- Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»
- 40. Об очищении цепи праотцев (25:9—27)
- Значение слова «умереть»
- умере́ть
- «Умирать не больно» Медсестра рассказывает о последних минутах жизни пациентов. Почему об этом важно знать каждому?
- «Стала ненавидеть свою жизнь»
- «Это абсолютно нормально»
- «Работаем, чтобы жить»
- «Никто не хочет говорить об уходе из жизни»
Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»
Смерть Авраама стих выражает тремя словами: «и скончался» (вайигва), «и умер» (ваямат), «и присоединился к своему народу» (вайеасэф). О смерти Ицхака тоже говорится: «И скончался, и умер», — а о смерти Яакова сказано: «И скончался, и присоединился к своему народу», а слово «умер» он произносит сам: «Вот, я умираю…» И про Аарона, посвященного Б-гу, сказано так: «И присоединился Аарон к своему народу, и умер Аарон, и увидела вся община, что скончался Аарон». А вот когда говорится о смерти господина нашего Моше, используются только два глагола, указывающие на смерть и на присоединение к народу: «И умри на горе, на которую ты поднимешься, и присоединись к своему народу», — а слово «скончался» не использовано вообще.
Чтобы разобраться во всем этом, тебе нужно знать, что означают эти три понятия: «умер», «скончался» и «присоединился к народу». Ведь вряд ли они — простые синонимы. Потому что если так, почему Тора не ограничивается одним или двумя из них, а использует все три? А если они указывают на высокое положение умершего и на его святость, почему тогда все эти три слова встречаются в описании смерти Ишмаэля, как и Авраама? На это, возможно, отвечают наши мудрецы, сказав, что Ишмаэль перед смертью сделал тшуву. Но все равно остается непонятным, как можно было приравнять его уровень к уровню святых Авраама, Ицхака и Яакова? И, кроме того, как могло получиться, что, говоря о Моше-рабейну, который был самым вознесенным из всех, Тора употребляет лишь два из трех понятий: «умер» и «присоединился к народу», — но не использует слова «скончался»?
Я думаю об этом так. Человек состоит из двух частей: материальной и духовной, то есть, разумной. Поэтому его смерть непременно должна описываться тремя разными словами. Глагол «скончался» относится к телу, «присоединился к народу» — к душе, а слово «умер» описывает то, что произошло с их единством, с человеком в целом.
Что происходит, когда человек умирает? Начинается с того, что единство, составляющее его, начинает распадаться. У этого процесса непременно должны быть естественные причины, вызывающие смерть: природная влага тела пересыхает, источник телесного тепла перестает действовать, и меняется сам состав тела, так что оно более не в состоянии удерживать структуру, которую придает телу душа. И вот этот процесс завершения существования тела как самоподдерживающейся системы и называется «скончался». А словом «умер» обозначается распад двойственной структуры человека, когда «прах возвращается в землю, откуда был взят, а душа возвращается к Б-гу, Который даровал ее». Поэтому, когда Тора использует слова «умер» и «скончался» вместе, всегда сначала говорится «скончался», а затем уже «умер»: «И скончался, и умер». Слово «скончался» в этом сочетании описывает процесс подготовки тела к завершению существования, когда начинают действовать природные причины смерти. А «умер» — это и есть прекращение жизни тела и отделение его от души. А это отделение происходит уже после того, как естественные причины начали действовать, то есть, становится следствием из этих причин. Теперь понятно, почему слово «скончался» употреблено по отношению к нашим праотцам. Более того, наши мудрецы подчеркивают, что оно относится только к праведникам и что все, о ком так сказано, умерли от болезни пищеварительной системы. Дело в том, что это слово обозначает естественную смерть, последовавшую от болезни, а такой смерти удостаиваются именно праведники, согласно сказанному: «Сойдешь в могилу в надлежащее время». Праведники не умирают случайно и внезапно, причиной их смерти всегда является тяжелая болезнь.
А «присоединился к народу» — эти слова описывают происходящее с душой. После того как прекратится существование тела, то есть, оно «скончается», наступает смерть и человек «умирает», а затем душа возвращается к источнику и «соединяется со своим народом». «Приход души к ее народу» подразумевает ее воссоединение с духовным миром, с другими душами, такими же, как она сама.
