Что значит силлабо тоническая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения
От греч. Syllabe — слог и греч. Tonos — напряжение, ударение.
Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.
Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки — стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь — сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее — энклитикой).
Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей — с ударением на первом слоге и ямб — с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.
Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны падать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий — с ударением на среднем слоге и анапест — на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — от 2 до 4.
Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Подробнее о них можно прочесть в разделе размеры стиха.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении
В русской поэзии издавна имеются разные системы стихосложения. Главные из них — силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная, или тоническая.
Знать, понимать, различать их суть всякому эстетически образованному человеку полезно. Все они имеют свои законы и правила.
В центре нашего внимания — силлабо-тоническое стихосложение, а предшествовало ему стихосложение силлабическое. Практически эта система ушла от нас.
Прежде всего силлабическое стихосложение — слоговое (от греческого sillabo — слог). В нем строки имели одинаковое количество слогов, чаще всего применялось 13 или 11 (но предпочтение отдавалось тринадцати слогам). Строчки эти объединялись попарно созвучием своих окончаний, то есть рифмой, но не вообще любой, а женской, типа: науки — руки, т. е. с ударением на предпоследнем слоге. Изредка встречалась и мужская рифма типа: чернец — венец, возмутил — носил. Поскольку строчки были большие, полагалось выдерживать паузу — цезуру, рассекающую стих на два полустишия, а последнее ударение выдерживать на предпоследнем (редко на последнем) слоге. Остальные ударения располагались по всей строке произвольно, т. е. какого- либо порядка в их чередовании не предусматривалось, постоянство ритма прослушивалось только в цезуре и окончаниях. Это сближало стихотворение с разговорной речью. Для примера посмотрите начало первой сатиры А. Д. Кантемира.
(Слово «уме» — форма звательного падежа, существовавшего в русском языке с древней поры.) Подсчитайте в этом двустишии слоги: первая строчка — 13 слогов, вторая — 13. И так построены все 124 строки этой сатиры. Седьмой слог в строчках ударный, за ним цезура (пауза). Обозначим ее двумя вертикальными черточками. Читается так:
По конечным ударениям вы скажете, что рифма здесь женская: науки — руки. Верно, ударение на предпоследнем слоге. И во всей сатире рифма только женская. Удивительное постоянство! Вот еще пример сатиры:
Возникает вопрос: почему силлабические стихи даже лучших авторов, поэтов прошлого трудны для чтения? Прежде всего потому что это давние для вас времена. На каждом шагу в виршах (так в древности назывались стихи) вы наталкиваетесь на непривычные, незнакомые вам слова, обороты речи и ударения, на непонятные способы построения предложений. Теперь все это вытеснено из жизни, мы не пользуемся силлабическим стихосложением. Возможно, и у нас было бы оно хорошо, если б опиралось на современную речь, как в Польше, Югославии, Франции.
И еще. Нельзя забывать, что главное направление русской поэзии в прошлые века было прогрессивным: боевитость духа, борьба за торжество человечности и справедливости, сатирическое, гневное обличение государственного строя, крепостничества, церкви. Особенно сильны были сатиры Кантемира. В. Г. Белинский так о них говорил: «В них столько оригинальности, столько ума и остроумия, такие яркие и верные картины тогдашнего общества, личность автора отражается в них так прекрасно, так человечно, что развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение».
Антиох Дмитриевич Кантемир родился в 1708 году, умер в 1744-м, т. е. около 36 лет отроду «Стариком» иносказательно, ласково назвал его Белинский потому, что читал, перечитывал его сатиры тогда, когда им было уже более ста лет.
Итак, силлабическая система ушла в прошлое, но не совсем. Она заменилась силлабо-тонической. Стал главенствовать другой принцип: четкая последовательность ударных и неударных звуков. Она практически сохраняла и равенство слогов в стихах. Так, с этим условием силлабический строй вошел в состав силлабо-тонического.
