Что значит сходство до степени смешения

Что означает сходство до степени смешения?

Товарные знаки, сходные до степени смешения, зарегистрировать невозможно. Когда заявитель подает знак на регистрацию, обозначение проверяют, не похоже ли оно на существующие знаки. При этом имеет значение, на какие виды товаров и услуг будет распространяться знак. Разбираемся как определяют сходство в Роспатенте

Содержание

Юридическая значимость сходства знаков

Есть три обстоятельства, когда сходство обладает юридической значимостью:

  • Регистрация. Заявку не принимают, если обозначение похоже на существующие знаки с более ранним приоритетом, либо наименование очень похоже на название места происхождения товаров, напоминает символику государства, содержит имена известных персон или произведения искусства.
  • Использование знака. Когда товарный знак используется, нельзя применять похожие обозначения, если из-за этого возникает шанс спутать знаки.
  • Оспаривание регистрации. Роспатент вправе отозвать регистрацию, если знак будет похож на ранее зарегистрированные промышленные образцы и другие объекты интеллектуальной собственности.

Решение о схожести или тождестве товарных знаков принимает эксперт Роспатента. Сотрудник ведомства имеет право на собственное мнение и может отказать в регистрации из-за субъективного восприятия знака. Кроме того, судебная практика по патентным спорам показывает, что даже намек на схожесть может стать причиной отказа. Достаточно просто указать: есть опасность, что потребитель может запутаться, и заявитель не сможет пройти регистрацию.

Читайте также:  Hublot что это значит

Сходство до степени смешения – сходство, при котором знаки ассоциируются друг с другом и существует риск их перепутать.

Каким бывает сходство знаков

Роспатент выделяет три типа сходства знаков:

  1. Графическое. Проявляется, если в знаке используются одинаковые или похожие цвета, шрифт, пропорции букв. Учитываются все детали, формирующие визуальное впечатление о схожести.
  2. Фонетическое. Проявляется при использовании одинакового набора звуков, частей слов. Например, схожее звучание будет у знаков «Twix» и «Твикси». Роспатент не сможет зарегистрировать второе обозначение в классах, которые указал правообладатель известного шоколада.
  3. Семантическое. Когда знак по смыслу похож на существующий. Например, названия конфет «Сладкая жизнь» и «Сахарная жизнь» могут быть признаны схожими. Также считаются схожими слова, которые переведены с другого языка. Например, «MAGIC TREE» и «Волшебное дерево» не зарегистрируют в одном классе товаров.

Автоматические бесплатные сервисы по проверке на уникальность не показывают, решит ли эксперт Роспатента, что товарный знак похож на другие или нет. Но зато проверка покажет похожие знаки, на которые обязательно нужно обратить внимание. Что с этой информацией делать и как изменить знак, чтобы сделать его уникальным, поможет услуга полной проверки знака (ссылка на страницу с полным отчетом). В отчете по итогам проверки вы получите:

  1. Оценку возможностей и рисков при регистрации.
  2. Табулограмму — список противопоставленных знаков в табличном виде.
  3. Рекомендации по доработке знака.
  4. 2 варианта обозначения доработанных нашим дизайнером по заданию юриста.
  5. Или 2 варианта названия, сходных семантически, но отличных фонетически, если речь идет о словесном товарном знаке.

Полная проверка в среднем занимает 3 дня и устраняет риски отказа в регистрации со стороны Роспатента по причине “сходство до степени смешения”.

Узнайте есть ли сходные до степени смешения знаки и заявки в Роспатенте. Это бесплатно!

Источник

Товарные знаки, сходные до степени смешения

Подробно рассказываю о сходстве до степени смешения товарного знака: что это, как проходит экспертиза, можно ли использовать похожий логотип бренда.

Торговые марки необходимы, чтобы покупатели могли отличать компании, бренды и их продукцию друг от друга. Товарные знаки сходные до степени смешения – это понятие, которое регламентируется законодательством в области товарных знаков и знаков обслуживания.

Оно предполагает, что есть два или большее количество товарных знаков, которые могут смешаться в обороте из-за низкой индивидуализации. Это является проблемой, потому требует самого внимательного рассмотрения.

Что такое товарный знак

Товарные знаки в законодательстве необходимы для идентификации товаров и компаний. Визуально они выглядят в качестве текстовых, графических объектов, которые наносятся на упаковку или непосредственно на продукцию. Они могут использоваться в рекламных целях, так как позволяют пользователю запомнить изображение.

При этом производители заинтересованы в том, чтобы их продукция была защищена авторским правом, и одного только нанесения запоминающегося логотипа на свои товары для этого недостаточно. Чтобы закон защищал авторские права компании, ей необходимо оформить свой логотип в качестве товарного знака и получить соответствующее свидетельство в Роспатенте.

Прежде, чем зарегистрировать свой логотип в качестве товарного знака, компания должна проверить, не является ли он товарным знаком сходным до степени смешения. Подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно.

В таких условиях ТЗ может рассматриваться, как объект интеллектуальной собственности, так как его создание предполагает осуществление творческого процесса.

