Что значит шрифты с засечками

Знаменитые дизайнеры vs научные исследования про читаемость шрифтов

Я работаю дизайнером около 10 лет. В дизайне не очень много объективных и проверяемых законов, и когда мне нужно было что-то выяснить, я искала информацию в профессиональных книгах, блогах крутых ребят, спрашивала у знакомых арт-директоров и приставала к людям в коридорах.

А потом узнала, что ученые уже сто лет как выяснили то, про что до сих пор спорят дизайнеры.

Мы в Тинькофф сравнили мнение знаменитых дизайнеров и ученых о том, какие шрифты легче читать: антикву(с засечками) или гротески(без засечек).

Почему я вообще этим занялась

Однажды мне нужно было написать инструкцию для джунов о том, как выбрать шрифт. Я написала, что для больших текстов лучше использовать шрифты с засечками, потому что глаза меньше устают от такого шрифта и засечки помогают держать строку.
Потом пришел редактор и откомментил: «Пруфы?»

«Да это же очевидно», — подумала я и открыла «Википедию»:

Согласно общепринятому мнению [источник не указан 1902 дня], засечки направляют движение глаз вдоль строк при чтении крупных массивов печатного текста. Oни способствуют связи букв в единую линию, облегчая визуальное восприятие и удобочитаемость текста.

В «Википедии» пруфов не было, и я пошла к книжному шкафу.

Читайте также:  Что значит цикл при месячных

На мой взгляд, шрифт с засечками меньше утомляет при долгом чтении обычных, «бумажных» изданий, чем гротеск, по двум причинам. Во-первых, засечки подчеркивают окончания штрихов, становясь дополнительными «смыслоразличителями». Во-вторых, буквы с засечками несколько сложнее по форме, поэтому сильнее отличаются друг от друга, чем гротесковые. А наш читательский глаз больше нуждается в балансе индивидуальности и унификации, чем дизайнерский, который радуется зеркальной вылизанности.

Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя», Откуда взялись и зачем нужны засечки, стр. 51

Шрифт без засечек только кажется простейшим. Его форму специально упростили для детей, а взрослым его читать труднее, чем антикву, ведь ее засечки служат не только для украшения.

Ян Чихольд «Облик книги», О типографике, стр. 21


Ян Чихольд

Ну ладно, старинные мастера опирались на чутье, но, может, кто-то посовременнее объяснит с пруфами?
Сергей Сурганов, арт-директор «Медузы», дизайнер Notion:

Используйте шрифт с засечками для длинных текстов
Когда вы оформляете любой длинный текст (статью, резюме, письмо, инструкцию), стоит использовать шрифт с засечками, то есть антикву. Считается, что длинный текст, набранный таким шрифтом, легче читать. В традиционной книжной верстке тоже используются именно антиквы, поэтому если вы делаете что-то похожее, то выбор ясен.

Короче, у нас три довода:
«согласно общепринятому мнению»,
«на мой взгляд»,
«считается»,

Книги не помогли, и я попробовала разобраться с помощью научных статей, есть ли какие-то доказательства, что шрифт с засечками легче, быстрее или приятнее читать, чем шрифт без засечек. Конечно, это не полноценный научный обзор. Но лучше, чем «согласно общепринятому мнению». Ссылки на статьи есть в конце каждого раздела.

Понятия: разборчивость vs читаемость

Разборчивость (legibility) шрифта зависит от точности начертания его элементов, что обычно означает возможность распознавать отдельные буквы или слова.
Читаемость (readability) напрямую связана с оптимальной компоновкой и планом всего тела текста.

Засечки направляют взгляд по строке

«Википедия» и еще миллион дизайнерских статей говорят, что засечки направляют движение глаз вдоль строк при чтении крупных массивов печатного текста.
Тут надо знать, что глаза не движутся плавно. Когда мы читаем или ищем какой-нибудь объект в поле зрения, глаза «скачут» от точки к точке, совершая быстрые движения, которые называются саккадами.


