Что значит серебряный век для русской культуры

Что значит серебряный век для русской культуры

Серебряный век русской культуры.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Серебряный век — это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX — начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность — обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х — 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Читайте также:  Пожаловаться что это значит

Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм — провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление — футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.

Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. — писал Николай Бердяев в 1918 году. — Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” [ 1 ] Старые кульруртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.

Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии — структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и антирелигиозной пропагандой. Но у них не было единого взгляда в отношении того, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Он появился позже, в тридцатых годах. Все это способствовало возникновению споров о путях развития культуры. В них принимали участие представители новой власти (Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский и др.) и литераторы, художники, театральные деятели им сочувствующие. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.

[1] Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4

Серебряный век русской культуры.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

В докладе Серебряный век рассматривается как период расцвета духовной культуры, который начался в 90 годы XIX в. и завершился в конце 20-х годов XX в. На данном этапе истории духовное развитие России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было духовное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Конец XIX — начало XX вв. — это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других на­правлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской куль­туры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведе­нии. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» — раз­новидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие ху­дожники объявили культ творчества, себя же — предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объе­динения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, ак­меизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художе­ственно-эстетического направления XX в.

Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866 1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием — мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гро­тескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А. Белый.

К. Бальмонт (1867 1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число худож­ников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для по­эзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторжен­ное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранни­чества:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин поэт.

В среде символистов начался также твор­ческий путь А.А. Блока (1880-1921). Ран­нюю поэзию Блока определяли оторван­ность от реальной действительности, ана­лиз личных душевных переживаний, мис­тические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик — символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соло­вьева.

Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик» В дальнейшем в творчестве поэта усили­лись социальные тенденции, связанные с революцией 1905 1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, ос­мыслен «страшный мир» буржуазные от­ношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностью формы.

Лирика Блока — великое достояние русской национальной культуры.

Одним из инициаторов и организаторов символизма и России был В.Я. Брюсов (1873—1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направле­ния. Он писал:

Где нет. тайности в чувстве, — нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них — «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созида­тельного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, ро­мантик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».

По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886 1921), А. Ахматова (1889 1966), О. Мандельштам (1891-1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эсте­тизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Тол­стого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов. Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887 1941), П. Маяковского (1893 1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая крута корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» пост­роено на словообразовании из одного корня:

Усмей, осмей, смешики, смешики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже и его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадали с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха необычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

М. Цветаева (1892- 1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежи эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.

В лучших произведениях М. Волошина (1877 1932) — чувство любви к при­роде как к космическому целому, трагическое переживание исторических су­деб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.

Н. Клюев (1887 1937) был поэтом — певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале иска опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».

Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гар­монии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чув­ства прекрасного в человеке.

B этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Вру­бель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.Л. Серова — это портрет Иды Рубин­штейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и наци­ональной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветово­му постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, ху­дожники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Сре­ди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля. А. Бенуа, К. Коровин, М. Несте­ров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

В 1910 г. московские художники объедини­лись в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Худож­ники «Бубнового валета» отрицали академичес­кое и реалистическое искусство, для их творче­ства были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.

Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кри­зис, проявившийся в том, что репертуар теат­ров в большинстве своем носил развлекатель­ный характер, он не затрагивал насущных про­блем жизни, игра актеров не отличалась бо­гатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-об­щедоступный театр (с 1903 г. Московский Худо­жественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858—1943), новаторы театрального искусства.

Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы — так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократичес­кой сущностью.

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (18801942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже — выступления артистов русского балета в 19091911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, А.П. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руково­дителем. Оформляли спектакли известные худож­ники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.

Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (му­зыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами не­сет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, жи­вопись и хореография были едины.

В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (18641910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка. Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX и возникли белорусский и татарский театры.

Авангард в живописи

Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866 1944); К.С. Малевич (18781935) основоположник супрематизма («Черный квадрат»), П.И. Филонов (1S831941), отстаивавший принцыпы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, спо­собных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницы», «Формула петроградского пролетариата»); М.З. Шагал (18871985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Супрематизм (от лат. supremas — наивысший) — разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объёмные формы. Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.

Для серебряного века характерно еще одно явление меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (18381898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третья­ковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание за­падноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (18411918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным цент­ром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Вру­бель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (18651929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (18671929) меценат и организатор музея русской ста­рины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем име­нии Талашкино.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX — начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают разви­ваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искус­стве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведа­ми и историками как «серебряный век», представители которого сделали став­ку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катас­трофы и выражения тончайших человеческих чувств.

Приступая к изучению культуры «серебряного века», следу­ет выделить основные духовные проблемы общества. Эпоха ха­рактеризуется стремлением прогрессивных сил к революционно­му преобразованию, а реакционных — к сохранению самодержа­вия; крахом народничества и развитием социал-демократии. Об­щественная мысль повернулась лицом к гуманитарной науке — истории, философии, праву, экономике. Этот период лишен чет­ких хронологических границ. «Серебряным веком» в истории русской культуры принято называть конец XIX — начало XX сто­летия. Он включает в себя два главных духовных явления: рус­ское религиозное возрождение («богоискательство») и русский модернизм. Атмосфере духовной жизни России рубежа веков присуща определенная двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет во всех областях культуры, науки, ис­кусства. С другой — «серебряный век», в отличие от пушкинского «золотого», проходил под знаком луны — символа ущерба, уми­рания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России.

Русское религиозное возрождение представляют в первую очередь такие философы, как Н.Л. Бердяев, С.Н Булгаков, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский.

Они вслед за B.C. Соловье­вым переосмысливали многовековую историю России и Запада, критически оценивая западный путь развития. В революции 1905 — 1907 гг. они видели серьезную угрозу будущему России, а спа­сение ее — в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, старались в богоискательстве найти высшие духовные ценности: святость, красоту, истину и добро.

Художественная культура рубежа веков характеризовалась зарождением нового художественного миросозерцания и миро­воззрения, которые выразились в русском модернизме. Он со­ставляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм стремился освободить искусство от социальных проблем, выдвигал идею «чистого ис­кусства». Отсюда поиск новых форм и средств выражения. Он включал в себя множество художественных течений и школ: де­кадентство, символизм, акмеизм, футуризм. В.Я. Брюсов, А.Л. Блок, А. Белый, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам. А.Л. Ахматова — вот далеко не полный список поэтов «серебряного века».

Русский модернизм ярко проявился и в живописи таких ху­дожников, как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, К.А. Сомов, М.А. Врубель и др.

Новое в музыке этого времени связано с именами таких не­ординарных по таланту композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин.

Русская культура «серебряно­го» века имела огромное значение для развития мировой куль­туры в целом, обогатив её гуманистическими и духовными исканиями «серебряного века».

Список использованных источников

Емельянов Б.В., Новиков А. И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. — Екатеринбург, 2005. — 320 с.

Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. — 912 с.

Серебряный век. Мемуары. (Сборник) Сост. Т. Дубинская-Джалилова. – М.: Известия, 1990.

Серебряный век русской поэзии. Сост., вступ. ст., примеч. Н.В. Банникова; — М.: Просвещение, 1993.

Фокин П.Е. Серебряный век: портретная галерея культурных героев рубежа XIX—XX веков: поэты, писатели, драматурги, критики, издатели, философы, религиозные мыслители, художники, скульпторы, коллекционеры, композиторы, музыканты, драматические артисты, оперные певцы, балетные танцовщики, режиссеры, деятели кино, антрепренеры, меценаты: в 3 тт. СПб., Пальмира, 2017.

Источник

Оцените статью