Теперь можно объяснить, почему при рассказе о смерти Авраама, Ицхака, Яакова и Аарона использованы все три эти выражения. Все они были уже старыми людьми, поэтому они «скончались», то есть, их смерть произошла от естественных причин. Затем они «умерли», то есть, их душа и тело разделились, и, наконец, «присоединились к своему народу», то есть, их души вошли в духовный мир и воссоединились с другими душами еврейских праведников.
И хотя смерть Ишмаэля описывается теми же словами, означают они несколько иное. Он тоже умер естественной смертью, «старый и насыщенный днями», поэтому о нем тоже сказано: «И скончался, и умер». Однако когда о его душе сказано: «И приложился к народу своему», — речь идет именно о его народе. Его душа оказалась там же, где пребывают души египтян и всех тех, кто походит на него верой и поступками.
А когда описывается смерть Моше-рабейну, употребляется слово «умер», поскольку его душа и тело разъединились, и «присоединился к своему народу», так как его душа примкнула к душам наших святых праотцев, «великих и издавна именитых», — ведь именно они были его настоящим народом! Но «скончался» про него не сказано, так как состояние его тела не ухудшилось перед смертью. Тора сама говорит об этом: «Глаза его не погасли, и щеки не ввалились». В его теле не зародились природные процессы, которые должны были стать причиной естественной смерти. Он умер лишь по одной единственной причине — желанию его Творца.
40. Об очищении цепи праотцев (25:9—27)
Тело человека, а еще больше — тело животного, имеет удивительную способность, вложенную в него мудрым постановлением Творца: очищать пищу, попадающую в их тела. Для этого животные наделены тремя пищеварительными системами. Первая — это желудок, в котором происходит естественное переваривание пищи животного. Здесь она превращается в питательные соки, а отбросы выводятся через кишечник. Вторая система — это печень. Здесь продолжается переваривание тех соков, которые отделил желудок, и здесь питательные вещества, которые органы тела способны усвоить, отделяются от ненужных, не усваиваемых органами. Эти последние переходят в органы выделения, предназначенные природой для различных шлаков. Для черных шлаков таким органом служит селезенка, для красных — желчный пузырь, и так далее. Третья система — это всасывающие каналы артерий и сами органы, каждый из которых впитывает необходимые ему вещества тем способом, который определен его природой. И это — самое эффективное переваривание, при котором отбросов почти не остается, — таковы данные естественных наук.
Именно таким путем Б-г очистил Свой избранный народ, предназначенный для воссоединения с Шехиной. Очищение это тоже проходило в три этапа. Первым этапом был Авраам, и его уровень очищения — это уровень желудка, первичного переваривания, на котором произошло самое грубое очищение и выделилась пригодная часть — Ицхак, а остальные «сыновья наложниц» остались на уровне отбросов и были «отосланы от лица Ицхака, сына его».
Ицхак соответствует уровню печени: здесь источник нашего народа прошел более тонкое очищение, и с помощью самого Ицхака и его жены Ривки были выделены ценные питательные соки, воплощением которых стал Яаков, и отделены вредные и болезнетворные жидкости, которые представляет Эсав.
Яаков в этой «пищеварительной системе» занимает место третьей системы, в которой очищение достигло полноты и совершенства. Каждому из органов тела, которым соответствуют двенадцать его сыновей, он передал семя идеальной природы, подобно тому, как третья пищеварительная система снабжает идеально очищенными питательными веществами все органы: и мозг, и мясо, и кости, и все остальное, предоставляя каждому из них именно то, в чем тот нуждается. Так и Б-г в заслугу Яакова дал каждому из его сыновей то, что подходит ему больше всего, согласно его собственному уровню. До сих пор все Б-жественное влияние проходило только через одного человека, избранного в каждом поколении; он находился на уровне плода, а все остальное поколение — на уровне скорлупы. Но когда в мир пришли сыновья Яакова, влияние Б-га распределилось по ним всем. Они стали первой общиной, удостоившейся близости к Б-гу, первой группой людей, заслуживших эту близость своим личным совершенством.
