Что значит школьный компонент

Содержание
  1. Планируем пространство
  2. О возможностях Базисного учебного плана
  3. Базисный учебный план школы – вещь, с одной стороны, очевидная и стабильная, а с другой – предоставляет школе определенные возможности для маневра. И задача школьной администрации в том, чтобы правильно распорядиться этими возможностями и наметить линию, по которой и будет развиваться образовательное пространство ОУ. Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. И приводим примеры различных базисных учебных планов. Может быть, они помогут вам что-то поменять в своей школе либо же, наоборот, только утвердят вас в вашей собственной правоте.
  4. Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения
  5. Формирование образовательного пространства с учетом использования часов школьного компонента
  6. Использование часов школьного компонента в учебном плане школы
  7. Анкета для проведения самоанализа учебного плана школы*

Планируем пространство

О возможностях Базисного учебного плана

Базисный учебный план школы – вещь, с одной стороны, очевидная и стабильная, а с другой – предоставляет школе определенные возможности для маневра. И задача школьной администрации в том, чтобы правильно распорядиться этими возможностями и наметить линию, по которой и будет развиваться образовательное пространство ОУ. Сегодня мы начинаем разговор на эту тему. И приводим примеры различных базисных учебных планов. Может быть, они помогут вам что-то поменять в своей школе либо же, наоборот, только утвердят вас в вашей собственной правоте.

Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является региональный базисный учебный план.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана и несет нормативную нагрузку на уровне региона.

В структуру учебного плана входят:

  • инвариантная часть (ядро) – обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
  • вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.

Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент: – обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения; – создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

Региональный (национально-региональный компонент):

  • отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны;
  • позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент:

  • обеспечивает вариативность образования;
  • отражает специфику конкретного образовательного учреждения;
  • позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между данными компонентами:

  • федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
  • региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
  • школьный компонент – не менее 10%.

Учебный план конкретного образовательного учреждения разрабатывается и утверждается самостоятельно с учетом:

  • устава учреждения;
  • образовательной программы;
  • кадрового состава;
  • учебно-методического обеспечения;
  • материально-технического обеспечения.

Необходимыми требованиями при составлении учебного плана отдельно взятой школы является соблюдение минимального количества часов на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части регионального базисного плана, и предельно допустимая нагрузка учащихся, с учетом режима работы школы (пятидневной или шестидневной учебной недели).

В Приложении 3 приводится базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.98 г. № 322, и новый Федеральный базисный учебный план, одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом № 1312 Минообразования России 09.03.2004 г. В качестве примера регионального базисного учебного плана рассмотрен Московский региональный базисный учебный план, утвержденный приказом Московского комитета образования от 13.04.2001 г. № 275 с учетом поправок, внесенных в статью 3 Закона города Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании «в городе Москве», при условии безоговорочного выполнения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178-02). Также приводится пример учебного плана московской школы (см. Приложение 3).

Особенности образования на каждой ступени обучения подробно излагаются в пояснительной записке к учебному плану. Варианты составления пояснительных записок к учебному плану приведены в Приложении 1 и зависят от статуса общеобразовательного учреждения.

Формирование образовательного пространства конкретной школы осуществляется с помощью часов школьного компонента, в соответствии со статьей 32, п. 2е Закона «Об образовании». Предлагаем провести самоанализ учебного плана вашей школы для более четкого представления образовательного пространства и использования часов школьного компонента. Заполните предложенные таблицы 1 и 2 и анкету в Приложении 2 (на с. 20 и 24), которые помогут вам определить основные направления образовательного пространства школы, заложенные в учебном плане.

Елена СОВЕТОВА, директор школы № 901,
г. Москва

Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения

Учебный план должен соответствовать статусу учреждения (статус должен иметь подтверждение в приказах МО РФ, региональных органов управления образованием, в уставных документах учреждения).

Пояснительная записка к учебному плану строится на обосновании выбранных приоритетов образования в данном образовательном учреждении.

Рекомендуется для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением иностранных языков, Центров образования, Центров исторического, математического и др. образования.

Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:

1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на ________ уч.г. сформирован на основе….» – перечисление документов).

2. Общая характеристика учебного плана.

