ШТРИХ-КОД
ШТРИХ-КОД. ЧТО ЭТО? ДЛЯ ЧЕГО?
Это последовательность чёрных и белых полос, которая несет в себе числовую или буквенную информацию. Нанесение на пластиковую карту штрих-кода имеет смысл, когда Ваш бизнес предусматривает персонализацию клиентов. Штрих-код облегчает работу с системой лояльности, автоматизируя её.
Важно знать, что в штрих-код не кодируется фамилия или иные данные покупателя! Штрих-код содержит только числовые или буквенные символы!
КАК РАБОТАЕТ ШТРИХ-КОД?
Каждой карте присваивается индивидуальный номер, на основании которого генерится штрих-код (каждой цифре/букве соответствует одна или несколько палочек различной ширины). Далее данный номер заносится в базу системы учета на предприятии, и за каждым номером карты закрепляется конкретный покупатель. При считывании специальным оборудованием система проводит аналогию номера на штрих-коде с номером в системе, определяя конкретного клиента и его историю покупок.
КАК СДЕЛАТЬ КАРТЫ СО ШТРИХ-КОДОМ?
Для начала важно понимать, что карта со штрих-кодом – это всего лишь «ключ» к информации в системе. А потому для начала важно создать систему учета: закупить программное обеспечение и испециальное считывающее оборудование (сканеры). Данную работу в фирме обычно контролирует и осуществляет it-специалист, который привлекает для этого компании, специализирующиеся на автоматизации торговли. Такие фирмы есть в любом городе. Конечно, удобнее работать с теми, которые занимаются еще и продажей оборудования для считывания.
Изображение штрих-кода создают на компьютере при помощи специализированных программ. Для этого изготовителю карт клиент должен предоставить или диапазон номеров, или базу EXCEL, в которой все номера находятся в одном столбце, но в разных строчках. Штрих-код печатается ч?рным цветом предпочтительно на белом фоне, т.к. фон другого цвета может снизить качество считывания. Минимальный размер штрих-кода — 1 см по высоте и 2,5 см по ширине. Расположение штрих-кода на пластиковой карте может быть выбран произвольно, но не ближе 3 мм от края карты. Возможно горизонтальное или вертикальное ориентирование. Но, разумеется, он не должен запечатывать нанесённую на карту текстовую или графическую информацию.
При изготовлении карт из серебряного или золотого пластика обязательным элементом для нанесения штрих-кода является белая подложка, которая ведет к незначительному удорожанию карты. Дело в том, что искристая поверхность золотого и серебряного пластика отражает луч сканера, что делает невозможным считывание штрих-кода.
ШТРИХ-КОД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
Часто заказчики используют штрих-код не только с целью автоматизации, но и кодируют номера на картах с целью защиты информации. Чтобы она не была понятна и видна простому обывателю. Для таких целей мы советуем использовать EAN13, который представляет собой особую формулу кодирования, где без специализированных знаний не увидеть номер карты. Однако и такой штрих-код довольно просто подделать. А потому в случаях особой секретности мы рекомендуем применять закрытый штрих-код (без числовых символов внизу – просто палочки).
Лучше ли магнитная полоса? Преимущество штрих-кода перед магнитной картой в более низкой стоимости изготовления, кроме того, многие считают, что штрих-код является более надежным носителем информации, поскольку он не подвержен воздействию магнитных полей. Кроме того, карточки со штрих-кодом не нуждаются в использовании дорогого оборудования, в отличие от магнитных карт, для использования которых необходимо более дорогое считывающее устройство.
ТИПЫ ШТРИХ-КОДОВ.
На данные момент существует более 300 стандартов штрих-кодирования. Различные стандарты используют различные алгоритмы кодирования. У каждого алгоритма существуют свои особенности такие как минимальная и максимальная длинна данных, ограничения на размер штрих-кода и т.д. Выбор того или иного стандарта зависит от условий эксплуатации пластиковых карт в дисконтных системах и считывающего оборудования, которое будет использоваться.. В большинстве случаев, для изготовления дисконтных карт со штрих-кодом используют форматы: EAN-13, EAN-8, CODE-128, CODE-39.
