- Государственная Дума шестого созыва
- На пороге восьмого созыва. Как менялась Госдума за последние 28 лет
- Первый созыв, 1993 — 1995
- Второй созыв, 1996 — 2000
- Третий созыв, 2000 — 2003
- Четвёртый созыв, 2003 — 2007
- Пятый созыв, 2007 — 2011
- Шестой созыв, 2011 — 2016
- Седьмой созыв, 2016 — 2021
- Восьмой созыв, с 2021
Государственная Дума шестого созыва
21 декабря в 12:00 начнется первое заседание Государственной Думы шестого созыва, выборы в которую состоялись 4 декабря.
Указ о созыве первого заседания был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 13 декабря. В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания либо ранее, согласно указу президента РФ. С момента начала работы Думы нового созыва полномочия палаты прежнего созыва прекращаются.
Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 года. По итогам выборов, партийный состав Думы не изменился. Из 450 депутатских мест «Единая Россия» получила 238 мандатов, лишившись конституционного большинства, которым обладала в Госдуме предыдущего созыва. Остальные партии увеличили свое представительство в парламенте: КПРФ получила 92 мандата, «Справедливая Россия» — 64 и ЛДПР — 56 мандатов.
В новый состав Думы вошли высокопоставленные чиновники — вице-премьер Александр Жуков и глава администрации президента Сергей Нарышкин. В депутатском корпусе есть также представители крупного бизнеса, в их числе владелец инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Михаил Слипенчук и совладелец «НОВАТЭК» Леонид Симановский. В Думу прошли и представители московского правительства — первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин и заместитель мэра Людмила Швецова. Среди народных избранников — знаменитые спортсмены Алина Кабаева, Ирина Роднина, Марат Сафин, Владислав Третьяк, Николай Валуев и Александр Карелин, а также актриса Мария Кожевникова, певец Иосиф Кобзон, оперная певица Мария Максакова-Игенбергс, кинорежиссеры Станислав Говорухин и Владимир Бортко, тележурналист Алексей Пушков. В Думу прошли известный политолог Вячеслав Никонов, председатель «Молодой гвардии» Тимур Прокопенко.
Согласно Регламенту Госдумы, первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. Старейшим избранным депутатом стал член фракции «Единая Россия», советский и партийный деятель, дважды Герой Соцтруда, председатель Совета ветеранов Москвы Владимир Иванович Долгих, которому 5 декабря исполнилось 87 лет.
Традиция, согласно которой первое заседание Думы нового созыва ведет старейший депутат, появилась в 1994 году. Работу Госдумы первого созыва 11 января 1994 года открыл 68-летний доктор философских наук Георгий Лукава /фракция ЛДПР/; первое заседание второго созыва 16 января 1996 года — 73-летний академик РАН Григорий Галазий /»Наш дом — Россия»/; третьего созыва 18 января 2000 года — 79-летний Егор Лигачев /КПРФ/. Первое заседание Госдумы четвертого созыва 29 декабря 2003 года открывал 80-летний Валентин Варенников /»Справедливая Россия-«Родина»/, генерал армии, Герой Советского Союза. 24 декабря 2007 года первое заседание пятого созыва провел академик РАН, лауреат Нобелевской премии 77-летний Жорес Алферов /КПРФ/.
Если председатель палаты или его заместители не будут избраны на первом заседании Думы, то вплоть до их избрания пленарные заседания ведут по очереди представители думских фракций.
На первом заседании большинством голосов открытым голосованием избирается Счетная комиссия, Временная комиссия по Регламенту и организации работы Госдумы и Временный секретариат. Временные комиссия и секретариат действуют до избрания председателя Думы, его первого заместителя и образования Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы.
Выборы председателя палаты и его заместителей проводятся тайным или открытым голосованием. Кандидатов на должность спикера выдвигают парламентские фракции. Для избрания кандидату необходимо набрать более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если спикером Думы будет избран руководитель депутатской фракции, он вправе совмещать эти обязанности.
Если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если и во втором туре ни один из кандидатов не наберет необходимого числа голосов, Дума проводит повторные выборы председателя либо переходит к выборам первых заместителей и заместителей спикера. На повторных выборах допускается выдвижение тех же кандидатов.