Источник
Значение слова «умереть»
1. Перестать жить. Совершенно здоровый, сильный, он был убит лошадью (она лягнула его в грудь) — и умер мгновенно. Гл. Успенский, Из деревенского дневника. Жены у него не было: она умерла от чахотки. Каронин-Петропавловский, Рассказы о парашкинцах. || за кого-что и без доп. Погибнуть, защищая, отстаивая что-л. Умереть за правое дело. □ Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Лермонтов, Бородино.
2. перен. Исчезнуть, бесследно пропасть. Впечатление, которое он [странник Гриша] произвел на меня, и чувство, которое возбудил, никогда не умрут в моей памяти. Л. Толстой, Детство. Аночка кончила школу в то время, когда еще не умерли все гимназические обычаи. Федин, Необыкновенное лето.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УМЕРЕ’ТЬ, умру́, умрёшь, прош. у́мер, умерла́, у́мерло; уме́рший; умере́в, сов. (к умирать). 1. без доп., от чего и (простореч.) чем. Перестать жить. Кто ни умрет, я всех убийца тайный. Пушкин. Холерой умер Ситников. Некрасов. У. от раны. У. на своем посту (исполняя до конца свои обязанности; книжн.). || за кого-что и без доп. Подвергнуться смерти, защищая, отстаивая кого-что-н. Ребята! не Москва ль за нами? умремте ж под Москвой, как наши братья умирали! Лермонтов. У. за родину. 2. перен. Исчезнуть, прекратиться. Постепенно чувства любви, прекрасного погаснут и умрут. Лермонтов. Дело наших отцов не умрет. 3. перен., со словами «от (или с) тоски», «от безделья», «от (или со) скуки», «от жажды» и т. п. Истомиться, прийти в изнеможение от чего-н. Тут со скуки умрешь. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
умере́ть
1. перестать жить, прекратить существование ◆ От пяти проникающих ранений в грудь и живот мужчина умер на месте. «Убийцу не смогли опознать только присяжные», 2004.07.30 г. // ««Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде» (цитата из НКРЯ) ◆ А через два года Семён Васильевич умер от брюшного тифа. Л. Н. Андреев, «Оригинальный человек», 1904 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Многие из них умерли от ран, и в том числе храбрый воевода Сидоров, уязвлённый пулею и копьём. Карамзин, «История государства Российского: Том 8», 1815-1820 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он в беспамятстве и сейчас умрёт, а кислород только увеличит страдание старика и нам прибавит работы. Фридрих Горенштейн, «Куча», 1982 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И лошадь умерла, потому что целый месяц мы имели слишком мало денег, чтобы хорошо кормить её… Ю. К. Олеша, «Три толстяка», 1924 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. исчезнуть, прекратиться ◆ и постепенно чувства // Любви, прекрасного погаснут и умрут Лермонтов, «Маскарад», 1835-1836 г. ◆ Таким образом, жизненная задача моя кончена, моё дело не умрёт. Вернадский, «Дневники: 1926-1934 гг.», 1926-1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если я говорю об этом так легко, то потому, что та любовь умерла очень давно. В. К. Кетлинская, «Мужество», 1934-1938 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. разг. утратить работоспособность в силу различных причин (поломки, разряда батарей и т. п.) ◆ Извини, что вчера не позвонил — телефон умер.
4. перен. прийти в крайнюю степень какого-либо состояния, чувства к чему-то или крайне эмоционально воспринять что-то ◆ С этими людьми нет ни отрады, ни покоя, ни раздолья для молодых женщин; они должны умереть с тоски и с огорчения на беспрестанное ворчанье старухи да на капризы хозяина. Н. А. Добролюбов, «Тёмное царство», 1859 г. ◆ Теперь ему просто скучно, он может даже умереть от тоски. Георгий Владимов, «Верный Руслан», 1963-1965 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чуть не умер со страху. ◆ Ну и насмешил ты меня — я чуть не умер.
5. перен. разг. изумиться в высшей степени; не поверить чему-либо ◆ Умереть — не встать! ◆ Алло, Галочка? Ты сейчас умрёшь! Потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры. «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Источник
«Умирать не больно» Медсестра рассказывает о последних минутах жизни пациентов. Почему об этом важно знать каждому?