  • Целевая направленность: образовательный процесс ОУ направлен на развитие рефлексии учащихся. Внимание учителя направлено не только на получение правильного ответа (заучивание) от учащегося, но и на процесс понимания (развитие мышления), каким образом этот ответ получен.
  • Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса: в основе отбора содержания

– принцип «от человека образованного к человеку культурному». С целью раскрытия и формирования личностной культуры в содержании образования реализуются следующие требования:

– гуманитаризация естественно-научного образования;

– введение в учебный план «личностнообразующих курсов»;

– усиление вариантной части содержания образования в 8–9 классах курсами по выбору для организации предпрофильного образования.

3. Научные идеи, положенные в основу структуры и содержания учебного плана.

  • Приоритетность (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д.) образования позволяет решить следующие задачи: (перечислить).
  • Содержание образования в этой (гуманитарной, или математической, или лингвистической и т.д.) области разворачивается последовательно на трех уровнях:

– обозначить цели обучения по выбранному направлению в начальной, основной и старшей школе;

– указать количество часов, выделенных в учебном плане на изучение предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления);

б) на уровне интеграции учебных дисциплин. Три уровня интеграции:

– создание интегративного комплекса изучения предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направлений). Основной источник интеграции в этом случае – прямые межпредметные связи. Создается основа для профильно-ориентированной координации в преподавании отдельных предметов;

– осуществление интеграции между базовым образованием и дополнительными занятиями по предметам (часы ШК и занятия дополнительного образования). Предполагается более высокое качество межпредметных связей: проведение занятий на основе синтеза нескольких дисциплин. Высший уровень интеграции – введение новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер, но имеющей собственный предмет изучения (например, отдельные страноведческие курсы: «культура Франции»);

в) на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления) в базовом, школьном компонентах и дополнительном образовании.

4. Характеристика компонентов учебного плана (обоснование увеличения базового уровня изучения отдельных предметов (за счет чего?), описание предметного наполнения образовательных областей).

5. Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные, линейные, концентрические и т.д.). 6. Особенности регионального компонента (отдельные часы или интегрированно с другими предметами; соответствие выбранному направлению).

7. Особенности школьного компонента (обоснование распределения часов в 1-й и 2-й половинах учебного дня).

8. Прогноз педагогических результатов нововведений учебного плана(переориентация содержания образования при обязательном сохранении базового уровня предполагает (ожидаемые результаты).

Пояснительная записка к учебному плану строится на основе описания особенностей образовательных областей.

Рекомендуется для школ с углубленным или расширенным изучением отдельных предметов, школ с лицейскими и гимназическими классами, школ с этнокультурным компонентом содержания образования.

Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:

  1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на ________ уч.г. сформирован на основе….» – перечисление документов).
  2. Содержание образования данного учебного заведения распределено в учебных предметах образовательных областей (перечислить), которые соответствуют (перечислить) направлениям.
  3. Характеристика образовательных областей учебного плана. Каждая образовательная область представлена отдельно, описание зависит от предметов, её наполняющих. Например:

Образовательная область «Математика»


    Задачи:

– обеспечение числовой грамотности учащихся в объеме государственного стандарта;

– развитие логического и образного мышления у детей;

– формирование способности к анализу и синтезу;

– развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;

Образовательная область «Филология»


    Задачи:

– овладение русским языком в объеме государственного стандарта;

– развитие у школьников всех видов речевой деятельности;

– приобщение учащихся к богатству отечественной культуры;

– развитие ценностных отношений к мировой культуре;

– приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;

– воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.

Образовательная область «Естествознание»


    Задачи:

– овладение естественно-научными знаниями в объеме государственного стандарта;

– формирование знаний о природе, в том числе и о природе родного края, как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры;

– экологическое воспитание школьников;

– гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического и физического здоровья учащихся.

Образовательная область «Обществознание»


    Задачи:

– овладение на уровне государственного стандарта необходимыми для социальной адаптации знаниями об обществе, основных социальных ролях и видах взаимоотношений, сферах человеческой деятельности;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах;

– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи;

– воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– овладение методами исторического и экономического познания.

Образовательная область «Технология»


    Задачи:

– освоение технологических знаний на уровне государственных стандартов;

– воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека;

– формирование навыков культуры труда;

– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;

– развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей.

Образовательная область «Физическая культура»


    Задачи:

– приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии в объеме государственного стандарта;

– формирование умений и приобретение навыков по организации физкультурно- и спортивно-оздоровительной деятельности;

– укрепление здоровья учащихся и формирование ЗОЖ;

– воспитание волевых качеств, культуры поведения, движений, потребности в физическом совершенствовании.

