Коррекционное занятие по Прсп на тему: Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине).3 класс
Виктория Удовиченко
Коррекционное занятие по Прсп на тему: Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине).3 класс
Государственное общеобразовательное учреждение
«Донецкая специальная школа-интернат №29»
Открытое коррекционно-развивающее занятие в 3 классе по психомоторике и развитию сенсорных процессов на тему: «Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине). Путешествие в мир геометрических фигур»
Провела: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Удовиченко В. В.
Тема: «Путешествие в мир геометрических фигур. Группировка предметов по выделенным признакам (форме и величине)»
Цель: закрепление знаний обучающихся о форме, величине предметов и основных цветах.
образовательные: учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах; учить детей соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира, тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий; формировать положительную мотивацию на выполнение постав ленных задач путем создания ситуации успеха;
коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по самостоятельно выделенному признаку, развивать и корригировать память, пространственную ориентировку на листе бумаги, тактильно-двигательные ощущения через «ручные» виды деятельности;
воспитательные: воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Оборудование: телевизор, компьютерная презентация, музыкальная композиция «Воздушная кукуруза», загадки, наборы геометрических фигур, «Волшебный мешочек», карточки с предметами окружающего мира, мини-карточки с сенсорными эталонами, картинки-раскраски, сортёр «Логический шар», наборы картонных домиков и деревьев, пазл «Цветик-шестицветик» с вкладышами.
Ход занятия.
1. Организационный момент
— Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работать с вами, но прежде чем начать наше сегодняшнее занятие давайте поздороваемся.
1. Психологический настрой на занятие
Здравствуй, друг! (пожимают друг друга за руки)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (ребята разводят руки)
Я скучал. (прижимают руки к сердцу)
Ты пришел? (тянут руки друг к другу)
Хорошо. (обнимают друг друга)
2. Мотивация учебной деятельности.
1) — Ребята, отгадайте, пожалуйста,загадки:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
2)- Давайте мы с вами сыграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек», в нём лежит что-то очень интересное. По очереди каждый должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшейся в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «квадрат, желтый»).
3. Сообщение темы и задач занятия.
— Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка. (Это геометрические фигуры).
— Тема нашего занятия: геометрические фигуры разного цвета и величины. Мы с вами отправляемся в путешествие по миру геометрических фигур. Сегодня вы будете применять на практике ранее полученные знания о цветах, геометрических фигурах. Чтобы выполнять все задания быстро и верно, вы должны внимательно слушать инструкцию к заданию, не шуметь и если ваш товарищ не сможет дать правильный ответ прийти ему на помощь.
II. Работа по теме занятия.
1. Задание «Продолжи цепочку»
Педагог раскладывает перед обучающимися незаконченные ряды геометрических фигур, выложенные в определенной последовательности. Детям предлагается закончить ряд, дополнив его нужными фигурами и объяснить свое решение. Для примера, задание на слайде обучающиеся выполняют коллективно.
2. Задание «Угадай природу в геометрических формах»
Учитель показывает слайды презентации с изображением природы, например, ель, озеро, морская звезда, пчелиные соты, горы и т. д. В процессе просмотра педагогом производятся необходимые пояснения и уточнения. Обучающиеся должны называть геометрическую форму.Например: — Озеро, на какую фигуру оно похоже?
3. Работа в парах с карточками «Найди предмет такой же формы» (дифференцированное)
3 уровень — обучающиеся накрывают карточку с предметами окружающего мира мини-карточками с объёмными сенсорными эталонами.
2 уровень — обучающиеся накрывают карточку с предметами окружающего мира мини-карточками с плоскими сенсорными эталонами.
1 уровень – обучающиеся накрывают карточки с геометрическими фигурами.
4. Работа в парах «Логический шар»
Задание: Кто быстрее подберёт вкладыши для отверстий сортёра «Логический шар».
Обучающиеся 1 уровня выполняют задание: нанизать на шнурок геометрические элементы определенной формы.
Танец различными частями тела под музыку «Воздушная кукуруза» (выполняется сидя).
6. Задание «Зрительный диктант».
Учитель сообщает обучающимся, что сейчас они увидят на экране изображения. Их задача запомнить последовательность расположения геометрических фигур и когда они исчезнут, по памяти, нарисовать их в тетрадях.
— Поменяйтесь тетрадями, выполним взаимопроверку.
— Молодцы, переходим к следующему заданию.
7. Задание «Забавные фигурки».
Учитель сообщает обучающимся, что сейчас они увидят на экране, какие можно составить картинки из геометрических фигур и где их можно встретить. В процессе просмотра презентации педагогом производятся необходимые пояснения и уточнения. Детям педагог предлагает определить, из каких геометрических фигур состоит рисунок.
8. Беседа после просмотра презентации по его содержанию.Примерные вопросы:
— Какие предметы по форме напоминают круг? (колобок, голова белки, гусеница и др.).
— Какие предметы по форме напоминают треугольник? (кораблик, лиса, хвост петуха и др.).