Код производителя | Страна | Национальная организация EAN/UCC |
---|---|---|
00-13 | США и Канада | UCC (U.S.A. & Canada) |
30-37 | Франция | GENCOD-EAN France |
380 | Болгария | BCCI (Bulgaria) |
383 | Словения | EAN Slovenia |
385 | Хорватия | EAN Croatia |
387 | Босния и Герцеговина | EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina) |
400-440 | Германия | CCG (Germany) |
45-49 | Япония | Distribution Code Center — DCC (Japan) |
460-469 | Россия | UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation) |
471 | Тайвань | EAN Taiwan |
474 | Эстония | EAN Eesti (Estonia) |
475 | Латвия | EAN Latvia |
476 | Азербайджан | EAN Azerbaijan |
477 | Литва | EAN Lithuania |
478 | Узбекистан | EAN Uzbekistan |
479 | Шри-Ланка | EAN Sri Lanka |
480 | Филиппины | PANC (Philippines) |
481 | Беларусь | EAN Belarus |
482 | Украина | EAN Ukraine |
484 | Молдова | EAN Moldova |
485 | Армения | EAN Armenia |
486 | Грузия | EAN Georgia |
487 | Казахстан | EAN Kazakhstan |
489 | Гонконг | HKANA (Hong Kong) |
50 | Великобритания | E Centre UK |
520 | Греция | HELLCAN — EAN HELLAS (Greece) |
528 | Ливан | EAN Lebanon |
529 | Кипр | EAN Cyprus |
531 | Македония | EAN-MAC (FYR Macedonia) |
535 | Мальта | EAN Malta |
539 | Ирландия | EAN Ireland |
54 | Бельгия, Люксембург | ICODIF/EAN Belgium.Luxembourg |
560 | Португалия | CODIPOR (Portugal) |
569 | Исландия | EAN Iceland |
57 | Дания | EAN Danmark |
590 | Польша | EAN Poland |
594 | Румыния | EAN Romania |
599 | Венгрия | EAN Hungary |
600-601 | Южная Африка | EAN South Africa |
609 | Маврикий | EAN Mauritius |
611 | Марокко | EAN Maroc (Marocco) |
613 | Алжир | EAN Algeria |
616 | Кения | EAN Kenya |
619 | Тунис | TUNICODE (Tunisia) |
621 | Сирия | EAN Syria |
622 | Египет | EAN Egypt |
624 | Ливия | EAN Libya |
625 | Иордания | EAN Jordan |
626 | Иран | EAN Iran |
627 | Кувейт | EAN Kuwait |
628 | Саудовская Аравия | EAN Saudi Arabia |
629 | Объединенные Арабские Эмираты | EAN Emirates |
64 | Финляндия | EAN Finland |
690-693 | Китай | Article Numbering Centre of China — ANCC (China) |
70 | Норвегия | EAN Norge (Norway) |
729 | Израиль | Israeli Bar Code Association — EAN Israel |
73 | Швеция | EAN Sweden |
740 | Гватемала | EAN Guatemala |
741 | Сальвадор | EAN El Salvador |
742 | Гондурас | EAN Honduras |
743 | Никарагуа | EAN Nikaragua |
744 | Коста-Рика | EAN Costa Rica |
745 | Панама | EAN Panama |
746 | Доминиканская Республика | EAN Republica Dominicana |
750 | Мексика | AMECE (Mexico) |
759 | Венесуэла | EAN Venezuela |
76 | Швейцария | EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera) |
770 | Колумбия | IAC (Colombia) |
773 | Уругвай | EAN Uruguay |
775 | Перу | EAN Peru |
777 | Боливия | EAN Bolivia |
779 | Аргентина | CODIGO — EAN Argentina |
780 | Чили | EAN Chile |
784 | Парагвай | EAN Paraguay |
786 | Эквадор | ECOP (Ecuador) |
789 | Бразилия | EAN Brazil |
80-83 | Италия | INDICOD (Italy) |
84 | Испания | AECOC (Spain) |
850 | Куба | Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba) |
858 | Словакия | EAN Slovakia |
859 | Чехия | EAN Czech |
860 | Югославия | EAN YU (Yugoslavia) |
867 | Северная Корея | EAN DPR Korea (North Korea) |
869 | Турция | Union of Chambers of Commerce of Turkey (Turkey) |
87 | Нидерланды | EAN Nederland (Netherlands) |
880 | Южная Корея | EAN Korea (South Korea) |
885 | Таиланд | EAN Thailand |
888 | Сингапур | SANC (Singapore) |
890 | Индия | EAN India |
893 | Вьетнам | EAN Vietnam |
899 | Индонезия | EAN Indonesia |
90-91 | Австрия | EAN Austria |
93 | Австралия | EAN Australia |
94 | Новая Зеландия | EAN New Zealand |
955 | Малайзия | Malaysian Article Numbering Council (MANC) |
958 | Макао | EAN Macau |
Назначение штрих-кода
Введение в действие штрихового кода имело место в 1974 году, хоть патент на его изобретение был выдан в 1962 году.
