- Что такое сенсорная депривация?
- Подробнее о нарушении
- Когнитивное неудобство
- Тактильный дефицит
- Ограничение двигательной активности
- Эмоциональный голод
- Экзистенциальная депривация
- Образовательно-культурное избегание
- Почему развивается сенсорная депривация?
- Как лечат сенсорную депривацию?
- Необъятные страдания: как дефицит «обнимашек» ведет к одиночеству
- Что такое сенсорная депривация
- Голод прикосновений
- Последствия одиночества и самоизоляции
- Что происходит с мозгом при касании
- Кратковременная сенсорная депривация как метод изучения актуалгенеза измененных состояний сознания 1068
Что такое сенсорная депривация?
Сенсорная депривация — один из возбудителей патологий психики. Её причиной становится дефицит родительской любви.
Подобное нарушение может возникнуть и у ребёнка, и у взрослого. Решением проблемы занимается как психология, так и психиатрия, в зависимости от тяжести протекания.
Подробнее о нарушении
Сенсорная депривация — это состояние, которое характеризуется нехваткой информации об окружающей среде. Дефицит данных связан с тем, что у человека перекрыты некоторые каналы восприятия — не все анализаторы функционируют корректно.
Чтобы компенсировать нехватку информации, мозг ищет сенсорные образы не во внешнем мире, а в самом себе. В результате человек может страдать от галлюцинаций, нарастающей тревожности.
В психологии сенсорная депривация — это первый этап распада структуры личности и нарушения когнитивных функций. Данное проявление приравнивают к эмоциональному голоду, из-за которого в работе головного мозга происходят сбои.
До конца клиническая картина сенсорной депривации не исследована. На сегодняшний день выделяют ряд признаков, которые свидетельствуют о наличии этого нарушения:
- ощущение сухости во рту;
- мигрень;
- трудности с отслеживанием причин и следствий;
- рассеянность;
- ухудшение памяти;
- проблемы концентрации;
- нарушение сна;
- речевые дефекты;
- трудности с ориентацией в пространстве и времени;
- галлюцинации.
Когнитивное неудобство
Подобное состояние знакомо каждому. Один из примеров — дискомфорт, который возникает из-за необходимости быстро принять какое-то решение в условиях нехватки данных.
Наглядно иллюстрирует когнитивную сенсорную депривацию и потребность получить новые знания. Например, человек должен выбрать, какое образование в дополнение к уже имеющемуся получить, чтобы перейти на новую должность. Он не решается что-то менять, и остаётся на прежнем месте. Таким образом, потребность в получении и обработке новых сведений игнорируется.
Тактильный дефицит
Этот тип депривации возникает ещё в раннем детстве. Его провоцирует эмоциональная холодность родителей. Нехватка объятий, поцелуев, поглаживаний и другой ласки искажает психоэмоциональное развитие, негативно влияет на интеллектуальную сферу.
Ограничение двигательной активности
Учёные выявили, что запрет на свободу перемещений отрицательно сказывается на интеллектуально-эмоциональном фоне. Человек впадает в апатию, теряет интерес к умственному развитию. Итог — депрессия, для борьбы с которой нередко требуется медикаментозное лечение.
Эмоциональный голод
Такое состояние провоцирует дефицит общения, социальная изоляция.
Экзистенциальная депривация
Иногда при наступлении кризиса в жизни люди теряют ориентиры — не могут определить собственные цели, не понимают, что хотят и ради чего живут.
Образовательно-культурное избегание
Этот тип депривации характеризуется отсутствием интереса к учёбе, получению новых знаний, неспособностью применить на практике то, что было изучено ранее. Индивиды, подверженные культурно-образовательной «апатии», избегают просветительские мероприятия, не желают приобщаться к искусству — походам в театры, картинные галереи, консерватории.
Почему развивается сенсорная депривация?