III. Поведение итогов занятия.
1. Дидактическая игра «Найди свой домик».
В конце любого путешествия мы возвращаемся (куда) домой. Предлагаю вам взять геометрические фигуры и выложить ваши дома.
Перед учениками разноцветные домики из картона с вырезанными окошками различной формы.Задание: закрыть окошки домиков соответствующими ставнями.
— А теперь если вам понравилось наше занятие, то посадите около дома высокое дерево, если не понравилось занятие, то маленькое.
3. — Ещё предлагаю вам всем вместе собрать пазлы «Цветик-шестицветик» и заполнить его геометрическими фигурками-вкладышами.
4. Ритуал прощания. Упражнение «1,2,3,4,5 скоро встретимся опять!»
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.
5. Оценка обучающихся.
В форме поощрения, похвалы каждого участника занятия за любые, даже минимальные достижения в процессе выполнения заданий.
— Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Я благодарю вас за работу и хочу дать домашнее задание — картинку-раскраску, каждый выберет понравившийся ему рисунок.
Источник
Педразвитие
Автор: Бадмаева Иветта Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: О формировании умения классифицировать предметы и явления в начальной школе
Раздел: начальное образование
О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
Умение классифицировать изучаемые предметы и явления относится к
логическим и является сложным, интегративным умением, состоящим из
более простых. Оно включает в себя анализ, сравнение, обобщение,
выделение главного и др.
понятия, растения, животных, явления природы, литературные произведения,
нравственные категории и т. п. Однако в этих случаях внимание учащихся
При классификации производится распределение предметов по группам
(классам), которые занимают вполне определенное место. Классификация, в
характер и может длительное время считаться постоянной.
Однако любая классификация имеет относительный характер, поскольку
многие предметы и явления, вследствие своей сложности, не могут быть раз
и навсегда причислены к какой-нибудь группе предметов или явлений.
Критериями сформированности умения классифицировать служат:
1) правильный сознательный выбор основания деления;
2) правильное подведение видовых понятий под родовое (образование
понятия и формулировка его);
3) глубокое обоснование и четкая градация понятий, входящих в тот или
заменить ее более содержательной.
Методика формирования у младших школьников умения
классифицировать изучаемые предметы и явления включает:
а) разъяснение младшим школьникам сущности и способов формирования
умения (использование памяток);
б) организацию разнообразных упражнений .
Классификация имеет важное значение в науке и в учебной
деятельности. Если знания взаимно изолированы, не соотносятся друг с
другом, то нельзя говорить о системе знаний, нельзя говорить о науке в целом
или о какой-либо конкретной науке.
Формирование умения классифицировать предметы и явления
необходимо осуществлять с учетом следующих правил:
1. В одной и той же классификации необходимо применять только одно
основание. Основание — это признак, по которому данные предметы делятся
на группы или классы.
2. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
3. Все предметы после проведения классификации должны быть отнесены к
4. Подразделение на классы должно быть непрерывным, т. е. должны
присутствовать все подклассы.
Научная классификация производится на основе существенных
признаков или свойств предметов. Но и она может быть неоднозначной. Все
зависит от выбора основания деления: при одном основании число общих
свойств группы предметов может быть крайне ограниченным, при другом —
более обширным. Оптимальной будет такая классификация, которая
производится по наиболее существенному признаку, т. е. такому, от которого
зависят и из которого вытекают все другие признаки классификации
предметов или явлений. В этом случае знание того, что изучаемый предмет
относится к какой-либо группе предметов, позволяет получить о нем
наиболее всесторонние и глубокие сведения.
Русский язык. Задания для овладения операцией «Классификация».
1) Какое слово в ряду лишнее и почему? Подчеркните его. Что объединяет
СОР, КОТ, КУСТЫ, МОСТ.
2) Найдите лишнюю пару слов, объясните свой выбор.
Задания для формирования умения выбирать основание для классификации.
1) Разделите на группы 2 способами следующие слова: василек, крыжовник,
роза, малина, земляника, колокольчик.
2) Ответьте на вопрос, по какому признаку сделана следующая
Ель, клен, береза.
Ландыш, колокольчик, гвоздика.
Шиповник, жасмин, смородина.
Классификация осуществляется по следующему алгоритму:
1. Установить род объектов для классификации.
2. Определить признаки объектов.
3. Определить общие и отличительные существенные признаки объектов.
4. Определить основания для классификации рода, т. е. отличительный
существенный признак, по которому род будет делиться на виды.
5. Распределить объекты на виды.
6. Определить основания классификации видов на подвиды.
7. Распределить объекты на подвиды.
При организации учебной деятельности школьников важно учитывать
интегративный характер учебно-организационных и познавательных умений,
которые составляют в совокупности учебную работу, расчленять их на более
простые операции и действия. Поэтому прежде чем формировать умение,
необходимо проанализировать его содержание и определить, из каких боле
простых операций оно складывается, какова последовательность их выполнения.
