Что значит сеять ветер

Что означает поговорка «посеешь ветер, пожнёшь бурю»?

Происхождением пословица «посеешь ветер, пожнёшь бурю» обязана Ветхому Завету, а точнее Книге пророка Осии, написанной в Самарии примерно в VIII веке до нашей эры. Осия рассуждает о судьбе Израильского царства, народ которого, выбрав служение золотому тельцу, отступил от Завета с Богом. Нарушением Израилем завета приводит к его отпадению от Бога, за чем следует наказание.

4 Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель
5 Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе не могут они очиститься?
6 Ибо и он — дело Израиля: художник сделал его, и потому он не бог; в куски обратится телец Самарийский!
7 Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее
8 Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов как негодный сосуд
(Книга пророка Осии, глава 8)

Синонимы фразеологизма «посеешь ветер, пожнёшь бурю»

  • Посеял зло — не жди пощады
  • Что посеешь, то и пожнёшь
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай
  • Каков до бога, таково и от бога
  • Какова постель, таков и сон
  • Как скроишь, так тачать станешь
  • Что нальешь, то и выпьешь
  • Сама испекла, сама и кушай
Читайте также:  Что значит esr firefox

Применение выражения в литературе

«Красный террор ― ответ большевиков на террор белый. Помните, посеешь ветер ― пожнешь бурю? Разве ликвидация Солдатовых или Чудошвили ― убийство мысли» (А. И. Алдан-Семенов «Красные и белые»)
««Кто сеет ветер — пожнет бурю», — гласит старая поговорка, и этот рапорт при всей своей официальной сухости наглядно рисует нам, как и когда сеялся тот ветер, из которого выросла кровавая буря последующих лет…» (А. Ф. Кони. «Воспоминания о деле Веры Засулич»)
«Даже в мыслях преступившего неписаный закон города ждет кара. Кто сеет ветер ― пожнет бурю. Так и заявил Хромой Батор» (Геннадий Башкуев «Маленькая война»)

Источник

Что значит сеять ветер

Радио ВЕРА. Православие в звуке. запись закреплена

Выражение «Кто сеет ветер, пожнет бурю» происходит из ветхозаветной Книги одного из малых пророков – Книги пророка Осии.

Книга обличает израильский народа за грехи. И в одной из её глав пророк Осия возвещает народу Израиля о времени бедствий за преступление закона Божия.

Пророк использует то образное выражение, которое впоследствии и легло в основу фразеологизма:

«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее».

Ветер – здесь образ суетности и пустоты, а буря – образ разрушения.

Под бедствием неурожая имеется в виду то, что все начинания будут безуспешными, и все, что они сделают пойдет им во вред, а врагам их – на пользу. За суетные дела свои Израиль пожнет гибель и уничтожение.

Выражение «Кто сеет ветер, пожнет бурю» сегодня употребляется в значении: тот, кто делает зло другим или желает зла, сам будет наказан.

Также его трактуют как предостережение интриганам: все их действия могут обернуться против них самих, и любые недобрые замыслы влекут за собой наказание.

Источник

Кто сеет ветер, пожнет бурю

Источник: flickr.com
Фото: Victor Bezrukov

Выражение «Кто сеет ветер, пожнет бурю» происходит из ветхозаветной Книги одного из малых пророков – Книги пророка Осии.

Книга обличает израильский народа за грехи. И в одной из её глав пророк Осия возвещает народу Израиля о времени бедствий за преступление закона Божия.

Пророк использует то образное выражение, которое впоследствии и легло в основу фразеологизма:

«Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее».

Ветер – здесь образ суетности и пустоты, а буря – образ разрушения.

Под бедствием неурожая имеется в виду то, что все начинания еврейского народа будут безуспешными, и все, что они сделают пойдет им во вред, а врагам их – на пользу. За суетные дела свои Израиль пожнет гибель и уничтожение.

Выражение «Кто сеет ветер, пожнет бурю» сегодня употребляется в значении: тот, кто делает зло другим или желает зла, сам будет наказан.

Также его трактуют как предостережение интриганам: все их действия могут обернуться против них самих, и любые недобрые замыслы влекут за собой наказание.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Книга пророка Осии 8:7

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Так как они будут сеять ветер, то и пожнут бурю. Если будет стоять стебель, то и в нем не будет зерна (germen) и оно не даст муки, а если и даст, то чужие поедят ее