Данное расстройство могут спровоцировать такие факторы:
- детство, проведённое в многодетной или неполной семье;
- нездоровые отношения между родителями или с ребёнком;
- игнорирование потребностей человека;
- демонстрация неуважения к личности — как со стороны родителей, так и от сверстников;
- воспитание в стенах детского дома, интерната (даже при наличии родителей), кадетского корпуса;
- нехватка позитивных впечатлений в дошкольном возрасте;
- слабая нервная система;
- заниженная самооценка;
- физиологические нарушения в работе одного или нескольких анализаторов — зрительного, слухового;
- отсутствие возможности отстаивать собственные интересы и права;
- стресс ребёнка, спровоцированный смертью родителей;
- продолжительное пребывание в изолированном медицинском учреждении;
- отбывание наказания в тюрьме;
- чрезвычайные ситуации, из-за которых человек не может выйти из дома/квартиры, общаться с друзьями и близкими как привык.
Как лечат сенсорную депривацию?
Первый этап терапии — всегда комплексное обследование. Диагностируется последствие депривации — депрессия.
Если наблюдаются несущественные отклонения от нормы, человек справляется с негативным состоянием, выполняя упражнения на релаксацию или занимаясь аутотренингом. При более тяжёлом течении лечение подбирает психиатр, клинический психолог или психотерапевт.
Один из вариантов терапии — приём медикаментов. Обычно назначают седативные препараты, снотворное и антидепрессанты.
Чтобы добиться большего эффекта от медикаментозного лечения, его комбинируют с психологической коррекцией. Специальные занятия проводят психотерапевты и психологи.
Цель психокоррекции — исправить негативные поведенческие стереотипы. Её реализуют с помощью таких методов, как психодрама, терапия куклами, танцами, музыкой, рисованием, книгами.
Вовремя не купированное расстройство может привести к серьёзным осложнениям:
- нервное истощение;
- нарушение биоритмов;
- искажение восприятия;
- проблемы с памятью;
- неспособность отличить реальность от галлюцинаций;
- ослабление стрессоустойчивости;
- неврозы;
- желание становиться на позицию жертвы;
- холодность и отсутствие эмпатии;
- проблемы социальной адаптации.
Самостоятельно преодолеть запущенную стадию сенсорной депривации невозможно. Чтобы не обострить негативное состояние до хронических проявлений, при выраженных симптомах следует немедленно обратиться к клиническому психологу, психотерапевту или психиатру.
Чтобы не возникало психологических проблем, нужно периодически перезагружаться, избавляться от негативных мыслей, снижать уровень стресса. Это поможет сделать курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник
Необъятные страдания: как дефицит «обнимашек» ведет к одиночеству
Что такое сенсорная депривация
Вот краткое объяснение этого термина — ваши органы чувств ограждаются от физического контакта. Это может быть повязка на глаза, чтобы блокировать свет, или беруши, чтобы создавать тишину. Более продвинутые методы включают ограничение обоняния, вкуса и осязания.
Сенсорная депривация стала популярна в 1950-х годах благодаря неврологу Джону Лилли, который изобрел темный, звуконепроницаемый резервуар — ванну с соляным раствором высокой плотности. Погружаясь в такую ванну, человек «парит» на поверхности воды — создается ощущение, близкое к невесомости. Такие камеры используют для расслабления в полной сенсорной изоляции.
Хотя сенсорную депривацию используют для расслабления, например, при стрессе, ею также можно злоупотреблять. Известно использование таких методов для длительного воздействия на людей в тюрьмах — изоляция в полной темноте, содержание в небольшом замкнутом пространстве, лишение общения, надевание мешка на голову (hooding) и т.д.
ООН расценивает одиночное заключение на срок более 15 дней как психологическую пытку.
Голод прикосновений
Доктор Катерина Фотопулу, профессор психодинамической нейробиологии в Университетском колледже Лондона, считает, что потребность в прикосновении существует на уровне подсознания. До рождения, находясь в околоплодных водах в утробе, плод отличает собственное тело от тела матери через прикосновения. Вся наша концепция «Я» основана на прикосновении, считает Фотопулу. Человеческое тело подсознательно строит все свои модели на основе прикосновений, полученных от матери и тех, кто о нас заботится.
