Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий
Конфигурация и размеры плана, высота и профиль промышленных зданий определяются параметрами, числом и взаимным расположением пролетов. Эти факторы, как отмечалось, зависят от технологии производства, характера выпускаемой продукции, производительности предприятия, требований санитарных норм и пр. Ниже рассмотрены те компоненты, из которых складываются объемно-планировочные параметры пролетов (ширина, высота и пгаг колонн).
Ширина пролета L — расстояние между продольными разби-вочными осями — слагается из пролета мостового крана LK и удвоенного расстояния между осью рельса подкранового пути и разбивочнон осью 2 К.
Пролеты мостовых кранов увязаны с шириной пролетов и определены ГОСТом. Размер К принимают: 750 мм — при кранах Q 50 т, а также при устройстве в надкрановой части колонн прохода для об-служивания подкрановых путей. При железобетонных колоннах проходы вдоль подкрановых путей чаще располагают рядом с колоннами.
В размер привязки подкранового пути входит зазор (не менее 60 мм) между торцовой плоскостью крана и колоннами, а также расстояние между центром катков крана и его торцовой плоскостью, принимаемое от 125 до 500 мм в зависимости от грузоподъемности кранов. Ширина пролетов, не имеющих мостовых кранов, равна расстоянию между разбивочными осями.
Минимально допустимая ширина пролетов, определяемая условиями технологии производства (габариты и характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.), не всегда экономически целесообразна. Цехи, равновеликие по площади и имеющие одинаковую длину, могут быть мелко-, крупно- и большепролетными. В первом случае цех будет состоять из нескольких относительно нешироких пролетов, в последнем — из меньшего числа пролетов большой ширины. Например, при ширине 72 м цех может иметь 6 пролетов по 12 м или 4 пролета по 18 м, 3 пролета по 24 м, 2 пролета по 36 м и 1 пролет шириной 72 м. Возможны и другие сочетания при различной ширине пролетов (например, 2 пролета по 18 м плюс 3 пролета по 12 м).
При выборе ширины пролетов следует учитывать тенденции развития данной отрасли промышленности, оптимальные возможности изготовления, перевозки и монтажа конструкций покрытия здания, грузоподъемность внутрицехового транспорта и т. д.
Понятно, что большепролетные здания, имея укрупненную сетку осей, отличаются высокой универсальностью в технологическом отношении и позволяют применять для их монтажа крупноразмерные конструкции. Однако необходимо учитывать, что подвесные краны утяжеляют несущие конструкции, а крупнопролетные мостовые краны имеют большие габариты. Окончательный выбор ширины пролетов делают на основе сравнительных технико-экономических расчетов.
Шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями) выбирают с учетом габаритов и способа расстановки технологического оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицеховых подъемно-транспортных средств и других факторов. Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают по возможности большим, обеспечивая тем самым помещениям технологическую гибкость.
Увеличение шага колонн в большинстве случаев повышает эффективность использования производственных площадей, но усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей здания. Поэтому размер шага колонн, увязывая с технологическими требованиями, всегда обосновывают технико-экономическим расчетом. Наиболее распространены шаги колонн 6 и 12 м.
Высота пролетов (расстояние от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия) зависит от технологических, санитарно-гигиени-ческих и экономических требований. Складывается она в пролетах с мостовыми кранами из расстояния от уровня пола до верха кранового рельса Hi и расстояния от рельса до низа несущих конструкций покрытия Я2.
Высоту пролета предварительно определяют суммированием следующих величин: высоты наибольшего технологического оборудования (при небольших его размерах принимают 2,3 м); просвета между верхом наибольшего оборудования и низом перемещаемого груза, поднятого в верхнее положение (6^0,5 м); высоты перемещаемых грузов в транспортном положении (в); расстояния от верха транспортируемого изделия до центра крюка м); расстояния от центра крюка до головки рельса (зависящего от Q крана и принимаемого д = 0,05—4,8 м); высоты крана (А = 0,5—5,9 м) и просвета между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (е-0,1 м).
Определение высоты пролетов бескрановых или с подвесным транспортом не вызывает затруднений. Следует подчеркнуть, что из-за одного какого-либо технологического агрегата, превышающего по высоте остальное оборудование, нецелесообразно увеличивать высоту всего пролета. В таких случаях иногда решают заглубить высокий агрегат или надстраивают над ним башню.
