс переживания с включения защитных механизмов (вытеснение, избегание). Затем включается отрицание случившегося. После человек проходит остальные стадии и достигает конечной – принятие (признание и понимание ситуации).

Позитивное отношение

При любом варианте стратегии не помешает выработать позитивное отношение к ситуации. Как это возможно, и что под этим подразумевается? Существует две методики:

  • сравнивать свое положение с другими людьми («у меня еще не так плохо, как…»);
  • вспоминать свои предыдущие успехи («да, сейчас я, но зато…»).

Это не решит ситуацию, отчасти это пассивный метод, но он придаст уверенности и высвободит мысли для поиска новых решений либо позволит принять ситуацию, которую изменить невозможно.

Важно именно научить человека справляться с трудными жизненными ситуациями, а не предоставлять выход из конкретных условий. Ни один человек не застрахован от повторных проблемных ситуаций, потому нужно иметь развитую систему адаптации (адаптивную компетентность).

Фазы проживания трудной ситуации

Развивается адаптивная компетентность через несколько фаз:

  1. Бессознательная компетентность. Это образ мира и самой личности в ее представлении в нормальных, привычных условиях жизнедеятельности. Это сама собой разумеющая адаптация. Это опыт, который человек получил и использует в обычных, непроблемных ситуациях.
  2. Бессознательная некомпетентность. Это попытки человека применять привычные поведенческие модели в уже изменяющихся условиях, становящихся проблемными. Конечно, успешное применение усвоенных до этого стратегий уже невозможно. Сам человек еще не осознает серьезность и реальность изменений, потому и пользуется старыми техниками. Могут отмечаться непривычные, неадекватные реакции окружения на то, что человек делает. В силу того, что индивид еще не определяет ситуацию как новую, он упорно использует старые техники. По мере анализа и накопления информации, оценки поведения других людей, человек начинает осознавать ситуацию как трудную для себя. Первая реакция чаще всего – попытка приспособиться.
  3. Сознательная некомпетентность. Это стадия активных внутренних изменений, перестройка внутреннего мира, сбор информации, изучение своих ресурсов и поиск альтернатив.
  4. Сознательная компетентность. Человек выбрал тактику, но еще не может пользоваться ей на автомате. Чем больше он практикуется в применении техник на практике (с обязательной рефлексией и оценкой результатов), тем ближе становится фаза бессознательной компетентности, но уже для более широких условий. Тех условий, которые еще недавно были трудными для человека.

Как показывает практика, преодолеть трудную ситуацию без помощи специалистов и поддержки близких людей невозможно. Не стоит замалчивать проблему и бояться попросить о помощи.

Источник

Определение понятия «трудная жизненная ситуация»

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети — инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети — жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:

1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.

Источник

Тяжелая жизненная ситуация

За каждой тягостью наступает облегчение.
Писание (94: 6)

То, что меня не убивает, делает меня сильнее.

Ф. В. Ницше

«Я люблю тех, кто может улыбаться в беде», – сказал в свое время великий Леонардо да Винчи. В жизни любого из нас бывает всякое. Жизнь часто преподносит человеку неожиданные сюрпризы, которые несут в себе взлеты или падения, удачу или трагедию. Невозможно представить, что ждет нас за очередным поворотом жизни. И никто из нас не застрахован от «сумы и тюрьмы», или, иными словами, от трудной или тяжелой ситуации в жизни. Тяжелой жизненной ситуацией называют условия, которые не удовлетворяют потребности человека, противоречат его убеждениям и создают негативные переживания. Это может быть смерть близкого и дорогого нам человека, увольнение с работы, потеря человеком важного для него социального статуса, серьезные проблемы со здоровьем, разорение, жестокость в отношениях (насилие), другие личностно значимые события.

Привычная модель поведения, сформировавшаяся у человека в прежние годы, становится неспособна удовлетворять основные жизненные потребности. Человек больше не может решать проблему знакомыми и привычными для него способами.