Существует несколько характерных признаков товарного знака:

  • обладает индивидуальностью и позволяет покупателю отличить продукт от товаров конкурентов;
  • использует только слова или аббревиатуры, имеющие словесное выражение;
  • не использует известную символику;
  • не использует официального названия и изображения объектов культурного наследия;
  • не может ввести покупателя в заблуждение;
  • не является общеизвестным и ложным;
  • не содержит обозначений, идентифицирующих алкогольные напитки;
  • соответствует принятым в обществе интересам;
  • соответствует общепринятым принципам гуманности.

Официальная регистрация ТЗ подтверждает его включение в федеральный реестр объектов интеллектуальной собственности. Владелец имеет право использовать свой ТЗ, а также запретить использовать его другим компаниям и лицам.

Действующие законы и понятие сходства

Действующее законодательство описывает актуальные требования к товарным знакам, в частности ст. 1483 ГК. Эта статья определяет, помимо прочего, что ТЗ не обладает оригинальностью, если он до степени смешения сходен с различными объектами:

  • уже зарегистрированные марки;
  • общеизвестные ТЗ;
  • ТЗ, которые охраняются законодательством в других странах;
  • наименования мест, включенных в открытый госреестр;
  • ТЗ, имеющие более ранний приоритет;
  • название зарегистрированных компаний;
  • госсимволика РФ и других государств;
  • названия/аббревиатуры международных и правительственных организаций;
  • официальные клейма и наградная символика;
  • названия и графическое отражение культурных ценностей.

Под сходством принято понимать случаи, когда при рассмотрении ТЗ возникают ассоциации с другими товарными знаками, торговыми марками или иными известными объектами.

Именно поэтому при регистрации осуществляется экспертиза.

Если вам нужна помощь в регистрации товарного знака – обратитесь ко мне, у меня большой практический опыт в этой сфере, буду рад помочь!

Экспертиза словесных обозначений

Роспатентом разработаны рекомендации и способы сравнения регистрируемых товарных знаков с уже существующими марками, наименованиями и изображениями.

Сходство звучания, «сильные» и «слабые» элементы

Сходными товарные знаки могут считаться, если их произношение имеет минимальное фонетическое различие, из-за чего теряется различительная способность между брендами. Потому это может стать причиной отказа в регистрации ТЗ.

В ходе регистрации выполняется экспертиза знаков, в том числе, если они представляют собой словосочетания. В этом случае возможна экспертиза не только по всей фразе, но и по отдельным словам, входящим в ее состав. Исключениями являются только устойчивые выражения.

К примеру, похожими товарными знаками до смешения могут быть признаны слова: «Дикси» и Dixy, Gemo и «Гемма», «Фрицет» и «Фрисет».

При проверке сходства сильных и слабых элементов внимание обращается в первую очередь на сильные. К примеру, ТЗ SuperSpell – в этом случае внимание экспертов будет приковано к слову Spell, которое является сильным, а не к Super, которое является слабым и используется повсеместно.

Тождество товарных знаков

Тождество ТЗ предполагает, что речь идет об одинаковых товарных марках. Критерием такого тождества выступают:

  • одна и та же грамматическая форма;
  • наличие различий только в падеже или числе;
  • написание бренда в уменьшительной форме;
  • написание в том же виде, но с предлогом, или наоборот – без.

Чтобы определить словесное тождество, эксперты используют разные словари русского языка.

Визуальное и смысловое сходство

Чтобы правильно оценить товарный знак, эксперты обязательно учитывают сходство смыслов и графики. Проверяя схожие логотипы, эксперты оперируют следующими признаками:

  • общее визуальное восприятие;
  • шрифт;
  • тип алфавита;
  • цвет;
  • схожесть понятий, даже если надписи на разных языках;
  • схожесть слов.

Сходство с официальной символикой

Многие люди и компании допускают ошибку при регистрации ТЗ, создавая похожие логотипы на узнаваемые элементы, официальные символы или имитации.

Действующее в стране и международное законодательство охраняет официальную символику. К примеру, в регистрации заявителю будет отказано, если в логотипе будет содержаться символика, имитирующая или похожая на государственные флаги разных стран, гербы, логотипы известных организаций и т. д.

Использование похожего логотипа компании

Использование схожего логотипа рано или поздно будет замечено компанией, которой принадлежит торговая марка. В этом случае правообладатель может защищать свой логотип разными способами:

Подать жалобу в антимонопольную службу.

ФАС может составить предписание на устранение схожестей на основе полученной жалобы. Если требование будет не выполнено, то может быть инициировано принудительное исполнение.

Обратиться в суд.

В суде владелец ТЗ имеет право потребовать от обидчика не только прекратить использовать торговую марку, но и возместить понесенные убытки. Компенсация за использование одинаковых торговых марок может достигать 5 миллионов рублей.

Если истец выиграет суд, он имеет возможность потребовать публикации судебного решения в СМИ, что будет подтверждать нарушение прав и снимет с компании ответственность за некачественные товары и услуги.

В некоторых случаях по заявлению правообладателя возможно изъятие схожего товара из оборота.