Длину пролетов, которая, как правило, является и длиной цеха, определяют графическим способом — путем расстановки макетов технологического оборудования с соблюдением ширины проездов и проходов или аналитическим способом — делением общей площади цеха, подсчитанной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину (как сумму ширины всех пролетов).
Наметив основные размеры пролетов с учетом отмеченных выше требований, выбирают применительно к ним габаритные схемы и разработанные на их основе унифицированные типовые секции.
Одноэтажные здания, как правило, проектируют с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. В соответствии с требованиями технологии допускается проектировать здания с пролетами взаимно перпендикулярного направления и разной унифицированной ширины.
При технологической и подтвержденной расчетами экономической целесообразности понижения части параллельных пролетов перепады высот рекомендуется совмещать с продольными температурными швами, а величину понижения принимать краткой 0,6 м (но не менее 1,2 м).
Устраивать перепады целесообразно в тех зданиях, низкие пролеты которых отводят под заготовительные отделения, а высокие — под сборочные. При этом в месте перепада высот пролетов применяют ленточное остекление, что позволяет уменьшить размеры световых фонарей.
При назначении размеров зданий должны быть соблюдены санитарные нормы, предусматривающие на каждого рабочего не менее 15 м3 объема и не менее 4,5 м2 площади помещения.
Многовариантность технологических компоновок, предлагаемая при обсуждении проекта специалистами, при обычном проектировании требует массы чертежей. При макетном проектировании эти неудобства отсутствуют и надобность в непроизводительных графических работах отпадает, так как любой предлагаемый вариант получают перестановкой макетов или шаблонов оборудования.
Макетный метод компоновки оборудования с использованием макетов или шаблонов дает возможность упростить решение технических узлов, повысить качество проектов, сократить количество ошибок и время оформления чертежей, получить наглядное представление о технологическом процессе и добиться значительной экономии.
Сущность макетного проектирования состоит в следующем. В определенном масштабе (1 :20—1 : 50) из легкообрабатываемой пластмассы изготовляют макеты станков и агрегатов, зданий и сооружений. Макеты собирают на моделировочных столах с координатной сеткой. Собранные макеты представляют в миниатюре цех перед сдачей в эксплуатацию.
В случае проектирования невысоких зданий большой площади часто вместо макетного метода применяют способ компоновки оборудования с помощью двухкоординатных габаритных шаблонов, изготовляемых из картона, фанеры или листовой пластмассы. Законченный по методу непрозрачных шаблонов макет фотографируется, после чего на фотографию наносят размеры, надписи и масштаб. Полученный чертеж отвечает требованиям, предъявляемым к обычному рабочему чертежу.
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция и ремонт жилых зданий
Источник
ШАГ КОЛОНН
ШАГ КОЛОНН шаг между точками пересечения сетки колонн смежными линиями
(Болгарский язык; Български) — колонно междуосие
(Чешский язык; Čeština) — rozteč sloupů
(Немецкий язык; Deutsch) — Schützenabstand
(Венгерский язык; Magyar) — oszloptávolság; oszlopköz
(Монгольский язык) — баганын алхам
(Польский язык; Polska) — rozstaw słupów
(Румынский язык; Român) — distanţă între axele stîlpilor
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — raster stubova
(Испанский язык; Español) — espaciamiento entre columnas de centro a centro; intercolumnio
(Английский язык; English) — column spacing; interval of columns
(Французский язык; Français) — espacement des colonnes; écarte des colonnes
Смотреть что такое «ШАГ КОЛОНН» в других словарях:
шаг колонн — Шаг между точками пересечения сетки колонн смежными линиями [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики проектирование, документация EN column spacinginterval of columns DE Schützenabstand FR… … Справочник технического переводчика
шаг — а ( у) (с числ. 2, З, 4: шага), предл. в шаге и в шагу, мн. шаги, м. 1. Одно движение ногой вперед, назад или в сторону, а также движение одной ногой вперед при ходьбе, беге. Ступал он [Лемм] тяжело, на каждом шагу перекидывая свое неповоротливое … Малый академический словарь
шаг — а ( у) см. тж. шаг за шагом, шаг в шаг, ни на шаг, шажок, шажочек, шажище, шаговый с числительными: два, три, четыре шаг … Словарь многих выражений
шаг — а ( у); (с числительными: два, три, четыре шага); предл. в шаге и в шагу; мн. шаги; м. 1. Движение ноги, перемещающее человека, животное с одного места на другое (при ходьбе, беге). Идти медленным, быстрым шагом. Сделать ш. в сторону. Шагу нельзя … Энциклопедический словарь
