Что значит система дополнительного образования

Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»

Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Дополнительное образование детей. Что это?»

Такое понятие, как дополнительное образование детей, появилось ещё в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации «Об образовании». Под ним подразумевается целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Практика показала — чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку. Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Читайте также:  Что значит видеозвонок ватсап

Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система,так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детейпредставлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако, если в тот период акцент делался на культурно — досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.

О. С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса. При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях,в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.

Составляющие педагогического потенциала ДОД:

дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;

— существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;

— путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;

— на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;

дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Специфические условия деятельности ДО:

— добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;

— дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;

— возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;

— общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;

разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;

— творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.

Мое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес — аэробики.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Экологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Источник

Информация о дополнительном образовании

Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.

Персональный цифровой сертификат на дополнительное профобразование

Автор: Ольга Велейко

Учреждения ДПО

Автор: Вероника Реутова

ДПО в системе СПО

Автор: Виктория Шейх Халиль

ДПО – дистанционное обучение

Автор: Анна Окружко

Проектная деятельность в ДО

Автор: Оксана Киреева

Диплом о дополнительном образовании

Автор: Оксана Киреева

Направления допобразования

Автор: Оксана Киреева

Персонифицированное дополнительное образование

Автор: Оксана Киреева

Мониторинг дополнительного образования

Автор: Оксана Киреева

БАРС – электронное дополнительное образование

Автор: Оксана Киреева

ФГОС дополнительного образования

Автор: Оксана Киреева

Технологии дополнительного образования детей

Автор: Оксана Киреева

Что такое программа ДО

Автор: Алексей Кузнецов

Ее цели, задачи, содержание. План рецензии.

Формы занятий

Автор: Алексей Кузнецов

Корректный подбор модели занятий способствует максимальной эффективности учебного процесса.

Закон о дополнительном образовании 2015

Автор: Алексей Кузнецов

Его задачи и цели в учебном процессе.

Интеграция с общим образованием

Автор: Алексей Кузнецов

Взаимодействие между учебными учреждениями и центрами ДО.

Нормы СанПиН

Автор: Алексей Кузнецов

Изменения, которым подверглись Санитарные нормы и правила в 2015 году.

Послевузовское профессиональное образование

Автор: Алексей Кузнецов

Как проходит послевузовское профессиональное образование, на основании каких законов и по каким этапам осуществляется.

Концепция дополнительного образования

Автор: Алексей Кузнецов

Текст Концепции ДОД 2014 и направления ее реализации.

Система

Автор: Алексей Кузнецов

Ее значение в формировании успешной личности.

Доп. образование в Москве

Автор: Елена Новикова

Лучшие программы дополнительного бизнес-образования в столице.

Как его получать

Автор: Виктория Бондаренко

В современном мире дополнительное образование необходимо как воздух. Где, как и зачем учиться?

Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.

Уровни ДО

Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:

  • дошкольный (детский сад);
  • начальный (младшие классы);
  • основной (9 классов);
  • общий средний (11 классов);
  • средний профессиональный (СПО – колледжи, техникумы, училища);
  • высший (вузы).

Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.

Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.

Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.

Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:

  1. Общеобразовательные:
    • общеразвивающие;
    • предпрофессиональные.
  2. Профессиональные:
    • повышение квалификации;
    • профессиональная переподготовка.

По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).

Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.

Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.

Цели дополнительного образования

Функции и задачи дополнительного образования детей при всем разнообразии форм проведения занятий и методов обучения сводятся к достижению следующих целей:

  1. Раскрытие творческого потенциала учащихся.
  2. Удовлетворение личностных потребностей в развитии по всем направлениям – от спортивного до интеллектуального.
  3. Укрепление физического здоровья.
  4. Выявление и поддержка талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности.
  5. Профессиональное обучение.
  6. Создание условий для непрерывного индивидуального развития.
  7. Помощь в осознанном выборе будущей сферы профессиональной деятельности или вида творчества.

На достижение этих целей работают десятки тысяч специализированных учреждений и организаций дополнительного образования: мастерских, объединений, студий, центров, домов творчества, секций. Такие же задачи ставят перед собой и кружки при школах или вузах.

Все эти заведения работают в нескольких направлениях дополнительного общеразвивающего образования:

  • техническое;
  • художественное;
  • краеведческое;
  • спортивное;
  • туристическое;
  • естественно-научное;
  • социальное;
  • физкультурное;
  • педагогическое.

Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество интегрированных или, наоборот, узкоспециализированных направленностей дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном направлении – эколого-биологический профиль, в техническом творчестве – робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.

Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, который ведется при помощи специальных дополнительных программ.

Профессиональное ДО

Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее профессиональное образование. Объем знаний, которые слушатели получают на курсах, зависит от задач учебных программ:

  1. Повышение квалификации – кратковременные циклы, нацеленные на пополнение багажа знаний в конкретной отрасли. Это могут быть разной продолжительности курсы, семинары, тренинги, симпозиумы.
  2. Профессиональная переподготовка – более продолжительные программы, ориентированные на получение новых глубоких знаний в рамках одной специальности или направления профдеятельности.

Исторические вехи дополнительного образования

В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.

Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит «комплекс» или «поселение», ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.

Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы – так дополнительное образование в Москве и крупных городах молодого советского государства сделало свои первые шаги. Уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.

После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.

Работа учебных заведений до конца 80-х годов строилась строго в рамках советской идеологии, учреждения дополнительного образования тоже подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. Тем не менее организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.

Сложная ситуация 90-х годов прошлого века, к счастью, не привела к полному распаду системы внеклассной работы. На новом витке развития все учреждения, функционировавшие во внешкольном обучении, не просто сменили вывески, перестав называться домами пионеров или юных ленинцев, – изменилось качество, содержание и формы деятельности этих организаций.

Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного образования только детей (не говоря уже о взрослых) входит более 11 тысяч учреждений, в которых занимаются примерно 10 миллионов учащихся разного возраста. Занятия в центрах, дворцах, домах, кружках и секциях преимущественно платные, но в рамках государственной стратегии развития дополнительного образования введена система персонифицированного ДО, которая предусматривает целевое индивидуальное финансирование из бюджета страны занятий каждого конкретного ребенка.

Более подробно обо всем, что касается дополнительного образования детей и взрослых, вы узнаете из материалов раздела.

Источник

Оцените статью