Произошло это в 1735 году. Тогда поэт В. К. Тредиаковский издал свой труд «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В нем он решил упорядочить, привести в систему ритмику русской поэтической речи. Тредиаковский первый предложил исходить из принципа ударности гласных. Возникли правила о чередовании в стихах ударных и неударных слогов. Каждое такое сочетание назвал он стопой. Для любой строчки стихотворения требовалось, чтобы все стопы в ней были одного строя, одной формы. Именно по форме стоп стихи стали получать свои названия (заимствованные из древнегреческого стихосложения).
Стопы двусложные образовали такие формы: хорей — сочетание ударного слога с неударным (роза); ямб — сочетание неударного слога с ударным (река); стопы трехсложные: дактиль — сочетание ударного с двумя неударными слогами (дерево); амфибрахий — сочетание трех слогов, из которых только средний ударный (берёза); анапест — сочетание трех слогов, где ударный слог третий (бирюза).
По количеству и форме стоп стихи стали называть так: двустопный (трех-, четырех-, пятистопный) хорей или ямб; двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, или амфибрахий, или анапест.
Многостопные стихи (например, пяти- и шестистопный ямб) получили право на цезуру.
Новое стихосложение воплотил в своих знаменитых одах М. В. Ломоносов. Послушайте одну из его строф (попутно скажите, из какой она оды):
Несмотря на явную несовременность для наших дней его лексики (дерзайте, ныне, ободренны, раченьем, т. е. стараньем, Невтонов, то есть Ньютонов), слушается она легко и утверяедает несомненное достоинство новой системы стихосложения. Посмотрите расчленение этих стихов.
Как видите, в каждом стихе — четырехстопный ямб, рифмы — мужская: казать — рождать; женская: Платонов — Невтонов. Нам далее много придется говорить о стопах. Надо с самого начала твердо запомнить: стопа — понятие условное, она помогает анализировать стих, улавливать особенности его ритма. Но на деле стих состоит из слов. Произнесение их не следует подчинять стопам, стопы только объясняют нам, почему слова в строке располагаются в том или ином порядке. Поэтому, если на тот или иной слог слова приходится ударение по схеме стопы, сверх того ударения, которое присуще самому слову, то стопное ударение произносить не следует. Оно является вспомогательным средством для понимания ритма строки. Но звучать должны только те ударения, которые несут в себе слова сами по себе. Строку «Российская земля рождать» надо произносить только с тремя отмеченными ударениями (а четвертое — стопное — ударение на «кая» — произносить не надо). Это все время надо помнить.
Итак, силлабо-тоническое стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это и создает упорядоченное (ритмичное) звучание.
Дружба, любовь, влечение к природе, окружающей жизни, философские размышления, шутка, ирония, сатира, радость, и печаль, и элегические раздумья — все умещается в стихе А. С. Пушкина. Вспомните его «19 октября», его призыв:
Замечательно! Его обращение к друзьям по лицею звучит и для нашего времени обращением к молодежи, к друзьям по поэзии. Написано оно, как видите, пятистопным ямбом:
Посмотрите начало стихотворения Пушкина о рифме: «Рифма, звучная подруга. «
«Рифма, звучная подруга» — это четырехстопный хорей. В этом размере выдержано и все стихотворение. А вот из какой сказки Пушкина следующие строки?
Здесь, как видите, первое и третье двустишия написаны полными тремя стопами хорея и даны ударные зачины для четвертых стоп. Проверим:
Чуть о|пасность | где вид|на. — четыре ударения. А в стихах второго двустишия в каждом полные четыре стопы. Проверим:
Шувель|нутся, | вструпе|нётся. — четыре ударения. В целом — во всех стихах по четыре хореических ударения, значит, все они написаны четырехстопным хореем.
Обратимся теперь к другому размеру.
Дактиль. Им написаны песенка «Русь» Н. А. Некрасова, «Главная улица» Д. Бедного, «Смело, товарищи, в ногу» — народная революционная песня и другие стихи с патриотическим, революционным содержанием, с романтикой пафоса, со стремлением к свободе, воле. В народной песне «Славное море, священный Байкал» тот же настрой. Да вот, к примеру:
Это зачин «Варшавянки» Кржижановского. Размер — четырехстопный дактиль.