«Прикосновение — это модулятор, который может смягчить эффекты стресса и боли, физические и эмоциональные. В нашем исследовании мы убедились, что отсутствие прикосновения связано с большим беспокойством, — говорит доктор Фотопулу. — Во времена сильного стресса — например, потеря работы или тяжелая утрата — более тесное общение со стороны других помогает нам лучше справляться, особенно в смягчении воздействия [гормона стресса] кортизола». Даже если вы не привыкли, чтобы вас трогали, через некоторое время потребность в контактах может стать физической — иногда ее описывают как «кожный голод» или «голод прикосновения». В таких случаях рекомендуют канистерапию (терапия с помощью собак) или любой контакт с домашними животными, которых можно погладить.
Анна Кондратьева, ветеринарный врач эрмитажных котов, основатель кафе «Республика кошек и котов», Санкт-Петербург:
«Основной фактор успеха животных-терапевтов в работе с пациентами — способность установить эмоциональный контакт. В отличие от растения (и человека), животные не только отличные слушатели, но и дают возможность двустороннего общения и обратной связи, дарят безусловную любовь. Также не стоит недооценивать физиотерапевтический эффект. Температура тела животного, повышенная по сравнению с человеческой, вибрации мурлыкания, разнофактурность шерсти, наконец, звуки, движения, запахи — все это стимулирует органы чувств.
Как регулярные визиты животных-терапевтов, так и постоянное общение с домашним животным показали свою эффективность. На протяжении 12 лет волонтеры «Республики кошек» проводят сеансы в АНО «Детский хоспис» Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ Детской травматологии и ортопедии» и др. Наши подопечные часто испытывают сенсорную депривацию: как комплексную, вызванную длительной изоляцией, так и местную, связанную с дефицитом тактильных ощущений. И в том и другом случае животные могут стать отличными помощниками врачам».
Последствия одиночества и самоизоляции
Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины США (NASEM) за 2020 год, более одной трети взрослых в возрасте 45 лет и старше чувствуют себя одинокими, а почти четверть взрослых в возрасте 65+ считаются социально изолированными, т.е. не имеющими достаточно социальных связей.
Длительная социальная изоляция и одиночество связаны не только с бессонницей, повышенным уровнем тревожности и депрессией, но и с плохим влиянием на сердечно-сосудистую систему и когнитивные функции. В частности, выяснилось, что:
- одиночество повышает вероятность возникновения ишемической болезни сердца и инсульта (это выяснила эпидемиолог из Университета Ньюкасла Николь Валторта);
- одиночество увеличивает риск деменции на 40% (к этому выводу пришла Ангелина Сутин из отделения поведенческих наук и социальной медицины Медицинского колледжа государственного университета Флориды);
- социальная изоляция и сенсорная депривация могут вызывать психоз и нарушения естественных циркадных (суточных) ритмов организма (утверждает Худа Акил, профессор нейробиологии Мичиганского университета).
Наталья Ильина, клинический медицинский психолог, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:
«Соматических расстройств за год пандемии стало больше, возраст пациентов тоже увеличился. Люди, живущие в одиночестве и лишенные привычного общения, чаще страдают депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, неврозами. Уровень этих болезней и астено-депрессивных расстройств стал намного выше, хотя статистика не ведется и точные цифры отсутствуют. Анализы, оценивающие уровень тревоги, агрессии, подавленности, не отслеживаются. Из-за этого в медицинском сообществе нет четкого и осознанного представления о масштабах проблемы. Парадоксально, но пациенты оказываются рады, попав в больницу, где есть общение с людьми и внимание медицинского персонала».
