Что значит штампованные ювелирные изделия

Что значит штампованные ювелирные изделия

В ювелирном производстве широкое распространение при изготовлении отдельных элементов (деталей) получила холодная листовая штамповка.

Операции штамповки подразделяются на два этапа: вырубка контура детали и формовка детали. Выполняются эти операции на механических прессах с применением соответствующих штампов. В некоторых случаях несложные тонкостенные детали вырубают ручным ударом молотка по пуансону. При этом штамп должен быть установлен на металлическую плиту.

Вырубка контура детали. В зависимости от конструкции штампа следует подготовить металл соответствующего профиля (толщина, ширина полосы). Необходимая толщина достигается при прокатке, а ширина полосы в соответствии с расстоянием между направляющими штампа достигается в процессе разметки и механической резки металла ножницами (гильотинными, роликовыми, ручными).

Конструкция штампа определяется формой детали, а сам процесс вырубки контура детали выполняется в два приема: сначала идет вырубка, затем пробивка. Иногда эти операции выполняются одним ударом подвижного пуансона. Подвижной пуансон и неподвижная матрица выполняют роль верхнего и нижнего ножей, которые при соединении между собой обрезают металл по контуру режущих кромок. При вырубке деталь под действием пуансона падает в матрицу, а при пробивке в матрицу падают отходы. Кромки деталей при штамповке имеют шероховатую поверхность и заусенцы. Для исключения заусенцев, что требует последующей опиловки и частичной потери драгоценных металлов, необходимо своевременно ремонтировать штампы (притирать и шлифовать пуансон и матрицу).

Читайте также:  Что значит рассредоточенная нир

Формовка детали. В процессе формовки (рис. 27) заготовка путем пластической деформации приобретает требуемую форму. Основное условие качественной формовки заключается в том, что при деформации не должно быть разрушения металла. Основными операциями формовки являются гибка, вытяжка и отбортовка.


Рис. 27. Схема формовочных операций при листовой штамповке: а — гибка, б — вытяжка, в — отбортовка, г — обжим, д — раздача

Гибка — это процесс деформации заготовки в специальном желобе гибочного штампа под действием усилия, которое прикладывается пуансоном. При этом слои металла, расположенные с внутренней части пуансона, сжимаются, а внешние, расположенные со стороны матрицы, растягиваются. Большое значение имеет радиус гибки, который зависит от толщины и свойств изгибаемого металла.

В ювелирном производстве гибка применяется при выполнении как заготовительных, так и монтировочных операций. На заготовительных операциях гибка выполняется на механических и гидравлических прессах, гибочных станках, а иногда и ручным ударом молотка по оправке, которая, вдавливая металл в стенки желоба, производит гибку.

Гибка заготовки при монтировочных операциях выполняется в основном вручную с помощью специальных приспособлений и инструмента (щипцы, плоскогубцы, круглогубцы, молоток и др.). При монтировке производится гибка различных профилей металла. Для получения сложных профилей изделий при гибке используются специальные оправки и плиты с гибочным желобом.

Вытяжка производится на гидравлических прессах плавным нажимом. Металл при вытяжке в разных направлениях деформируется неодинаково, поэтому для предупреждения образования складок вытяжку производят с применением дополнительного верхнего прижима заготовки. Вытяжка дает возможность получить из плоской заготовки деталь с образовавшейся сферой (вид колпачка). Причем вытяжка при одном проходе возможна только в определенных пределах, зависящих от свойств и толщины металла, затем пуансон отводится и процесс повторяется.

Одной из разновидностей вытяжки является протяжка, которая применяется при изготовлении полых тонкостенных деталей. При протяжке длина заготовки увеличивается в результате утонения ее стенок. Утонение обеспечивается тем, что зазор между пуансоном и матрицей устанавливается меньше толщины стенок заготовки.

Отбортовке подвергаются наружные кромки или кромки отверстий. При наружной отбортовке размер получаемого борта невелик и ограничивается главным образом пластическими возможностями конкретного металла. При обработке отверстий происходит небольшое уменьшение толщины металла у края борта за счет растяжения металла. Отбортовку осуществляют в штампах на гидравлических прессах деформированием в роликах.

Обжим — это процесс деформации заготовки, надетой на специальную матрицу заданной формы. Матрица жестко закрепляется на прессе. Обжим происходит под действием усилия от пуансона. При этом рабочая поверхность пуансона имеет форму, обратную форме матрицы. Наиболее часто в ювелирном производстве обжим применяется для формовки полых ювелирных изделий.