В стихе: «Но мы по|дымем | гордо и | смело» во второй стопе «дымем» 3-й безударный слог заменен паузой, стопа в произношении равнозначна дактилю.
Вспомним у М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»:
Размер — четырехстопный амфибрахий. Взгляните:
Или у него же в стихотворении «На севере диком. «:
В данном случае вы видите сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот «Песня о вещем Олеге» у А. С. Пушкина:
Обратимся к анапесту. У М. Ю. Лермонтова элегия «К Д. «:
Как видите, это трехстопный анапест. А у Н. А. Некрасова в «Современной оде» сатира написана в том же размере, но там вместо глубокой тоски и любви — гнев, презрение, издевка. Проследите сами размер стихов:
Как правило, в размеры вмещается самое разнообразное содержание.
Приведены здесь образцы из классической поэзии: из А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова — есть чему у них поучиться! Но примеры все-таки дело условное, ибо вполне допустимы для различных настроений поэта и другие размеры. Знайте главное: если стихотворение силлабо-тоническое, размер ему строго обязателен. Силлабо-тоника безразмерных стихов не признает.
Попытайтесь сами написать стихотворение в каком-либо размере.
Источник
Системы стихосложения. Силлабо-тоника
В конце существования силлабического стихосложения в русской поэзии на короткое время трудами, в основном, Тредиаковского появились стихи, в отличии от силлабики строящие соотносительность строк не на численности слогов, а на численности ударений. Это направление получило название «Тоника». Вскоре вследствие стихотворных реформ Тредиаковского и Ломоносова эта система преобразовалась в силлабо-тоническую, которая и поныне занимает главенствующее место в русском стихосложении. Однако в конце 18 века в русскую поэзию триумфально возвращается тоника. Сегодня эти две системы практически заполняют всё поле русской поэзии. Из-за краткости первого этапа развития тоники начнём разговор с силлабо-тонической системы стихосложения.
Из самого названия этой системы видно, что в ней словно бы уживаются два принципа:
— принцип равенства количества слогов (силлабика) и
— принцип равенства количества ударений (тоника).
А. Квятковский даёт следующее определение этой системы: СИЛЛАБО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. συλλαβή — слог и τόνος — ударение) — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий системы русского классического стиха, введенной реформой Тредиаковского — Ломоносова.
Классический русский стих — силлабо-тонический. Это, безусловно, самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным ритмом оказывается метр — закономерность ритма, обладающая достаточной определённостью, чтобы вызвать; а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах; б) специфическое переживание «перебоя» при ее нарушении (Колмогоров А.Н.). Метрические скрепы упорядочивают речь как по горизонтали, так и по вертикали на базе закономерного чередования ударных и безударных слогов.
МЕТР (от греч. μέτρον — мера) — стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, например: ямбический М., хореический М., дактилический М. В силлабо-тонической теории стиха под СТОПОЙ разумеется определенная группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Первоначально в 18 в. различали лишь две стопы: хорей и ямб; обе они перешли в теорию стиха, созданную на базе силлабического двусложия. После трехдольных гекзаметров Тредиаковского появились и трехсложные стопы — дактиль , амфибрахий и анапест .
Силлабо-тоника — единственная из русских систем стихосложения, теоретическая разработка которой предшествовала ее практическому освоению . Окончательные ее результаты были обнародованы лишь во второй половине XVIII в. Как бы ни складывались обстоятельства теоретических споров между ведущими поэтами эпохи, как бы ни старался Тредиаковский умалить достижения своих соперников и даже присвоить их, реальным катализатором перехода от силлабики к силлабо-тонике были их собственные произведения, поражавшие современников невиданной прежде стройностью, складностью и служившие эталонными образцами . Здесь-то уж все преимущества были на стороне М.В. Ломоносова, опубликовавшего в 1741—1742 гг. несколько блистательных од , и А. Сумарокова, работавшего необычайно продуктивно и перепробовавшего все силлабо-тонические метры и размеры едва ли не во всех известных в ту пору стихотворных жанрах.