шаг — Расстояние между центрами колонн, болтов, заклёпок и т.д., располагаемыми как по продольным, так и по поперечным осям [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] шаг В многошаговом расчете (например, при… … Справочник технического переводчика
Шаг элементов конструкций — – расстояние между геометрическими осями двух смежных однотипных элементов конструкций (например, шаг стропильных балок или ферм покрытия, балок или ригелей перекрытия, колонн и т. п.). [ГОСТ 23838 89] Рубрика термина: Теория и расчет… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ШАГ — расстояние между центрами колонн, болтов, заклёпок и т.д., располагаемыми как по продольным, так и по поперечным осям (Болгарский язык; Български) междуосие; стъпка; крачка (Чешский язык; Čeština) rozteč; vzdálenost; interval (Немецкий язык;… … Строительный словарь
Промышленные здания — производственные здания промышленных предприятий, здания, предназначенные для размещения промышленных производств и обеспечивающие необходимые условия для труда людей и эксплуатации технологического оборудования. Как… … Большая советская энциклопедия
Колонная станция мелкого заложения — У этого термина существуют и другие значения, см. Колонная станция. Станция «Автово» Петербургского метрополитена истинная «со … Википедия
Волоколамская — Эту страницу предлагается переименовать в Волоколамская (станция метро). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/21 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия
Источник
Понятие о пролете, шаге и сетке колонн
Единая модульная система (ЕМС)
Правила привязки колонн и стен к разбивочным осям
Разбивочные оси
В процессе проектирования зданий и сооружений создаются разбивочные оси. Эти оси определяют координаты отдельных элементов, деталей и конструкций на плане любого здания или сооружения. Разбивку и привязку зданий и сооружений на местности перед началом строительства выполняют начиная с вынесения разбивочных осей, а на их основе всех размеров элементов и конструкций в натуральную величину. Законченные строительством объекты навсегда сохраняют маркировку разбивочных осей. Места расположения конструктивных элементов по отношению к разбивочным осям указывают марки соответствующих осей.
На строительных планах колонны располагают на пересечении двух взаимно перпендикулярных продольных и поперечных разбивочных осевых линий. Систему продольных и поперечных осей по рядам колонн называют сеткой колонн.
Расстояние между продольными разбивочными осями (по торцевой стороне) образует пролет основной несущей конструкции покрытия (крыши) или перекрытия. Продольные разбивочные оси обозначают прописными буквами русского алфавита, за исключением букв З, Й, Х, О, Ц, Ч, Ш, Ы, Ъ, Ь. Последовательность маркировки буквенных осей принимают снизу вверх, если букв алфавита не хватает, то маркировку продолжают удвоенными буквами (например, АА, ББ, ВВ).
Расстояние между поперечными разбивочными осями зданий называют шагом колонни обозначают слева направо арабскими цифрами.
Расстояние между опорами несущих конструкций зданий или сооружений, перекрываемое фермами, балками или иными пролетными конструкциями, называется пролетом.
Различают пролеты: расчетный (расстояние между разбивочными осями, центрами опор или осями геометрической схемы несущей конструкции) и в свету (расстояние между внутренними гранями несущих опор).
Источник
Определение пролета, шага, высоты этажа.
Унификация типовых конструкций основана на унификации конструктивных схем и размеров объемно-планировочных элементов зданий. Основными линейными размерами (параметрами здания) являются шаг, пролет и. высота этажа.
Пролетом в плане здания называют расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, которое соответствует пролету основной несущей конструкции перекрытия или покрытия, например, пролету фермы.
Шагом в плане здания называют расстояние между разбивочными осями, определяющими расположение стен и отдельных опор, например, расстояние между опорами под фермы. Шаг обыкновенно представляет собой меньшее расстояние между разбивочными осями, пролет — большее, перпендикулярное к шагу.
Высота этажа — это расстояние между уровнями (отметками) полов смежных этажей, а в верхних этажах и в одноэтажных зданиях — расстояние от уровня пола до условной отметки чердачного перекрытия, толщину которого принимают равной толщине междуэтажного перекрытия. При отсутствии чердачного перекрытия в зданиях с совмещенными крышами высоту устанавливают равной расстоянию от уровня пола до низа несущих конструкций.
Конфигурация и размеры плана, высота и профиль промышленных зданий определяются технологическими параметрами, числом и взаимным расположением пролетов. Эти факторы, как отмечалось, зависят от технологии производства, характера выпускаемой продукции, производительности преприятия, требований санитарных норм и пр.