Так как выше телец Самарийский сравнивается с тканями пауков, то и далее удерживается метафора, и те, которые названы тканями пауков, сравниваются с ветром, с бурею и с не могущими стоят стеблями; если же они будут стоять, то не дадут муки: а если, говорит, и дадут муку, то она будет поглощаться другими. Так как смысл этого одинаково применим как к еретикам, так к тем, кои сделали для себя идолов в Самарии, то мы должны будем представить общее объяснение. Они сеют ветер или семена, истлевшие от ветра и не имеющие сердцевины (medullam), которую греки называют ὲντεριώνην; сея пустые [семена], они получают пустое и бесполезное, или сея в плоти, они от плоти пожинают – тление и увлекаются всяким ветром учения. Посеяв ветер, они пожнут ветер и бури, и прежде всего из этих семян не будет стебля или соломины, и они не могут дать никакого рода обильной жатвы. Если иногда и может случиться, что они, по-видимому, будут иметь что-либо подобное церковному учению, то самое зерно и колос не дадут муки, – такой муки, в три меры которой евангельская женщина кладет закваску (Матф. гл. 15) , чтобы и дух, которым мы чувствуем, и душа, которою мы живем, и тело, которым движемся, соединились во едином Духе Святом по апостолу, о нем живем, и движемся и есмы ( Деян. 17, 28 ) . А если и случится у еретиков, что посеянное ими даст муку, то из этой муки испекут хлеб па золе, который не поворачивают и который съедят чужие. Поэтому и теперь говорится: а если и даст муку, то чужие поедят ее. Под чужими же мы должны понимать тех, о которых написано: сынове чуждии солгаша ми ( Псал. 17, 45 ) , и в псалме восемнадцатом: от тайных моих очисти мя, Господи, и от чуждих пощади раба Твоего ( Псал. 18, 13–14 ) . Если они не возобладают праведным человеком, то он будет непорочным и чистым от великого греха.

Блж. Феодорит Кирский

Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее

Никакого плода не получите вы от служения идолам; собранные от них рукояти будут походить на колосья, обитые ветром; казалось бы, они наполняют собой житницы, но не имеют в себе ни зерна. Таково же свойство и идолов: наружный вид или мужа, или жены, или льва, или иного какого животного идол получает от искусства, но он лишен всякой силы и самодеятельности.

Лопухин А.П.

Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки; а если и даст, то чужие проглотят ее

Так как они сеяли ветер, ruach; слав. «ветром истлею» (греч. anemofqora), то и пожнут бурю, образное выражение, содержащее ту мысль, что за суетные дела свои (ветер — образ суетности и пустоты) Израиль пожнет только гибель и уничтожение (буря — образ разрушения). Пророк далее угрожает народу бедствием неурожая, но речь его имеет и более общий смысл: пророк хочет сказать, что все начинания Израиля будут безуспешными и будут служить на пользу не ему, а врагам его.

Прп. Ефрем Сирин

Сеяли ветер, нет у них ни соломы, ни колоса, еже сотворити муку. Как ветер не приносит плодов и солома не имеет в себе, из чего можно было бы сделать муку для напитания тела; так и тельцы самарийские бессильны к тому, чтобы дать и защитить жизнь душам и заградить расселины.

Свт. Кирилл Александрийский

Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я: рукоять не имущая силы еже сотворити муку, аще же и сотворит, то чуждии поядят ю

Подобием напрасно трудящихся земледельцев указывает на бесплодие присущего им безрассудства и старания о суетном. Если некоторые решились полагать труд на это, иногда прилежно служа идолам и воздавая им почтение приношениями и жертвами; то это ведь было не что иное как собирание испорченного ветром семени, которое не может принести никакой пользы тому, кто трудится. И подлинно: какое воздаяние за усердие в идолослужении? Или какая польза от изваянных? и каким образом может доставить кому-либо радость то, что должно прийти в совершенное разрушение? Итак те, которые привыкли делать таковое и прилагать старание к чествованию идолов, уподобились сеющим испорченное ветром и горсти колосьев, не имеющих зерен и не могущих дать муки. Но если бы что-нибудь и было сделано ими, то есть, хотя бы они и показались ревностными и усердными в делах заблуждения; то и это будет сделано ими для чуждых и никак не может доставить радости Богу. Чуждыми же называет лжеименных богов. Так усердие наше в отношении к тому, что оскорбляет Бога, остается без всякой награды, и приличные нравы, если они не направлены к достижению добра, совершенно и всецело подвергнутся осуждению от Него.

Источник

Поговорка «кто посеет ветер — пожнет бурю» — подскажите первоисточник.

* Осия 8:7а «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» .

* Матфея 7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» .
* Иов 4:8-9 «Как я видал, то оравшие [вспахивавшие] нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают» .
* Притчи 1:29-33 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» .
* Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления» .
* Притчи 11:18 «Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная» .
* Осия 8:7а «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» .
* Осия 10:12-13 «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих» .
* Притча о богаче и Лазаре: Лука 16:25 «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» .
* Римлянам 2:5-8 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» .
* Галатам 6:7-8 «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Источник

Оцените статью