Видео про саккады

Более того, глаза совершают саккады, даже когда человек пытается сфокусироваться строго на одной точке.
Джаред Скрюз (Jaret Screws) провел эксперимент: попросил 10 человек прочитать несколько текстов и следил за движением их глаз с помощью специального оборудования.
Вот что получилось:

Измерили продолжительность фиксации взгляда, среднее количество слов между ними, амплитуду саккад и число раз, когда человек задерживался на одном и том же слове.

Все различия оказались незначительными. Ой.

Кажется, гипотеза о том, что взгляд движется легче по тексту, набранному шрифтом с засечками, не подтвердилась.


Шрифты с засечками и без засечек одинаково «держат» строку

Хотя тут есть подвох. В тесте использовался шрифт 128 pt. Это в десять раз больше, чем в обычной книге, и, возможно, исследование не очень корректно применять к обычному процессу чтения.

Детям, в отличие от взрослых, легче читать шрифт без засечек

Даже если это и не так, в это точно верят производители азбук. Попробуйте найти хоть одну азбуку с антиквой.


Детские азбуки с первой страницы Гугла

Ученые взяли 80 детей 10 лет и 80 детей на два года старше, попросили их найти в тексте нужное слово (скрининг-тест) и измерили, как быстро у детей получилось это сделать.


Контрольной группе оба раза давали одинаковый шрифт, а экспериментальной — сначала шрифт с засечками, а потом без

Различия получились статистически незначимые, и авторы говорят, что, кажется, нет никакой особенной разницы в разборчивости для детей шрифтов с засечками и без засечек.

А что насчет ребят с плохим зрением?

Исследований про слабовидящих людей и шрифт довольно много.
В Journal of Visual Impairment and Blindness было опубликован обзор 18 исследований, в которых общее количество испытуемых было более 1500 человек.
Вывод исследователей: для людей с плохим зрением шрифты без засечек, такие как Arial, Helvetica, Verdana или Adsans, более читаемые, чем шрифты с засечками.

The Legibility of Typefaces for Readers with Low Vision: A Research Review Elizabeth Russell-Minda, Jeffrey W. Jutai, J. Graham Strong, Kent A. Campbell, Deborah Gold, Lisa Pretty, and Lesley Wilmot.

Шрифты и дислексики

Людям с дислексией сложно читать. Может, удастся облегчить им жизнь с помощью каких-то шрифтов?


Страница, которая показывает текст так, как его видят люди с дислексией, на dyslexiarf.com

Ученые с помощью технологии, которая следит за движением глаз, исследовали 97 человек, у половины из которых была дислексия.
Им давали прочитать 12 похожих текстов, набранных разными шрифтами, измеряли скорость, количество и длительность остановок взгляда, понимание текста и с помощью опросников выясняли предпочтения пользователей.

На первое место по читаемости и у обычных людей, и у дислексиков вышел шрифт без засечек Arial (интересно, что схожая с ним до неразличимости Helvetica — на четвертом месте). Зато на втором месте неожиданно оказался моноширинный брусковый Courier.


Предпочтения же людей вообще однозначные: топ-3 шрифтов и у дислексиков, и у недислексиков — без засечек.

Эмоции и шрифты

Может, дело не в скорости чтения и разборчивости, а в особом настроении, которое создают шрифты с засечками?
В Лаборатории исследований юзабилити ПО в Wichita State University попробовали разобраться, как люди воспринимают шрифты.
Участники заполняли опросник, где указывали, какими, по их мнению, характеристиками обладают разные шрифты.

Интересно, что шрифты с засечками оказались первыми в рейтинге как формальные, «взрослые», практичные и стабильные. А шрифты без засечек оказались первыми в рейтинге… нигде. То есть у них не оказалось какого-то ярко выраженного эмоционального следа.