Раздача — это процесс деформации заготовки пуансонами различной формы. При этом заготовку вставляют в отверстие матрицы, жестко закрепленной на основании пресса. Давлением пуансона на отверстие заготовки производится раздача отверстия. При этом происходит уменьшение толщины заготовки за счет сжатия металла.

Источник

Технологии изготовления ювелирных украшений

Производство ювелирных украшений в России и во всем мире получило широкое распространение. Чтобы продукция отличалась безупречным внешним видом и высоким качеством, важно принять во внимание особенности технологического процесса. Он, в свою очередь, выступает в качестве важнейшего фактора формирования прочности и надежности продукции. В рамках ее изготовления проводится целый цикл: от приобретения сырья и до финальной обработки.

Все технологические процессы, наблюдаемые в ходе производства ювелирных изделий, могут быть базовыми и отделочными.

К первой группе относят:

  • штампование;
  • литье;
  • плавка;
  • отжиг;
  • вальцевание;
  • избавление от жира;
  • пайка;
  • волочение;
  • промывка;
  • сушка.

Что касается отделочных операций, их традиционно можно представить следующим образом:

  • сколотка;
  • обработка алмазного типа;
  • размягчение;
  • нарезка;
  • огранка;
  • шлифовка/полировка;
  • матирование.

Комплекс проводимых работ по отделке зависит от конкретного вида украшения

Литье

Изготовление ювелирных изделий на заказ, а также их массовое производство подразумевает применение техники литья. Она предполагает использование одновременно нескольких десятков моделей, которые собираются вместе и припаиваются к одной основе. В итоге образуется так называемая «ювелирная елка», которая впоследствии оформляется в глину и запекается.

Чтобы техника литья ювелирных изделий была проведена качественно, нужно, чтобы высыхание глины было равномерным, а какие-либо трещинки отсутствовали. Важную роль также играет вытекание воска в полном объеме, такой подход позволит получить форму с пустотами. После этого сплав перемешивается и отправляется в форму. Останется только остудить эту массу и удалить глину, достав готовую «елку».

На следующем шаге работы выполняют ювелирные монтировщики. Технология позволяет производить изделия, в составе которых есть одновременно несколько деталей. Их скреплением как раз и занимаются мастера по монтировке. Происходит сбор частей в одно целое, а кольца подгоняются до необходимого размера.

Особенности ювелирного литья

Данное направление соотносится с технологиями изготовления ювелирных украшений в Древнем Египте, т. к. имеет с ними много общего. Процесс изготовления практически не изменился с того времени, а современные мастера активно используют технологии предков и инновационное высокоточное оборудование.

Стоит отметить, что до монтирования камня в изделие, заготовка предварительно подвергается шлифовке и полировке. В первом случае происходит выравнивание профиля, во втором – создание эффекта блеска.

Галтовка – процедура, предполагающая сочетание шлифовки и полировки. Изделия обрабатываются, предварительно смешиваясь в барабане с абразивом, состав которого может быть вариабельным. При использовании подобной техники качество продукта получается более низким, нежели в случае применения шлифовки и полировки. Тем не менее, методика является быстрой и доступной.

Многие украшения, производимые массово, как раз и обрабатываются исключительно по этой технологии

Литье с использованием недорогих камней

Эта техника используется при изготовлении украшений из серебра и золота. Стоит отметить, что далеко не каждая модель является годной для ее применения. Вставка камней осуществляется непосредственно в восковки в процессе создания ювелирной елки. После того как форма обжигается в условиях глины, камни сохраняются внутри. После заливки металла вставки сразу закрепляются. Далее изделие попадает в галтовочный барабан и считается готовым. Конечно, в данном случае достаточно большой процент брака, однако производство считается максимально дешевым.

Закрепка камней

Если изготавливается изделие с камнями, то требуется проведение процедуры закрепки. Решением данного вопроса занимается мастер-закрепщик, который, в свою очередь, осуществляет установку камней в пазы и запаивание их во избежание выпадения.

Практика показывает, что многие камни – очень хрупкие, и в процессе закрепки не выдерживают нагрузок. Это означает, что на них появляются сколы. Если речь идет о недорогих фианитах – никакой проблемы нет. Но в случае с бриллиантами такие нюансы недопустимы.

Ручное изготовление ювелирных украшений является достаточно распространенным, тем не менее, на сегодняшний день популярностью пользуются автоматизированные процессы. Чем более качественно выполняется каждый шаг, тем лучшим считается качество готового изделия. Соответственно, тем выше его стоимость.

