- Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
- Содержание:
- Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
- Способы словообразования:
- План словообразовательного разбора (анализа)
- Примеры словообразовательного анализа
- Образец устного разбора
- Словообразовательный анализ
- Словообразовательный анализ.
- План словообразовательного анализа.
- Примечания .
- Пример словообразовательного анализа.
- Словообразовательный анализ с примерами
- Словообразовательный разбор слова
- Непроизводные и производные слова в русском языке
- Производящая основа слова
- Что такое словообразовательный разбор?
- Словообразовательный и морфемный разбор
- Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
Содержание:
Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:
- различать производные и непроизводные слова;
- видеть производящую и производную основы;
- уметь выделять морфемы;
- знать способы словообразования.
Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.
Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.
К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.
Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.
Способы словообразования:
- морфологические:
- приставочный,
- суффиксальный,
- приставочно-суффиксальный,
- постфиксальный,
- приставочно-постфиксальный,
- суффиксально-постфиксальный,
- бессуффиксальный,
- сложение основ,
- аббревиатура;
- неморфологические:
- лексико-синтаксический,
- лексико-семантический,
- морфолого-синтаксический.
Приставочный |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую) |
|
План словообразовательного разбора (анализа)
Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.
Начальная форма слова:
- существительное – ед.ч., Им.п.;
- прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
- глагол – неопределенная форма;
- причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
- местоимение – в зависимости от разряда
- наречие, деепричастие – не изменяются.
Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.
Затем выполнить следующие действия:
- Указать часть речи
- Установить слово с производящей основой.
- Выделить основу в производящем слове.
- Выделить производную основу в разбираемом слове.
- Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
- Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
- Определить способ образования.
- выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
- при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.
Примеры словообразовательного анализа
Образец устного разбора
Подоконник – существительное, в начальной форме.
- Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
- Основой производного слова является подоконник.
- Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
- Способ образования: приставочно-суффиксальный.
Источник
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ (разбор)
Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
Для школы:
- Поставить слово в начальную форму.
- Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
- Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
- Указать основу в производящем слове.
- Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Для ВУЗа:
- У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
- К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен
Тест на тему Словообразовательный формантТесты на тему Словообразование
Тест на тему Словообразование существительных
Тест на тему Словообразование глаголов
Тест на тему Словообразование прилагательных
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
перейти на стр. «Словообразование в таблицах«, «Значение суффиксов«, «Значение приставок«, вернуться на стр. «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР» , вернуться на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Словообразовательный анализ.
Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.
План словообразовательного анализа.
Ставим форму в начальную форму.
Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
В производящем слове указать основу слова.
В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. — если они имеются.
При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.
Примечания .
Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.
Пример словообразовательного анализа.
Подслеповатый — слово, имеющее значение «не очень хорошо видящий». Основа слова — «послеповат-«, слово образовано от прилагательного «слепой» (основа — «слеп-«) с помощью приставки «под-« и суффикса «-оват-«, т.е. приставочно-суффиксальным способом.
Послеповатый — слепой (приставочно-суффиксальный способ).
Источник
Словообразовательный анализ с примерами
Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
Для школы:
- Поставить слово в начальную форму.
- Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
- Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
- Указать основу в производящем слове.
- Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Для ВУЗа:
- У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
- К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен
Тест на тему Способы словообразования
Тест на тему Средство словообразования
Тест на тему Основа слова
Тест на тему Основа производящая и производная
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|