Ниже рассмотрены те компоненты, из которых складываются объемно-планировочные параметры пролетов (ширина, высота и шаг колонн). Ширину пролета L — расстояние между продольными разбивочными осями — увязывают с пролетом мостового крана LK и расстоянием К между осью рельса подкранового пути и разбивочной осью, которые определены ГОСТом (рис. 4.3). Размер К принимают: 750 мм — при кранах Q 50 т, а также при устройстве в надкрановой части колонн прохода для обслуживания подкрановых путей. При железобетонных колоннах проходы вдоль подкрановых путей чаще располагают рядом с колоннами.
В размер привязки подкранового пути входит зазор (не менее 60 мм) между торцовой плоскостью крана и колоннами, а также расстояние между центром катков крана и его торцовой плоскостью, принимаемое от 125 до 500 мм в зависимости от грузоподъемности кранов. Ширину пролетов, не имеющих мостовых кранов, принимают равной расстоянию между разбивочными осями. Минимально допустимая ширина пролетов, определяемая только условиями технологии производства (габариты и характер оборудования, система его расстановки, ширина проездов и др.), не всегда экономически целесообразна.
При выборе ширины пролетов следует учитывать также тенденции развития данной отрасли промышленности, оптимальные возможности изготовления и монтажа конструкций покрытий зданий, грузоподъемность внутрицехового транспорта и т.д.
Шаг колонн (расстояние между поперечными разбивочными осями) выбирают с учетом габаритов и способа расстановки технологического оборудования, размеров выпускаемых изделий, вида внутрицеховых подъемно-транспортных средств и других факторов. Так, при крупногабаритном оборудовании и больших изделиях шаг колонн назначают возможно большим, обеспечивая помещениям технологическую гибкость.
Увеличение шага колонн в большинстве случаев повышает эффективность использования производственных площадей, но усложняет конструкции покрытия и подкрановых путей здания. Поэтому размер шага колонн всегда обосновывают технико-экономическим расчетом. Наиболее распространены шаги колонн 6 и 12 м.
Высота пролетов (расстояние от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия) в основном зависит от технологических и санитарно-гигиенических требований. Складывается она в пролетах с мостовыми кранами из расстояния от уровня пола до верха кранового рельса н, и расстояния от рельса до низа несущих конструкций покрытия H2.
Высоту пролета предварительно определяют суммированием следующих параметров: высоты наибольшего технологического оборудования (при небольших его размерах принимают а > 2,3 м); просвета между верхом наибольшего оборудования и низом перемещаемого груза, поднятого в верхнее положение (б > 0,5 м); высоты перемещаемых грузов в транспортном положении (в); расстояния от верха транспортируемого изделия до центра крюка (г> 1 м); расстояния от центра крюка до головки рельса (зависящего от Q крана и принимаемого д = 0,05. 4,8 м); высоты крана (А = 0,5. 5,9 м); просвета между верхом крана и низом несущих конструкций покрытия (е > 0,2 м). (> больше или равно во всех случаях)
Определение высоты бескрановых пролетов или с подвесным транспортом не вызывает затруднений. Следует подчеркнуть, что из- за одного какого-либо технологического агрегата, превышающего по высоте остальное оборудование, нецелесообразно увеличивать высоту всего пролета. В таких случаях иногда решают заглубить высокий агрегат или делают над ним надстройку.
Длину пролетов определяют графическим способом — путем расстановки макетов технологического оборудования с соблюдением ширины проездов и проходов или аналитическим способом — делением общей площади цеха, подсчитанной с учетом мощности предприятия, на принятую ширину (как сумму ширины всех пролетов).
Наметив основные размеры пролетов, их подчиняют требованиям унификации.
Одноэтажные здания, как правило, проектируют с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты. По требованиям технологии допускается проектировать здания с пролетами взаимно перпендикулярного направления и разной унифицированной ширины.
При разной высоте параллельных пролетов перепады высот рекомендуется совмещать продольными температурными щвами, а величину понижения принимать 1,2м и более.
При назначении размеров зданий должны быть соблюдены санитарные нормы, предусматривающие на каждого рабочего не менее 15 м 3 объёма и не менее 4,5м 2 площади помещения.
В настоящее время при определении основных параметров зданий используют компьютерное моделирование. Компьютерное моделирование позволяет значительно сократить трудоемкость процесса проектирования, располагает более широкими возможностями варьирования, наглядности и получения на любой стадии нужных чертежей и изображений.
Источник