Образовательная область «Искусство»


    Задачи:

– освоение знаний о классическом и современном искусстве в объеме государственного стандарта;

– воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

– овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

– развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Цель пояснительной записки варианта II – показать горизонтальную и вертикальную непрерывность изучения и преемственность в содержании предметов каждой образовательной области, а также их роль в развитии и формировании личности обучающегося. Поэтому в заключении можно представить прогноз педагогических результатов всего учебного плана в виде проекта модели выпускников начальной, основной и старшей школы.

Пояснительная записка к учебному плану предполагает анализ содержания образования на каждой ступени школы.

Рекомендуется для школ, работающих в режиме функционирования, школ, переходящих в режим развития.

Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:

  1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана («Учебный план образовательного учреждения на __________ уч.г. сформирован на основе….» –(перечисление документов).
  2. Содержание образования данного учебного заведения распределено по ступеням обучения следующим образом: (перечислить образовательные области каждой ступени).
  3. Особенности учебного плана школы в модуле «Начальная школа».

По параллелям 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов отдельно:

– соответствует базовому уровню изучение предметов: (перечислить по предметам и классам;.

– увеличение количества часов на изучение предметов (перечислить по предметам и классам) обусловлено ____________;

– введение интегрированных курсов ______________;

– часы ШК используются: (перечислить по предметам и классам);

– введение курсов ________ направленности за счет часов дополнительного образования;

– введение часов двигательной активности и свободного развития ___________;

– распределение часов в классах КРО.

Особенности учебного плана школы в модуле «Основная школа».

Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и предпрофильного направлений. По параллелям 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов отдельно:

– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;

– особенности изучения регионального компонента;

– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);

– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;

– введение часов двигательной активности и свободного развития;

– в 8-х и 9-х классах особенности предпрофильной ориентации.

Образовательный процесс строится по учебным планам общеобразовательного и профильного направлений. По параллелям 10-х, 11-х классов отдельно:

– обоснование увеличения часов на расширенное изучение отдельных предметов;

– особенности изучения регионального компонента;

– распределение часов ШК (в базовые предметы и во вторую половину дня);

– введение курсов … направленности за счет часов дополнительного образования;

– введение часов двигательной активности и свободного развития;

– особенности профильного образования.

Формирование образовательного пространства с учетом использования часов школьного компонента

В данную таблицу вносятся часы школьного компонента, которые использовались на указанные виды деятельности по конкретным предметам, и вычисляется процентное соотношение от общего числа часов школьного компонента, выделенного школе.

Использование часов школьного компонента в учебном плане школы

В данную таблицу в п/п 1 вносят название конкретных предметов базиса учебного плана, на которые были добавлены часы из школьного компонента (например, минимальное количество часов на русский язык и литературу в 9 классе – 5 часов, школа отводит на эти предметы 6 часов за счет часов ШК); в п/п 2 название спецкурсов, элективных курсов, факультативов, которые вводит школа за счет ШК (они могут быть как в сетке расписания, так и за ней); в п/п 3 название предметов, спецкурсов двигательной активности (ритмика, спортивные игры и т.п.), вводимые за счет шк. (эти часы стоят за сеткой основного расписания); в п/п 4 указываются предметы, на которые выделены часы ШК для индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися или одаренными детьми (эти часы – за сеткой основного расписания).

Анкета для проведения самоанализа учебного плана школы*

  1. Статус образовательного учреждения.
  2. Пояснительная записка составлена по образовательным областям или на основе выбора приоритетов образования в данном образовательном учреждении (для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов).
  3. Сохраняются ли названия обязательных предметов? Если нет, то в чем расхождения и почему?
  4. Сохраняется ли количество часов на обязательные предметы? Если нет, то каково расхождение?
  5. Количество часов предельно допустимой нагрузки соответствует нормативу?
  6. Какими предметами в учебном плане представлен региональный компонент?
  7. Как изучаются предметы регионального компонента – самостоятельно или интегративно?
  8. Как используются часы школьного компонента и соответствуют ли они типу, виду, целям и задачам учебного заведения?
  9. Какие новые учебные курсы, спецкурсы, интегрированные курсы введены в учебный план школы?
  10. Обеспечена ли реализация учебного плана необходимым количеством педагогических кадров?
  11. Обеспечен ли учебный план школы необходимыми программно-методическими комплексами: программами, учебниками, методическими рекомендациями, дидактическими материалами?

* Инструктивно-методические рекомендации к 2002/2003 у.г. – М.: Центр «Школьная книга», 2002. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.

Источник

Читайте также:  Что значит этот знак vo lte
Оцените статью