Автоматизированные технологии

Вязка цепочек и браслетов в ручном порядке – крайне рутинное мероприятие. От ювелира требуется работа с золотой проволокой нужной толщины, а также последующая нарезка звеньев, плетение. Это означает, что работа обойдется еще дороже, чем стоимость сырья. Автоматизированное производство позволяет использовать специальные станки, которые изготавливаются под разные типы работ.

С их помощью не составит труда сократить стоимость машинного часа и ускорить процесс

Штамповка

Существует еще одна техника изготовления ювелирных украшений из золота, которая является востребованной в отношении плоских форм. Например, при изготовлении ладанок, крестиков, кулонов. Для производства конечного продукта берется металлическая пластина, с помощью пресса на ней выдавливаются готовые изделия, которые вследствие прохождения минимальной обработки уже готовы к продаже.

Особенности полировки ювелирных изделий

С ее помощью, как уже отмечалось, можно получить зеркальный блеск и максимальное отражение. Данный процесс проводится на специализированном станке, подразумевающем применение паст и кругов из кожи, войлока, хлопчатобумажного материала.

Учитывая, что ювелирные украшения изготавливают не только вручную высококвалифицированными мастерами, но и с применением штамповочных автоматизированных систем, при покупке обращайте внимание на такие детали, как чистота выполненной работы, на сколько крепки замочки и звенья, вставки.

Источник

Ювелирные украшения: отличия штамповки от ручной работы

Каждая девушка неравнодушна к ювелирным украшениям. Сегодня можно приобрести огромное множество всевозможных аксессуаров из драгоценных металлов, но не все из них одинаково хороши. Если вы хотите приобрести по-настоящему качественный продукт ювелирного мастера, то вам стоит посетить ювелирный магазин Небо в Алмазах.

Качество ювелирных украшений

Сегодня существует масса способов производства подобной продукции. Наиболее явно выраженные категории:

  • ручное изготовление;
  • промышленная штамповка.

Изделия ручной работы максимально ценятся в любых кругах. Такие ювелирные украшения разрабатываются по уникальному индивидуальному дизайну и производятся ограниченными партиями. Естественно, такие изделия стоят в несколько раз дороже, но их красота не сможет сравниться с чем-то другим. Также такое изделие имеет лучшие прочностные характеристики, так как продумано и изготовлено в индивидуальном порядке. Например золотые кольца, изготовленные по индивидуальному заказу, широко востребованы у молодожёнов, которые хотят видеть на руках друг у друга настоящие произведения искусства.

Промышленная штамповка используется для ювелирных изделий низкой ценности, то есть в таком производстве не используют лучшие бриллианты или качественное золото. Естественно, такая продукция имеет меньшую цену, но и не отличается своей индивидуальностью, а также общими прочностными характеристиками.

Дизайн украшений

У каждого производителя есть своя тематическая линейка украшений. Сложно найти такие ювелирные аксессуары, которые производились бы вне каких-либо коллекций. Особеено это относится к украшениям, изготовленным вручную.

Работу по созданию образа новой коллекции выполняют специальные дизайнеры, которые воплощают свои идеи в драгоценном металле. Зачастую тематическая коллекция включает в себя все виды ювелирных украшений:

  • кольца;
  • серёжки;
  • цепочки на шею;
  • браслеты на руку;
  • кулоны и так далее.

Покупка украшений

Многие думают, что в цену ювелирных украшений в большей степени закладывается стоимость драгоценного металла или камней, используемых в нём. На самом деле это правило актуально только для изделий, которые выполнены методом штамповки. Стоимость ручных украшений приблизительно разбивается пополам на цену металла и цену дизайна с производством.

Источник

Ювелирные штампы. Виды и применение ювелирных штампов

Ювелирные штампы и их виды

Ювелирный штамп придает детали заданную форму. Этот процесс называется штамповкой. Она делится на два основных этапа. Сначала разделяют общую заготовку, к примеру, металлический лист. Из него получают массу более мелких элементов с помощью специальных ножниц, отрезных ювелирных штампов. Исходный пласт распиливают по кривой или прямой линиям.

Отделенные части отправляют на второй этап производства – формообразование. Детали помещают под пресс. Его нижняя часть неподвижна, крепится на столе. Верхняя часть устройства двигается, называется ползуном. Ползун опускается под давлением на основу, придавая заготовке нужные очертания.

Поставленных задач добиваются тремя способами. Первый – гибка. Заготовку изгибают, фиксируя при этом пружинным устройством. Это позволяет выдержать главное условие – сохранить сечение меж параллельно расположенных плоскостей.