В мае 2021 года американка Джули Макфадден (Julie McFadden) зарегистрировалась в TikTok и начала в доступной, а порой и в шутливой форме рассказывать о своей работе в хосписе: девушка занимается уходом за неизлечимо больными людьми. В своих роликах американка раскрывает неожиданные факты и необъяснимые феномены, связанные со смертью. Из ее видео зрители узнают и о том, что происходит с пациентами перед уходом и как можно облегчить состояние близких в последние часы их жизни. История медсестры хосписа, которая поднимает табуированную тему и помогает посмотреть на смерть под другим углом, — в материале «Ленты.ру».
«Стала ненавидеть свою жизнь»
«Я никогда не забуду, как благодаря вашим видео я смогла впервые после смерти отца испытать облегчение», — написала одна из пользовательниц под видео Макфадден в TikTok. Подобные комментарии медсестра получает регулярно. «Вы заслуживаете того, чтобы о вас все знали!», «Если бы я не нашла вашу страницу на этой неделе, то не смогла бы взять себя в руки и сделать то, что должна», «Спасибо вам за ваши видео. Жаль, что TikTok не появился до того, как мои родители скончались», — пишут ей пользователи.
В роликах, в комментариях под которыми американку благодарили за помощь, она похвасталась, что о ее аккаунте написали СМИ. Материал, посвященный ее тиктокам, появился в середине ноября на сайте журнала Newsweek. Следом за этим профилем Макфадден заинтересовались и другие крупные издания, в числе которых британские Daily Mail и The Sun и американское USA Today. Помимо этого медсестра стала гостьей подкаста Handle With CARE, где в беседе с ведущей Кэрри Мэдрид (Carrie Madrid) рассказала о своей работе и о том, почему она хочет сделать тему смерти менее табуированной.
До того как устроиться в хоспис, американка около десяти лет работала медсестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии в клинике. Однако из-за очень напряженного графика она бросила работу в больнице. После этого Макфадден устроилась в хоспис. Там она познакомилась с врачом, которая вернула ее интерес к сестринскому делу. Как отметила американка, наставница научила ее многому и вдохновила своим примером работы с пациентами.
Я работала медсестрой в клинике много лет, и все закончилось тем, что я стала ненавидеть свою жизнь и свою работу. Я думала, что выбрала не ту профессию, что все это ужасно
Макфадден работает в хосписе уже пять лет и за это время ни разу не усомнилась в своем решении. «Я люблю свою работу, если в моем случае так вообще можно говорить», — призналась блогерша.
«Это абсолютно нормально»
Первое видео появилось на странице Макфадден в TikTok в начале мая. В ролике под названием «Сумасшедшие факты о смерти» она рассказала о необычной особенности человеческого тела. «Незадолго до ухода из жизни человек обычно отказывается есть и пить. Это происходит потому, что организм сам готовит себя к грядущей кончине. Чем меньше человек ест и пьет, тем спокойнее будет его смерть», — объяснила медсестра.
Для многих пользователей факт, озвученный медсестрой, стал неожиданностью. «Моя мать умерла прошлым летом. Я так злилась, что ей не поставили капельницу от обезвоживания. Мне казалось, что из-за отсутствия воды в организме она испытывает сильные боли», «Я рад, что узнал об этом! Моя мать умерла в 2004 году, и с тех пор мы всей семьей испытывали муки совести из-за того, что у нее перед смертью не было капельниц», — поделились комментаторы.
Популярность американке принес ролик (2,2 миллиона просмотров), в котором она рассказала, что чаще всего происходит с людьми перед кончиной. По словам медсестры, в последние дни жизни пациенты обычно видят умерших близких. В комментариях к этому видео многие пользователи вспомнили, что их ушедшие родственники переживали похожий опыт: одни за несколько часов до смерти «встречались» с умершими членами семьи, а другие — с умершими питомцами.
По словам Джули Макфадден, в последние дни жизни больные обычно видят умерших близких
Одним из самых популярных (6,5 миллиона просмотров) на странице Макфадден в TikTok стал пост, в котором она описала необычный феномен под названием The Rally («временное улучшение»). В ролике блогерша сообщила, что иногда тяжелобольным пациентам хосписа может внезапно стать лучше. Однако, как уточнила медсестра, это состояние обычно длится недолго. Через несколько дней или часов после него человек умирает.
