Что значит система закупок

Госзакупка

Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком

Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.

Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.

С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.

Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.

Чем отличаются госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Отношения с разными типами заказчиков регулируют разные законы. По 44-ФЗ заказчик — федеральные и муниципальные бюджетные организации. Такие госзакупки финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, а требования к поставщикам и заключению соглашений установлены законом.

Заказчик по 223-ФЗ — компании с долей государства более 50%, то есть госпредприятия. Они проводят тендеры за свой счет. Закон здесь мягче: заказчики могут сами указывать требования к поставщикам и сроки.

Читайте также:  Что значат боли внизу живота справа у женщины

Виды госзакупок

Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.

Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

  1. Аукцион. Главный критерий отбора в аукционе — низкая цена, поэтому такой формат часто используют для покупки товаров. Заказчик размещает заказ, требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В указанное время проводят аукцион, где участники торгуются, снижая цену. Победит тот, кто готов выполнить заказ за меньшую сумму.
  2. Конкурс. Во время конкурса заказчик смотрит не только на цену, но и на репутацию, кейсы, техническую подготовленность кандидатов. В рамках конкурса торги не проводят: участники один раз отправляют предложение с указанной ценой, а побеждает тот, кто предложил лучшие условия сделки.
  3. Запрос котировок. При запросе котировок максимальная стоимость контракта ограничена: она может быть не выше 500 000 ₽. Участники не торгуются, а подают заявку с окончательной ценой. Заказчик выбирает самую низкую.
  4. Запрос предложений. При запросе предложений побеждает заявка, которая больше других соответствует требованиям заказчика.

Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.

Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.

Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.

Кто может стать поставщиком

Стать поставщиком может любой: физлицо, самозанятый, индивидуальный предприниматель, коммерческие компании и бюджетные организации. Но есть нюансы. Например, физлицо не может поставлять товары, но может предоставлять услуги. Иногда заказчики прописывают условия, которые ограничивают подачу заявок:

  • устанавливают национальный режим: подать заявку могут только поставщики отечественных товаров;
  • отечественных товаров; проводят закупку только среди представителей малого и среднего бизнеса;
  • запрашивают у поставщиков лицензии, разрешения или подтверждение квалификации сотрудников;
  • создают закрытые государственные закупки — заказы для нужд, связанных с гостайной. Например, товары или услуги для армии или ликвидации ЧС. Участвовать в таких тендерах можно только в том случае, если участника пригласил заказчик.

Кроме условий заказчика, поставщик должен соответствовать требованиям закона, поэтому для участия в тендере нужно подавать пакет документов.

Какие документы нужны для участия в госзакупках

Набор документов зависит от вида закупки. Мы подготовили для вас примерный список бумаг, которые могут понадобиться для участия в торгах.

Документы для конкурса по 44-ФЗ:

  1. Декларация соответствия требованиям закона — подтверждает, что компания действует и не имеет задолженностей по налогам, сборам и отчислениям в бюджет.
  2. ИНН.
  3. Если закупку проводят только для субъектов малого предпринимательства, нужно подать декларацию о принадлежности к субъектам МСП.

Документы для конкурса по 223-ФЗ:

  1. Декларация соответствия требованиям закона.
  2. ИНН.
  3. Справка об отсутствии задолженности по налогам.
  4. Рекомендательные письма от предыдущих клиентов.
  5. Выписка из ЕГРЮЛ — если в госзакупках участвует компания.
  6. Принадлежность к МСП — если госзакупу проводят для малого и среднего бизнеса.
  7. Дипломы, грамоты и сертификаты — если это указано в списке требований.

Заказчик может запросить дополнительные документы: обычно полный перечень указывают в условиях участия в закупке.

Где искать информацию о госзакупках

Информацию о госзакупках можно найти на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС. На портале можно посмотреть открытые конкурсы и аукционы, а еще те, что только планируют провести.

При переходе на страницу товара или услуги можно прочесть детали заказа.

Как участвовать в закупках

Чтобы участвовать в госзакупках, нужно купить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. Ее предоставляют аккредитованные удостоверяющие центры.

Чтобы принять участие в тендере, нужно зарегистрироваться на Госуслугах — учетная запись поможет подключиться к ЕИС и подать документы.

Важен формат участия в торгах: если вы подаете заявку как ИП или юрлицо, нужно завести соответствующий аккаунт на портале.

При регистрации можно выбрать статус

Зайдите в личный кабинет на сайте единой информационной системы, используя логин и пароль Госуслуг. Часть данных загрузится автоматически, а остальное придется заполнять вручную или заверить недостающие документы электронной цифровой подписью и загрузить их.

Если в закупке будут участвовать сразу несколько сотрудников компании, их полномочия тоже нужно подтвердить с помощью электронной цифровой подписи. Платить за регистрацию не нужно. Аккаунтом единой информационной системы можно пользоваться три года.

Чтобы участвовать в закупках, нужно зарегистрироваться и получить аккредитацию на электронной торговой площадке. Их список есть на ЕИС. Часть данных площадка получит из личного кабинета на сайте единой информационной системы, а остальные документы придется загрузить вручную. Площадка проверит их в течение одного рабочего дня и предоставит доступ к закупкам.

Сколько нужно заплатить за участие

Чтобы участвовать в госзакупках, нужно внести плату оператору площадки ― 1% от договорной стоимости. Для крупного и среднего бизнеса максимум ― 5000 ₽, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ― 2000 ₽.

Заказчику нужна гарантия, что поставщик предоставляет верные сведения и не откажется от контракта в последний момент. Поэтому участники должны обеспечить заявку: перечислить деньги на специальный банковский счет или получить банковскую гарантию.

Размер обеспечения — суммы, которую надо перечислить на специальный счет до завершения сделки, устанавливает заказчик в установленных законом пределах. При небольшой сумме сделки обеспечение не требуется. Если договорная стоимость превышает 1 млн рублей по нормам 44-ФЗ и 5 млн рублей по нормам 233-ФЗ, заказчик может требовать от 0,5 до 5% стоимости договора.

Что нужно запомнить

  1. Закупка — это способ найти исполнителя для госзаказа.
  2. Если для закупки выделяют бюджетные средства, выполнение заказа регламентирует 44-ФЗ.
  3. Если организация оплачивает работу исполнителя за счет собственных средств, закупку регламентирует 223-ФЗ.
  4. Чтобы стать поставщиком, организация, ИП или физическое лицо должны отвечать требованиям заказчика.
  5. Всю информацию о закупках можно найти на официальном ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок.
  6. Чтобы принять участие в тендере, нужно зарегистрироваться на Госуслугах, подключиться к ЕИС, подать документы и ждать решение заказчика.

Сейчас читают

Протокол

Документ, в котором фиксируют, какие вопросы обсуждали и какие решения приняли на собраниях, конференциях и совещаниях.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Патент

Документ, который позволяет защитить изобретение от плагиата

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Что значит система закупок

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 1 ст. 3 дополняется п. 7.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в п. 8.1 ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 277-ФЗ). См. будущую редакцию.

8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

С 01.01.2022 в п. 8.2 ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 1 ст. 3 дополняется п. 8.3, 8.4 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 3 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).

2. Понятие «банковская гарантия» используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

Источник

Оцените статью