Раскрытие сущности классификации происходит постепенно в ходе
предполагает следующее содержание:
1) определение классификации как одной из мыслительных операций
2) значение классификации для учебной и познавательной (в частности,
3) разница между научной и ненаучной классификацией, роль житейских
которому она проводится;
4) связь классификации с другими мыслительными операциями;
Источник
В мире логики.Занятие на тему»Классификация .»
Занятие кружка « Мир логики»
Тема : Классификация.
Цель: — на основе мыслительных операций
(выделение существенных признаков, сравнений)
научить механизму мыслительной операции классификация.
Задачи:
-учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;
— развивать память, внимание, логику мышления.
-прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Поймешь всё обязательно.
1. Мотивация.
— Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».
•Правильный ответ — хорошо! Неправильный ответ — тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
•Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!
Просмотр содержимого документа
«В мире логики.Занятие на тему»Классификация .» »
Занятие кружка « Мир логики»
Цель: — на основе мыслительных операций
(выделение существенных признаков, сравнений)
научить механизму мыслительной операции классификация.
-учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;
— развивать память, внимание, логику мышления.
-прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Поймешь всё обязательно.
— Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».
•Правильный ответ — хорошо! Неправильный ответ — тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.
•Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!
2. Мозговая гимнастика.
•Качание головой.( стимулирует мыслительные процессы)
3.Умственная разминка.(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)
А)дать общее название группе слов:
•зима, осень, лето -…. .(времена года)
•клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)
•футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)
•апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)
•Медведь, муравей, щука -. .(животный мир)
•Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)
•Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)
•Стихотворение, рассказ , повесть -_. .(виды, жанры литературных произведений)
Б) Задание на внимание. (воспринимается на слух).
*Угадай слово по первым буквам: называю слова.
Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец)
-Кто такой мудрец?
мудрец-это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.
*Угадай слово по последним буквам:
-Что такое идея? Идея — основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея — это мысль, переходящая в действие.
В) Задание на развитие внимания, памяти.
Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.
К А М Я И Н У Т Е П
А Д Б Н И Г Р О Е Г
О Н О Р Х И Д Е Я Ж
М В Я И Л И Л Н Е Б
Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А
А С Т Р А Н О П Р А
М К Л А З О Р А В Д
Б В Н А Р Ц И С С Е
(мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс)
2.Выбери подходящее слово:
А) берлога- гнезда;
Дом- (человек, медведь, шалаш, птица);
Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник);
В) человек- сердце
Машина- (руль, мотор, колесо, бензин);
Птица- (небо, синица, отлет, стая).
3.Подготовка к восприятию новой темы.
-Прочитать внимательно слова, записанные на доске. Постарайтесь их запомнить. Через несколько секунд повторю все слова, кроме одного. Вам надо будет его назвать.
Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта.
(Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза)
Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица).
4. Изучение нового материала.
А) понятие «классификация» .
-Можно ли слово деревья разделить на группы?
(да, лиственные и хвойные)
Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?
Живая природа
А группа «растения»?
В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх)
Живая природа
-Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция?
-Классификация- это и есть тема нашего занятия.
Б) Составление определения классификации.( На индивид. листах)
Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова.
понятий на группы по _____________ признакам
Классификация- деление понятий на группы по общим признакам .
В) Сообщение цели урока.
— Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация».Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции:
•Выделение существенных признаков;
Г) Игра «Исключи лишнее понятие»
*Час, минута, четверг, год.
*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.
*Яблоко, вишня, апельсин, груша.
*Лебедь, утка, курица, гусь.
Дети работают самостоятельно. Проверка
— Почему в последнем задание было несколько ответов?
Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации
Д) Определение основание классификации.
Задание 3. Вставь пропущенное слово.
Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы.
Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.
Белый медведь Волк
-По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.)
1)По какому признаку разделили слова : водопад, пшеница,
рыбак, луноход, рыболов, колесо?
2) По какому признаку разделили числа : 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510?
454, 224 , 908 5354, 1615, 3510
Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем
2) трехзначные числа ; четырехзначные
Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.
— А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации.
Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.
Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.
Ответ: 1) слова с корнем –зим— и слова с корнем –цвет—
2) три группы: существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно.
Разделить фигуры на группы.
Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4
2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.
— для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?
(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)
Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
— Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению.
Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
• Какую операцию сегодня отрабатывали?
•Что такое классификация?
• Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы ( выбрать основание)?
9. Д.з. (на индивидуальном листе)
Наше занятие закончено. Всем спасибо!
Индивидуальный лист учащегося
Тема: Упражнения в классификации.
1.Классификация-это________________ понятий на группы по _____________ признакам.
2.Исключи лишнее понятие.
*Час, минута, четверг, год.
*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.
*Яблоко, вишня, апельсин, груша.
*Лебедь, утка, курица, гусь.
3.Основание классификации – это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы.
5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.
Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.
6.Домашнее задание. Раздели на 2 группы слова:
радость, грусть, самостоятельность, эгоизм, восторг, трудолюбие, обида, доброта .
Составитель — учитель начальных классов осш №10
Источник