Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
Замаева Наталья
Особенности развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
(продолжение курсовой работы)
Как показывают исследования в педагогике и психологии, способности, в отличие от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. И именно детство является синзитивным периодом для их развития.
Но так как именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей, то первоначально особое внимание следует уделить сенсорным способностям[19].
Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).
Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т. д.
Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.
Одними из основных способностей, развитию которых следует уделить особое внимание в младшем дошкольном возрасте, являются умственные.
К умственным способностям относятся:
• сенсорные;
В этом ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности не только обучающегося, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой.
Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно.
Итак, что же такое сенсорные способности.
Под сенсорными, понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они формируются рано (в 3-4 года) и составляют фундамент умственного развития ребенка[11].
В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов внешних свойств объектов. Они являются базой для успешного овладения различными школьными предметами.
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
С развитием сенсорных способностей у ребёнка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т. д.
В три-четыре года – происходит переход пред эталонов в собственно эталоны[3]. Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название.
В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен,верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей.) он успешно выбирает больший или меньший.
Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию, которые называются перцептивными.
Перцептивные действия относятся к группе ориентировочных[3] и поэтому всегда направлены на обследование объекта. В любой деятельности можно выделить как ориентировочные, так и исполнительские компоненты. Когда перед ребенком стоит задача протащить какой-нибудь предмет через отверстие, он сперва разглядывает форму и размеры и того, и другого, соотносит их между собой, т. е. ориентируется в задании, и лишь потом переходит к его практическому выполнению. В младшем дошкольном возрасте для восприятия любой формы, важное значение имеет последовательное обведение контура предмета, ощупывание рукой, прослеживание взором. Такие исследовательские действия и являются перцептивными. Если же задача решается при помощи силы, без учета ее условий, значит, нет и перцептивных действий.
В процессе развития восприятия особое значение имеет формирование обобщенных способов обследования предметов, т. е. перцептивных действий. Например, Все описанные выше действия сначала совершаются во внешнем плане. Малыши накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. В дальнейшем эти действия переходят во внутренний план, совершаются в «уме». Так, играя в геометрическое лото, ребенок уже определяет форму предметов «на глаз».
В соответствии с нормативными показателями овладения перцептивными действиями в 3 года ребенок овладевает отдельными моделирующими действиями, создает комбинации элементов, не всегда соответствующих форме заданной фигуры. В 4 года – осуществляет перцептивное моделирование, позволяющее учитывать форму, положение, пространственное расположение не более двух элементов целой фигуры[19].
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д., ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтями, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать их, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм и др.)[11].
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия.
В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами.
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте, у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая функция — качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы)[10].
Таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами,играть с ними неукратимо : ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. В процессе развития восприятия особое значение имеет формирование обобщенных способов обследования предметов, так называемых перцептивных действий.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.
Источник
Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности
Елена Королева
Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности
Сенсорные способности дошкольников и их развитие в деятельности.
Сенсорные способности проявляются в особо чутком восприятии свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Действия, направленные на восприятие и познание различных объектов, могут дать как поверхностную информацию, так и могут открыть многосторонние знания о свойствах и связях этих объектов. Всё зависит от способностей воспринимающего.
Сенсорные способности дошкольников находятся на начальном этапе, как, собственно, и все психическое развитие в этом возрасте. Важно стимулировать формирование названных способностей, чтобы обеспечить ребенку полноценные условия вхождения в реальный мир.
Особенности формирования сенсорных способностей детей
Развитие восприятия ребенка, по сути, являет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий. В детстве перцептивные действия являются основными поставщиками информации, помогающими ребенку ориентироваться в многогранном и еще совершенно неизвестном для него окружении. Поэтому дети так хотят все потрогать и даже попробовать на вкус.
Сенсорные способности – это часть познавательных способностей. Дошкольник чрезвычайно любознателен, и он действует, насколько ему позволяют его физические возможности.
Практика выдвигает перед восприятием ребенка конкретные задачи – понаблюдать, поднять, протянуть через отверстие, подобрать по цвету, услышать определенный звук и подобные упражнения, выполнение которых происходит благодаря сенсорным функциям организма.
Даже, когда ребенок действует стихийно, без каких-либо сторонних побуждений, он не только накапливает опыт перцептивных операций, но и делает определенные выводы. Например, помидор похож на яблоко, но вкус у него иной; мячик в одно ведерко помещается, а в другое нет; мамина сумка почему-то не поднимается…
Малышу нужна определенная базовая информация, которая служила бы мерой для новых поступающих к нему сведений. И эта перцептивная база потихоньку накапливается. У нее есть свое научное название – сенсорные эталоны. Разумеется, они не «вкладываются» в мозг ребенка в одночасье. Эталоны постепенно набираются в копилку детского сознания, проходя естественный путь форматирования. Чем больше эталонов (мер, образцов) закрепится в познавательном опыте дошкольника, тем легче он будет усваивать новую информацию.
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте
Эталоны восприятия, прежде чем устояться и приобрести четкие рамки, проходят в детском развитии стадию предэталонов.
Все сенсорные эталоны перечислить невозможно,отметим некоторые самые важные из них:
• расстояния и т. д.