Что происходит с мозгом при касании
Объятия и другие формы несексуальных прикосновений стимулируют мозг выделять окситоцин, известный как гормон привязанности. Это стимулирует высвобождение других гормонов хорошего самочувствия (дофамин и серотонин) при одновременном снижении гормонов стресса (кортизола и норадреналина). Эти нейрохимические изменения делают человека более счастливым и расслабленным. Проще говоря, прикосновения улучшают ваше психическое и физическое благополучие.
Оказывается, даже простое пожатие руки при встрече заставляет нас больше доверять незнакомцу. От прикосновения вырабатывается окситоцин, который расслабляет и вызывает чувство доверия.
Как поднять уровень окситоцина, если вы одиноки
- Обменяйтесь дружеским взглядом с другим человеком, рукопожатием или несексуальным объятием. Американский ученый Пол Зак, эксперт по окситоцину, рекомендует восемь объятий в день.
- Поиграйте с котом или собакой.
- Сходите на массаж.
- Повысьте температуру в комнате. Комфортная температура может быть одной из причин, по которой люди в более теплом климате, как правило, считаются более дружелюбными.
- Слегка пофлиртуйте с кем-то в соцсетях, сходите на йогу, угостите ужином друга или подарите цветы маме.
- Прыгните с тарзанкой или с парашютом.
- В крайнем случае — выпейте чашку хорошего кофе.
Что мешает поднятию уровня окситоцина
- Курение и стрессовое переедание.
- Пищевые добавки и назальные спреи с окситоцином. Окситоцин быстро распадается при комнатной температуре и разрушается в пищеварительном тракте. Доказана эффективность только внутривенного введения (практикуют во время предродовых схваток).
Источник
Кратковременная сенсорная депривация как метод изучения актуалгенеза измененных состояний сознания 1068
Кокорина В.А.
МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии
e-mail: kokorinava@gmail.com
Гордеева О.В.
кандидат психологических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: denisart@mtu-net.ru
Измененные состояния сознания являются неотъемлемой частью жизни человека и общества. Мы определяем измененные состояния сознания (ИСС) как системные, закономерно объективно происходящие и субъективно переживаемые отклонения по определенным параметрам психического состояния от обычного состояния в результате определенных воздействий. Сфера измененных состояний сознания активно изучалась за прошедшие полтора века. Большой вклад в изучение ИСС внесли работы Людвиг (Людвиг, 2003), Тарта (Тарт, 1992), Дейкмана (Дейкман, 2009), Фартинга (Фартинг, 2009) и др. Изучение ИСС позволяет ставить и решать проблемы, которые отвечают на вопросы общей, инженерной, этнопсихологии, психофизиологии.
Одним из основополагающих в психологии ИСС является вопрос о механизмах изменения состояния сознания. Существует множество теорий возникновения ИСС (Тарт, 1992; Гордеева, 2004; Людвиг, 2003). Однако наблюдение и изучение глубоких ИСС не всегда может дать информацию о внутренних механизмах его формирования. Необходимо изучение динамики ИСС, переходных форм. В таком случае необходимо разрабатывать методы погружения человека в переходное к измененному состояние сознания, т. е. в состояние, при котором наблюдается один или несколько признаков ИСС, а не большинство, как в глубоких формах ИСС. В таком случае можно отследить, в каком порядке появляются признаки ИСС, какие психические функции являются наименее устойчивыми по отношению к определенному типу воздействия, попытаться выявить причины индивидуальных особенностей переживания ИСС (Тарт, 1992). Однако при использовании практически любых методов введения в ИСС очень сложно предсказать – возникнет ли состояние, переходное к ИСС, глубокое ИСС или состояние человека останется таким, как было. Одна и та же степень воздействия в зависимости от различных факторов (подробнее см.: Тарт, 1992) вызывает различную реакцию у разных людей. Еще одна сложность изучения процессов возникновения ИСС в том, что рефлексия на ранних стадиях возникновения ИСС часто мешает появлению глубоких изменений.