Изначально назначением штрих-кода было нанесение маркировочных признаков на товары потребления с целью упрощения процедуры передачи товаров на реализацию и их последующей продажи конечным потребителям.
В настоящее время штриховой код имеет и иные функции, а именно:
- функцию идентификации товара при помощи сканеров;
- функцию учета и контроля товаров на складах;
- логистическую функцию – транспортировку, разгрузку, погрузку и т.д.;
- функцию оптимизации обслуживания;
- статистическую функцию, необходимую для исследований в сфере маркетинга.
Местом нанесения штрихового кода является упаковка товара, а способом его нанесения – приклеивание ярлыков с нанесенными на них печатными штрих-кодами.
Виды штрих-кодов
Существует два вида штриховых кодов, дифференцируемых по типу наносимых на товар графических изображений: линейный и двумерный. Различие состоит в способе кодирования информации и в способе ее считывания.
Линейный код читается по горизонтали, то есть в одном направлении. К линейным штрих-кодам относятся следующие подвиды, различающиеся, в том числе, и по количеству включаемых в код символов. Например, код EAN имеет два варианта – восьмизначный и тринадцатизначный. Логично предположить, что 13-значный код включает в себя больший объем информации о товаре.
Однако по сравнению с двумерными кодами все линейные штриховые коды обладают относительно малой информативной емкостью.
Двумерные штриховые коды изначально создавались для включения в них большего объема информации. Для обеспечения желаемой цели была разработана система, позволяющая включать в штрих-код два направления для считывания – горизонтальное и вертикальное.
Дополнительно двумерные штриховые коды дифференцируются на:
- коды с несколькими уровнями (stacked), представляющие собой совокупность линейных кодов, расположенных друг над другом;
- матричные, то есть представляющие собой плотное размещение информации по вертикали.
Современные двумерные штриховые коды могут вмещать в себя, в зависимости от количества слоев, от 7 до 1900 байт информации о товаре.
Применение в штрих-кодов в РФ
В Российской Федерации наиболее распространенным видом штриховых кодов являются линейный 13-значный и линейный 8-значный.
Предполагается, что в ближайшее время в РФ будет введен в действие расширенный штриховой код, в который будет вноситься информация о дополнительных характеристиках товара. Например:
- при нанесении штрих-кода на мясную продукцию будет дополнительно вводиться информация о дате забоя и о способе выращивания скота у производителя;
- при нанесении штрих-кода на рыбную продукцию предполагается вводить информацию о количестве улова и о способе раздела тушек рыбы.
Считывание
Функциональная польза от штрих-кодов может быть только в случае применения сканеров, считывающих со штрих-кода информацию. То есть отсутствие сканера сделает из штрих-кода всего лишь более или менее красивую картинку.
В настоящее время существуют два вида сканеров – стационарные, то есть кассовые, и портативные, чаще всего выглядящие как небольшая трубка с читающим устройством на одном из ее концов.
Применение того или иного вида сканера обусловлено их разрешительной способностью при считывании информации, объемом товаров, товарооборотом и количеством покупателей.
Сканер, считывая информацию, находится в постоянном контакте с базой данных конкретного субъекта предпринимательской деятельности. То есть, считывая штриховой код, сканер передает в компьютерную сеть не только факт покупки или отгрузки, но одновременно запускает алгоритмы перерасчета остатков продукции на складе и выдает информацию о необходимости пополнения запасов.
Что касается EAN-8:
По сути это младший собрат EAN-13, был введён для малоразмерных упаковок, для таких, где нет достаточно места для нанесения символики EAN-13.
Источник