Признаками того, что вы попали в тяжелую жизненную ситуацию, могут быть:

  • нарушение текущей социальной деятельности, сложившихся отношений,
  • чувство бессилия,
  • напряженность,
  • необходимость изменения привычного поведения и жизнедеятельности,
  • неопределенность дальнейшего развития событий,
  • ощущение опасности беспомощности, отрицательных эмоций и переживаний,
  • требование к решению личностью какой-то задачи.

Такая ситуация – это кризис для человека и его семьи. Создавая опасность для физического или психического здоровья человека, она полностью меняет жизнь, деля ее на «до» и «после». Эти трудности могут стать этапом развития, а могут – ступенью к остановке или регрессу личности.

Нужно знать, что какими бы ни были жизненные ситуации негативными и «тяжелыми», они являются составной частью процессов социализации, способствуют саморазвитию, улучшению взаимоотношений с внешней средой.

Причины таких ситуаций могут быть различными, к основным из них можно отнести следующие:

  1. болезнь или инвалидность,
  2. старческая недееспособность,
  3. одиночество,
  4. жестокое обращение в семье с детьми или пожилыми родственниками,
  5. отсутствие собственного жилья или определённого места для жительства,
  6. безработица,
  7. малообеспеченность семьи (отдельного человека).

Каждый из нас ищет свой выход из тяжелой для него ситуации. Одной из распространенных моделей поведения становится бегство, стремление отстраниться от сложностей, дабы избежать серьезных потрясений (например, отказ от брака, повышения по службе/работе) или отрицание самого факта произошедшего (нет, он/она не умер, просто уехал в долгую командировку).

Вторым вариантом поведения становится активная позиция человека в сложившейся для него непростой ситуации. Желая достичь успеха, победить тяжелые обстоятельства жизни, люди ищут выход, тратят много сил, изучая новую информацию, прибегая к помощи других людей, меняя собственное поведение и мышление. В ситуации кардинальных социальных потрясений, когда трудности неизбежны и от самого человека ничего не зависит, люди могут заранее готовить себя к испытаниям, принимая и приспосабливаясь к новым для них условиям и правилам жизни.

Если, невзирая на все прилагаемые усилия, преодолеть трудности не получается, человек может снизить уровень своих потребностей или даже отказаться от каких-то из них(«не очень-то и нужно»). Или осознанно принять ситуацию, и, сравнивая себя с другими людьми или со своими прежними успехами, дать положительную оценку произошедшим событиям («пусть я не достиг успеха в…, зато у меня есть…, а у других еще хуже»).

Современная психологическая наука предлагает несколько способов преодоления трудной жизненной ситуации.

  1. Искать поддержку. Не замыкайтесь в себе, обратитесь за помощью к семье, родственникам и друзьям. Их поддержка добавит вам сил и энергии в борьбе с испытаниями и трудностями, в которых вы оказались. А если обратились за помощью к вам? Забудьте о советах и общих фразах, просто побудьте с человеком рядом, Даже простое присутствие близкого человека, с кем можно помолчать или вместе поплакать, принесет больше пользы, чем сотня пустых фраз сочувствия или телефонных звонков.
  2. Не подавлять эмоции. Если у вас «комок в горле» и вас «душат» подступающие слезы – плачьте! Выражение «Мужчины не плачут» – не более чем избитая фраза. Слезы снимают напряжение, уменьшают душевную боль, помогают принять произошедшее.
  3. Опираться на реальные обстоятельства и здравый смысл. Страх и паника – не лучшие помощники в трудной ситуации. Поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств и так отнимет у вас немало жизненных сил, поэтому не стоит преувеличивать значение происходящего и додумывать того, что еще не случилось. Но и «прятать голову в песок», думая, что все решится само собой, тоже не стоит.
  4. Дать себе время на осознание происходящего. Негативные эмоции от случившегося не проходят по щелчку пальцев, нужно время для горевания, осознания и принятия новых обстоятельств. Только после этого этапа вы будете способны задать себе правильный вопрос: «для чего мне дана эта ситуация?» и постараться найти и извлечь, пусть горький, но опыт из пережитых событий. Со временем придет понимание, что не все и не всегда будет зависеть от вас, будут обстоятельства, которые нужно будет принять и жить дальше.

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить.

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.

Источник

Оцените статью