Для другого исследования взяли два сатирических отрывка из «Нью-Йорк Таймс»: один — о проблемах правительства, другой — о политике в образовании. Их напечатали в шрифтах Times New Roman и Arial одинакового размера и показали в случайном порядке 102 студентам университета, которые оценили их с помощью заранее заданных прилагательных.
Сатирические статьи, напечатанные Times New Roman, воспринимались как более смешные и злые, чем напечатанные Arial.

Скорее всего, это тот же эффект нейтральности шрифтов без засечек, что и в первом исследовании.

Значит ли это, что все шрифты без засечек — безликие? Вообще, нет, но нейтральный шрифт с засечками менее нейтральный, чем нейтральный шрифт без засечек.

Читаемость шрифтов на электронных экранах

Большинство текстов мы читаем с электронных экранов. Электронные устройства и даже разные программы на одном устройстве по-разному обрабатывают шрифты.


Разные типы сглаживания

Ученые попробовали разобраться, как влияет сглаживание на читаемость.
Сравнивали четыре шрифта, напечатанные на бумаге, на экране со сглаживанием и без сглаживания

Интересно, что самым читаемым оказался экранный шрифт со сглаживанием (а не напечатанный), и это шрифт без засечек — Arial. Второй после него — Verdana, тоже без засечек.
Зато без сглаживания лучше всего читалась Georgia — шрифт с засечками.

Выводы

Я хотела проверить, действительно ли для больших текстов лучше использовать шрифты с засечками. Выяснилось, что для обычного человека отличий почти нет, а для тех, у кого есть проблемы с чтением — стариков, детей, людей с плохим зрением или дислексией , — предпочтительнее шрифт без засечек.

В статье есть обзоры всего нескольких статей. Еще пару дюжин я просмотрела, но не стала включать в статью, чтобы не делать ее бесконечной. На самом деле их еще больше. Но результат во всех примерно один и тот же: или отличия оказываются статистически незначимыми, или гротески немного обгоняют антикву.

Если вас заинтересовала эта тема, можете провести собственное исследование: поискать на scholar.google.ru по запросу типа Font readability research. Там можно найти исследования и про оптимальный межстрочный интервал, и про восприятие разных начертаний шрифта, и про различия читаемости в зависимости от размера.

Вряд ли это поможет стать принципиально более хорошим дизайнером, но добавит весомых аргументов.

Источник

Какой шрифт лучше — с засечками или без: результаты эксперимента

Шрифт с засечками — для текста на бумаге, без — для интернета. Так говорится на большинстве сайтов, где я собирал информацию по этой теме. Считается, что шрифт без засечек легче читать с экрана. От него не устают глаза, поэтому повышается глубина просмотра. Ваши тексты дольше читают. На сайте b17.ru я нашел такое интересное объяснение:

При оцифровке буква должна помещаться в маленькую пиксельную сетку. Засечки делают шрифт размытым, потому что технически сложно точно передать все мелкие детали. Буквы без засечек лучше оцифровываются и получаются более четкими, разборчивыми. Их легче читать.

Однако в той же статье автор опровергает эту теорию и приводит результаты исследований. В них говорится, что для разборчивости восприятия не важно, каким шрифтом набран текст в интернете.

Еще одно мнение я нашел на сайте meduza.io. Здесь небольшую инструкцию дал арт-директор “Медузы” (по состоянию на 29 января 2017 года) — Сергей Сурганов. Суть такая: для длинных текстов — антиква (шрифты с засечками), для коротких — гротески (без засечек). Там же можно найти рекомендации по выбору конкретных шрифтов:

Для Mac OS: Iowan Old Style или Charter.

Для Mac OS: Helvetica Neue, Verdana или Tahoma

Но самый интересный эксперимент я нашел на сайте ablex.ru. Это мое субъективное мнение. Автор сравнил Times New Roman (13/20 px) и Arial идентичного размера. Вот такими были результаты его исследования:

Дальше — больше. Автор просто поменял шрифт на всем сайте и уже через две недели улучшилась глубина просмотров. Пользователи стали проводить на сайте больше времени.