Можно ли зарегистрировать похожий логотип бренда

Можно. Всегда есть вероятность, что экспертиза упустит что-то и заявитель получит разрешение на использование чужой торговой марки. Однако ее использование обязательно приведет к судебным разбирательствам и большим финансовым потерям.

Потому заявитель напрямую заинтересован в том, чтобы не использовать одинаковые логотипы. Специалисты рекомендуют самостоятельно проверять схожесть ТЗ перед подачей заявления, чтобы не получить отказ в регистрации и не стать объектом судебных разбирательств.

Для соблюдения мер предосторожности и во избежание финансовых потерь, обратитесь в квалифицированную компанию. Специалисты, помогут разобраться, можно ли зарегистрировать товарный знак, или он похож на один из тех, что уже зарегистрированы.

Как изменить схожую торговую марку

Использование похожего товарного знака может принести владельцу, зарегистрировавшему ТЗ позже много проблем. Потому при наличии такой возможности, необходимо своевременно заняться внесением изменений в логотип.

Для этого рекомендуется не просто поставить задачу перед дизайнером, но также передать ему информацию о схожем бренде, чтобы он мог устранить все похожие элементы.

Заключение

Одинаковые товарные знаки способны стать причиной судебных разбирательств, штрафов и принудительного изъятия из оборота товаров, которые нарушают чьи-либо права, потому необходимо правильно и всесторонне оценивать собственный ТЗ, как перед его разработкой и подачей на регистрацию, так и после.

Товарная марка – объект интеллектуальной собственности, защищаемый действующим законодательством, об этом нельзя забывать.

Нужна помощь в регистрации или продлении товарного знака? Напишите нам

Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.

Остались вопросы?

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Источник

Что такое сходство до степени смешения?

Товарный знак – это средство индивидуализации, предназначено для того, чтобы отличать товары одного производителя от товаров другого производителя.

Сходство товарных знаков между собой до степени смешения лишает понятие товарного знака заложенного в нем смысла. Поэтому во время проведения экспертизы проверяют отсутствие этого признака не только в отношении ранее зарегистрированных обозначений, но и других объектов, охраняемых законодательством России и международными договорами.

Проверить знак на сходство можно самостоятельно, с помощью источников информации и критериев оценки, описанных в данной статье.

Требования законодательства и понятие сходства до степени смешения

Основные требования к товарным знакам (ТЗ) и их различительной способности изложены в статье 1483 ГК РФ. Согласно этому нормативному акту, оригинальностью не обладают такие ТЗ, которые сходны до степени смешения со следующими объектами:

  • ранее зарегистрированные или общеизвестные товарные знаки, а также селекционные достижения
  • товарные знаки, охраняемые в других странах и на которые распространяются международные договора РФ (это касается марочной алкогольной продукции)
  • наименования мест происхождения товаров, включенные в открытый государственный реестр
  • знаки, имеющие более ранний приоритет (то есть те, которые находятся на стадии заявки, по которой еще не принято решение Роспатента)
  • наименования фирм (коммерческие), зарегистрированные в ЕГРЮЛ
  • государственная символика не только России, но и других стран – флаги, гербы, девизы, геральдические отличия, слова гимнов и другие
  • полные названия или аббревиатура международных или межправительственных организаций и их символика (например, флаг Европейского Союза, символ Красного Креста, знаки Олимпийских игр и другие)
  • официальные клейма, наградная символика (государственный знак качества СССР, знак соответствия при обязательной сертификации, клеймо пробы благородных металлов, другие контрольные, гарантийные или пробирные обозначения; государственные знаки отличия – золотая звезда, изображение Святого Георгия и прочие)
  • названия или изображения культурных ценностей, которые входят в список национального или мирового культурного наследия, а также изображения культурных предметов, хранящихся в частных коллекциях; имена и псевдонимы известных лиц

Под сходством до степени смешения в области права по защите интеллектуальной собственности понимают тот случай, когда для рассматриваемого товарного знака возникают ассоциации с ранее зарегистрированным ТЗ или объектами, указанными выше, несмотря на имеющиеся отдельные отличия. Такие обозначения не подлежат правовой защите, так как они не обеспечивают должный уровень индивидуализации товаров и услуг.

Экспертиза ТЗ на сходство – трудоемкая задача, которая требует не только анализа государственных реестров товарных знаков, но и других обозначений национального и мирового культурно-исторического значения. Для оценки охраноспособности используются различные виды баз данных, а также общедоступные источники информации.

Экспертиза словесных обозначений

В ФГБУ ФИПС (Роспатент) разработаны методические рекомендации, на которые опираются эксперты при сравнении заявляемого ТЗ и товарных знаков с более ранним приоритетом. Критерии сходства для словесных и графических обозначений приведены в таблицах ниже.

Сходство звучания, «сильные» и «слабые» элементы

Незначительное фонетическое отличие словесных товарных знаков приводит к потере различительной способности и является основанием для отказа в регистрации.

Тождество всего обозначения

Дикси, Dixie, Dixi, Dixy

Тождество начальной (конечной) части и сходство конечной (начальной) части

Тождество средней (начальной и конечной) части и сходство с начальной/конечной (средней) частью

Источник

Оцените статью