В другом завирусившемся видео (1,1 миллиона просмотров) блогерша рассказала, как понять, что человек умирает с миром. Макфадден заявила, что в таком случае пациент ни на что не реагирует, и со стороны кажется, будто он крепко спит. По словам медсестры, в этот момент у человека может измениться частота дыхания, цвет кожи, или же он может стучать зубами. «Это абсолютно нормально. Эти изменения не означают, что пациент испытывает боль», — подчеркнула она.
В юмористическом ролике американка ест салат и смотрит сериал, пока ее телефон разрывается от уведомлений от начальницы
Больше всего просмотров набрал пост (6,8 миллиона просмотров), в котором медработница подробнее рассказала о феномене того, что неизлечимо больные люди незадолго до кончины видят умерших близких. «Большинству пациентов нравятся такие «встречи», им становится комфортно, они совсем этого не боятся. Часто умершие родственники обращаются к ним со словами: «Мы скоро заберем тебя» или «Не волнуйся, мы поможем тебе»», — вспомнила она. Макфадден добавила, что этому явлению нет медицинского объяснения. Медсестра обычно заранее предупреждает больных и их родственников о том, что такое может произойти.
«Работаем, чтобы жить»
Сотрудница хосписа иногда снимает и шуточные ролики о работе. Так, в одном видео она разыграла сцену с медсестрой и пациенткой, страдающей от деменции. В ролике Макфадден предложила больной пообедать, а затем появилась в кадре в образе пожилой женщины и показала, как больные могут реагировать на такие вопросы. «Заткнись, сука! Иди убей себя!» — прокричала ее героиня.
Многие пользователи отметили, что блогерше удалось очень точно описать поведение пациентов с деменцией. «Боже, прямо в точку! Мой отец тоже был очень грубым. Я постоянно извинялась перед медсестрами и их помощниками», «Это очень смешно, Джули! Не могу перестать смотреть это видео», «Джули не лжет, на самом деле все так и есть», — написали комментаторы.
Еще в одном видео Макфадден показала, как сидит на кровати, ест салат из большой миски и смотрит сериал «Офис», пока ее телефон разрывается от уведомлений. «Это я игнорирую сообщения от старшей медсестры, когда она спрашивает, могу ли я подежурить в свой выходной», — подписала она кадры. «Люди часто забывают: мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать», «Я поступаю точно так же! Если ты соглашаешься выйти на смену, то у тебя вообще никогда не будет выходного, ведь ты работник системы здравоохранения», — согласились с ее решением игнорировать звонки с работы зрители.
В шуточном видео Джули Макфадден приходит в гости к пациенту и находит его мертвым. В это время его родственники занимаются своими делами в доме
«Никто не хочет говорить об уходе из жизни»
Идея завести аккаунт в TikTok пришла к американке весной 2021 года, когда она гостила у родственников. По словам медсестры, она увидела, как ее племянницы-подростки снимали танцевальные видео для платформы, и решила зарегистрироваться в этой соцсети. Правда, она решила не участвовать в популярных флешмобах, а записывать ролики о работе.
Американка считает, что ее цель заключается в том, чтобы просвещать пользователей и поддерживать тех, кто попал в непростую ситуацию. «Я знаю много интересного о смерти, о чем большинство людей не догадываются. Никто не хочет говорить об уходе из жизни, хотя мы все когда-нибудь умрем. Поэтому я передаю знания, которые нужны всем нам», — цитирует Макфадден The Sun.
Во многих своих постах медсестра пытается убедить подписчиков, что попасть в хоспис не страшно. По ее словам, это всего лишь часть жизни. За время работы в учреждении женщина поняла, что с пациентами нужно как можно больше разговаривать о смерти. Как объяснила Макфадден в интервью Newsweek, чем более открыто человек рассуждает об уходе из жизни во время бесед, тем спокойнее он умирает.
Еще один факт, который американка узнала за пять лет работы в хосписе, — это то, что смерть на самом деле не причиняет боль. Она утверждает, что человек перед смертью страдает из-за заболевания, от которого он умирает, но сама смерть безболезненна. «Умирать не больно. Если какой-то человек доживает до ста лет и умирает по естественным причинам, то скорее всего он вообще не будет испытывать при этом никакой боли», — подчеркнула она.
Источник