Мне очень понравилось такое тестирование. Обязательно повторю его на своем сайте и расскажу здесь о результатах. Что касается выводов — вы все видели, поэтому решайте сами, какой шрифт лучше использовать на своем сайте.

Возможно, вы не согласитесь с той информацией, которую я озвучил здесь. В таком случае добро пожаловать в комментарии:-)

Источник

Главное о шрифтах

Создать дизайн в VistaCreate очень просто: выбираете фото или видео в высоком разрешении, накладываете несколько дизайн-элементов — и добавляете текст. И вот как раз тут важно не промахнуться: если взять шрифты, которые не сочетаются, вы вряд ли будете довольны результатом.

В медиатеке VistaCreate уже добавлено сотни бесплатных шрифтов на 20 языках. Если у вас есть шрифты, созданные или купленные специально для вашего бренда, можете загрузить их в VistaCreate и использовать в дизайне. Добавляйте шрифт в свои бренд-киты — пусть фирменные стили всегда будут у вас под рукой. В этой статье мы ответим на основные вопросы, которые касаются видов шрифтов, их сочетания и использования. Все дизайны, которые мы используем в качестве иллюстраций, доступны в VistaCreate.

Почему шрифты важны в графическом дизайне

Шрифт — это способ выразить посыл, который вы закладываете в свой проект. Конечно, если бы мы везде использовали старый добрый Arial, жизнь была бы проще. Но стала бы она интереснее? Скорее всего, нет. Если хотите, чтобы ваше высказывание выглядело уникально, но при этом дошло до нужной аудитории, важно правильно его оформить. Вот основные ошибки, которые допускают в использовании шрифтов:

  • Избыточность. Ее заметно сразу. Конечно, можно взять сразу несколько шрифтов — особенно если текста много. Шрифты в разных стилях помогают донести идею точнее. Но тут важно чувство меры. Чтобы не ошибиться, остановитесь на двух (максимум трех) шрифтах в одном дизайне. Обычно этого достаточно.
  • Неудачный выбор. Очень часто мы выбираем шрифты по одному слову: если оно выглядит симпатично, берем шрифт в работу. Но бывает, что целый абзац текста в этом шрифте выглядит совсем не так, как вы представляли. Например, некоторые крупные шрифты могут отлично подходить для заголовков, но в тексте выглядеть грузно, а легкие — хорошо смотреть в массе текста, но быть слишком слабыми для крупных надписей. Выбирайте шрифты, отталкиваясь от объема текста.
  • Вне контекста. Скорее всего, мемуары о войне будут выглядеть довольно странно в романтическом шрифте вроде Clicker. То же правило работает и по отношению к любому тексту, который вы набираете. Поэтому обращайте внимание на контекст сообщения, а не только дизайн букв.

Чтобы избежать этих ошибок, обычно достаточно просто чуть внимательнее почитать про шрифты, которые вы хотите использовать, и выяснить, для чего они и где обычно встречаются.

Пять главных видов шрифтов

Шрифтов огромное количество. Некоторые из них классические — они завоевали к себе доверие и доказали свое качество. А некоторые появились совсем недавно — вышли из стильных словолитных студий или были выпущены в большой свет независимыми дизайнерами, которые увлекаются типографикой. Какой шрифт вы бы ни выбрали, очень важно понимать ключевые характеристики семейств шрифтов — чтобы подбирать сочетания правильно.

Когда я создавала свой первый шрифт, у меня было ощущение, что я стою у подножию Эвереста. В купальнике.

Нина Стрёсингер, шрифтовой дизайнер в Frere-Jones Type, критик в Йельской школе искусств.

