Что значит синтаксический разбор предложения 3 класс образец оформления

Памятка «Синтаксический разбор предложения»
материал по русскому языку (3 класс) по теме

ПАМЯТКА

Синтаксический разбор предложения

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_sintaksicheskiy_razbor_predlozheniya.doc 14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор предложения

1.Внимательно, выразительно прочитайте предложение;

2.Определите и запишите в скобках после предложения: какое оно:

По цели высказывания (Повеств.; побудит.; вопросит.);

По эмоциональной окраске (Восклиц.; невосклиц.),

По числу грамматических основ (простое; сложное): докажите, подчеркните грамматическую основу, указав часть речи каждого главного члена предложения;

4. Определите и запишите если предложение простое, какое оно по наличию второстепенных членов предложения (Распр.; нераспр.); Докажите это, графически (стрелочкой) обозначив второстепенные члены предложения. (Помните: – вопросы сначала задаются от подлежащего, потом – от сказуемого, затем – от второстепенных членов предложения;

Пример: После теплых дождей в лесу выросли большие грибы. (4)

( Повеств., невосклиц., простое, распростр.)

В предложении говорится о грибах. (Что?) грибы — это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным.

Грибы (что сделали?) пошли — это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом.

Задаем вопрос от подлежащего.

Грибы (какие?) большие – это вт. член, определение

Задаем вопрос от сказуемого.

Выросли (где?) в лесу – это вт. член., обстоятельство

Выросли (когда?) после дождей – это вт. член.,обстоятельство

Задаем вопрос от второстепенного члена.

После дождей (каких?) теплых – это вт. член, определение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.

Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить и обобщить знания об однородных членах предложения;учи.

Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению. 4 класс.

Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.

Открытый урок «Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи».
Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему «Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор»

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему «Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор».

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов.

Разбор предложений по членам предложения.

Разбор по членам предложения — важнейшая часть уроков русского языка. Данный материал содержит большое количество упражнений для отработки умения разбирать предложение по членам пр.

Источник

3 класс. Русский язык. Разбор простого и сложного предложения

3 класс. Русский язык. Разбор простого и сложного предложения

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

§1. Синтаксический разбор простого предложения

В этом уроке познакомимся с порядком синтаксического разбора предложения и рассмотрим отличие разбора простого и сложного предложения.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого). Оно образуется из слов и словосочетаний. Поэтому при разборе предложения мы выделяем в нём словосочетания из главного слова и зависимого, связанных друг с другом по смыслу.

Мы различаем предложения по нескольким признакам. Вспомним их.

по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные;

по интонации – восклицательные и невосклицательные;

по количеству грамматических основ – простые и сложные;

по наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.

Рассмотрим порядок синтаксического разбора на примере предложения:

Утреннее солнце ярко осветило маленькую деревню.

1. Сначала выделяем грамматическую основу и указываем, словами каких частей речи выражены главные члены.

Грамматическая основа данного предложения – «солнце осветило».

Подлежащее «солнце», подчёркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным, подпишем кратко название части речи над словом «солнце». Сказуемое «осветило», подчёркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом, также подпишем название части речи над словом «осветило».

2. Теперь найдём все словосочетания в предложении и укажем связь между главным словом и зависимым. Над второстепенными членами так же, как и над главными, не забудьте написать названия частей речи. Сначала вопросы задаём от подлежащего.

Солнце (какое?) утреннее. Это второстепенный член предложения, выраженный именем прилагательным.

Теперь задаём вопросы от сказуемого.

Осветило (как?) ярко. Это второстепенный член предложения, выраженный наречием.

Осветило (что?) деревню. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Деревню (какую?) маленькую. Это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным.

Мы нашли все словосочетания в предложении. Вспомним, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием, так как в ней нет главного и зависимого слова, она уже по сути своей нераспространённое предложение.

3. Теперь приступим к характеристике предложения.

1) Назовём вид предложения по цели высказывания. Это предложение повествовательное.

2) Определим вид предложения по эмоциональной окраске (по интонации): невосклицательное.

3) Укажем наличие грамматических основ. Это предложение простое, в нём одна грамматическая основа.

4) Так как предложение простое, определяем распространённое оно или нераспространённое. В данном предложении есть второстепенные члены, значит, оно распространённое.

Характеристика предложения записывается в скобках. Слова в скобках сокращаются:

(Повеств., невоскл., прост., распр.)

4. Последний шаг – составим схему предложения:

При разборе простого предложения, осложненного однородными членами, укажем это в характеристике и на схеме.

Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела. (А. Пушкин)

Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

(Повеств., невоскл., прост., распр., с однор. сказ.)

§2. Синтаксический разбор сложного предложения

Разбор сложного предложения отличается тем, что в характеристике предложения мы не указываем, распространённое это предложение или нераспространённое, так как одна его часть может иметь второстепенные члены, а другая нет. Кроме того, мы указываем, из скольких частей состоит предложение; если в предложении есть союзы, то при помощи каких союзов соединяются части.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А. Пушкин)

1. В этом предложении две грамматические основы. Первая – «старик ловил». Подлежащее «старик» выражено именем существительным. Сказуемое «ловил» выражено глаголом. Вторая грамматическая основа – «старуха пряла». Подлежащее «старуха» выражено именем существительным. Сказуемое «пряла» выражено глаголом.

2. Найдём словосочетания в каждой части:

Ловил (чем?) неводом. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Ловил (что?) рыбу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряла (что?) пряжу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.

Пряжу (чью?) свою. Это второстепенный член предложения, выраженный местоимением.

3. Составим характеристику предложения: предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

(Повест., невоскл., слож., сост. из 2 ч.)

Составим схему предложения:

§3. Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

Порядок разбора предложения:

1. Выделить грамматическую основу, найти второстепенные члены с указанием частей речи, составить характеристику предложения, начертить схему.

2. В характеристике предложения определяется вид предложения по цели высказывания и интонации, по количеству грамматических основ (простое или сложное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространённое), а также указывается наличие однородных членов предложения.

Источник

Синтаксический разбор простого предложения
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Представлены учебные материалы ученикам 3-го класса для освоения синтаксического разбора простого предложения: упражнения, карточки для проверки, тесты.

Скачать:

Вложение Размер
Синтаксический разбор простого предложения 32.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ

карточки проверочных работ,

Синтаксический разбор простого предложения

Главные члены предложения

Подлежащее — обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос именительного падежа КТО? ЧТО?

Сказуемое — сообщает что-либо о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? и др.

Второстепенные члены предложения

Определение — Какой? Какая? Какие?

Дополнение — вопросы косвенных падежей –

Обстоятельство — Где? Куда? Когда? Как? и др.

Разбери предложения по членам. Выпиши основу предложения и словосочетания.

Сильный ветер весело разметал осеннюю листву.

Ветер разметал – основа предложения

Ветер (какой?) сильный

Разметал (что?) листву

Разметал (как?) весело

По небу плывут белые облака.

Рыжая белочка быстро пробежала по стволу.

На траве всюду сверкала утренняя роса.

Чёрная собака глухо зарычала на нас.

Впереди мелькнул яркий свет.

Небо заволокло тяжёлыми тучами.

Вдруг ослепительно сверкнула яркая молния.

Сильный ветер весело разметал осеннюю листву.

Сквозь дымку тумана виднелась река.

Чудесно переливаются лучезарные краски заката. _______________________________________

Плот бесшумно скользил по черной воде.

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. В сырых местах прятались голубоглазые незабудки.
  2. Серая дождевая дымка затянула окрестность.
  3. Вечерняя мгла быстро покрыла все поля.
  4. Серебристый иней запушил окно.
  5. Теплая летняя ночь спустилась на землю.
  6. По крыше часто стучали капли дождя.
  7. В гнезде лежало маленькое голубое яичко.
  8. Дикие утки и крикливые журавли летят на соседнее озеро.
  9. Вечернее солнце бросает свои золотые лучи на леса и поля.
  10. За деревней весело играла кошка со своими котятами.
  11. Весенние воды и летние ливни легко размывают чернозем.
  12. Седые туманы плывут к облакам.
  13. В воздухе стоял страшный зной.
  14. На крылечке дремал рыжий кот.
  15. Рыжие лисята вылезли из норы.
  16. Ветер забирался в печные трубы и тоскливо выл.

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. Невдалеке сверкает на солнце извилистая речонка.
  2. Перед нами простирался необъятный лесной массив.
  3. Красногрудые снегири клевали ягодки рябины.
  4. Вдали стоит дубовый лес и блестит на солнце.
  5. Пушистый снег хлопьями падает на землю.
  6. Красивый пейзаж вызывает радостное чувство.
  7. Гусь подошел сзади и больно долбанул Каштанку клювом.
  8. Собака громко залаяла на ребят.
  9. Пушистый иней украсил деревья.
  10. Мотылек лениво повис на стебельке.
  11. Бабочка села на цветок и тихонько двигала крылышками.
  12. Вечером я с приятелем сидел на обрыве.
  13. Последние перелетные птицы покидают родные места.
  14. Зимние вьюги напевали нам песни чудные.
  15. Белобокие сороки сидели на сучке и резко стрекотали.
  16. Кот мягко подпрыгнул и впился когтями в мышку.
  17. В сырых местах прятались голубоглазые незабудки.