Долгое время силлабо-тонический стих рассматривался как правильная последовательность однородных групп ударных (одного) и безударных (одного или двух) слогов — в совокупности стоп. Правда, со временем выяснилось, что не каждая стопа имеет «правильный» расклад разнокачественных элементов. В двусложных стопах — хорее и ямбе нередко ударный слог заменяется безударным; такая стопа получила название пиррихий; или, наоборот, хотя и значительно реже, оба слога оказываются ударными; такая стопа именовалась спондеем. В трехсложных стопах — дактиле, амфибрахии отклонение от метрической схемы — скорее исключение, но появление «лишнего» ударения в анапесте, особенно в первой стопе, открывающей стих, случается сплошь и рядом. Этот слог в анапесте называют полуударным.
В силлабо-тоническом стихе, таким образом, существует закономерное чередование сильных (иктовых) и слабых слогов; его принадлежность к одному из пяти силлабо-тонических метров определяется ритмическим зачином и междуиктовым интервалом (количеством слабых слогов между сильными: один слог — в двусложниках, два слога — в трёхсложниках).
Попробуем сначала описать и научиться «отличать ямб от хорея», чего так и не смог сделать Евгений Онегин, а потом перейдем к более сложным вещам.
Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Закон их построения таков: в ямбе ударения падают на четные слоги, в хорее же — на нечетные. Когда мы говорим об ударных слогах в стопах, нужно различать грамматические и ритмические ударные слога. Грамматический ударный слог – единственный в слове (здесь не учитываются односложные слова – союзы и местоимения). Ритмических ударных слогов столько, сколько стоп в строке стиха, т.е. их может быть несколько в слове. Возьмём, например, слово лега/лизи/ровАть. Оно состоит из трёх стоп (разделены делительной чертой). Грамматическое ударение падает на букву А, выделенную полужирным шрифтом и увеличенным размером. Ритмические ударные слоги выделены подчёркиванием. Грамматический слог обязательно является и ритмическим слогом.
В качестве примера ямбического стиха возьмем четверостишие О. Мандельштама:
Из полутемной залы, вдруг
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг.
В первой строке грамматические ударения падают на четвертый, шестой и восьмой слоги; во второй — на второй, шестой и восьмой; в третьей — на четвертый и восьмой; в четвертой — на четвертый, шестой и восьмой. Как нетрудно убедиться, ударения в стихе падают только на четные слоги. При этом последнее ударение обязательно падает на восьмой слог — значит, максимальное количество ударений, которое может быть в этом стихе — четыре. Перед нами четырехстопный ямб, наиболее употребительный размер в русской поэзии.
В зависимости от максимально возможного количества ударений в стихе размер может колебаться по стопности. Вот двустопный ямб:
И колыбель Твою качали.
Аналогично строится и хорей:
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
В первой строке ударения падают на третий, пятый и седьмой слоги, во второй — на третий и седьмой, а в третьей — на третий, пятый и седьмой и, наконец, в четвертой — на третий и седьмой. Как видим, опять та же закономерность — ударения падают на нечетные слоги.
Именно эта закономерность и создает основной принцип выделения так называемых «двусложных размеров » силлабо-тонической системы русского стихосложения.
Другой раздел ее составляют три трехсложных размера , то есть размеры, где одно ударение приходится на три слога. Поскольку такое распределение ударений соответствует нормам русского языка, трехсложные размеры, как правило, выдерживают такое чередование: ударный слог, а следом за ним два безударных.
Дактиль начинается с ударного слога:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В амфибрахии чередование ударных и безударных слогов такое: безударный, ударный, безударный, и снова — безударный, ударный, безударный:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
И, наконец, анапест, где ударный слог замыкает группу из двух безударных:
Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
«Побочные» ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо чаще, где, однако, регулярность ритмообразующих ударений слишком сильна и подчиняет себе все появляющиеся «незаконные» ударения:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится.
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
В этих стихах, написанных пятистопным анапестом, даже не сразу замечаешь, что на слове «тень» во втором стихе, на слове «в небе» (имеется в виду слово фонетическое, а не грамматическое) в третьем и на слове «низко» в четвертом стихе находятся ударения, не вписывающиеся в схему размера — настолько они подчинены ритмической инерции анапеста. В стопе анапеста первый слог потому и называют полуударным.
Источник