Шрифты с засечками

Это группа всех шрифтов с маленькими черточками — засечками — на концах букв. На сегодняшний день существует огромная масса таких шрифтов в самых разных стилях, от римских Roman до барочных Didone. Дизайнеры шрифтов и эксперты в области типографики за пару секунд отличат старые шрифты с засечками от новых. Но никакой магии в этом нет: чтобы понять, как они отличаются друг от друга, просто посмотрите на классический Sabon, переходный Perpetua и современный Didot. Разница неочевидная, но она все-таки есть:

  • Раньше в шрифтах без засечек переход от тонких к утолщенным фрагментам был не таким явным, как сейчас. Засечки были довольно небольшими и не особо незаметными.
  • Переходные шрифты — это сочетание старых и неоклассических техник, в них засечки стали сочетаться с более тонкими, но отчетливыми линиями литер.
  • Современные шрифты этого типа представляют собой сочетание более изящных линий с утолщенными и отчетливыми. Все это выглядит очень элегантно. К примеру, шрифты серии Didone часто используют в модных журналах и других медиа для подписей под фото.

Шрифты с засечками отлично смотрятся не только в печатных материалах (например, книг и журналов), но и в большом объеме цифрового текста — они упрощают чтение. В VistaCreate сотни шрифтов с засечками — и для своего дизайна вы можете взять любой из них! Скорее всего, вам приглянется мегапопулярный Antic Didone, который остается одним из главных представителей своей группы. Но кто знает — может, вам захочется поэкспериментировать.

Шрифты без засечек

Шрифты с засечками создают атмосферу чего-то современного и свежего. Эту их характеристику очень часто используют в рекламе, особенно когда нужно добавить экспрессии. Но если вам нужна энергия, найти ее можно и в шрифтах без засечек. Шрифты с прямыми буквами без черточек — это квинтэссенция устойчивости и серьезности.

Отличным примером таких шрифтов служат классические News Gothic, Helvetica, Century Gothic и любимый всеми Calibri. Как и шрифты с засечками, сначала такие шрифты были более простыми — с тяжелыми и толстыми линиями. А потом эти шрифты эволюционировали и приняли более элегантные, тонкие формы.

Чаще всего шрифты без засечек используют в заголовках, но некоторые из них (например, Arial и Proxima Nova) часто можно увидеть и в текстовых блоках. Просмотрите коллекцию шрифтов без засечек в VistaCreate и используйте их в своем тексте или в заголовках. А начать можно с универсального Prompt.

Брусковые шрифты

Если просто, то брусковый шрифт — это шрифт, у которого есть засечки, но они короткие и грубоватые.

Большинство моноширинных шрифтов (где все буквы занимают одинаковое пространство), которые используются на печатных машинках и компьютерах, — это или шрифты без засечек, или брусковые шрифты. Если вы когда-то набирали текст с помощью клавиатуры, с огромной вероятностью он был в Courier и Lucida Console.

Но это не все популярные варианты брускового шрифта — например, шрифты American Typewriter, Rockwell и Clarendon тоже часто используется.

Lora — один из десятков брусковых шрифтов, которые доступен в VistaCreate. Используйте его в своем дизайне, чтобы надписи в нем стали выглядеть увереннее.

Рукописные шрифты

Самый первый шрифт возник не сам по себе — по сути, это имитация написания от руки. Старые рукописные шрифты выглядят очень нежно, обычно буквы в них идут под наклоном, курсивно. Более современные шрифты этого типа выглядят более выразительно, добавляются жирные начертания.

Вот несколько отличных примеров рукописных шрифтов — Snell Roundhand, Brush Script и Kaufmann.

Просмотрите варианты рукописных шрифтов в коллекции VistaCreate и примените любой из них к своим надписям, которые хотели бы выделить как-то по-особенному. К примеру, шрифт Playlist Script наверняка придаст вашему дизайну легкости и нежности.

Декоративные и акцидентные шрифты

Акцидентные шрифты обыгрывают типографику по-новому, но задача у них одна: сделать так, чтобы ваше сообщение было максимально заметным. Для сплошного текста такие шрифты не подходят — они работают исключительно для отдельных слов и коротких заголовков.

Декоративные шрифты могут входить во все те семейства, которые мы уже упоминали: это могут быть шрифты с засечками и без, рукописные и брусковые шрифты. Их главная отличительная характеристика — максимальная экспрессия и артовость.