Спишите. Разберите предложения по членам.

  1. На черемухе соловей распевал свои песни.
  2. Две большие лохматые белые собаки бросились на кошку.
  3. Белый пар по лугам расстилается.
  4. Отец осторожно снял нагар со свечи.
  5. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья.
  6. Из большой корзины девочка отбирала спелые вишни.
  7. В детских журналах часто встречаются загадочные картинки.

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоёй.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но ещё не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы. Глухая беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо. Потрескивает костёр, и колышутся над огнём лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотни к.

С-1 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

1. Пушистый снег тихо кружится в воздухе.

2. Синицы съедают вредных насекомых.

3. Вдруг налетела буря с крупным градом.

4. Сквозь дождь лучилось солнце и золотило капли на траве.

С-2 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

1. Кот украл со стола кусок колбасы и полез с ним на берёзу.

2. Ветки берёз слегка шумели от лёгкого ветерка.

3. Мы быстро перебрались через лесной овраг.

4. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

С-3 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Внезапно впереди блеснул яркий свет.
  2. Апрельский дождь освежил всё вокруг.
  3. Мотор загудел и Карлсон стремительно спикировал с кровати прямо к тарелке с тефтелями.
  4. Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.

С-4 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на черную тучу.
  2. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
  3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
  4. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.
  5. Там воробей посидел немного на морде у чугунной лошади почистил клюв смахнул лапой слезинку чирикнул и скрылся.

С-5 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.
  2. Легкий ветерок пробежал по саду и вскоре затих.
  3. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
  4. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

С-6 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Заря прощается с землею ложится пар на дне долин.
  2. Филька разломил буханку хлеба и подал ее лошади.
  3. Гроза отходила куда-то на восток и оттуда доносился рокот грома.
  4. Рыба сильно хлестнула хвостом и ушла под воду.

С-8 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  2. Она встала подняла стульчик и пошла в другую комнату.
  3. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.
  4. Рукодельница меж тем все в доме прибрала.

5. Ветер гудел и с шумом гнал волны.

С-7 ЗАЧЁТНАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»

  1. Около его головы бесшумно поднялся рыхлый бугорок земли вылез бархатный крот с розовыми ладонями и пискляво чихнул три раза.
  2. Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась и появилась большая страшная змеиная голова.
  3. Увяли золотые розы осыпались блестки измялся и истрепался шелк.
  4. Желтые перья развевались сверкали черные клеенчатые шляпы лошади разевали красные пасти выворачивали глаза и разбрасывали пену.

Синтаксический разбор предложения

1. В каком предложении допущена ошибка в разборе по членам предложения?

  1. В класс пришёл новый ученик.
  2. Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики .
  3. В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина .
  4. Около домов жильцы сажают берёзки и липы .
  5. Набежала синяя тучка и закрыла солнце .

2. В каком предложении допущена ошибка в разборе по членам предложения?

  1. В берёзовой роще радостно звенят птичьи голоса.
  2. Перелётные птицы потянулись в тёплые края .
  3. Песня жаворонка весёлая и звонкая
  4. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух.
  5. Ребята следят за чистотой озёр и рек .

3. В каком предложении нет определения?

  1. Воздух утром прохладный.
  2. Жуки объедают нежные листочки берёз.
  3. Жуки неподвижно сидят ветках.
  4. Прибегают на опушку разные зверьки.
  5. Прилетают сюда шумные стайки птиц.

4. В каком предложении нет обстоятельства?

  1. Скоро созреют сладкие ягоды.
  2. Воздух наполняет запах полевых цветов.
  3. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и листьям.
  4. В каждой дождинке играл солнечный луч.
  5. Ранним утром ребята отправились на рыбалку.

5. Под каким номером нет дополнения?

  1. С неба солнце посылает прощальные лучи.
  2. Птицы улетели в далёкие страны.
  3. Скоро деревья покроет снег.
  4. Зима заваоила городок пушистым снегом.
  5. Солнечные лучи мягко освещали лесок

Источник

Читайте также:  Что значит классная внешность
Оцените статью