Одним из способов введения человека в измененное состояние сознания является помещение его в условия сенсорной депривации, т. е. редукция стимуляции, поступающей к органам чувств. Сенсорная депривация на протяжении многих веков является неотъемлемым элементом культурно-закрепленных ритуалов введения в ИСС (Бургиньон, 2001; Тарт, 1992). Научное изучение сенсорной депривации как одного из видов ИСС началось с крайних степеней депривации (эксперименты Д. О. Хебба с коллегами, Дж. Лилли (Гордеева, 2004)). В таком случае наблюдается яркое и глубокое ИСС (Гордеева, 2004). В исследованиях, проводимых в рамках инженерной психологии, обычно невысок уровень депривирования, но зато его продолжительность может доходить до нескольких лет (Гордеева, 2004; Лебедев, 1989). Результатами таких опытов обычно является постепенно усиливающиеся и довольно устойчивые изменения в психике, вплоть до глубоких трансформаций мотивационно-смысловой сферы. В обоих типах опытов, как и при любом глубоком ИСС, психика и личность человека подвергаются серьезному воздействию, эксперименты требуют большой осторожности, так как могут оказать устойчивое негативное воздействие на психическое и физическое здоровье человека. Это делает их проведение довольно затруднительным. Еще одним источником знаний о психологии ИСС в СД являются автобиографические работы людей, в силу обстоятельств оказавшихся в условиях длительной депривации (Бомбар, 1959; Каллахэн, 1990; Пристли, 1989; Гордеева, 2004). Однако эти данные, будучи основаны на методе самоотчета, лишены научной достоверности, описывают феномен с субъективной позиции и могут рассматриваться лишь как иллюстрационный материал.
В работах О. В. Гордеевой и Г. Н. Финиковой (Гордеева, 2005) описываются проведенные опыты по аналитической интроспекции и состоянию неподвижности как аналогам кратковременной сенсорной депривации. При этом возникает состояние, которое можно назвать переходным к ИСС, так как наблюдается небольшое число признаков изменения состояния человека (Гордеева, 2004, 2005). Мы использовали метод кратковременной сенсорной депривации для изучения состояний, переходных к измененным ИСС, увеличив степень депривирования. Так, СД в наших экспериментах задавалась тем, что испытуемый надевал светорассеивающие очки, звукоизолирующие наушники и сидел неподвижно в течение пятнадцати минут. Инструкция: «Сейчас вы наденете очки и наушники и посидите в таком состоянии некоторое время. Постарайтесь сесть поудобней и по возможности не двигаться. Когда время закончится, я Вам сообщу». В результате мы обнаружили, что даже при такой незначительной степени депривации можно говорить о возникновении переходного ИСС, характерные черты которого несколько отличаются от описанных для экспериментов с сильной СД и глубоким ИСС.
Нашей целью было изучение феноменов мотивационно-смысловой сферы личности. Этим определяется набор используемых методик: Ценностные ориентации, Методика личных стремлений Р. Эммонса, Мотивационный профиль личности В. Э. Мильмана, модификация восьмицветового теста Люшера.
Из субъективных отчетов испытуемых можно выделить следующие феномены:
- искажение восприятия времени (в основном, сторону увеличения длительности индивидуальной минуты);
- уменьшение и полное исчезновение «мыслей», увеличение спонтанности мыслительной деятельности;
- изменения восприятия тела (усиление или ослабление телесных ощущений, субъективное чувство движения и т. п.);
- необычные перцептивные ощущения;
- эмоциональные изменения (часто прослеживается динамика от чувства тревоги и эмоционального возбуждения к ощущению спокойствия, которое остается и после воздействия);
- общее снижение активности;
- смысловые феномены (возникновение паранойяльных идей относительно целей эксперимента, ассоциирование себя с людьми с ограниченными возможностями, увеличение потребности в активности, дереализация, появление желания сделать ситуацию более определенной, прекратить эксперимент).