Формирование каждого эталона требует своего временного интервала. Например, как воспринимает ребенок цвет? Первыми он начинает выделять красный, желтый, зеленый. Оттенки зрительным восприятием ребенка еще не дифференцируются.
К примеру, вишневый, и розовый цвет младший дошкольник воспринимает как красный. Только спустя определенное время, после того как взрослые несколько раз продемонстрируют ребенку объекты соответствующего цвета (вишенка, бант, носочки вишневого цвета, этот оттенок в понимании ребенка сначала выделится в отличный от красного, а затем и запомнится своим названием.
Основным условием формирования сенсорных эталонных представлений в дошкольном возрасте является возможность провести перцептивтивное обследование ребенком тех свойств объектов, которые должны стать эталонными.
То есть, дошкольник должен осмотреть или повертеть в руках предмет, чтобы разобраться с его формой; потрогать или сжать несколько игрушек, чтобы ощутить твердость или упругость, прислушаться к схожим звукам, чтобы выделить звонкость и пр.
Особенно сложно формируется такой сенсорный эталон как величина. Если ребенок смотрит на объекты в реальности, то уже в 3 года он определит, какой из них большой, а какой маленький. Но, если дошкольник рассматривает изображения, то ему сложно понять, каков из объектов больше.
Тест. Чтобы проверить, на какой стадии формирования находится предэталон величина, покажите дошкольнику рисунок, где на первом плане изображен одноэтажный дом, а вдалеке – многоэтажный.
Спросите у ребенка, какой из этих домов больше. Если ребенок указывает на меньшее изображение и поясняет, что этот дом больше, потому что имеет этажи, значит, в восприятии величины он уже учитывает перспективу. Это свидетельствует о сформированности данного сенсорного эталона. В случае иного ответа дети ориентируются на абсолютные размеры, что соответствует начальной стадии формирования восприятия величины.
Разумеется, дети с выраженными сенсорными способностями быстрее освоят пространственные ориентировки. Уже в 4-5 лет они адекватно оценивают реальную форму и величину изображений. Да и другие сенсорные эталоны займут свое полноценное место в восприятии способного ребенка раньше, чем у других детей.
Развитие сенсорных способностей в деятельности дошкольников
Благодатными условиями для развития сенсорных способностей в дошкольном детстве располагают продуктивные виды деятельности. Рисование, конструирование, лепка, изготовление аппликаций – все эти занятия помогают ребенку не только заметить определенные свойства и отношения объектов, но и дают возможность применить, прочувствовать их через используемые материалы.
Важно не столько освоить сенсорный эталон, сколько научиться соотносить его, как меру, с конкретным предметом или явлением в разных условиях.
Где и усваивать информацию о форме и размерах, как не в конструктивной деятельности. Дошкольник строит башни и мосты, примеряя детали конструкторов; собирает пазлы, выискивая подходящие выступы и отверстия; закручивает гайки, соединяя детали металлических и деревянных конструкторов. Только в такой реальной практике развиваются сенсорные способности, связанные со зрительными и тактильными рецепторами.
Сенсорное развитие в художественной деятельности
Занимаясь рисованием, дошкольник получает представление о разнообразии цветовой палитры.
Более того, используя краски, он учится самостоятельно создавать различные оттенки любого основного цвета. Благодаря таким упражнениям ребенок четко усваивает эталон цвета и понимает, как образуются его оттенки.
При частых занятиях изобразительной деятельностью с каждым годом в рисунках ребенка будут добавляться достижения, связанные с сенсорным развитием:
• к 4-м годам в изобразительном творчестве дошкольника будут равномерно повторяться однородные детали;
• в 5 лет ребенок уверенно использует ритмические структуры из неординарных элементов (ярким примером выступают рисунки дом-дерево-человек, солнце-дом-цветы и пр.)
• после 6-ти лет дошкольник осваивает симметричное изображение объектов.
Перечисленные достижения основываются на такой сенсорной способности как чувство ритма.
Любопытно, что изобразительная и музыкальная деятельность предъявляют человеку, к какой бы возрастной группе он не относился, уникальные требования к восприятию ритма. Если данная способность не развита, то ни в детстве, ни будучи взрослым, человек не будет отличаться умением в рисовании или танцах.
В случае, когда происходит формирование чувства ритма с помощью музыки, можно наблюдать, как ребенок раскачивается в заданном ритме после выключения музыки. Это означает, что малыш усвоил определенный сенсомоторный эталон и продолжает его использовать.
Разумеется, разные дети проявляет интерес и чувствительность к различным перцептивным действиям. Одни внимательно рассматривают, других привлекает музыкальный ритм, третьи особо способны к восприятию формы. Стихийно каждый дошкольник ежедневно задействует органы восприятия и использует сенсорные функции. Но это не обеспечивает развития сенсорных способностей ребенка в полной мере.
Если родители уделяют серьезное внимание познавательному психическому развитию ребенка, им необходимо пристально отнестись к сенсорному развитию малыша. Сейчас многие детские занятия подменены интерактивными и компьютерными программами. А дошкольнику гораздо полезнее открывать окружающий мир с помощью реальных действий. Целенаправленное подталкивание ребенка к перцептивным действиям обеспечит сенсорное развитие полнее и эффективнее.
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.
Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).
Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.
Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».
Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.
Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.
Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.
Источник