Полые образцы получают с помощью вытяжки. Толщина обрабатываемой детали при этом уменьшается примерно на четверть. Рельефные изделия создают фасонной штамповкой. Это та же чеканка. Выступы и углубления на поверхности появляются в процессе растягивания сырья. Многие изделия требуют применения нескольких подходов, этапов. В таком случае штамповку называют комбинированной.

Заданного формата добиваются либо холодной, либо горячей обработкой. При последней, металл расплавляют и заливают в штамп. Текучий материал равномерно распределяется в форме и застывает.

Деталь получается трехмерной, поэтому метод назван объемной обработкой. Холодная же штамповка подразумевает перфорацию заготовки листовой формы. Обязательное условие – одно из измерений элемента должно быть ничтожно мало по сравнению с двумя другими.

Толщина исходных пластов, обычно, не превышает 6-ти миллиметров. Металл не расплавляют. Нужные образцы из него попросту выдавливают остриями под давлением. Так получают стрелки часов , или, напротив, крупные детали, такие как облицовки машин и самолетов. Применительно к воздушным судам штампы стали использовать еще в начале 20-го века, конкретно – в 1930-ых годах.

Штамповка вышла из кузнечного дела. Зачатки ее проявились в 16-ом столетии. Тогда мастера начали применять рычажные молоты и те, которые приводились в действие потоком воды. Дж. Уатт доработал систему в 18-ом веке. Физик создал пресс, работающий на пару. Придумка была сопутствующей основной деятельности ученого, вошедшего в историю, как автор паровой машины.

Применение ювелирных штампов

Штампы произвели революцию в сфере промышленности и ювелирного дела. Возможность быстро изготавливать идентичные детали, удешевила конечную стоимость продукции. Мастера освободились от части обязанностей. Ручной труд заменился работой специальных устройств.

Механизация привела к массовому производству. Выдержать стандартные параметры вплоть до долей миллиметров уже не было сложной задачей. Увеличились объемы выпуска продукции, сократились сроки ее поступления на прилавки.

С помощью ювелирных штампов работают с двумя материалами – металлами и пластмассами. Они пластичны. Это главное условие для осуществления процесса штамповки. Специалисты предлагают как готовые матрицы, так и выполненные по индивидуальным эскизам под заказ.

Ювелирные штампы купить можно по средней цене от 2-х до 7-ми тысяч рублей. Минимальный ценник – 800 рублей. Изготавливаются отдельные экземпляры и комплекты. Существую, к примеру, наборы для производства часов , сережек и не только.

Если с дефектом матрица, то и товар будет бракованным. К недочетам штамповки относят острые края, несоответствие заданным размерам, «провалы» в рисунке, недостаток рельефности изображения.

Для качественных матриц используют инструментальную сталь. Ювелиры называют нужную им разновидность «закаленной в масле». Слово закаленная здесь не случайно. Без термической обработки штампы служат меньше. После воздействия температур, срок работы оборудования увеличивается вплоть до 20-ти раз.

Масло в названии тоже не для красного словца. В нем после нагрева охлаждают сплав . Метод придумал ученый Дэвид Шелтон. Существует и закалка в воде, но изготовление ювелирных штампов с ее помощью не гарантирует качество товара.

Вручную штампы делают одиночные мастера. Крупные организации пользуются станками для изготовки матриц. К таким машинам относятся «SFE- 400M», «SFE – 500M» и «SFE-800M». Электрохимическое оборудование разработало предприятие «СТАНКОФИНЭКСПО».

Машины рассчитаны для предприятий, производящих сувениры, бижутерию, ювелирные изделия. Цена одного станка около 100 долларов, в рублях – 3 500- 4 000. Станки указанной серии обрабатывают детали до 50 квадратных сантиметров площадью.

Существует и более масштабная техника, предназначенная для элементов площадью в 100 квадратных сантиметров. Такие станки выпускают, к примеру, на заводах « Золото Якутии».

Ювелирный штамп и матрица – ходовой товар. Поэтому, в интернете есть масса предложений по изготовлению форм не только на предприятиях, но и в кустарных условиях. Так называемые индивидуальные предприниматели устанавливают ценник ниже заводского.

Работают, обычно, вручную, не тратясь на машины серии SPF и им подобные. Если мастер сработает аккуратно, штамп получится не хуже лицензионного, но человеческие руки чаще допускают неточности, нежели новейшая аппаратура. Можно сэкономить, а можно и «прогореть», поскольку гарантийное обслуживание кустарные спецы не предоставляют.

Источник

Оцените статью