У многих испытуемых сочетание феноменов позволяет говорить об общей переориентации на внутренний мир, погружении в себя, отрешении от насущных забот и требований реальности. Данный феномен является характерным для сильной СД и стал основой для использования ванны Лилли в терапевтических целях. Некоторые испытуемые отмечали сходство с известными им ИСС: алкоголем, трансом.
Найденные значимые различия в экспериментальной группе до и после воздействия позволяют выделить ряд тенденций динамики мотивационно-смысловой сферы в СД. С одной стороны – увеличение категорий интраперсонального, снижение ценности познания, увеличение потребности в комфорте, повышение чувствительности, сензитивности. С другой стороны – повышение потребности в преподнесении себя, активной жизни, желание принести общественную пользу, снижение дезадаптивных стремлений. Мы предполагаем, что за противоречивыми данными по группе скрываются индивидуальные различия. Можно говорить о наличии двух паттернов, которые зачастую сменяют друг друга у одного и того же испытуемого по мере углубления ИСС (по данным самоотчетов). Сначала человек пытается искать недостающую информацию во внешнем мире, увеличивается потребность в активности, потом, когда данное направление оказывается непродуктивным, человек переориентируется на внутренний мир. При сильной степени депривации такой динамики не отмечалось, так как процесс погружения в ИСС проходил быстрее.
О. В. Гордеева, опираясь на имеющиеся данные по экспериментам с сильной степенью СД, выделяет следующие классы феноменов, как характерные для ИСС в условиях СД (Гордеева, 2004):
- Изменение восприятия времени. Эти изменения затрагивают как субъектив ный аспект – переживание времени, так и объективный – оценка временных интервалов.
- Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.
- Особенности эмоционального реагирования: повышение эмоциональной лабильности, специфические эмоциональные переживания.
- Трансформация смысловых систем (феномены изменения значимости).
- Повышение внушаемости и гипнабельности.
- Нарушения самосознания: изменение «схемы тела», деперсонализация и т. п.
- Сотворение «другого».
- Повышение креативности.
- Изменения в перцептивных процессах: спонтанное движение в видимом поле, усиление образности, нарушения константности размеров объектов, а также трехмерности восприятия.
- Перцептивные ощущения, о которых сообщают испытуемые: иллюзии и иногда галлюцинации в разных модальностях.
- Изменения состояний сна и бодрствования: изменения в динамике и качестве этих состояний.
- Утрата способности различения сна и бодрствования.
Если сравнить выявленные феномены со списком классов феноменов, которые получены на материале более сильной и продолжительной СД, то можно заметить, что при кратковременной СД наблюдаются 7 из 12 классов феноменов. Это данные по группе. Однако у каждого конкретного испытуемого обычно наблюдалось 2–5 признаков ИСС, т. е. мы можем говорить о состоянии, переходном к измененному. По субъективным оценкам самих испытуемых, средняя глубина состояния по 9-балльной шкале составляет 3,3 балла. В таком случае мы можем говорить, что данный метод позволяет изучать ранние стадии формирования ИСС, когда изменения еще очень незначительны и особо зависят от активной регуляции человека: способствует ли он или препятствует возникновению ИСС. Использование этого метода позволило выявить динамику изменения эмоционального состояния, постепенное уменьшение количества мыслей, смену направленности активности человека в целом.
Еще одним достоинством использования метода кратковременной СД является его безопасность для испытуемых. Многие методы введения в ИСС несут в себе потенциальную опасность для психического, психологического и физического здоровья испытуемых. В данном же случае сила воздействия невелика, что позволяет человеку самому регулировать свое состояние, не доводя его до критического. Здесь более ярко проявляются индивидуальные различия и способы регуляции своего состояния. Для одних испытуемых этого воздействия достаточно для возникновения переходного ИСС, в то время как другие препятствуют изменениям и феноменов ИСС не наблюдается.
Таким образом, мы считаем, что метод кратковременной сенсорной депривации может быть эффективным при изучении динамики начала формирования ИСС, переходных ИСС и механизмов формирования глубоких ИСС.
Источник