Председателем первого созыва Государственной Думы являлся член фракции Аграрной партии России Иван Рыбкин. Спикером Думы второго и третьего созывов был избран член фракции КПРФ /с июля 2002 г. — независимый депутат/ Геннадий Селезнев. Пост председателя Госдумы четвертого и пятого созывов занимал руководитель фракции «Единая России» Борис Грызлов.
Государственная Дума образует комитеты и комиссии. Их руководство и состав избираются большинством голосов депутатов Госдумы. Комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Общее число депутатов, избранных по представлениям одной фракции на должности председателя Госдумы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 проц. от общего числа членов данной фракции.
Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат, за исключением спикера, обязан состоять в одном из комитетов палаты и может быть членом только одного комитета.
В Думе четвертого созыва действовали 29 комитетов, все они возглавлялись представителями фракции «Единая Россия». В Госдуме пятого созыва число комитетов увеличилось до 32-х. Двадцать шесть из них возглавляли члены фракции «Единая Россия», по два комитета — представители фракции КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР.
Все депутаты состоят во фракции той партии, от списка которой они были избраны в Думу. Переход из фракции во фракцию запрещен. Депутаты одной фракции могут войти в состав другой только в одном случае: если политическая партия, от которой они прошли в Госдуму, прекратила свою деятельность. Если депутат выходит из состава фракции по собственному заявлению, его депутатские полномочия прекращаются.
Основной функцией Государственной Думы является законотворчество. Дума принимает федеральные и федеральные конституционные законы, а также постановления, отнесенные к ее ведению.
Федеральный закон принимается большинством голосов депутатов, а федеральный конституционный закон — большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
Если принятый Думой федеральный закон был отклонен Советом Федерации или президентом РФ, он может быть рассмотрен нижней палатой в редакции согласительной комиссии и принят большинством голосов. Если закон в редакции согласительной комиссии не наберет необходимого числа голосов, то палата может рассмотреть его в прежней редакции. Закон будет принят, если за него проголосуют не менее двух третей депутатов, в противном случае он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
Для пересмотра положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ необходимо не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов. Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются не менее чем двумя третями голосов.
Дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства, а также вопрос о доверии правительству РФ принимаются депутатами большинством голосов. Выдвижение обвинений в адрес президента РФ /импичмент/ принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.
Срок полномочий Государственной Думы шестого созыва составит пять лет.
Источник
На пороге восьмого созыва. Как менялась Госдума за последние 28 лет
Первый созыв, 1993 — 1995
В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.
При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.
Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.
Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.
Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.
За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Второй созыв, 1996 — 2000
Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.
По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.
Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.
Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.
Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.
Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.
После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.
Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.
Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.
Третий созыв, 2000 — 2003
Третий созыв Госдумы — это начало президентской эпохи Путина, что заметно повлияло на состав нижней палаты парламента и её деятельность.
В палату третьего созыва прошли шесть партий и блоков.
Формально эти выборы выиграла партия “КПРФ”, но сразу после неё с небольшим отставанием шёл блок “Единство”, которую в декабре 2001 года реорганизовали в “Единую Россию”. Для Кремля, который лишь за несколько месяцев до выборов в спешном порядке создал своё избирательное объединение, это был успех.
В 2001 году движения “Единство” поглотила ОВР, и в Думе сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций “Единство”, ОВР, депутатских групп “Регионы России” и “Народный депутат”.
“Единая Россия” стала контролировать большинство голосов. Это был последний созыв, когда хотя бы на начальном этапе работы палаты все представленные в Думе политические силы были вынуждены считаться с мнением оппонентов и искать союзников для принятия решений, потому что ни одна из фракций не имела большинства.
Принятые Думой законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны: законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета федерации, о политических партиях и многом другом.
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный “Яблоком”.
Всего за период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом подписано свыше 700.
Четвёртый созыв, 2003 — 2007
В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.
Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.
Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».
Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.
И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.
Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.
Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.
Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.
Пятый созыв, 2007 — 2011
В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.
“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.
Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.
В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.
Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.
Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.
Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.
Шестой созыв, 2011 — 2016
Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.
В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.
В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.
Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.
Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.
Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.
Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
Седьмой созыв, 2016 — 2021
Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.
Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.
Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.
Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.
Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.
В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.
За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.
Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.
Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.
Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).
Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.
И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.
Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.
Восьмой созыв, с 2021
О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.
К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.
Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.
В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.
Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.
Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.
Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.
Источник