Хорошие примеры этих шрифтов — Broadway, Bauhaus (который вдохновлен эстетикой Баухауса), Peignot, Stencil и Windsor. В коллекции VistaCreate масса декоративных шрифтов, и для каждого найдется своя пара. Возьмите, к примеру, Sigmar One и попробуйте соединить его с разными базовыми шрифтами — и увидите, как меняется настроение текста.

Как сочетать шрифты

Способов сочетать шрифты не так много, как может показаться на первый взгляд. Их всего два: использовать шрифты одной или разных гарнитур. Но прежде чем выбрать, по какому пути пойти, важно понять разницу между гарнитурой и шрифтом.

Гарнитура — это набор шрифтов с общими характеристиками дизайна, который обычно включает нормальное, жирное и курсивное начертание шрифта. Иногда в гарнитуре только нормальное и жирное начертание, а иногда этот комплект расширяется на тонкие и максимально жирные начертания, более или менее разреженные написания.

Шрифт — это вариация гарнитуры, со своим стилем, весом и размером. На заре книгопечатания подвижные литеры в шрифты отливались из металла или вырезались из дерева. Сегодня шрифты заключены в цифровые файлы, которые можно скачать из магазина шрифтов или купить напрямую у шрифтового дизайнера.

Используйте шрифты одной гарнитуры

Начинаем подбирать шрифты. Самый простой и, наверное, самый удачный способ стилизовать текст в дизайнах — использовать шрифты одной гарнитуры. В этом случае ошибиться просто невозможно, это минимализм в чистом виде. Но обязательно обращайте внимание на стиль гарнитуры. Дисплейные шрифты, скорее всего, могут утяжелить дизайн, если их будет слишком много — поэтому сбалансируйте их шрифтами без засечек или брусковыми шрифтами.

В примере ниже можно посмотреть, как дизайнеры VistaCreate использовали этот подход, чтобы создать шаблон с четырьмя текстовыми блоками, набранными одним шрифтом, но совершенно по-разному. Они использовали шрифт с засечками Radley и набрали им и заголовки (заглавными буквами), и сам текст (строчными). Еще в этом примере есть вариации этого шрифта курсивом и с подчеркиванием.

Используйте шрифты разных гарнитур

Звучит немного необычно, но на практике шрифты из разных гарнитур иногда сочетаются даже лучше, чем из одной. Но нужно подбирать их аккуратно — далеко не все такие шрифты хорошо смотрятся вместе. Лучший способ понять, как все работает, попробовать использовать их в своем дизайне и посмотреть, что из этого выходит. Чем больше проб, тем выше вероятность, что вы найдете лучший вариант шрифтового сочетания.

Пример ниже показывает, как удачно может выглядеть сочетания двух совершенно разных шрифтов в одном дизайне. Дизайнеры VistaCreate скомбинировали Montserrat и Mr Dafoe — и получилось очень ярко. Жирное начертание Montserrat идеально подходит для заголовков и основного текста, а изначально курсивный Mr Dafoe — органично подчеркивает устойчивость и вес основного текста.

Рукописные шрифты — отличный выбор, если хочется добиться эффекта «настоящести» написания. Но к сожалению, довольно часто их сложно читать, особенно в курсивном начертании. Поэтому для баланса лучше сочетать их с обычными. При этом подходе пользуйтесь правилом Парето: 80% текста наберите шрифтом, который легко считывается, а 20% — декоративным, рукописным, трафаретным или любым другим экспрессивным шрифтом.

Подытожим

Текст — это то, на что люди обращают внимание в первую очередь, когда смотрят на дизайн. От выбора шрифтов напрямую зависит то, как люди будут воспринимать ваш визуальный проект. На отношение аудитории можно влиять грамотным подбором шрифтовых пар — попробуйте и поймете, что этот инструмент может очень много.

Источник

Оцените статью